Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 17:01, контрольная работа
Через манихейство, скептицизм и неоплатонизм пришёл к христианству, учение которого о грехопадении и помиловании произвело на него сильное впечатление. В частности, он защищает (против Пелагия) учение о предопределении: человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие. Человеческая история, которую Августин излагает в своей книге «О граде Божием», «первой мировой истории», в его понимании есть борьба двух враждебных царств - царства приверженцев всего земного, врагов божьих, т. е. светского мира (civitas terrena или diaboli), и царства Божия (civitas dei).
Задание 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием 3
Задание 2. Реферативное изложение темы 4
Задание 3. Заполните табл. 8 13
Задание 4. Упражнения, комментарии 14
Задание 5. Тестовая проверка знаний 17
Литература 20
Познание, по Августину,
основано на внутреннем
Новым в теории
познания было утверждение
Учение о душе,
воле и познании. Разум и вера.
Августин говорил о скептиках:
'Им показалось вероятным, что
истину найти нельзя, а мне
кажется вероятным, что найти
можно'. Разум, по Августину, есть
взор души, которым она сама
собой, без посредства тела, созерцает
истинное. Истина же содержится
в нашей душе, а душа наша
бессмертна, и человек не вправе
забывать о внеземной цели
своей жизни. Человек должен
подчинять свои знания
Я полагаю, что
душа питается не иным чем,
как разумением вещей и
Вера в авторитет
весьма сокращает дело и не
требует никакого труда. Если
она тебе нравится, ты можешь
прочитать много такого, что об
этих предметах написали, как
бы из снисхождения, великие и
божественные мужи, находя это
необходимым для пользы
Задание 3. Заполните табл. 8
Проблема соотношения разума и веры: основные варианты её решения
|№ |Общее название позиции, |Её выразители |Краткое содержание позиции (точки зрения), максима,|Отношение церкви к этим |
|п/п |точки
зрения
|
|в которой она выражалась
| |Патристика |В творчестве Аврелия |Патристика (от лат. – патрик, отец) своими корнями |В учении о человеке Аврелий|
| | |Августина |уходит в I - II вв. и представляет совокупность |Августин следовал |
| | | |учений "отцов Церкви", направленных против |платоновской традиции |
|
|
|
|язычества, иудейства и
| | | |III - IV вв. патристика разрабатывает основы |но в большей степени его |
| | | |христианской теологии, используя для этих целей, |интересовала человеческая |
| | | |как и Филон Александрийский, философию стоиков и |душа, он трактует ее как |
| | | |неоплатоников. Своих вершин она достигает в |нечто бестелесное и |
| | | |творчестве Аврелия Августина – представителя |самобытное, близкое к Богу,|
|
|
|
|поздней патристики.
|
|
|
|
| |Схоластика |Идеи Платона, а позже |Схоластика (лат. – школьный) – умствование, |Философы-схоласты вели |
| | |Аристотеля |стремление установить истину путем соединения |споры по многим вопросам, |
|
|
|
|каких-то догматических
| | | |положений, например) с философско-теоретическими |соотношение общего и |
| | | |суждениями. Сначала для этого использовались идеи |отдельного, разума и веры, |
| | | |Платона, а позже Аристотеля. Предпочтение |"доказательство" бытия |
|
|
|
|отдавалось формально-
|
|
|
|помощи цепи правильно
|
|
|
|дедуктивным путем выводилось
умозаключение, которое|
|
|
|
|и считалось истиной. Так
|
|
|
|богопознания.
Задание 4. Упражнения, комментарии
➢ Назовите, какие философские учения античности оказали влияние на средневековую христианскую мысль, и объясните, в чём это влияние выразилось?
Огромное влияние
на христианскую мысль оказали
Ареопагитики. Этот источник цитировали
и толковали многие мыслители
и богословы Византии, а также
средневековой Западной Европы
и Руси. Речь идет о сборнике
- четыре произведения и десяток
писем - неизвестного автора, датируемом
исследователями V веком н.э. Но
содержание сборника в ряде
случаев соответствует
В них на основе
Священного Писания, идей
В онтологии
подчеркнута идея о
Если в средние
века было принято доказывать
бытие Бога путем наделения
его исключительно
Более того, Божество
не является ни благом, ни не
благом; ни подобием, ни не подобием;
ни сущим, ни не сущим; ни
мраком, ни светом; ни заблуждением,
ни истиной и т.д. В итоге
следует вывод о том, что
Бог одновременно является
Такое антиномические
противопоставление с
Наконец, Псевдо-Дионисий
приходит к последнему
Наиболее полное познание Бога мы обретаем, "познавая его пресветлыми лучами и там осияется непостижимой бездной премудрости". Из приведенных рассуждений можно сделать заключение о том, что божественное надо не только и не столько познать разумом, но и пережить, а в процессе такого переживания получить высокое духовное наслаждение. Познание, таким образом, включает в себя как разумное, так и не разумное (мистическое), и в таком сочетании дает возможность человеку ощутить полноту бытия. В наше время такая точка зрения как бы обретает вторую жизнь, но теперь уже не только на почве христианского богословия, но и восточных мистических учений.
➢ По данным его биографии определите имя мыслителя.
Французский философ - схоласт, теолог и поэт. Родился в Пале, близ г. Нанта. Учился у Росцелина и Гильома из Шампо. В 1113 г. открыл собственную школу, привлекшую множество учеников. Трагическая история любви к Элоизе закончилась его уходом в монастырь в 1119 г., где он провёл последние 20 лет жизни. Для его воззрения характерен рационализм. Несмотря на свою религиозную форму его учение встретило яростное неприятие церковных ортодоксов и было осуждено на соборах в Суассоне (1121) и в Сансе (1140).
АБЕЛЯР Пьер (Abelard, Abailard) (1079–1142) – франц. философ-схоласт, теолог и поэт.
Задание 5. Тестовая проверка знаний
1. Господствующим учением в средние века был
а) теизм,
б) деизм,
в) атеизм,
г) пантеизм.
2. «Единственно истинной
философией католицизма»
а) Августина Аврелия,
б) Фомы Аквинского,
в) Альберта Великого,
г) Ансельма Кентерберийского.
3. Найдите соответствие
между философом и
а) Аверроэс 1) «О граде Божьем»
б) Эриугена Иоанн Скот 2) «Сумма теологии»
в) Августин Аврелий 3) «О разделении природы»
г) Фома Аквинский 4) «Опровержение опровержения»
4. Принцип, согласно которому мир сотворен Богом из ничего по собственной воле, называется
а) сотериологизмом,
б) креационизмом,
в) провиденциализмом,
г) ревеляционизмом.
5. Средневековые схоласты преимущественно опирались на учение античной философской мысли, называемое
а) неоплатонизмом,
б) аристотелизмом,
в) эпикуреизмом,
г) атомизмом.
6. Отрицает существование
универсалий в объективной
а) номинализм,
б) реализм,
в) креационизм,
г) томизм.
7. Максима: «Верую, ибо абсурдно», - принадлежит
а) Оригену,
б) Абеляру,
в) Тертуллиану,
г) Василию Великому.
8. Представителем греческой патристики является
а) Татиан,
б) Августин Аврелий,
в) Юстин,
г) Иоанн Дамаскин.
9. Расцвет схоластической философии приходится:
а) на V в.
б) VI в.
в) ХI в.
г) XIII в.
10. По выражению Ф. Энгельса, «отцом христианства» является
а) Сенека,
б) Филон Александрийский,
в) Климент Александрийский,
г) Ориген.
Литература
1. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней / Д. Антисери, Д. Реале. - Т. 1-2. Античность и средневековье. - СПб. : ПНЕВМА, 2003 - 688 с.