Философия европейского Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 17:01, контрольная работа

Описание работы

Через манихейство, скептицизм и неоплатонизм пришёл к христианству, учение которого о грехопадении и помиловании произвело на него сильное впечатление. В частности, он защищает (против Пелагия) учение о предопределении: человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие. Человеческая история, которую Августин излагает в своей книге «О граде Божием», «первой мировой истории», в его понимании есть борьба двух враждебных царств - царства приверженцев всего земного, врагов божьих, т. е. светского мира (civitas terrena или diaboli), и царства Божия (civitas dei).

Содержание работы

Задание 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием 3
Задание 2. Реферативное изложение темы 4
Задание 3. Заполните табл. 8 13
Задание 4. Упражнения, комментарии 14
Задание 5. Тестовая проверка знаний 17
Литература 20

Файлы: 1 файл

Тема 8.docx

— 28.57 Кб (Скачать файл)

    Познание, по Августину,  основано на внутреннем чувстве,  ощущении и разуме. Человек, говорит  Августин, имеет о доступных пониманию  и разуму предметах познание, хотя и малое, однако совершенно  достоверное, и жалким образом  обманывается тот, кто думает, что чувствам не надо верить. Нормой же познания является  истина. Неизменная, вечная истина, согласно Августину, есть источник  всех истин, есть Бог.

    Новым в теории  познания было утверждение Августина  об участии воли во всех  актах познания, т.е. понимание  познания как энергийноволевого процесса. Характеризуя роль волевого начала в чувствах, Августин подарил в века афоризм: 'Человек испытывает страдания ровно настолько, насколько поддается им.

    Учение о душе, воле и познании. Разум и вера. Августин говорил о скептиках: 'Им показалось вероятным, что  истину найти нельзя, а мне  кажется вероятным, что найти  можно'. Разум, по Августину, есть  взор души, которым она сама  собой, без посредства тела, созерцает  истинное. Истина же содержится  в нашей душе, а душа наша  бессмертна, и человек не вправе  забывать о внеземной цели  своей жизни. Человек должен  подчинять свои знания мудрости, ибо в спасении души - его высшее  назначение. Все, что мы созерцаем,  мы схватываем мыслью или чувством  и разумением. Душа угаснуть не  может, если не будет отделена  от разума. Отделиться же она  никак не может'. Августин рассматривает  разум как очень важную функцию  души:

    Я полагаю, что  душа питается не иным чем,  как разумением вещей и знанием,  умозрениями и размышлениями,  если может через них познать  что-нибудь. К изучению наук ведет  нас двоякий путь - авторитет и  разум: по отношению ко времени  первенствует авторитет, а по  отношению к существу дела - разум.

    Вера в авторитет  весьма сокращает дело и не  требует никакого труда. Если  она тебе нравится, ты можешь  прочитать много такого, что об  этих предметах написали, как  бы из снисхождения, великие и  божественные мужи, находя это  необходимым для пользы простейших, и в чем они требовали веры  к себе со стороны тех, для  чьих душ, более тупоумных или  более занятых житейскими делами, другого средства к спасению  быть не могло. Такие люди, которых  всегда громаднейшее большинство,  если желают постигать истину  разумом, весьма легко одурачиваются  подобием разумных выводов и  впадают в такой смутный и  вредный образ мыслей, что отрезвиться  и освободиться от него не  могут никогда или могут только  самым бедственным для них  путем. Таким полезнее всего  верить превосходнейшему авторитету  и соответственно ему вести  жизнь.

 

 

 

 

 

Задание 3. Заполните табл. 8

                                                                                                                     Таблица 8

Проблема соотношения  разума и веры: основные варианты её решения

 

|№         |Общее название позиции,   |Её выразители             |Краткое содержание позиции (точки зрения), максима,|Отношение церкви к этим    |

|п/п       |точки  зрения               |                          |в которой она выражалась                           |позициям                   |

|          |Патристика                 |В творчестве Аврелия      |Патристика (от лат. – патрик, отец) своими корнями |В учении о человеке Аврелий|

|          |                           |Августина                 |уходит в I - II вв. и представляет  совокупность    |Августин следовал          |

|          |                           |                          |учений "отцов Церкви", направленных  против         |платоновской  традиции      |

|          |                           |                          |язычества, иудейства и традиционной  философии. С   |двойственности  его природы,|

|          |                           |                          |III - IV вв. патристика разрабатывает  основы       |но в  большей степени его   |

|          |                           |                          |христианской теологии, используя  для этих целей,   |интересовала человеческая  |

|          |                           |                          |как и Филон Александрийский,  философию стоиков и   |душа, он трактует ее как   |

|          |                           |                          |неоплатоников. Своих вершин  она достигает в        |нечто бестелесное и        |

|          |                           |                          |творчестве Аврелия Августина – представителя       |самобытное, близкое к Богу,|

|          |                           |                          |поздней патристики.                                |а потому и превосходящее   |

|          |                           |                          |                                                   |бренное тело.              |

|          |Схоластика                 |Идеи Платона, а позже     |Схоластика (лат. – школьный) –  умствование,        |Философы-схоласты вели     |

|          |                           |Аристотеля                |стремление установить истину  путем соединения      |споры  по многим вопросам,  |

|          |                           |                          |каких-то догматических предпосылок  (теологических  |но главными из них были:   |

|          |                           |                          |положений, например) с философско-теоретическими   |соотношение общего и       |

|          |                           |                          |суждениями. Сначала для этого  использовались идеи  |отдельного, разума и веры, |

|          |                           |                          |Платона, а позже Аристотеля. Предпочтение          |"доказательство" бытия     |

|          |                           |                          |отдавалось формально-логическим  построениям. При   |Бога.                      |

|          |                           |                          |помощи цепи правильно построенных  суждений         |                           |

|          |                           |                          |дедуктивным путем выводилось  умозаключение, которое|                           |

|          |                           |                          |и считалось истиной. Так происходила  рационализация|                           |

|          |                           |                          |богопознания.                                      |                           |

 

 

 

    Задание 4. Упражнения, комментарии

    ➢ Назовите, какие философские учения античности оказали влияние на средневековую христианскую мысль, и объясните, в чём это влияние выразилось?

    Огромное влияние  на христианскую мысль оказали  Ареопагитики. Этот источник цитировали  и толковали многие мыслители  и богословы Византии, а также  средневековой Западной Европы  и Руси. Речь идет о сборнике - четыре произведения и десяток  писем - неизвестного автора, датируемом  исследователями V веком н.э. Но  содержание сборника в ряде  случаев соответствует христианской  ортодоксии; кроме того удалось  обнаружить близость идей сборника  мыслям неоплатоника Прокла (V в.). Поэтому автора Ареопагитик именуют Псевдо-Дионисием Ареопагитом, а сами произведения Ареопагитиками.

    В них на основе  Священного Писания, идей ранней  патристики и неоплатонизма дана  практически первая целостная  картина христианского мировоззрения,  в которой отображены едва  ли не все его стороны, а  именно, учение о бытии (онтология), учение о познании Бога (гносеология), а также этические и эстетические  учения.

    В онтологии  подчеркнута идея о трансцендентности  Божества (от лат. Transtendente - переступать, то есть то, что находится за границами сознания и разума). С этим связано представление о непознаваемости Божества. "Бог пребывает выше всякого знания и выше всякого бытия". Всякое интеллектуальное знание, поэтому, бессильно для постижения высшего знания. Автор Ареопагитик четко формулирует важнейшую в христианской философии антиномию (от греч. , что означает противоречие закона самому себе): познать и увидеть Бога можно только через не познавание (не знание) и не видение. "И по преимуществу совершенное незнание есть высшее знание того, что превышает все, доступное познанию". Иначе говоря, высшее знание достигается посредством отказа от всякого рационального знания; утверждение переходит в отрицание.

    Если в средние  века было принято доказывать  бытие Бога путем наделения  его исключительно положительными  свойствами и и взяв их в совокупности, делать вывод о его совершенстве, то у Псевдо-Дионисия применен обратный прием. Доказательство строится на последовательном применении всех возможных взаимоисключающих вариантов обозначения (трактат "О божественных имена"). Все утвердительные имена Бога отнесены к его многообразным проявлениям, но не к его сущности, хотя каждое имя "всегда следует понимать относящимися ко всему божеству в целом". Бог есть сущее, благо, бытие, свет, мудрость, красота, жизнь, разум, причина и т.д., то есть прежде всего имена, выражающие причину. Далее следует утверждения, отрицающие все, приведенное ранее. Бог не является ни светом, ни красотой, ни благом, ни жизнью, ни сущим и т.д.

    Более того, Божество  не является ни благом, ни не  благом; ни подобием, ни не подобием; ни сущим, ни не сущим; ни  мраком, ни светом; ни заблуждением, ни истиной и т.д. В итоге  следует вывод о том, что  Бог одновременно является всем, "что существует, и, однако - ничем  из того, что существует", ибо  "Бог пребывает во всем и  вне всего". Он превышает все  сущее и не сущее, все постигаемое  и не постигаемое, он пребывает  по ту сторону бытия и небытия,  познаваемости и не познаваемости, "по ту сторону всеохватывающего  отрицания. Он превышает любое  "да" и любое "нет".

    Такое антиномические  противопоставление с необходимостью  приводит к появлению приставки  "сверх", с помощью которой  выражает превосходство, а оно  в свою очередь - отрицание;  такие как сверх благо, сверх  божество, сверх мудрость, сверх  сущность и пр.

    Наконец, Псевдо-Дионисий  приходит к последнему антимоническому уровню обозначений типа "сверх светлая тьма", "сверх божественное божество", "сверх существенное сущее", "сверх благое благо". Из всей анатомической системы автор Ареопагитик приходит к выводу о том, что "Бог познается во всем и вне всего, познается из всего и никто из чего-либо", то есть познается (разумом) в творениях и не познается в своей сущности, в своем "сверх бытии".

    Наиболее полное  познание Бога мы обретаем, "познавая  его пресветлыми лучами и там  осияется непостижимой бездной премудрости". Из приведенных рассуждений можно сделать заключение о том, что божественное надо не только и не столько познать разумом, но и пережить, а в процессе такого переживания получить высокое духовное наслаждение. Познание, таким образом, включает в себя как разумное, так и не разумное (мистическое), и в таком сочетании дает возможность человеку ощутить полноту бытия. В наше время такая точка зрения как бы обретает вторую жизнь, но теперь уже не только на почве христианского богословия, но и восточных мистических учений.

 

 

 

 

    ➢ По данным его биографии определите имя мыслителя.

    Французский философ  - схоласт, теолог и поэт. Родился  в Пале, близ г. Нанта. Учился  у Росцелина и Гильома из Шампо. В 1113 г. открыл собственную школу, привлекшую множество учеников. Трагическая история любви к Элоизе закончилась его уходом в монастырь в 1119 г., где он провёл последние 20 лет жизни. Для его воззрения характерен рационализм. Несмотря на свою религиозную форму его учение встретило яростное неприятие церковных ортодоксов и было осуждено на соборах в Суассоне (1121) и в Сансе (1140).

    АБЕЛЯР Пьер (Abelard, Abailard) (1079–1142) – франц. философ-схоласт, теолог и поэт.

 

    Задание 5. Тестовая  проверка знаний

   1. Господствующим  учением в средние века был

    а) теизм,

    б) деизм,

    в) атеизм,

    г) пантеизм.

 

 

   2. «Единственно истинной  философией католицизма» официально  было признано учение средневекового  мыслителя

    а) Августина Аврелия,

    б) Фомы Аквинского,

    в) Альберта Великого,

    г) Ансельма Кентерберийского.

 

 

   3. Найдите соответствие  между философом и произведением.

    а) Аверроэс     1) «О граде Божьем»

    б) Эриугена Иоанн Скот   2) «Сумма теологии»

    в) Августин Аврелий   3) «О разделении природы»

    г) Фома Аквинский   4) «Опровержение опровержения»

 

 

   4. Принцип, согласно  которому мир сотворен Богом  из ничего по собственной воле, называется

    а) сотериологизмом,

    б) креационизмом,

    в) провиденциализмом,

    г) ревеляционизмом.

 

 

   5. Средневековые схоласты  преимущественно опирались на  учение античной философской  мысли, называемое

    а) неоплатонизмом,

    б) аристотелизмом,

    в) эпикуреизмом,

    г) атомизмом.

 

 

   6. Отрицает существование  универсалий в объективной действительности

    а) номинализм,

    б) реализм,

    в) креационизм,

    г) томизм.

 

 

   7. Максима: «Верую, ибо абсурдно», - принадлежит

    а) Оригену,

    б) Абеляру,

    в) Тертуллиану,

    г) Василию Великому.

 

 

   8. Представителем  греческой патристики является

    а) Татиан,

    б) Августин Аврелий,

    в) Юстин,

    г) Иоанн Дамаскин.

 

 

   9. Расцвет схоластической  философии приходится:

    а) на V в.

    б) VI в.

    в) ХI в.

     г) XIII в.

 

 

  10. По выражению Ф.  Энгельса, «отцом христианства»  является

    а) Сенека,

    б) Филон Александрийский,

    в) Климент Александрийский,

    г) Ориген.

 

 

Литература

   1. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней / Д. Антисери, Д. Реале. - Т. 1-2. Античность и средневековье. - СПб. : ПНЕВМА, 2003 - 688 с.

Информация о работе Философия европейского Средневековья