Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 15:45, контрольная работа
Введение: понятие «средние века», средневековая философия, «теоцентризм».
«Средние века» — эпоха, которая началась после античности и закончилась наступлением Нового времени, то есть буржуазного порядка, капиталистической экономики.
Средневековая философия - это философия феодального общества, развившаяся в эпоху от Римской империи (V в.) до возникновения ранних форм капиталистического общества (XIV-XV вв.)
1. Введение: понятие «средние века», средневековая философия, «теоцентризм»……………………………………………………………………..3
1.1. Периодизация средневековой философии:
патристика и схоластика…………………………………………………………...
2. Основная часть: характерные черты средневековой теологической философии…………………………………………………………………………6
2.1. Идеи (догматы) творения и откровения как основополагание средневековой философии…………………………………………………………
2.2. Августин и его произведение «О граде Божьем……………………………..
2.3. Теологическая философия П. Абеляра, Фомы Аквинского………………...
2.4. Теодицея………………………………………………………………………..
2.5. Проблема соотношения веры и разума………………………………………
2.6. Спор об универсалиях…………………………………………………………
Содержание:
1. Введение: понятие «средние
века», средневековая
философия, «теоцентризм»……………………………………………
1.1. Периодизация средневековой философии:
патристика и схоластика…………………
2. Основная часть: характерные
черты средневековой
2.1. Идеи (догматы) творения и
откровения как основополагание средневековой
философии………………………………………………………
2.2. Августин и его произведение «О граде Божьем……………………………..
2.3. Теологическая философия П. Абеляра, Фомы Аквинского………………...
2.4. Теодицея…………………………………………………………
2.5. Проблема соотношения веры и разума………………………………………
2.6. Спор об универсалиях………………………………………………
1. Введение: понятие «средние века», средневековая философия, «теоцентризм».
«Средние века» — эпоха, которая началась после античности и закончилась наступлением Нового времени, то есть буржуазного порядка, капиталистической экономики.
Средневековая философия - это философия феодального общества, развившаяся в эпоху от Римской империи (V в.) до возникновения ранних форм капиталистического общества (XIV-XV вв.)
Школа, просвещение
перешли в руки церкви, догмы
которой лежали в основе всех
представлений о природе, мире
и человеке. Философия на ряд
веков стала "служанкой
С середины XII в.
сочинения Аристотеля были
Развитие в
XIII в. средневековых городов,
Идеализм - одно из главных направлений философии; исходит из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического. Представляет собой теоретически развитую форму философского мышления, которая индуцируется достаточно глубокими основаниями - гносеологическими и классовыми корнями. Основной познавательный исток - одушевление первобытным человеком объективного мира.
Схоластика - "школьная философия". Схоласты стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Исторически схоластика разделяется на 3 периода:
Патристика - имела главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии.
Номинализм - понятия считались лишь именами. Номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств.
Теоцентризм — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога, как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни.
Периодизация философии.
Средневековую философию условно можно разделить на следующие периоды: 1) введение или патристика (II - VI вв.); 2) анализ возможностей слова, связанный с христианской идеей творения мира по Слову и Его воплощения в мире (VII - X вв.); 3) схоластика (XI - XIV вв.). В каждом из этих периодов обычно различают "рационалистическую" и "мистическую" линии. Однако стоит подчеркнуть, что разум был мистически ориентирован, а мистика рационально организована. Обе эти линии вплоть до XIII в., когда произошел разрыв разума и веры, были нераздельны. Такому мышлению свойственно то, что называлось "схождением ума в сердце"; это в свою очередь требовало новых способов бытования души: ими были умозрение, молитва, исповедь, наставление, облеченное в форму притчи.
2. Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V – ХVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – Его творения. Теологическая философия начала зарождаться еще в Римской империи в I – V вв. н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии и достигла высшего расцвета в V – XIII вв. н.э. (в период между распадом Западной Римской империи (476 г.) и началом эпохи Возрождения).
Можно выделить следующие
основные черты средневековой
Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью в прошлое, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.
Идеи (догматы) творения и откровения как основополагающие в средневековой философии и теологии.
Основополагающими догматами средневековой философии и теологии являлись догмат творения и догмат откровения.
Согласно догмату творения:
Бог сотворил окружающий мир из ничего;
творение мира есть результат акта Божественной воли;
мир сотворен благодаря всемогуществу Бога;
природа не может творить сама себя;
единственным творческим началом во Вселенной является Бог;
Бог вечен, постоянен и всепроникающ;
подлинным бытием является только Бог;
сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие,
он вторичен по отношению к Богу;
поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен;
нет четкой границы между Богом и Его творением.
Согласно догмату откровения:
мир можно познать, только познав Бога;
Бог недоступен для познания;
несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение – Библию;
единственный способ познания Бога и всего сущего – толкование Библии;
Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека – вере.
Августин и его произведение «О граде Божьем».
«О граде Божьем» — один из основных трудов философа и богослова Ав
Падение Рима в 410 г. было жестоким ударом по Церкви и христианству. До сих пор императоры верили, что пока в их владениях прославляют истинного Бога, Империи ничего не грозит. Церковь освятила титул «Вечный Город», связав его с именами апостолов Петра и Павла. Даже когда военная мощь Римской империи ослабла, никто не думал, что столице могут угрожать разгром и поругание.
Когда же это произошло, немедленно посыпались обвинения в адрес христианства. Августин взялся опровергнуть их и защитить Церковь от нападок. Он работал долго, с 412 по 426 г., публикуя неоконченные отрывки будущего сочинения; и, наконец, появился его монументальный труд «О граде Божием». Первые десять книг сурово критикуют римское общество и язычество; остальные одиннадцать повествуют о современной Антонию ситуации в мире, которая является отражением вековой борьбы Града небесного и града земного.
Два града не следует отождествлять с духовным и материальным мирами. Это не противостояние реальной Церкви и конкретного государства. Скорее, речь идет о принципах человеческого общества: Августин называет их «любовь к Богу, презрение к себе» и «любовь к себе, презрение к Богу». В каком-то смысле это платонические идеи, у которых есть несовершенные видимые отображения.