Философия европейского Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 17:01, контрольная работа

Описание работы

Через манихейство, скептицизм и неоплатонизм пришёл к христианству, учение которого о грехопадении и помиловании произвело на него сильное впечатление. В частности, он защищает (против Пелагия) учение о предопределении: человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие. Человеческая история, которую Августин излагает в своей книге «О граде Божием», «первой мировой истории», в его понимании есть борьба двух враждебных царств - царства приверженцев всего земного, врагов божьих, т. е. светского мира (civitas terrena или diaboli), и царства Божия (civitas dei).

Содержание работы

Задание 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием 3
Задание 2. Реферативное изложение темы 4
Задание 3. Заполните табл. 8 13
Задание 4. Упражнения, комментарии 14
Задание 5. Тестовая проверка знаний 17
Литература 20

Файлы: 1 файл

Тема 8.docx

— 28.57 Кб (Скачать файл)

Тема 8. ФИЛОСОФИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Задание 1. Завершите дефиницию  соответствующим понятием 3

Задание 2. Реферативное изложение  темы 4

Задание 3. Заполните табл. 8 13

Задание 4. Упражнения, комментарии 14

Задание 5. Тестовая проверка знаний 17

Литература 20

 

 

 

 

 

 

 

 

    Задание 1. Завершите  дефиницию соответствующим понятием

   1) Философское понятие,  используемое для обозначения  вечного, безусловного, совершенного  и неизменного субъекта, который  самодостаточен, обладает творческой  активностью и выступает в  качестве всеобщей основы мира, - … Абсолют (лат. - absolutus - безусловный)

   2) Религиозно-философское  учение, которое признает существование  личного, трансцендентного бога  как совершенного существа, обладающего  разумом и волей и таинственным  образом воздействующего на все  материальные и духовные процессы, - …Теизм (греч. theos – Бог)

   3) Совокупность философско-теологических  учений христианских мыслителей II-VIII вв., имевших главной целью  защиту и теоретическое обоснование  христианской религии, - … Патристика

   4) Форма мироощущения  и миропонимания, спецификой которой  является культовая система, т.  е. система обрядовых действий, направленных на установление  непосредственной связи с абсолютным  началом, - … Религия (лат. religio - благочестие, святость и лат. religare – связывать, соединять)

   5) Направление в  католической философии, основанное  Фомой Аквинским, - … Томизм

 

 

 

 

Задание 2. ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ  АВГУСТИНА АВРЕЛИЯ

План

   1. Жизнь и сочинения  Августина Аврелия, его духовная эволюция.

    Аврелий Августин Блаженный (лат. Augustinus Sanctus, полное имя Аврелий Августин) (13 ноября 354, Тагаст, Нумидия - 28 августа 430, Гиппон, близ Карфагена) - философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической церкви, именуется блаженным в православии. Один из Отцов Церкви, основатель августинизма. Оказал огромное влияние на западную философию и католическую теологию. Некоторая часть сведений об Августине восходит к его автобиографической «Исповеди».

    Через манихейство,  скептицизм и неоплатонизм пришёл  к христианству, учение которого  о грехопадении и помиловании  произвело на него сильное  впечатление. В частности, он  защищает (против Пелагия) учение  о предопределении: человеку заранее  предопределено Богом блаженство  или проклятие. Человеческая история,  которую Августин излагает в  своей книге «О граде Божием»,  «первой мировой истории», в его  понимании есть борьба двух  враждебных царств - царства приверженцев  всего земного, врагов божьих, т. е. светского мира (civitas terrena или diaboli), и царства Божия (civitas dei). При этом он отождествляет Царство Божие, в соответствии с его земной формой существования, с римской церковью.Аврелий Августин учит о самодостоверности человеческого сознания (основа достоверности есть Бог) и познавательной силе любви. При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются. Августин явился родоначальником направления неоплатонизма в христианской философии (августинизма), которое господствовало в Западной Европе вплоть до XIII века, когда оно было заменено христианским аристотелизмом Альберта Великого и Фомы Аквинского. Августин написал автобиографию под названием «Исповедь». Она и «О граде Божием» являются наиболее известными его произведениями.

    Августин Аврелий - один из знаменитейших и влиятельнейших отцов христианской церкви, родился в Тагасте (ныне Сук-Арас в Алжире), в Африке, 13 ноября 354 г. Первоначальным своим образованием он обязан своей матери - христианке Монике, умной, благородной и благочестивой женщине, влияние которой на сына, однако, парализовалось отцом-язычником. В молодости своей Августин был настроен самым светским образом и, живя в Мадавре и Карфагене для изучения классических авторов, весь отдавался вихрю наслаждений. Жажда чего-то высшего пробудилась в нём лишь после чтения «Hortensius» Цицерона. Он набросился на философию, примкнул к секте манихеев, которой оставался верным около 10 лет, но не найдя нигде удовлетворения, чуть не пришёл в отчаяние и лишь знакомство с платонической и неоплатонической философией, ставшей ему доступной, благодаря латинскому переводу, на время дало пищу его уму. В 383 г. он отправился из Африки в Рим, а в 384 г. - в Милан, чтобы выступить здесь в качестве учителя красноречия. Здесь, благодаря тамошнему епископу Амвросию, он ближе ознакомился с христианством, и это обстоятельство, в связи с чтением посланий апостола Павла, произвело радикальную перемену в его образе мыслей и жизни. Этому событию Католическая церковь посвятила даже особый праздник (3 мая). На Пасху 387 г. Августин вместе со своим сыном принял крещение от руки Амвросия. После этого он возвратился в Африку, предварительно распродав всё своё имущество и почти совершенно раздав его бедным. Некоторое время он провёл в строгом уединении главою духовной общины в 391 г., вступив в духовное звание с саном пресвитера, занялся деятельностью проповедника и в 395 г. был посвящён в епископы в Гиппоне.

    Августин Аврелий умер 28 августа 430 г., во время первой осады Гиппона вандалами.

    Отец Августина,  римский гражданин, был мелким  землевладельцем, но мать - Моника - благочестивой христианкой. В  юности Августин не обнаружил  склонности к традиционному греческому  языку, но был покорён латинской  литературой. По окончании школы  в Тагасте он отправился учиться в ближайший культурный центр - Мадавру. Осенью 370 г., благодаря покровительству жившего в Тагасте друга семьи - Романиана, Августин отправился на трёхлетнее обучение риторике в Карфаген. В 372 г. у Августина в конкубинатe родился сын Адеодат. Через год он прочёл Цицерона и увлёкся философией, обратившись к чтению Библии. Однако вскоре Августин перешёл в модное тогда манихейство. В то время он стал преподавать риторику сначала в Тагасте, позже в Карфагене. B «Исповеди» Августин подробно остановился на девяти годах, впустую потраченных им на «шелуху» манихейского учения. В 383 г. даже духовный манихейский вождь Фавст не сумел ответить на его вопросы. В этот год Августин принял решение найти учительскую должность в Риме, но там он провёл всего год и получил должность преподавателя риторики в Медиолане. Прочитав некоторые трактаты Плотина в латинском переводе ритора Мария Викторина, Августин познакомился с неоплатонизмом, представлявшим Бога как нематериальное трансцендентное Бытие. Побывав на проповедях Амвросия Медиоланского, Августин понял рациональную убеждённость раннего христианства. После этого он стал читать послания апостола Павла и услышал от викарного епископа Симплициана историю обращения в христианство Мария Викторина. По преданию, однажды в саду Августин услышал голос ребёнка, побудивший его наугад развернуть послания апостола Павла, где ему попалось Послание к Римлянам. После этого он, вместе с Моникой, Адеодатом, братом, обоими двоюродными братьями, другом Алипием и двумя учениками, удалился на несколько месяцев в Кассициак, на виллу одного из друзей. По образцу цицероновских «Тускуланских бесед», Августин Аврелий составил несколько философских диалогов. На Пасху 387 г. он, вместе с Адеодатом и Алипием, крестился в Медиолане, после чего вместе с Моникой отправился в Африку. Однако в Остии она скончалась. Последняя её беседа с сыном была хорошо передана в конце «Исповеди». После этого часть сведений о дальнейшей жизни Августина основана на составленном Поссидием, общавшимся с Августином почти 40 лет, «Житии».

    По Поссидию по возвращении в Африку Августин вновь поселился в Тагасте, где организовал монашескую общину. Во время поездки в Гиппон Регийский, где уже было 6 христианских церквей, греческий епископ Валерий охотно рукоположил Августина в пресвитеры так как ему было трудно проповедовать на латыни. Не позже 395 г. Валерий назначил его викарным епископом и через год умер.

    Останки Августина  Аврелия были перенесены его приверженцами в Сардинию, чтобы спасти их от поругания ариан-вандалов, а когда этот остров попал в руки сарацин, выкуплены Лиутпрандом, королём лонгобардов и погребены в Павии в церкви св. Петра. В 1842 г., с согласия папы, они опять перевезены в Алжир и сохраняются там подле памятника Августину, воздвигнутого ему на развалинах Гиппона французскими епископами.

 

   2. Учение Августина  Блаженного о Боге, человеке и  его внутреннем мире. Проблема  происхождения зла.

    Августин раскрывает  сущность отношений между Богом  и человеком. Бог, по Августину,  сверхприроден. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. Если неоплатонизм рассматривал бога (Абсолют) как безличное существо, как единство всего сущего, то Августин истолковывал Бога как личность, сотворившую все сущее. И специально делал различия толкований Бога от судьбы и фортуны.

    Бог бестелесен, а значит божественное начало  бесконечно и вездесуще. Сотворив  мир, Он позаботился о том,  чтобы в мире царил порядок,  и в мире все стало подчиняться  законам природы.

    Человек создавался  Богом как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал  зло и пошёл против воли  Бога. Так возникает зло, так  человек становится несвободным.  Человек несвободен и неволен ни в чём, он всецело зависит от Бога.

    С момента грехопадения  люди предопределены ко злу  и творят его даже тогда,  когда стремятся делать добро.

    Главная цель  человека - спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение Церкви.

    Говоря о деяниях  Бога, мыслители подчеркивали его  всеблагость. Но в мире творится и зло. Почему Бог допускает зло?

    Августин доказывал,  что все сотворенное Богом  в той или иной мере причастно  к абсолютной доброте - всеблагости Бога: ведь Всевышний, осуществляя творение, запечатлел в тварном определенную меру, вес и порядок; в них вложены внеземной образ и смысл. В меру этого в природе, в людях, в обществе заключено добро.

    Зло - не некая сила, существующая сама по себе, а ослабленное добро, необходимая ступень к добру. Видимое несовершенство является частью мировой гармонии и свидетельствует о принципиальной благости всего сущего: «Всякая природа, которая может стать лучше - хороша».

    Бывает и так,  что мучащее человека зло в  конечном счете оборачивается  добром. Так, например, человека наказывают  за преступление (зло) с целью  принести ему добро через искупление  и муки совести, что приводит  к очищению.

    Иными словами,  без зла мы не знали бы, что  такое добро.

 

 

   3. Теория Августина  Аврелия о гармонии веры и разума.

    Учение Августина  Аврелия творчески развил крупнейший средневековый философ Фома Аквинский, опиравшийся не только на работы религиозных философов и Священное Писание, но и на труды Аристотеля. В своей концепции он попытался соединить религиозный иррационализм и рационально-логический метод Аристотеля.

    Основные идеи  Фомы Аквинского: главная цель  жизни человека - познание Бога  и приближение к нему. Бог открывается  человеку естественным путем  через сотворенный мир и сверхъестественным -через веру и божественное  откровение. Допустимы оба пути  постижения Бога, хотя приоритет  принадлежит вере. Тем самым Фома  Аквинский утверждал, что вера  и разум не противоречат, а  дополняют друг друга; некоторые  положения веры могут быть  рационально доказаны. Исходя из  этого, философ разработал знаменитые  пять доказательств существования  Бога:

    1-е доказательство - в мире все находится в  движении, следовательно, у каждой  вещи есть источник движения; а значит, должен быть некий  первоисточник, т. е. Бог;

    2-е доказательство - бытие представляет собой совокупность  причинно-следственных связей, следовательно,  должна быть первопричина всего  существующего, т. е. Бог;

    3-е доказательство - окружающий мир подчинен определенным  закономерностям: законам подчиняются  движение планет, природные явления,  жизнь людей; следовательно, законов  множество, а творцом первого  закона мог быть только Бог;

    4-е доказательство - мир устроен иерархически: каждая  последующая ступень более совершенна, чем предыдущая; следовательно, высшим, абсолютным совершенством может  являться только Бог;

    5-е доказательство - мир един, его развитие направлено  на достижение определенных целей;  источником целесообразности мира  и его высшей целью является  Бог.

    Учение Фомы  Аквинского было призвано католической  церковью в качестве официальной  доктрины и является таковой  и в настоящее время.

 

 

   4. Историософская  концепция «о двух градах».

    Августин выдвигает  мысль о единстве человеческой  божественной истории, которые  текут в противоположных, но  взаимно неразделимых сферах, содержанием  которых является бой двух  царств (градов) - божьего и земного.  Дуализм бога и природы переносится,  таким образом, и на общественное  развитие. Божий град представляет  меньшую часть человечества - это  те, которые своим морально- религиозным  поведением заслужили у бога  спасение и милосердие; в земном  граде, напротив, остаются люди  самолюбивые, алчные, эгоисты, которые  забывают о боге. Божий град  постепенно усиливается в общественно-историческом  развитии, в частности после прихода  Иисуса. Главной предпосылкой принадлежности  к граду божьему служат смирение  и покорность, как перед богом,  так и перед церковью.

    В своем изложении  плана божьего предопределения  Августин дает периодизацию истории  земных градов-обществ. Она основана  на аналогии с шестью днями  творения, шестью развивающимися  сферами человеческой жизни и шестью эпохами, которые приведены в Ветхом завете. Это по своей сути эсхатологическая концепция; идея прогресса, которая в ней содержится, - религиозно-теологическая.

    Церковь в истории  занимает особое положение: она  является обществом Христа, объединяет, согласно воле божьей, избранных,  и вне ее нельзя обрести  спасение. Церковь является зримым  представителем царства божьего  на земле. Светский град и  его государство также установлены  богом, но они не имеют привилегированного  положения, как церковь, которая  занимает высшее положение, и  государство должно ей служить.  Только при таких условиях  возможно возникновение гармоничного  общественного организма. Понимание  общества у Августина является  теократическим.

    Августин заложил  основы новой христианской философии.  Он отбросил классический подход  греков, основанный на объективизме  и интеллектуализме, его подход  был интроспективным, воле он  приписывал первенство над разумом.  Греки склонялись к финализму  и натурализму, Августин представлял  бога как бесконечность, а мир  - как продукт сверхъестественной  силы и творение милости. Интроспективная  позиция переходит в персонализм,  бог - это прежде всего персона,  сущностью которой является воля; этим самым философия Августина  отворачивается от универсализма  древних. Она основана на доверии  к силам воли, веры, любви и  милости, но ни в коем случае  не к силам разума и доказательств.

 

   5. Роль творчества  Августина Блаженного в формировании  христианской философии.

    О свободе и  божественном предопределении. Большое  влияние на последующую христианскую  философию оказало учение Августина  о божественной благодати в  ее отношении к воле человека  и о божественном предопределении.  Суть этого учения в следующем.  Первые люди до грехопадения  обладали свободной волей: и  могли не грешить. Но Адам  и Ева дурно использовали эту  свободу ' после грехопадения  потеряли ее. Теперь они уже  не могли не грешить. После  искупительной жертвы Иисуса  Христа избранные Богом уже  не могут грешить. Божество  от века предопределило одних  людей к добру, спасению и  блаженству, а других - к злу, погибели  и мучениям. Без предопределенной  божественной благодати человек  не может иметь доброй воли. Эту позицию Августин отстаивал  в ожесточенной полемике с  одним из церковных писателей  - Пелагием, который утверждал, что  спасение человека зависит от  его собственных нравственных  усилий. Учение Августина о предопределении  можно назвать религиозным фатализмом. Идеи Августина по этому вопросу  породили широкую и острую  дискуссию, длившуюся многие века (даже сейчас).

Информация о работе Философия европейского Средневековья