Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 17:01, контрольная работа
Через манихейство, скептицизм и неоплатонизм пришёл к христианству, учение которого о грехопадении и помиловании произвело на него сильное впечатление. В частности, он защищает (против Пелагия) учение о предопределении: человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие. Человеческая история, которую Августин излагает в своей книге «О граде Божием», «первой мировой истории», в его понимании есть борьба двух враждебных царств - царства приверженцев всего земного, врагов божьих, т. е. светского мира (civitas terrena или diaboli), и царства Божия (civitas dei).
Задание 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием 3
Задание 2. Реферативное изложение темы 4
Задание 3. Заполните табл. 8 13
Задание 4. Упражнения, комментарии 14
Задание 5. Тестовая проверка знаний 17
Литература 20
Тема 8. ФИЛОСОФИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Задание 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием 3
Задание 2. Реферативное изложение темы 4
Задание 3. Заполните табл. 8 13
Задание 4. Упражнения, комментарии 14
Задание 5. Тестовая проверка знаний 17
Литература 20
Задание 1. Завершите
дефиницию соответствующим
1) Философское понятие, используемое для обозначения вечного, безусловного, совершенного и неизменного субъекта, который самодостаточен, обладает творческой активностью и выступает в качестве всеобщей основы мира, - … Абсолют (лат. - absolutus - безусловный)
2) Религиозно-философское
учение, которое признает
3) Совокупность философско-
4) Форма мироощущения
и миропонимания, спецификой
5) Направление в
католической философии,
Задание 2. ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ АВГУСТИНА АВРЕЛИЯ
План
1. Жизнь и сочинения Августина Аврелия, его духовная эволюция.
Аврелий Августин Блаженный (лат. Augustinus Sanctus, полное имя Аврелий Августин) (13 ноября 354, Тагаст, Нумидия - 28 августа 430, Гиппон, близ Карфагена) - философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической церкви, именуется блаженным в православии. Один из Отцов Церкви, основатель августинизма. Оказал огромное влияние на западную философию и католическую теологию. Некоторая часть сведений об Августине восходит к его автобиографической «Исповеди».
Через манихейство,
скептицизм и неоплатонизм
Августин Аврелий - один из знаменитейших и влиятельнейших отцов христианской церкви, родился в Тагасте (ныне Сук-Арас в Алжире), в Африке, 13 ноября 354 г. Первоначальным своим образованием он обязан своей матери - христианке Монике, умной, благородной и благочестивой женщине, влияние которой на сына, однако, парализовалось отцом-язычником. В молодости своей Августин был настроен самым светским образом и, живя в Мадавре и Карфагене для изучения классических авторов, весь отдавался вихрю наслаждений. Жажда чего-то высшего пробудилась в нём лишь после чтения «Hortensius» Цицерона. Он набросился на философию, примкнул к секте манихеев, которой оставался верным около 10 лет, но не найдя нигде удовлетворения, чуть не пришёл в отчаяние и лишь знакомство с платонической и неоплатонической философией, ставшей ему доступной, благодаря латинскому переводу, на время дало пищу его уму. В 383 г. он отправился из Африки в Рим, а в 384 г. - в Милан, чтобы выступить здесь в качестве учителя красноречия. Здесь, благодаря тамошнему епископу Амвросию, он ближе ознакомился с христианством, и это обстоятельство, в связи с чтением посланий апостола Павла, произвело радикальную перемену в его образе мыслей и жизни. Этому событию Католическая церковь посвятила даже особый праздник (3 мая). На Пасху 387 г. Августин вместе со своим сыном принял крещение от руки Амвросия. После этого он возвратился в Африку, предварительно распродав всё своё имущество и почти совершенно раздав его бедным. Некоторое время он провёл в строгом уединении главою духовной общины в 391 г., вступив в духовное звание с саном пресвитера, занялся деятельностью проповедника и в 395 г. был посвящён в епископы в Гиппоне.
Августин Аврелий умер 28 августа 430 г., во время первой осады Гиппона вандалами.
Отец Августина,
римский гражданин, был мелким
землевладельцем, но мать - Моника
- благочестивой христианкой. В
юности Августин не обнаружил
склонности к традиционному
По Поссидию по возвращении в Африку Августин вновь поселился в Тагасте, где организовал монашескую общину. Во время поездки в Гиппон Регийский, где уже было 6 христианских церквей, греческий епископ Валерий охотно рукоположил Августина в пресвитеры так как ему было трудно проповедовать на латыни. Не позже 395 г. Валерий назначил его викарным епископом и через год умер.
Останки Августина Аврелия были перенесены его приверженцами в Сардинию, чтобы спасти их от поругания ариан-вандалов, а когда этот остров попал в руки сарацин, выкуплены Лиутпрандом, королём лонгобардов и погребены в Павии в церкви св. Петра. В 1842 г., с согласия папы, они опять перевезены в Алжир и сохраняются там подле памятника Августину, воздвигнутого ему на развалинах Гиппона французскими епископами.
2. Учение Августина Блаженного о Боге, человеке и его внутреннем мире. Проблема происхождения зла.
Августин раскрывает
сущность отношений между
Бог бестелесен,
а значит божественное начало
бесконечно и вездесуще.
Человек создавался
Богом как свободное существо,
но, совершив грехопадение, сам выбрал
зло и пошёл против воли
Бога. Так возникает зло, так
человек становится
С момента грехопадения люди предопределены ко злу и творят его даже тогда, когда стремятся делать добро.
Главная цель человека - спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение Церкви.
Говоря о деяниях Бога, мыслители подчеркивали его всеблагость. Но в мире творится и зло. Почему Бог допускает зло?
Августин доказывал, что все сотворенное Богом в той или иной мере причастно к абсолютной доброте - всеблагости Бога: ведь Всевышний, осуществляя творение, запечатлел в тварном определенную меру, вес и порядок; в них вложены внеземной образ и смысл. В меру этого в природе, в людях, в обществе заключено добро.
Зло - не некая сила, существующая сама по себе, а ослабленное добро, необходимая ступень к добру. Видимое несовершенство является частью мировой гармонии и свидетельствует о принципиальной благости всего сущего: «Всякая природа, которая может стать лучше - хороша».
Бывает и так,
что мучащее человека зло в
конечном счете оборачивается
добром. Так, например, человека наказывают
за преступление (зло) с целью
принести ему добро через
Иными словами, без зла мы не знали бы, что такое добро.
3. Теория Августина Аврелия о гармонии веры и разума.
Учение Августина Аврелия творчески развил крупнейший средневековый философ Фома Аквинский, опиравшийся не только на работы религиозных философов и Священное Писание, но и на труды Аристотеля. В своей концепции он попытался соединить религиозный иррационализм и рационально-логический метод Аристотеля.
Основные идеи
Фомы Аквинского: главная цель
жизни человека - познание Бога
и приближение к нему. Бог открывается
человеку естественным путем
через сотворенный мир и
1-е доказательство - в мире все находится в движении, следовательно, у каждой вещи есть источник движения; а значит, должен быть некий первоисточник, т. е. Бог;
2-е доказательство
- бытие представляет собой
3-е доказательство
- окружающий мир подчинен
4-е доказательство
- мир устроен иерархически: каждая
последующая ступень более
5-е доказательство
- мир един, его развитие направлено
на достижение определенных
Учение Фомы
Аквинского было призвано
4. Историософская концепция «о двух градах».
Августин выдвигает
мысль о единстве человеческой
божественной истории, которые
текут в противоположных, но
взаимно неразделимых сферах, содержанием
которых является бой двух
царств (градов) - божьего и земного.
Дуализм бога и природы
В своем изложении
плана божьего предопределения
Августин дает периодизацию
Церковь в истории
занимает особое положение:
Августин заложил
основы новой христианской
5. Роль творчества
Августина Блаженного в
О свободе и
божественном предопределении.