Философия Фомы Аквинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 21:04, реферат

Описание работы

Цель работы: подробно рассмотреть философию Фомы Аквинского.
Для достижения поставленной цели, я решала следующие задачи:
· рассматривала основные черты философии средневековья;
· описывала биографию Фомы Аквинского;
· подробно рассматривала учение о бытии, учение о человеке и его душе, теорию познания и этику средневекового философа.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 27.55 Кб (Скачать файл)

Номиналисты не разрывают и с Аристотелем,  но дают его философии  иную,  чем  Фома,  интерпретацию,  опираясь на учение Аристотеля о первичной сущности как  единичном  индивидууме. Согласно  Оккаму,  реально существует лишь единичное;  любая вещь вне души единична,  и только в познающей душе возникают общие понятия. С этой точки зрения сущность (субстанция) утрачивает свое значение чего-то самостоятельно сущего,  которому  принадлежат акциденции,  не имеющие бытия помимо субстанций:  бог, согласно номиналистам, может создать любую акциденцию,  не нуждаясь для этого в субстанции.  Понятно, что при этом различение субстанциальных  и  акцидентальных  форм теряет  свое  значение,  и главное понятие томизма – понятие субстанциальной формы - больше не признается необходимым.  В результате умопостигаемое бытие вещи (сущность) и ее простое эмпирически данное бытие (явление) оказываются тождественными. Номинализм не признает различных бытийных уровней вещей, их онтологической иерархии.  Отсюда равный интерес  ко  всем деталям  и  подробностям  эмпирического мира. 

Ориентация на опыт - характерная черта номинализма,  которую  впоследствии перенимают  наследники средневекового номинализма английские философы эмпирического направления - Фр. Бэкон, Дж. Локк, Д. Юм.

     Номинализм  формирует  новое  представление  о познании и природе познающего  ума.  Поскольку познание направлено  не на сущность вещи, а на  вещь в ее единичности, то  оно есть интуитивное познание (созерцание отдельных  свойств   вещи),  его предметом  оказываются   акциденции,  и знание трактуется  как установление связи между  явлениями.  Это ведет к   пересмотру аристотелевской и  томистской логики и онтологии,  для которых субстанция есть  условие возможности отношений  (не случайно в томизме  гиоссология  - учение о познании не существует  независимо от онтологии - учения  о бытии). Теоретическая способность  в номинализме утрачивает свой  онтологический характер, умы больше  не рассматриваются как высшие  в  иерархии  сотворенных сущих.  Ум,  с точки зрения Николая  из Отрекура, есть не бытие,  а представление о бытии, направленность  на бытие.

Так в номинализме  формируется представление о  субъекте, противостоящем объекту как  особого рода реальности,  и о  познании  как субъект-объектном  отношении.  Такой подход способствует выделению гносеологии в самостоятельную область исследования. Но одновременно возникает субъективистское истолкование ума,  человеческого духа, рождается убеждение, что явления  психического  ряда достовернее физических,  поскольку даны нам непосредственно,  тогда как физические -  опосредованно. В теологии при этом подчеркивается приоритет веры над знанием, воли - над разумом, практически-нравственного начала - перед теоретическим.

     “В целом номинализм в значительной мере  определил  направление  и характер развития как философии,  так и экспериментально-математического  естествознания  XVI-XVII   веков”6. Именно с номинализмом было связано также и развитие материализма в эпоху Возрождения и в новое время.

 

 

 

1 Боргош Юзеф. Фома Аквинский М.,1975. С. 34.

2 Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. С. 78.

3 Боргош Юзеф. Фома Аквинский М.,1975. С. 111.

4 Боргош Юзеф. Фома Аквинский М.,1975. С. 68.

5 Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М..1991. С. 56.

6 Гуревич А.Я. Средневековый мир. М., 1990. С. 145.


Информация о работе Философия Фомы Аквинского