Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 20:33, контрольная работа
1.Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения и их специфика. Роль мировоззрения в обществе.
2.Специфика философского мировоззрения.
3.Назовите основные методы и функции философии.
4.Является ли философия наукой, и какова роль философии в современном мире?
Прошлый век принес технологические, экономические и социальные изменения в жизнь людей. И сегодня, оценивая роль науки в современном мире, можно сделать выводы, что на следующих этапах человеческого развития формировать его жизнедеятельность будут следующие основные направления: информатика, генетика, экология, энергетика, изучение возможностей человеческого мозга, материаловедение.
Развитие науки и решение экологических проблем.
Особенно важна роль науки в современном мире в качестве социальной силы, помогающей решить наболевшие важные проблемы современности. К ним, в частности, относится экологическое состояние планеты. Стремительный научно-технический прогресс, привнося в жизнь человека качественно новые изменения, приводит к значительному уменьшению ресурсов планеты, загрязнению окружающей среды. Поэтому наука становится одной из причин невосполнимых утрат и необратимых изменений, происходящих в той среде, в которой обитает человечество. Научные данные играют главную роль в оценке масштабов экологических угроз.
Влияние науки на современную культуру.
Возрастающая с каждым годом роль науки в современном обществе привела к возникновению ее особого статуса в культуре и новых видов взаимодействия со многими слоями общественного сознания. Поэтому и возникла проблема соотношения особенностей научного познания с другими видами деятельности, ведущей к познанию - обыденным сознанием, искусством.
Эта философская проблема обладает большим практическим значением. Осознание особенностей науки является важной предпосылкой для использования научных методов в управлении культурными процессами. Это осмысление также необходимо для выработки законов, помогающих управлять самой наукой в условиях бурного технического прогресса, ведь для изучения особенностей научного познания необходимо проанализировать его социальную обусловленность, а также его взаимодействие с разными сферами культуры как материальной, так и духовной. В связи с этим роль науки в обществе будет постоянно возрастать.
Какую роль играет наука в современном образовании.
С помощью научных знаний
человек постигает мир. Большая
роль науки в современном обществе
состоит еще и в том, что
управлять им, не имея определенных
знаний, невозможно. Научные знания
привели к изменениям социальной
структуры общества: появилось большее
количество людей, занимающихся умственным
трудом, и уменьшилась численность
тех, кто занят неквалифицированным
трудом. Наука воздействует на человека
непосредственно через
Определяя роль науки в обществе, следует уделить внимание вопросам взаимоотношений ученого и его исследований с человечеством, уровню социальной ответственности деятелей науки. Проблема состоит в том, чтобы новые изобретения не были обращены против человека. Необходимо отказаться от принципов свободы научных поисков, которые ничем не ограничены. Научные исследования должны быть на благо человека, а не во вред ему. Современная наука должна чувствовать свою этическую ответственность за будущее всей планеты.
5.Сравните образ мыслей людей, стоящих на трёх различных мировоззренческих позициях (мифологической, религиозной, философской) в одной и той же проблемной ситуации: им нужно выбрать одну из альтернатив – разбогатеть, обманом заставив работать на себя других людей, или не разбогатеть, но трудиться наравне со всеми. Как они могли бы рассуждать? Что думали бы о последствиях своего выбора?
На мой взгляд, для человека с мифологическим мировоззрением указанная проблема выбора не стояла. Приведу пример, в Спарте небольшой алой аристократии существовал за счет порабощенных илотов другой расы; в беднейших земледельческих районах ее население составляли главным образом крестьяне, возделывающие свою землю с помощью своих семей. Но там, где процветали торговля и промышленность, свободные граждане обогащались путем эксплуатации рабов: мужчин - в рудниках, женщин - в текстильном производстве. Как видно из истории, существование людей (например, рабов), за счет которых можно обогатиться, воспринималось как естественное положение вещей, угодное богам, равно как и взращивание будущих граждан в пайдейях, где забота о себе имела, по крайней мере, исходно, политический смысл, то есть касалась блага полиса в целом было нормой. Что касается использования труда равных по статусу, то, скорее всего, делалось это после обращения к богу - покровителю (к примеру, покровителю богатства Плутосу) с жертвоприношением, а отсутствие отрицательных последствий (в данном случае, например, процветание при использовании обмана, отсутствие мести со стороны обманутых) воспринималось как руководство к дальнейшему действию.
Человек с религиозным мировоззрением руководствуется в своих действиях религиозной моралью, например, христианской, отраженной в Библии. Как же Святое Писание говорит о богатстве и способах обогащения? Библейский словарь Брокгауза определяет термин «богатство» как «владение собственностью, размеры которой намного превышают жизненно необходимый уровень». Богатство может быть дано Богом как благословение, дарованное благочестивому (Притч 10:22) в награду за выдержанное испытание (Иов 42:10) или проявленное прилежание (Притч 12:27). Но оно может быть и неправедно присвоено не знающим угрызений совести безбожником (Пс 72:12). Поэтому богатство не может быть мерилом благочестия, как и нищета - признаком особой вины перед Богом (ср. Притч 28:6). Новый Завет говорит о богатстве и богатых людях: "И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие." (Лук. 18:18-25).
На примерах богача из притчи о богаче и Лазаре (Лк 16:19 и след.), богатого начальника (Лк 18:23), мытаря Закхея показано, как богатство вовлекает человека в грех, закрывая ему доступ в Царство Небесное. Отсюда предостережение: "Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас" (Иак 5:1). Обольщение богатством заглушает слово Божье (Мф 13:22).
"Господь
делает нищим и обогащает,
На
мой взгляд, сложно определить в
предложенной ситуации выбор человека
с философской мировоззренческой позицией. С одной стороны, с философской точки
зрения и с общечеловеческой позиции правда
всегда предпочтительнее, чем ложь и
обман, следовательно, честный труд предпочтительнее,
чем нечестное обогащение. Тем не менее
во многих случаях обман молчаливо
одобряется и даже считается желательным,
как адекватная мера противодействия
некоторой агрессивной социальной данности
(например, обманом заставить работать
на себя богатых людей, ранее обогатившимся
нечестно) или имеет оправдание (например,
обогатиться, чтобы иметь возможность
помогать бедным или смертельно больным
родственникам) и в данном случае предпочтение
обогащения за счет обмана других людей
очевидно.
Библиографический список:
1.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. И допол. М.: ПБОЮЛ, 2001. – С.35.
2.Введение в философию: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. И.Т.Фролова.- М.: Политиздат, 1990. – Ч.1. – 367 с.
3.История философии: Учебник. – 2-е изд., испр./ Под ред. Ч.С.Кирвеля. – Минск: Новое знание, 2001. – 258 с.
4.Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М.: Прогресс. 1992. – 415 с.
5.Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.: Политиздат. 1991. – 525 с.
6.Налимов В.В. Размышления о путях развития философии// Вопросы философии. – 1993. - № 9. – С. 85-93.
7.На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение/ Сост. П.В.Алексеев. – М.: Политиздат, 1990. – 528 с.
8.Перцев А.В. Философия как великая наука// Вест. Моск. ун-та. – Сер. 7. Философия. – 2000. - № 3. – С. 3-41.
9.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1981. – 374 с.
10.Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – М.: Политиздат. – Т. 21. – 712 с.