Философия Ф. Ницше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:28, реферат

Описание работы

Жизнь Ницше - воплощение самой его философии во всей ее суровой величественности и трагичности. Не зная первую, трудно понять вторую. И не поняв вторую, невозможно постичь то исключительно сильное воздействие, которое оказало учение Ницше на уходящий ХХ век.

Содержание работы

Введение
1.Биография Фридриха Ницше
2.Творчество Ф. Ницше
3.Концепция сверхчеловека
4.Воля к власти
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 52.82 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  Нижегородской области

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

Нижегородский государственный  инженерно-экономический институт

(ГБОУ ВПО НГИЭИ)

 

Факультет: Экономический

Кафедра: гуманитарных наук

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Философия

Тема: Философия Ф. Ницше

 

 

 

Выполнили: студентки

1курса, группы 12 ЭОС

Е. С. Ларина

                                                                                           Проверил: к.и.н., доцент

О. А. Павлова

 

 

 

 

 

 

г. Княгинино

2013 г.

Содержание

Стр.

Введение

3

  1. Биография Фридриха Ницше

5

  1. Творчество Ф. Ницше

9

  1. Концепция сверхчеловека

11

  1. Воля к власти

17

Заключение

21

Список литературы

23


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Рассматривая различные  течения в философии на всём протяжении человеческой истории, можно выделить две основных категории философов.

К первой категории можно  отнести философов с эпическим  уравновешенным складом ума, создающие устойчивую, стройную и логическую архитектуру своего учения - Аристотеля, Спинозу, Канта, Гегеля, Спенсера.

Ко второй категории - философов  страстного лирического склада, которые воплощали собой постоянное искание, динамику вечного потока. Таковы Платон, Руссо, Фихте и Ницше. Раскрытие мировоззрений этих философов невозможно теперь без последовательных психологических жизнеописаний.

     Жизнь Ницше - воплощение самой его философии во всей ее суровой величественности и трагичности. Не зная первую, трудно понять вторую. И не поняв вторую, невозможно постичь то исключительно сильное воздействие, которое оказало учение Ницше на уходящий ХХ век.

В литературе неоднократно делались попытки истолковать жестокий душевный недуг, отравивший последнюю четверть жизни Фридриха Ницше, как праведную божественную кару за его нечестивое вольнодумство, как достойное искупление его сатанинской гордыни. И действительно, Ницше заплатил безумием за героическую непокорность своей вопрошающей мысли, отдал невольно жизнь за свое запоздалое бессмертие.

Современники довольно холодно  встретили Ницше; но учёный синклит  внимательно следил за деятельностью юного профессора, чтобы потом отвернуться от гениального поэта и мудреца; и лишь немногие одобряли его деятельность. Он медленно и верно погружался в одиночество. Каждая новая книга отрезала от Ницше небольшую горсть последователей. Он остался в пустоте, опасаясь людей.

Слава, пришедшая к нему достаточно поздно, не вскружила голову мыслителю. Эта слава Ницше началась внезапно; ведь последние книги его уже никем не раскупались; и вдруг - Ницше стал необычайно популярен, когда, будучи больным, уже ничего не понимал. И Кант, и Гёте, и Шопенгауэр, и Вагнер создали гениальные творения. Ницше воссоздал новую породу гения, которую не видывала ещё европейская цивилизация.

Ницше справедливо считал себя последователем Шопенгауэра, но он выше Шопенгауэра во многих отношениях, особенно потому, что его учение

последовательно и непротиворечиво. Шопенгауэровская восточная этика самоотречения не гармонировала с его метафизикой всемогущества воли. У Ницше же воля первична не только в плане метафизическом, но и в этическом. Своей личностью он открывает новую эру. Анализируя произведения Ницше, мы усматриваем в них все черты гения старого типа; но сквозь эти черты, как сквозь маску, в нём просвечивает и ещё что-то, неведомое европейцам. Это «что-то» и есть загадка, которую он предлагает передовым людям европейской культуры.

В данной работе предпринята  попытка достаточно подробно описать  жизненный путь выдающегося философа, дать анализ его основным произведениям, рассмотреть философскую концепцию его творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Биография Фридриха Ницше

 

Фридрих Ницше (Friedrich Nietzsche) (1844-1900), немецкий философ и поэт. Родился в деревушке Рёккен близ Лютцена (Саксония) 15 октября 1844 года. Его отец и оба деда были лютеранскими священниками. Мальчик был назван Фридрихом Вильгельмом в честь правящего короля Пруссии. После смерти отца в 1849 году воспитывался в Наумбурге на Заале в доме, где жили его младшая сестра, мать, бабушка и две незамужние тетки. Позднее Ницше стал посещать знаменитую старую школу-пансион Пфорта, а затем учился в университетах Бонна и Лейпцига, где углубился в греческую и латинскую классику. В лавке старых книг в Лейпциге он однажды случайно обнаружил книгу "Мир как воля и представление" немецкого философа Артура Шопенгауэра, которая произвела на него сильное впечатление и повлияла на дальнейшее творчество.

В 1869 году Ницше, опубликовавшего  уже несколько научных статей, но еще не имеющего докторской степени, пригласили занять кафедру классической филологии в Базельском университете в Швейцарии. Став профессором, Ницше получил и швейцарское подданство; однако во время франко-прусской войны 1870-1871 годов записался на службу в прусскую армию в качестве рядового санитара. Основательно подорвав здоровье, он вскоре вернулся в Базель, где возобновил преподавательскую деятельность. Стал близким другом композитора Вагнера, жившего тогда в Трибшене.

В 1872 году Ницше опубликовал  свою первую книгу "Рождение трагедии из духа музыки". Первые пятнадцать глав книги представляют собой попытку  выяснить, что такое греческая  трагедия, в последних же десяти главах речь идет больше о Р. Вагнере. Первоначально влияние книги было незначительным, вместе с тем ее центральный тезис получил широкое признание: такие характеристики, как "благородная простота", "холодное величие", или "безмятежность" (выражения, характерные для 18 и 19 веков), указывают лишь на одну грань греческой культуры, "аполлоновскую", не учитывая "дионисийский" элемент темной страсти, который нашел свое крайнее выражение в празднествах бога вина Диониса.

Вслед за первой работой  вышли четыре "Несвоевременных  размышления" (1873-1876). В первом из них Ницше атакует самодовольную  поверхностность немецкой культуры в период после победы над Францией. Второе размышление "О пользе и вреде истории для жизни" оказало глубокое влияние на немецкую историографию 20 века развиваемой в нем концепцией "монументальной истории", попыткой через изучение героев прошлого показать, что человек способен на великое, несмотря на нынешнее господство посредственности.

В третьем размышлении, "Шопенгауэр как учитель", Ницше утверждает, что обнаружить "подлинного себя", вовсе не "спрятанного глубоко  внутри, но существующего безмерно выше", можно, если задаться вопросом: "Что ты действительно любил  до сих пор?". В "монументалистской" манере Ницше приступает к созданию портрета Шопенгауэра, выделяя черты, которые его восхищают и по которым он намеревается "строить самого себя".

Четвертое размышление посвящено  Вагнеру. Оно принесло Ницше массу  неприятностей, его отношения с  композитором становились все более  напряженными. Для Вагнера Ницше  был блистательным проповедником, но и мальчиком на посылках, его  не интересовал собственный философский  поиск Ницше. По многим важным вопросам они имели противоположные мнения, и Вагнер, будучи старше, не терпел, когда ему перечили. Пока композитор жил в Швейцарии непризнанным гением, его религиозные и расовые  пристрастия можно было игнорировать; однако, когда он вернулся в Германию, чтобы основать центр вагнеризма в Байройте, разрыв стал неизбежен.

В 1878 году Ницше послал Вагнеру  свою новую книгу "Человеческое, слишком человеческое" - собрание психологических наблюдений по образцу  великих французских афористов, предваренное посвящением Вольтеру. Книга была отправлена почтой, и одновременно Ницше получил экземпляр новой оперы Вагнера "Парсифаль".

В 1879 году Ницше оставил  университет, сославшись на нездоровье, и с тех пор жил очень  скромно, проводил лето в Швейцарии, а зиму в Италии. В 1879 и 1880 годах  опубликовал два дополнения к "Человеческому, слишком человеческому", в последующие два года "Утреннюю зарю", где обсуждал вопросы морали, и "Веселую науку". Работы состоят из небольших разделов, около страницы каждый, и примечательны как совершенством стиля, так и язвительностью и своеобразием идей.

Свести воедино свои наиболее значимые выводы Ницше попытался  в книге "Так говорил Заратустра" (1883-1892). Стиль ее - то поэтический, то пародийный (в том числе пародийно-библейский), эпиграммы чередуются с довольно выспренними пассажами и проповедями (против общепринятой религии и морали), а в четвертой части помещена история, в которой Заратустра выступает  против своих почитателей, которые  ему ненавистны. Первые две части  книги были опубликованы отдельно в 1883 году, третья в 1884 году. Их практически  никто не заметил. Четвертую часть Ницше выпустил тиражом всего в сорок экземпляров и раздал семь из них друзьям, отказавшись от прежнего плана продолжить эту работу. Первое широкое издание четвертой части было предпринято в 1891 году. Вскоре вся книга была признана классикой мировой литературы, стала необыкновенно популярной в Германии и была переведена на многие языки.

В этой книге Ницше впервые  выдвинул теорию сверхчеловека и  воли к власти, однако он понимал, что  его идеи требуют пояснений и  защиты от непонимания. С этой целью  он опубликовал работы "По ту сторону  добра и зла" (1886) и "К генеалогии морали" (1887).

В 1888 году Ницше завершил пять книг: небольшую полемическую работу "Случай Вагнера" (1888); стостраничное  резюме своей философии "Сумерки  кумиров" (1889); страстную полемическую работу "Антихристианин" (1895); а также "Ecce Homo" (1908) - остроумную попытку самооценки с такими главами, как "Почему я так мудр" и "Почему я пишу такие прекрасные книги". Наконец, в 1895 году вышла работа "Ницше против Вагнера", представляющая собой собрание слегка отредактированных отрывков из его более ранних работ.

В январе 1889 года на улице  Турина с Ницше случился припадок. Невменяемым он был помещен в психиатрическую лечебницу, а затем передан на попечение семьи. Умер Фридрих Ницше в Веймаре 25 августа 1900 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Творчество Ф. Ницше

 

Творчество этого неординарного  немецкого мыслителя, который принадлежит 19 веку, но идейно предвосхищает проблематику и философские споры 20 века, представляет собой сложный комплекс идей, выраженных не в виде научных сочинений, а  в мифопоэтической, художественной форме, что создает немалые трудности как для изложения, так и для интерпретации данного учения.

Творчество Ф.Ницше изобилует крайностями. Так, раннее увлечение философией А.Шопенгауэра и музыкальным реформаторством Р.Вагнера сменяется очень резкой критикой и того и другого. За романтической культурфилософией начала 70- х годов, нашедшей воплощение в таких работах, как "Рождение трагедии из духа музыки" (1872) и четырех эссе, объединенных названием "Несвоевременные размышления" (1873- 1(S76), следуют ''позитивистские" книги "Человеческое, слишком человеческое" (1878-1880), "Утренняя заря" (1881) и "Веселая наука" (1882).

Ухудшающееся состояние  здоровья, а также глубокое разочарование  в академической деятельности приводят к тому, что в 1879 г. Ницше навсегда оставляет профессорскую должность  и с тех пор ведет жизнь  свободного художника. На курортах Швейцарии  и Италии он создает свои сочинения, воплотившие наиболее зрелые и оригинальные его идеи: "Так говорил Заратустра" (1883-1885), "По ту сторону добра и  зла" (1886), "Генеалогия морали" (1887). Ницше намеревался осуществить  систематическое изложение своей  философии, в его архиве имеются  многочисленные планы и наброски, свидетельствующие о том, что  стержнем этого сочинения должна была стать идея "воли к власти". Однако проект magnum opus так и остался нереализованным: им была написана лишь первая часть, озаглавленная "Антихрист". Часть подготовительных набросков была опубликована посмертно под названием ''Воля к власти" (1901-1906).

Ницше отвлекался от работы над главным проектом, чтобы написать памфлет "Казус Вагнера" (1888), за которым последовало не менее  резкое сочинение "Ницше против Вагнера". Эта последняя работа, как и  другие сочинения 1888 г. - "Сумерки  идолов", "Антихрист" и "Ессе Homo". являющаяся своего рода автобиографией, - были опубликованы уже после того, как разум философа помрачился.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Концепция сверхчеловека

Информация о работе Философия Ф. Ницше