Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 15:16, контрольная работа
Фридрих Ницше является одним из выдающихся философов конца XIX века. Его философия часто вызывает неоднозначные оценки, так как считается, что Гитлер свои взгляды во многом основывал на суждениях Ницше. Однако не вызывает сомнения тот факт, что Ницше шагнул настолько далеко вперед, что актуальность его идей начинает находить понимание в полной мере только сегодня.
К концу жизни Ницше стал сумасшедшим и много раз делались попытки истолковать жестокий душевный недуг, отравивший последнюю четверть жизни Фридриха Ницше, как праведную божественную кару за его часто считающееся нечестивым вольнодумство, как достойное искупление его гордыни.
Введение
Часть 1. Фридрих Вильгельм Ницше – великий философ XIX века.
Часть 2. Учение Ф.Ницше о Воле к власти.
Часть 3. Философское учение Ницше о Сверхчеловеке
Заключение
Список использованных источников
Эти ходы мысли назойливо повторяются в произведениях Ницше, определяя собой самые реакционные выводы ницшеанства, резюмирующиеся в конечном счете в понятиях «переоценки ценностей» и «сверхчеловека».
Часть 3. Философское учение Ницше о Сверхчеловеке.
Философию Ницше часто связывают с понятием сверхчеловека. Идея Сверхчеловека несомненно, является одной из центральных у Ницше.
Данный идеал Ницше наиболее подробно раскрывает в своей работе «Так говорил Заратустра» (1883-1886). По форме эта большая страстная книга является рассказом о странствиях Заратустры – персонажа, основанного на образе иранского пророка шестого века до нашей эры Зороастра (Заратустра – латинизированная форма этого имени), но сообразованного с поэтическим и философским замыслом Ницше23. Исследователи отмечают, что «данная книга строится как своего рода травестийное Евангелие: достаточно вслушаться в стиль и обороты речи Заратустры, его обращения к ученикам, разговор притчами и образами, загадками и ответами. То есть Заратустра выступил как новый Христос, точнее, анти-Христос, подменяя Его и выдвигая новые ценности»24.
Задачу своей философии Ницше видел в утверждении верховной ценности культурного совершенствования человека, в результате которого появится новый, превосходящий современных людей по своим морально-интеллектуальным качествам тип человека. В роли такого культурно-этического идеала Ницше выдвигает образ сверхчеловека. Это понятие становится одной из главных несущих конструкций его учения, фиксируя в себе образ человека, преодолевшего самообусловленность собственной естественной природой и достигшего состояния качественно иного существа - ориентированного на идеал радикального и многомерного освобождения человека посредством самотворения, овладения пробужденными им собственными, иррациональными силами25.
Человек имеет цель внутри себя, его цель - это жизнь. Вот эта идея абсолютной ценности человеческой жизни по существу явилась тем лозунгом, который объединяет все творчество Ницше. С этим лозунгом связан и ницшеанский идеал человека - сверхчеловек. Сверхчеловек – это соль земли, это смысл бытия26.
Сверхчеловек - есть высший биологический тип, который относится к человеку, как последний относится к обезьяне: «Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором», - говорит Ницше на страницах «Заратустры». Т.е человек, по мнению Ницше, является промежуточным звеном между обезьяной и Сверхчеловеком.
Людской материал, в процессе смены поколений которого будет выращиваться сверхчеловек, составят те, кто является аристократом, господином по своей природе, в ком воля к власти не задавлена враждебной ей культурой, кто способен, объединившись с себе подобными, противостоять большинству, не желающему ничего знать о подлинном предназначении современных людей. Ницше не говорит, что только немцы достойны стать материей сверхчеловека, хотя образ «белокурой бестии» - предшественника сверхчеловека - стали связывать с северогерманским антропологическим типом27.
Сверхчеловека необходимо вырастить, но Ницше не дает для этого никаких «евгенических» рецептов. Он выступает здесь скорее как «пророк», предвещающий приход нового «господина мира», «вождя», «фюрера», полубожественного, а то и прямо божественного существа. Этот культ личности, выходящий далеко за рамки обычного для эксплуататорского общества культа «великих людей», превращается в основу новой мифологии, с художественным мастерством развернутой Ницше, в особенности в книге «Так говорил Заратустра». Неудивительно, что германо-фашистский «миф XX века» опирался на философию Ницше28.
Сверхчеловек есть «синтетический человек» по преимуществу: его образ получается путем сведения в одно целое того, что есть в отдельных людях частичного и отрывочного. Но вместе с тем в нем нет места для того, что представляется в человеке мелким и ничтожным: он олицетворяет совокупность всего, что есть великого в человеке, тот океан, в котором должно потонуть наше презрение.
Если отличительным признаком обыденного человека является послушание господствующей морали, то «великий» человек стоит «вне противоположности добра и зла»: он - «преступник» по существу, ибо он разбивает все существующие скрижали ценностей: вся его жизнь есть непрерывное нарушение всех тех законов, коими управляется масса; зародыш сверхчеловеческого в нем есть по преимуществу его «злоба».
В своем «Заратустре» Ницше между прочим изображает ряд типов «высших людей» нашего времени. Они еще носят на себе печать упадка - характерное отличие всего современного; но вместе с тем они уже содержат в себе зародыши имеющего родиться сверхчеловека: они - его предшественники и предки.
Все они - прежде всего отрицатели, беглецы, ушедшие от современного общества, отрешившиеся от современных верований, «люди великого презрения и отчаяния».
Это - прежде всего сам Заратустра, безбожник из безбожников: он не знает себе равного, ибо он отверг всякий закон, кроме собственной своей воли; всякое человеческое общество служит для него предметом отвращения; он спасается от людей в уединении своей пещеры, расположенной на высочайшей горной вершине, под снегом и льдом, среди недоступных скал. Он - враг всякого сострадания - хочет быть твердым как алмаз; но он все-таки представляет собою только пророческое явление, подготовительную ступень к сверхчеловеку, ибо он не преодолел еще в себе последнего своего греха, последнего остатка человечности - жалости к лучшим, «высшим людям»29.
В каких же классах или расах видит Ницше свой идеал? Он видит прообраз «сверхчеловека» в римском, арабском, германском, японском дворянстве, в гомеровских героях, в скандинавских викингах. Ницше усматривает свой идеал в Цезаре, Макиавелли, Цезаре Борджия, Наполеоне. Примечательная особенность «высшей расы» - врожденное благородство, «аристократичность», которых так не хватает нынешним «господам», «фабрикантам и крупным торговым деятелям», чтобы автоматически обеспечить себе господство. Ведь «массы» готовы повиноваться, если их глава доказывает им свое право на господство всей своей аристократической внешностью.
Та новая цель, которую Ницше хочет поставить перед человеком, не есть что-либо трансцендентное самому человеку, ибо над человеком нет иной, высшей действительности. Заратустра провозглашает ужасающую истину : «Бог мертв», а если над человеком нет Бога, - это значит, что сам человек должен стать для себя высшим, божественным! «Умерли все Боги ; теперь мы хотим, чтобы жил сверхчеловек» - такова должна быть в великий полдень наша последняя воля!», и далее: «красота сверхчеловека приблизилась ко мне, как тень, Ах, братья мои! Что мне теперь до богов» - говорит Заратустра30.
Раз сверхчеловек становится для нас высшею целью, он наполняет для нас смыслом не только мир человеческий, но и «всю землю», т. е. всю жизнь природы; если сверхчеловек есть для нас ценное по преимуществу, то все существующее должно быть оцениваемо в отношении к нему. В сущности, смысл и цель бытия – это и есть Сверхчеловек, задача высших типов людей – это подготовка почвы для восхождения наивысшего типа человека, коим и является по своей сути Сверхчеловек.
Вся наша жизнь должна быть приноровлена к этой цели: мы должны работать и изобретать, чтобы построить жилище для Сверхчеловека; мы должны готовить для него землю, животных и растения; ради него мы должны желать собственной нашей погибели.
Процесс перехода к сверхчеловеку будет, пророчествовал Ницше, трудным и мучительным. Он будет сопровождаться восстаниями масс, увлеченных уравнительными, и поэтому ложными, идеями социализма, вспышками национализма, мировыми войнами. Многие из этих пророчеств сбылись.
Заключение
В учении Ницше, как в любом серьезном нравственно философском исследовании, есть много ценного для нашего времени. Прежде всего, это яркая критика мещанства. Никто до и после Ницше с такой прозорливостью не смог предвидеть всю опасность общества маленьких, серых, покорных людей.
В советской философской науке существовал один ответ на вопрос о гуманности учения Ницше - негативный. Безусловно, учение Ницше противоречиво, потому и не может быть оценено как только негативное или только позитивное. Ницше заставляет думать, сравнивать, размышлять.
Главной позитивной ценностью нравственного учения Ницше, без сомнения, является идея возвышения человека. Задачу своей философии Ницше видел в утверждении верховной ценности культурного совершенствования человека, в результате которого появится новый, превосходящий современных людей по своим морально-интеллектуальным качествам тип человека. В роли такого культурно-этического идеала Ницше выдвигает образ сверхчеловека. Одним из аспектов философского учения Ницше является критика христианской морали. Отметим, что здесь Ницше занимал весьма оригинальную позицию. Он считал, что религия формирует зависимое, несамостоятельное сознание, смирение, несвободу человека. Для Ницше религия стала символов зависимого «несчастного» сознания. Конечно же, содержание и практику христианского учения нельзя свести к подобному его толкованию. Но, тем не менее, эта точка зрения немецкого мыслителя очень актуальна и сегодня.
Ницше был глубоко убежден, что воля к власти представляет собой универсальный принцип, действие которого в той или иной мере можно обнаружить на каждой ступени существования. Воля к власти – это жажда свободы в тех, кто оказался в рабстве. Это стремление господствовать и превосходить других - тех, кто является более сильным и более свободным. Ницше писал о том, что самые могущественные люди всегда преклонялись перед святым, поскольку они чувствовали в нем силу, которая через самоистязание, борьбу с собой находила свое воплощение в самодисциплине. «Они почитали нечто в себе, почитая святого», опыт которого видно и есть тот шаг, который надлежит сделать в направлении более высокой цивилизации.
По Ницше - «Воля к власти» - лишь «право сильного»!
Философия Ницше уникальна: она позволяет не только обнажить проблемы, ставшие существенными для культуры ХХ века, но и выявить вопросы, мимо которых эта культура прошла и которые остались на счету грядущего. Жизнь с её преодолением становится горизонтом культуры - тем, что развивает её.
Список использованных источников
Библиографические издания:
Интернет источники:
1 http://sbiblio.com/biblio/
2 История философии. Учебник. Под ред. В.В.Васильева, A.A. Кротова, Д.В. Бугая. - М.: Академический Проект, 2005. - С.486.
3 История философии. Учебник. Под ред. В.В.Васильева, A.A. Кротова, Д.В. Бугая. - М.: Академический Проект, 2005. - С.487-488.
4 http://sbiblio.com/biblio/
5 Мусский И.А. Сто великих мыслителей. – М., Вече. 2009. – С. 472.
6 История философии. Учебник. Под ред. В.В.Васильева, A.A. Кротова, Д.В. Бугая. - М.: Академический Проект, 2005. - С.490.
7 Мусский И.А. Сто великих мыслителей. – М., Вече. 2009. – С. 473-474.
8 http://sbiblio.com/biblio/
9 Мусский И.А. Сто великих мыслителей. – М., Вече. 2009. – С. 475.
10 Мусский И.А. Сто великих мыслителей. – М., Вече. 2009. – С. 476.
11 История философии. Учебник. Под ред. В.В.Васильева, A.A. Кротова, Д.В. Бугая. - М.: Академический Проект, 2005. - С.492.
12 Мусский И.А. Сто великих мыслителей. – М., Вече. 2009. – С. 479.
13 А.С. Богомолов, Ю.К. Мельвиль, И.С. Нарский Буржуазная философия кануна и начала империализма. Учеб. пособ., М. «Высшая школа», 1997., С. 170.
14 Ницше Ф. Так говорил Заратустра. К генеалогии морали. Рождение трагедии. Воля к власти. Посмертные афоризмы./ Ф. Ницше; пер. с нем. – Минск: Харвест, 2005. С.656.
15 Ницше Ф. Так говорил Заратустра. К генеалогии морали. Рождение трагедии. Воля к власти. Посмертные афоризмы./ Ф. Ницше; пер. с нем. – Минск: Харвест, 2005. С.880.
16 А.С. Богомолов, Ю.К. Мельвиль, И.С. Нарский Буржуазная философия кануна и начала империализма. Учеб. пособ., М. «Высшая школа», 1997., С. 178.
17 http://www.nietzsche.ru/works/
18Ницше Ф. Так говорил Заратустра. К генеалогии морали. Рождение трагедии. Воля к власти. Посмертные афоризмы./ Ф. Ницше; пер. с нем. – Минск: Харвест, 2005.«Воля к власти», афоризм 715.
19 Ницше Ф. Так говорил Заратустра. К генеалогии морали. Рождение трагедии. Воля к власти. Посмертные афоризмы./ Ф. Ницше; пер. с нем. – Минск: Харвест, 2005. С.919.
20 http://www.nietzsche.ru/works/
21 http://www.nietzsche.ru/works/
22 Там-же.
23 Великие мыслители Запада/ Пер. с англ. В. Федорина.- М.: КРОН-Пресс,1999. С. 589.
24 Кантор В. К. Антихрист, или Ожидавшийся конец европейской истории (Соловьев contra Ницше)// Вопросы философии.- 2002. С.19.