Философия Ф.Ницше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 15:16, контрольная работа

Описание работы

Фридрих Ницше является одним из выдающихся философов конца XIX века. Его философия часто вызывает неоднозначные оценки, так как считается, что Гитлер свои взгляды во многом основывал на суждениях Ницше. Однако не вызывает сомнения тот факт, что Ницше шагнул настолько далеко вперед, что актуальность его идей начинает находить понимание в полной мере только сегодня.
К концу жизни Ницше стал сумасшедшим и много раз делались попытки истолковать жестокий душевный недуг, отравивший последнюю четверть жизни Фридриха Ницше, как праведную божественную кару за его часто считающееся нечестивым вольнодумство, как достойное искупление его гордыни.

Содержание работы

Введение
Часть 1. Фридрих Вильгельм Ницше – великий философ XIX века.
Часть 2. Учение Ф.Ницше о Воле к власти.
Часть 3. Философское учение Ницше о Сверхчеловеке
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 67.47 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический

университет»

Институт социологии и права

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

«ФИЛОСОФИЯ»

На тему: «Философия Ф.Ницше»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы ЗТГ-212

                   Фельде Анжела Олеговна

Проверил: ______________________

                   ______________________

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013

Содержание

 

 

 

Введение                                                                      

стр.3

Часть 1. Фридрих Вильгельм Ницше – великий философ XIX века.

 

стр.6

Часть 2. Учение Ф.Ницше о Воле к власти.

Часть 3. Философское учение Ницше о Сверхчеловеке

стр.14

стр.19

Заключение

стр.23

Список использованных источников

стр.25


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Фридрих Ницше является одним из выдающихся философов конца XIX века. Его философия часто вызывает неоднозначные оценки, так как считается, что Гитлер свои взгляды во многом основывал на суждениях Ницше. Однако не вызывает сомнения тот факт, что Ницше шагнул настолько далеко вперед, что актуальность его идей начинает находить понимание в полной мере только сегодня.

К концу жизни Ницше стал сумасшедшим и много раз делались попытки истолковать жестокий душевный недуг, отравивший последнюю четверть жизни Фридриха Ницше, как праведную божественную кару за его часто считающееся нечестивым вольнодумство, как достойное искупление его гордыни.

О Ницше и его философии сегодня говорят и пишут так много, что может показаться, будто эта философия является уже достаточно изученной. В частности, анализу сочинений философа посвятили свои работы: К.А. Свасьян («Фридрих Ницше: мученик познания»), Мишель Фуко («Ницше, Фрейд, Маркс»), М. Хайдеггер («Европейский нигилизм»), Карл Ясперс («Ницше и христианство»), Ф.Г. Юнгер («Ницше»), Жиль Делез («Ницше»), Артур Данто («Ницше как философ»), Л. Онерва («Рецепция Фр. Ницше в финской литературе начала ХХ века»), а также Г. Рессель, И. И. Евлампиев, Ю.Б. Мелих и многие другие.

Противоречивая и не поддающаяся однозначной интерпретации философия Ф. Ницше оказала колоссальное влияние на все философские направления, искусство и литературу XX века. Прослеживая прямое или косвенное воздействие Ницше на мировую и отечественную литературу, можно отметить отрывки его идей у Альбера Камю, Ф. Юнгера, Ж.П. Сартра. В России творчество Ницше оставило глубокий духовный след: такие мыслители как В. Соловьев, Лопатин, Е. Н. Трубецкой, Луначарский, Бердяев, Шестов и Бубнов, настойчиво вникали в философию Ницше. Заметно влияние идей философа как на М. Достоевского, А. Белого, М. Булгакова, так и на современника В. Пелевина.

Философию Ницше часто связывают с понятием сверхчеловека, это связано с большой известностью и популярностью его произведения «Так говорил Заратустра» (1883-1884 гг.). Идея «Сверхчеловека» несомненно, является одной из центральных у Ницше, однако все произведения Ницше настолько едины, что упоминая сверхчеловека нельзя не упомянуть о «переоценке ВСЕХ ценностей», основные мотивы которой Ницше изложил в работе «Антихрист» («Der Antichrist», первое издание 1895 г.).

Ницше интересен еще и тем, что сформулировал своеобразную философию власти. В немецкой философии присутствует термин «воля к бытию», введенный Артуром Шопенгауэром. Этот термин Ницше трансформировал в «волю к власти» и тем самым обозначил новую область в определении природе власти, как таковой.

Совершенно очевидно, что философский сценарий XX века во многом развивался по Ницше. Великий философ достаточно точно определил, что власть, опираясь на закон, выступая от имени закона, сама склонна этим законом пренебречь. Ницше выделил два типа людей, которые всегда будут нарушать закон:

Первый тип - преступники вне закона, они находятся внизу, а закон над ними;

Второй - люди над законом: это представители власти.

Сталину и Гитлеру законы были ни к чему. Ницше обнаружил сходство между этими двумя типами - нарушать закон, перешагивать через него в силу «воли к власти». В свете Мировых войн и авторитарных режимов проблема, обозначенная Ницше более века назад приобретает особую актуальность.

Структурно работа состоит и введения, трёх частей, заключения и списка использованных источников.

Первая часть работы посвящена биографии Фридриха Ницше, т.к. жизнь Ницше - воплощение самой его философии во всей ее суровой величественности и трагичности. Не зная первую, трудно понять вторую. И не поняв вторую, невозможно постичь то исключительно сильное воздействие, которое оказало учение Ницше на ушедший ХХ век.

Во второй рассмотрим идею Ницще о Воле к власти.  Учение  Ницше  о  воле к  власти,  непрерывной «войне» в  природе  и обществе возникло под  несомненным влиянием эволюционизма Ламарка и Дарвина. 
Концепция  «сверхчеловека»  и мораль,  гласящая: «падающего -  толкни», многими  чертами напоминают социал-дарвинистскую теорию второй половины  XIX в.

В третьей главе речь пойдёт о теории философа о Сверхчеловеке. Cверхчеловек - есть центральное понятие философии Ницше: он - именно то, что придает красоту, смысл и привлекательность всей картине мировой жизни. 
Проблема сверхчеловека - один из главных пунктов в горячем споре о Ницше, который начался еще в прошлом веке и не ослабевает до сего времени.

В заключение будет дана оценка философии Ф.Ницше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 1. Фридрих Вильгельм Ницше – великий филосов XIX века.

 

Фридрих Ницше родился в 1844 г. в местечке Реккен в Тюрингии (Пруссия).

Отец – Карл Людвиг Ницше лютеранский пастор, происходил из духовной семьи. Дед и отец его были преподавателями богословия. Окончив теологический факультет одного из лучших тогда немецких университетов в Галле, К. Л. Ницше после недолгого пребывания при альтенбургском герцогском дворе в качестве воспитателя трех принцесс получил церковный приход в деревне Рекен близ Люцена.

Мать – Франциска Ницше была внучкою и дочерью пасторов.

Четыре года пастор и его молодая жена не имели детей. Первый ребёнок, сын, родился 15 октября 1844 года в день рождения короля Пруссии – Фридриха Вильгельма IV, поэтому и был назван в честь благодетеля1.

В июле 1846 года родилась дочь Элизабет, а еще через два года — второй сын Йозеф. Но семейное счастье было недолгим. 30 июля 1849 года скончался Людвиг Ницше, а через полгода умер маленький Йозеф.

После смерти отца и младшего брата в 1850 г. мать с Фридрихом и его сестрой Элизабет перебралась в Наумбург.2 Здесь Фридрих которому еще не было и шести лет, пошел учиться в мужскую народную школу. Серьезный, немного замкнутый и неразговорчивый мальчик чувствовал себя в школе неуютно и одиноко. Такая отчужденность Фридриха от коллектива сохранилась навсегда.

Осенью 1858 года мать Фридриха получила приглашение продолжить обучение сына в интернате Пфорты, одном из самых престижных учебных заведений в Германии.

Учеба в школе, а затем в Домской гимназии давалась Фридриху легко, хотя удивительная тщательность и аккуратность заставляли его засиживаться над тетрадями и учебниками до полуночи. А уже в пять часов утра он вставал и спешил в гимназию.

В Пфорте была отличная библиотека. Юноша увлеченно читал книги Шекспира и Руссо, Макиавелли и Эмерсона, Пушкина и Лермонтова, Петефи и Шамиссо, Гейбеля и Шторма.

Больше учебных предметов мальчика волновали поэзия и особенно музыка. Его кумирами стали классики - Моцарт, Гайдн, Шуберт, Мендельсон, Бетховен и Бах. Тех же людей, которые презирали музыку, Ницше считал «бездуховными тварями, подобными животному».

В сентябре 1864 года Ницше закончил обучение в Пфорте и после сдачи экзаменов возвратился в Наумбург. Решение продолжить учебу в Боннском университете он принял еще раньше. По желанию матери Фридрих обещал записаться в университете на теологическое отделение. 16 октября, после небольшого путешествия по Рейну и Пфальцу, Ницше вместе с Дейссеном приехали в Бонн3.

После почти казарменных порядков Пфорты их полностью захватила вольная и безалаберная студенческая жизнь, пирушки и обязательные поединки на рапирах. Но очень быстро Ницше остыл к развлечениям и все чаще стал задумываться о переходе на отделение филологии, что и сделал осенью 1865 года. Он занимался в семинаре одного из лучших немецких филологов Фридриха Ричля и, когда наставник осенью перевелся в Лейпцигский университет, последовал за ним.

В Лейпциге он познакомился с работами Шопенгауэра, которые оказали на него колоссальное влияние. Во время учебы Ницше начал сотрудничать с «Центральной литературной газетой». Несмотря на освобождение по причине близорукости, в 1867 г. Ницше был зачислен в артиллерийский полк в Наумбурге, где отслужил год и был освобожден из-за травмы. В это время Ницше начал публиковаться в «Рейнском научном журнале». На основе статей 1867 - 1868 гг. Ричль порекомендовал Ницше на место экстраординарного профессора классической филологии в Базельском университете и содействовал присуждению ему без защиты докторской степени4.

Сильное влияние на Ницше оказал выдающийся немецкий композитор, мыслитель, поэт Рихард Вагнер, с которым он познакомился в 1868 г. и сблизился, несмотря на большую разницу в возрасте, в 1869 г., когда он приступил к своим преподавательским обязанностям в Базеле и стал постоянно навещать Вагнера в Люцерне. Несмотря на освобождение от прусского гражданства, Ницше в 1870 г. отправился в качестве санитара на Франко-прусскую войну, однако через месяц он заразился от раненых дизентерией и дифтеритом и, чудом выжив, вернулся к преподавательской деятельности.

2 января 1872 года в книжных магазинах  Лейпцига появилась книга Ницше  «Рождение трагедии из духа  музыки». Задумывалась она еще  до франко-германской войны, а  схематически очерчена в докладе  «Греческая музыкальная драма», прочитанном в университете в  январе 1870 года.

В январе - марте 1872 года Ницше выступил с серией публичных докладов «О будущности наших учебных заведений», имея в виду не столько швейцарские, сколько прусские гимназии и университеты. Там впервые прозвучала одна из главных идей Ницше - необходимость воспитания истинной аристократии духа, элиты общества. По Ницше, прагматизм должен присутствовать не в классических гимназиях, а в реальных школах, честно обещающих дать практически полезные знания, а вовсе не какое-то «образование»5.

К весне 1873 года между Ницше и Вагнерам, переехавшим в Байрейт и занятым организацией знаменитых в будущем музыкальных фестивалей, наметилось пока еще едва заметное охлаждение. Чете Вагнеров были не по душе растущая склонность Ницше к полемическому пересмотру моральных устоев человечества и «шокирующая резкость» его суждений. Вагнер предпочитал видеть в базельском профессоре талантливого и яркого пропагандиста своих собственных воззрений. Но на такую роль Ницше согласиться не мог6.  

Новый, 1879 год принес Ницше неимоверные физические страдания: почти каждодневные приступы болезни, непрерывная рвота, частые обмороки, резкое ухудшение зрения. Продолжать преподавание он был не в силах. В июне Ницше получил по его прошению отставку с назначением ежегодной пенсии в 3 тысячи франков. Он уехал из Базеля в Сильс-Марию, в долину Верхнего Энгадина. Сгорбившийся, разбитый и постаревший лет на 10 полуслепой инвалид, хотя ему не исполнилось еще и 35 лет.

В жизни Ницше началась полоса бесконечных скитаний, летом по Швейцарии, зимой по Северной Италии. Скромные дешевые пансионаты в Альпах или на Лигурийском побережье; убого меблированные холодные комнаты, где он часами писал, почти прижавшись двойными очками к листу бумаги, пока воспаленные глаза не отказывали. Редкие одинокие прогулки, спасавшие от бессонницы ужасные средства - хлорал, веронал и, возможно, индийская конопля, постоянные головные боли; частые желудочные судороги и рвотные спазмы - 10 лет длилось это мучительное существование одного из величайших умов человечества.

Но и в тот ужасный 1879 год он создал новые книги «Пестрые мысли и изречения», «Странник и его тень». А в следующем году появилась «Утренняя заря», где сформулировано одно из краеугольных понятий ницшевской этики - «нравственность нравов»7.

В 1882 г., когда он переживает краткий период романтической любви-дружбы с Лу фон Саломе, наступает улучшение его физического состояния: это «Веселая наука».

Мысль о вечном возвращении настолько глубоко захватила Ницше, что он всего за несколько месяцев создал величественную поэму «Так говорил Заратустра». Он писал ее в феврале и в конце июня - начале июля 1883 года в Рапалло и в феврале 1884 года в Сильсе. Через год Ницше создал четвертую часть поэмы, столь интимную, что вышла она всего в 40 экземплярах за счет автора для близких друзей. Из этого числа Ницше подарил только семь, ибо больше дарить было некому. Даже самые близкие люди - сестра, Овербек, Роде, Буркхардт - избегали в ответных письмах всяких суждений, словно тягостной повинности, настолько непонятны им были боль и страдания его лихорадочного разума8.

Информация о работе Философия Ф.Ницше