Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 14:10, творческая работа
Никола́й Фёдорович Фёдоров (7 июня 1829, Ключи, Тамбовская губерния, Российская империя — 28 декабря 1903, Москва, Российская империя) — русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор. Один из родоначальников русского космизма.
Встречая при расселении
зачаточные или уродливые формы
жизни, высокоразвитые существа уничтожают
их и населяют такие планеты своими,
уже достигшими высшей ступени развития,
представителями. Поскольку совершенство
лучше несовершенства, высшие существа
«безболезненно ликвидируют» низшие (животные)
формы жизни, дабы «избавить от мук
развития»[89], от мучительной борьбы
за выживание, взаимного истребления
и пр. «Хорошо ли это, не жестоко
ли? Если бы не было их вмешательства, то
мучительное самоистребление
Жизнь распространяется по Вселенной по преимуществу расселением, а не самозарождается, как на Земле; это бесконечно быстрее и позволяет избежать бесчисленных страданий в самостоятельно эволюционирующем мире. Самозарождение же иногда допускается для обновления, притока свежих сил в сообщество совершенных существ; такова «мученическая и почетная роль Земли», мученическая — потому что самостоятельный путь к совершенству полон страданий. Но «сумма этих страданий незаметна в океане счастья всего космоса»[90].
Панпсихизм, разум атома и бессмертие
Циолковский панпсихист: он утверждает, что всякая материя обладает чувствительностью (способностью психически «ощущать приятное и неприятное»[91]), различна лишь степень. Чувствительность уменьшается от человека к животным и далее, но не исчезает совсем, так как нет чёткой границы между живой и неживой материей.
Распространение жизни —
благо, и тем большее, чем совершеннее,
то есть разумнее эта жизнь, ибо «разум
есть то, что ведет к вечному
благосостоянию каждого атома»[92]. Каждый
атом, попадая в мозг разумного
существа, живёт его жизнью, испытывает
его чувства — а это и
есть высшее для материи состояние
существования.[93] В этом смысле смерти
нет: периоды неорганического
Космический оптимизм
Поскольку в космосе есть бесчисленное множество миров, населённых высокоразвитыми существами, они, несомненно, уже заселили почти весь космос. «…В общем, космос содержит только радость, довольство, совершенство и истину… оставляя для остального так мало, что его можно считать, как черную пылинку на белом листе бумаги»[96].
Космические эры и «лучистое человечество»
Циолковский предполагает, что эволюция космоса может представлять собой ряд переходов между материальным и энергетическим состояниями вещества. Конечной стадией эволюции материи (в том числе разумных существ) может оказаться окончательный переход из материального состояния в энергетическое, «лучистое». «…Надо думать, что энергия — особый вид простейшей материи, которая рано или поздно опять даст известную нам водородную материю»[97], и тогда космос снова перейдёт в материальное состояние, но более высокого уровня, снова человек и вся материя эволюционируют до энергетического состояния, и т. д. по спирали, и наконец на высшем витке этой спирали развития «разум (или материя) узнает все, само существование отдельных индивидов и материального или корпускулярного мира он сочтет ненужным и перейдет в лучевое состояние высокого порядка, которое будет все знать и ничего не желать, то есть в то состояние сознания, которое разум человека считает прерогативой богов. Космос превратится в великое совершенство».[98]
Евгенические теории Циолковского
Согласно философской
концепции, которую Циолковский
публиковал в серии брошюр, издаваемых
за свой счёт, будущее человечества
напрямую зависит от количества рождающихся
гениев, и для увеличения рождаемости
последних Циолковский
Писатель-фантаст
Научно-фантастические произведения Циолковского мало известны широкому кругу читателей. Возможно, потому, что они тесно связаны с его научными трудами. Очень близка к фантастике его ранняя работа «Свободное пространство», написанная в 1883 году (опубликована в 1954 г.). Константин Эдуардович Циолковский является автором научно-фантастических произведений: «Грезы о Земле и небе» (сборник произведений), «На Весте», повести «На Луне» (впервые была опубликована в приложении к журналу «Вокруг света» в 1893 году, неоднократно переиздавалась в советское время).