Философия европейского средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 15:45, контрольная работа

Описание работы

Введение: понятие «средние века», средневековая философия, «теоцентризм».
«Средние века» — эпоха, которая началась после античности и закончилась наступлением Нового времени, то есть буржуазного порядка, капиталистической экономики.
Средневековая философия - это философия феодального общества, развившаяся в эпоху от Римской империи (V в.) до возникновения ранних форм капиталистического общества (XIV-XV вв.)

Содержание работы

1. Введение: понятие «средние века», средневековая философия, «теоцентризм»……………………………………………………………………..3
1.1. Периодизация средневековой философии:
патристика и схоластика…………………………………………………………...
2. Основная часть: характерные черты средневековой теологической философии…………………………………………………………………………6
2.1. Идеи (догматы) творения и откровения как основополагание средневековой философии…………………………………………………………
2.2. Августин и его произведение «О граде Божьем……………………………..
2.3. Теологическая философия П. Абеляра, Фомы Аквинского………………...
2.4. Теодицея………………………………………………………………………..
2.5. Проблема соотношения веры и разума………………………………………
2.6. Спор об универсалиях…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 39.62 Кб (Скачать файл)

Содержание:

1. Введение: понятие «средние  века», средневековая философия,  «теоцентризм»……………………………………………………………………..3

1.1. Периодизация  средневековой   философии: 

патристика и схоластика…………………………………………………………...

2. Основная часть: характерные  черты средневековой теологической  философии…………………………………………………………………………6

2.1. Идеи (догматы) творения и откровения как основополагание средневековой философии………………………………………………………

2.2. Августин и его произведение «О граде Божьем……………………………..

2.3. Теологическая философия П. Абеляра, Фомы Аквинского………………...

2.4. Теодицея………………………………………………………………………..

2.5. Проблема соотношения  веры и разума………………………………………

2.6. Спор об универсалиях…………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       1. Введение: понятие «средние века», средневековая философия,  «теоцентризм».

 

     «Средние века» — эпоха, которая началась после античности и закончилась наступлением Нового времени, то есть буржуазного порядка, капиталистической экономики.

    Средневековая  философия - это философия феодального общества, развившаяся в эпоху от Римской империи (V в.) до возникновения ранних форм капиталистического общества (XIV-XV вв.)

    Школа, просвещение  перешли в руки церкви, догмы  которой лежали в основе всех  представлений о природе, мире  и человеке. Философия на ряд  веков стала "служанкой богословия".

    С середины XII в.  сочинения Аристотеля были переведены  на латынь. Учение Аристотеля  вскоре было признано в качестве  философской основы христианства. Отныне учителя схоластики превращаются  в толкователей и систематизаторов  Аристотеля: догматически усваивают  устаревшие части его мировоззрения, отвергают все поиски нового в науке. Среди таких систематизаторов: Альберт Великий, Фома Аквинский и Иоанн Дунс Скот.

    Развитие в  XIII в. средневековых городов, ремесла  и торговли, торговых путей привели  к некоторому подъему философии, и в частности номинализма. Лишь в области формальной логики был, достигнут некоторый прогресс. Только возникновение нового, капиталистического способа производства и нового понимания практических и теоретических задач науки постепенно освободило мысль передовых людей из плена Средневековой философии.

    Идеализм - одно из главных направлений философии; исходит из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического. Представляет собой теоретически развитую форму философского мышления, которая индуцируется достаточно глубокими основаниями - гносеологическими и классовыми корнями. Основной познавательный исток - одушевление первобытным человеком объективного мира.

    Схоластика - "школьная философия". Схоласты стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Исторически схоластика разделяется на 3 периода:

  1. ранняя - XI-XII вв. (неоплатонизм),
  2. классическая - XII-XIII вв. ("христианский аристотелизм"),
  3. поздняя - 13-14 вв. (против томизма).

Патристика - имела главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии.

  • 1-й период - апологетика: оформление и прояснение христианского мировоззрения, теоретическая защита от его многочисленных врагов.
  • 2-й период - классический: формирование мировоззренческого и теолого-догматического стандарта средневековой мысли.

    Номинализм - понятия считались лишь именами. Номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств.

Теоцентризм — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога, как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни.

     Периодизация философии.

Средневековую философию  условно можно разделить на следующие  периоды: 1) введение или патристика (II - VI вв.); 2) анализ возможностей слова, связанный с христианской идеей творения мира по Слову и Его воплощения в мире (VII - X вв.); 3) схоластика (XI - XIV вв.). В каждом из этих периодов обычно различают "рационалистическую" и "мистическую" линии. Однако стоит подчеркнуть, что разум был мистически ориентирован, а мистика рационально организована. Обе эти линии вплоть до XIII в., когда произошел разрыв разума и веры, были нераздельны. Такому мышлению свойственно то, что называлось "схождением ума в сердце"; это в свою очередь требовало новых способов бытования души: ими были умозрение, молитва, исповедь, наставление, облеченное в форму притчи. 

Патристика — термин, обозначающий совокупность теологических и религиозно-философских сочинений христианских писателей II-VIII вв. — Отцов церкви.  Ее подразделяется на раннюю, доникейскую (II - IV вв.) и посленикейскую (IV - VI вв.), греко-византийскую и латинскую. Греко-византийская философия отводит решающее место непосредственному созерцанию Бога в интуитивном акте, т.е. мистицизму, в то время как латинская мысль развивается внутри пересекающихся линий мистицизма и рационализма. Для этого периода была характерна борьба с нехристианскими течениями и возникшими в лоне христианства ересями (гностицизм, арианство, несторианство и др.).

Схоластика — систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Схоластика характеризуется соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам. Основной чертой ее было не открытие чего-либо нового, а лишь толкование и систематизация того, что являлось содержанием христианской веры. Священное писание и священное предание — эти главные источники христианского учения — схоласты стремились подтвердить соответствующими местами из древних философов, главным образом Аристотеля. От Аристотеля же средневековое учение заимствовало самую форму логического изложения в виде различных сложных суждений и умозаключений. Огромная роль авторитета и малая доля практического опыта проявлялись у средневековых ученых не только тогда, когда они занимались богословско - философскими вопросами, но и при изучении природы. В работах по географии, например, авторитет Аристотеля и других авторов в средние века считался бесспорным и не подлежащим никакой проверке. В медицине царил ряд предрассудков, которые упорно держались, так как в средние века почти не прибегали к такому необходимому эксперименту, как вивисекция. Некоторые анатомические знания приобретались из арабских медицинских книг. Эти книги в Европе получили такой же бесспорный авторитет, как и те немногие врачебные трактаты древности, которые дошли до средневековья. Уже с XIV века, особенно в XV—XVI веках, схоластика приходит в упадок. Дальнейшее изучение естествознания и античной литературы пошло мимо схоластов. Схоластики специализировались окончательно на апологетическо - догматических вопросах богословия и стали тормозом для научного развития, вступая в ожесточенную борьбу с представителями новой, нарождавшейся буржуазной науки в лице гуманистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           2. Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V – ХVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – Его творения. Теологическая философия начала зарождаться еще в Римской империи в I – V вв. н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии и достигла высшего расцвета в V – XIII вв. н.э. (в период между распадом Западной Римской империи (476 г.) и началом эпохи Возрождения).

Можно выделить следующие  основные черты средневековой теологической  философии:

  • теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);
  • изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;
  • господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе – в Библии);
  • сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;
  • человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);
  • провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;
  • выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;
  • выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;
  • мир считался познаваемым через понятие Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

Средневековая теологическая  философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, повернутостью  в прошлое, оторванностью от реального  мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью, учительством.

          Идеи (догматы) творения и откровения как основополагающие в средневековой философии и теологии.

Основополагающими догматами средневековой философии и теологии являлись догмат творения и догмат откровения.

Согласно догмату  творения:

       Бог сотворил окружающий мир из ничего;

       творение мира есть результат акта Божественной воли;

       мир сотворен благодаря всемогуществу Бога;

       природа не может творить сама себя;

       единственным творческим началом во Вселенной является Бог;

       Бог вечен, постоянен и всепроникающ;

       подлинным бытием является только Бог;

       сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие,

       он вторичен по отношению к Богу;

       поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен;

       нет четкой границы между Богом и Его творением.

Согласно догмату  откровения:

мир можно познать, только познав Бога;

Бог недоступен для познания;

несмотря на то, что Бог  непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение – Библию;

единственный способ познания Бога и всего сущего – толкование Библии;

Бога можно познать  лишь сверхъестественным путем, благодаря  особой способности человека – вере.

Августин и  его произведение «О граде Божьем».

«О граде Божьем»  — один из основных трудов философа и богослова Аврелия Августина, в котором Августин представил развёрнутую концепцию философии истории.

Падение Рима в 410 г. было жестоким ударом по Церкви и христианству. До сих пор императоры верили, что  пока в их владениях прославляют  истинного Бога, Империи ничего не грозит. Церковь освятила титул «Вечный  Город», связав его с именами апостолов  Петра и Павла. Даже когда военная  мощь Римской империи ослабла, никто  не думал, что столице могут угрожать разгром и поругание.

Когда же это произошло, немедленно посыпались обвинения в  адрес христианства. Августин взялся опровергнуть их и защитить Церковь  от нападок. Он работал долго, с 412 по 426 г., публикуя неоконченные отрывки  будущего сочинения; и, наконец, появился его монументальный труд «О граде Божием». Первые десять книг сурово критикуют римское общество и язычество; остальные одиннадцать повествуют о современной Антонию ситуации в мире, которая является отражением вековой борьбы Града небесного и града земного.

Два града не следует  отождествлять с духовным и материальным мирами. Это не противостояние реальной Церкви и конкретного государства. Скорее, речь идет о принципах человеческого  общества: Августин называет их «любовь  к Богу, презрение к себе» и  «любовь к себе, презрение к  Богу». В каком-то смысле это платонические  идеи, у которых есть несовершенные  видимые отображения.

Информация о работе Философия европейского средневековья