Философия Федорова и Циолковского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 14:10, творческая работа

Описание работы

Никола́й Фёдорович Фёдоров (7 июня 1829, Ключи, Тамбовская губерния, Российская империя — 28 декабря 1903, Москва, Российская империя) — русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор. Один из родоначальников русского космизма.

Файлы: 1 файл

Фёдоров.docx

— 27.25 Кб (Скачать файл)

Встречая при расселении зачаточные или уродливые формы  жизни, высокоразвитые существа уничтожают их и населяют такие планеты своими, уже достигшими высшей ступени развития, представителями. Поскольку совершенство лучше несовершенства, высшие существа «безболезненно ликвидируют» низшие (животные) формы жизни, дабы «избавить от мук  развития»[89], от мучительной борьбы за выживание, взаимного истребления  и пр. «Хорошо ли это, не жестоко  ли? Если бы не было их вмешательства, то мучительное самоистребление животных продолжалось бы миллионы лет, как оно  и сейчас продолжается на Земле. Их же вмешательство в немногие годы, даже дни, уничтожает все страдания  и ставит вместо них разумную, могущественную и счастливую жизнь. Ясно, что последнее  в миллионы раз лучше первого»[89].

Жизнь распространяется по Вселенной по преимуществу расселением, а не самозарождается, как на Земле; это бесконечно быстрее и позволяет избежать бесчисленных страданий в самостоятельно эволюционирующем мире. Самозарождение же иногда допускается для обновления, притока свежих сил в сообщество совершенных существ; такова «мученическая и почетная роль Земли», мученическая — потому что самостоятельный путь к совершенству полон страданий. Но «сумма этих страданий незаметна в океане счастья всего космоса»[90].

Панпсихизм, разум  атома и бессмертие

Циолковский панпсихист: он утверждает, что всякая материя обладает чувствительностью (способностью психически «ощущать приятное и неприятное»[91]), различна лишь степень. Чувствительность уменьшается от человека к животным и далее, но не исчезает совсем, так как нет чёткой границы между живой и неживой материей.

Распространение жизни —  благо, и тем большее, чем совершеннее, то есть разумнее эта жизнь, ибо «разум есть то, что ведет к вечному  благосостоянию каждого атома»[92]. Каждый атом, попадая в мозг разумного  существа, живёт его жизнью, испытывает его чувства — а это и  есть высшее для материи состояние  существования.[93] В этом смысле смерти нет: периоды неорганического существования  атомов пролетают для них как  сон или обморок, когда чувствительность почти отсутствует; становясь же частью мозга организмов, всякий атом «живет их жизнью и чувствует радость  сознательного и безоблачного бытия»[94], и «все эти воплощения субъективно  сливаются в одну субъективно-непрерывную  прекрасную и нескончаемую жизнь»[95]. Поэтому незачем бояться смерти: после смерти и разрушения организма  время неорганического существования  атома пролетает, «проходит для  него, как нуль. Его субъективно  нет. Но население Земли в такой  промежуток времени совершенно преобразуется. Земной шар будет покрыт тогда  только высшими формами жизни, и  наш атом будет пользоваться только ими. Значит, смерть прекращает все  страдания и дает, субъективно, немедленно счастье»[95].

Космический оптимизм

Поскольку в космосе есть бесчисленное множество миров, населённых высокоразвитыми существами, они, несомненно, уже заселили почти весь космос. «…В общем, космос содержит только радость, довольство, совершенство и  истину… оставляя для остального так мало, что его можно считать, как черную пылинку на белом листе  бумаги»[96].

Космические эры  и «лучистое человечество»

Циолковский предполагает, что эволюция космоса может представлять собой ряд переходов между  материальным и энергетическим состояниями  вещества. Конечной стадией эволюции материи (в том числе разумных существ) может оказаться окончательный переход из материального состояния в энергетическое, «лучистое». «…Надо думать, что энергия — особый вид простейшей материи, которая рано или поздно опять даст известную нам водородную материю»[97], и тогда космос снова перейдёт в материальное состояние, но более высокого уровня, снова человек и вся материя эволюционируют до энергетического состояния, и т. д. по спирали, и наконец на высшем витке этой спирали развития «разум (или материя) узнает все, само существование отдельных индивидов и материального или корпускулярного мира он сочтет ненужным и перейдет в лучевое состояние высокого порядка, которое будет все знать и ничего не желать, то есть в то состояние сознания, которое разум человека считает прерогативой богов. Космос превратится в великое совершенство».[98]

Евгенические  теории Циолковского

Согласно философской  концепции, которую Циолковский  публиковал в серии брошюр, издаваемых за свой счёт, будущее человечества напрямую зависит от количества рождающихся  гениев, и для увеличения рождаемости  последних Циолковский придумывает совершенную, на его взгляд, программу евгеники. По его мысли, в каждом населенном пункте надлежало обустроить лучшие дома, где должны были проживать лучшие гениальные представители обоих полов, на брак которых и последующее деторождение нужно было получать разрешение свыше. Таким образом, через несколько поколений доля одарённых людей и гениев в каждом городе стремительно бы возросла.[99]

Писатель-фантаст

Научно-фантастические произведения Циолковского мало известны широкому кругу читателей. Возможно, потому, что они тесно связаны с его научными трудами. Очень близка к фантастике его ранняя работа «Свободное пространство», написанная в 1883 году (опубликована в 1954 г.). Константин Эдуардович Циолковский является автором научно-фантастических произведений: «Грезы о Земле и небе» (сборник произведений), «На Весте», повести «На Луне» (впервые была опубликована в приложении к журналу «Вокруг света» в 1893 году, неоднократно переиздавалась в советское время).


Информация о работе Философия Федорова и Циолковского