Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:28, реферат
Жизнь Ницше - воплощение самой его философии во всей ее суровой величественности и трагичности. Не зная первую, трудно понять вторую. И не поняв вторую, невозможно постичь то исключительно сильное воздействие, которое оказало учение Ницше на уходящий ХХ век.
Введение
1.Биография Фридриха Ницше
2.Творчество Ф. Ницше
3.Концепция сверхчеловека
4.Воля к власти
Заключение
Список литературы
Поскольку «жизнь – это воля к власти», понятия и ценности тоже суть выражения воли и предназначены для того, чтобы одна воля могла контролировать другую волю. Очевидно, живой организм представляет собой собрание силовых центров, действующих в унисон. Если абстрагироваться от степени сложности, функция везде и всюду остается одной и той же.
Люди, как и всё остальное в мире, стремятся к власти. На этом пути они весьма преуспели, обуздав многие из стихийных сил и поэтапно оттеснив от власти все другие живые существа. Они определенно обладают внушительным количеством власти, однако это не имеет ничего общего со счастьем. Счастье, коль скоро оно вообще имеет значение, неотделимо от борьбы за власть. От удовольствия просто сознавать, что ты силен. «Последний человек», который рассуждает в терминах «мира» и счастья, рассуждает как существо несостоятельное. Не может быть никакого счастья без борьбы.
Ницше был глубоко убежден, что воля к власти представляет собой универсальный принцип и его действие в той или иной форме можно обнаружить на каждой ступени существования. На ступени интеллектуальной жизни воля к власти обнаруживает себя в форме интерпретаций, даваемых людьми жизни: искусство, наука, религия, философия говорят от имени воли к власти. Интерпретирование, следовательно, - это не то, что мы делаем, а то, что мы есть на самом деле: мы живем нашими философиями, а не просто владеем ими. Интерпретации следует придавать более широкое значение, чем мы привыкли это делать: «В действительности интерпретация сама есть лишь средство достигнуть господства над чем - нибудь. Органический процесс постоянно предполагает интерпретирование». Все наши категории мышления – вещь, свойство, причина, действие, реальность, видимость и т.д., - все они суть интерпретации, которые нужно понимать «в аспекте воли к власти».
Воля к власти – это жажда свободы в тех, кто оказался в рабстве. Это стремление господствовать и превосходить других в тех, кто является более сильным и более свободным. Но «в тех, кто является более сильным, богатым, независимым и отважным, воля к власти проявляется как любовь к человечеству, или к ближним, или к Евангелию, или к истине, или к Богу». Самые могущественные люди, писал он в « По ту сторону добра и зла », всегда преклонялись перед святым, поскольку они чувствовали в нём силу, которая через самоистязание, борьбу с собой находила своё воплощение в самодисциплине. «Они почитали нечто в себе, почитая святого», - писал Ницше. «Они должны были справиться у него». Его опыт, видно, и есть тот шаг, который надлежит сделать в направлении более высокой цивилизации.
Учение о воле к власти разбросано по всем текстам философа. Оно заключается в том, что мир есть то, что мы сами сделали и должны воспроизводить, что у него нет никакой другой структуры, а также значения, помимо тех, которые мы ему приписываем.
В зрелый период
творчества Ницше учение о
воле к власти находится в
таком же отношении к учению
о нигилизме, в каком
Заключение
К философии Ницше и его трудам нельзя подходить с позиций однозначной логики: она по меньшей мере двузначна, но чаще всего многозначна и определяется контекстом. Его мысль постоянно пульсирует, так что из любого отдельно взятого фрагмента его текста может быть реконструирована почти вся полнота его философии. Ницше говорил о своей философии как о «нигилизме» являющемся центральным понятием его философии. В его ранних работах содержатся идеи, которые как эхо, отзываются в его поздних книгах, как будто все они уже содержались в этих первых.
Таким образом, мы можем сказать, что учение о сверхчеловеке очень глубоко. Сверхчеловек – это не лучший человек, а вообще нечто иное, вот почему эту идею нельзя считать основой для идеологии нацизма. Ницше в этом понятии утверждает основной принцип поведения человека: каждый должен нести абсолютную ответственность за свои действия, совершенные им в этом мире. Каждый, будучи абсолютно свободным должен сам создавать себе ценности.
Власть – это всепроникающая воля к власти. Это тождественные понятия у Ницше. Воля к власти есть основной и всеопределяющий принцип жизни, отрицающий статус субъекта и вообще всякую причинность, начало, закон, необходимость и т.п. Воля к власти – праформа существования живого, она не может быть сведена ни к чему иному, не имеет смысла и цели. Принцип воли к власти Ницше переносит не только на области человеческой активности, но и на неживую и органическую Природу. Ход истории, по Ницше зависит от сверхчеловека, сильных личностей, стремящихся к власти. В культе «сверхчеловека» он довел до крайней степени волюнтаризм и индивидуализм.
Таким образом, власть – это, безусловно, положительное явление. В отличие от современных трактовок, власть у Ницше – это не просто подчинение, авторитет, а понятие намного шире и многограннее этих узких значений. Это категория философии Ницше, через которую он истолковывает мир и которой он пытается заменить все то, что до сих пор называлось философией.
Список литературы
4. Цит. по книге: Богомолов А.С. Немецкая буржуазная философия после 1865 года. М.: МГУ, 1962.
5. Д. Галеви, «Жизнь Фридриха Ницше», Рига 1991
6. Ницше Ф. Сочинение в 2 т. М:Мысль,1990
7. Краткая философская энциклопедия. "Прогресс", 1994
8. http://works.tarefer.ru/91/