Философия Франкфуртской школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 14:15, реферат

Описание работы

Для фрункфуртцев характерна психологизация социальных отношений. Они изучают отчуждение личности, угнетение, ее агрессивность. Считают, что авторитаризм является естественным проявлением западной цивилизации. Рассмотрим подробнее социологические идеи франкфуртской школы.1

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………....3
Глава 1. Франкфуртская школа: краткий обзор ………………………...5
Глава 2. Неомарксизм Франкфуртской школы.........................................7
Глава 3.Главные представители франкфуртской школы……….……. ..8
3.1.Хоркхаймер Макс ..…………………………………………………...8
3.2.Адорно Теодор ………………………………………………………..9
3.3.Маркузе Герберт……………………………………………………..11
3.4. Эрих Фромм……………………………………………………........12
3.5.Хабермас Юрген……………………………………………………..13
Глава 4. Источники идей франкфуртской школы…..................……….14
Заключение ……………………………………………………………….19
Список используемой литературы …………………….………………..

Файлы: 1 файл

Философия Франкфуртской школы.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Российская академия народного хозяйства и государственной  службы при Президенте Российской Федерации»

 Воронежский филиал

 

Международно-правовой факультет

 

Кафедра политологии и политического управления

 

 

РЕФЕРАТ

Философия Франкфуртской  школы

 

 

 

Студентка: Цион В. В., 1 курс, ЗРД-1

Преподаватель : Слинько Е. А. 

 

 

 

 

Оценка 

«....................................»

«.....» .................... 2011г.

 

 

 

 

 

Воронеж 2011

 

Содержание

 Введение…………………………………………………………………....3

 Глава 1. Франкфуртская  школа: краткий обзор ………………………...5

 Глава 2. Неомарксизм  Франкфуртской школы.........................................7

 Глава 3.Главные представители  франкфуртской школы……….……. ..8

  3.1.Хоркхаймер Макс ..…………………………………………………...8

  3.2.Адорно Теодор ………………………………………………………..9

  3.3.Маркузе Герберт……………………………………………………..11

  3.4. Эрих Фромм……………………………………………………........12

  3.5.Хабермас Юрген……………………………………………………..13

           Глава  4. Источники идей франкфуртской школы…..................……….14

Заключение ……………………………………………………………….19

Список используемой литературы …………………….………………..20 

   Введение

Франкфуртская школа - неомарксистская  социально-философская и социологическая  концепция, в основе которой лежит антипозитивизм и проблематика отчуждения и рациональности, критикующая поздний капитализм и доминирование в нем «авторитарной личности» с ее антидемократическими методами управления. 1

Теории, разработанные «Франкфуртской школой» наложили решающий отпечаток на всю современную леворадикальную мысль, можно даже сказать, стали ее идейной основой. Более того, без хотя бы самого общего представления о концепциях этого философского течения невозможно понять историю современного Запада, круг вопросов и проблем, интересовавший прогрессивно мыслящих людей на протяжении нашего века и интересующий их до сих пор. Речь идет о таких темах, как отчуждение, тоталитарность, одномерность человека в эксплуататорском мире, господство технократии, экологические проблемы и т. д.

 Работы философов этой школы  написаны подчас достаточно сложным  языком, насыщены множеством специальных  философских и социологических  терминов и предполагают прекрасное  знание всей истории мировой,  прежде всего западной философской  мысли.

Теоретики этого течения: философы и социологи Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Герберт Маркузе, Вальтер  Беньямин, Юрген Хабермас, Альфред  Шмидт, Оскар Негт, психоаналитики Эрих Фромм и Вильгельм Райх, экономист  Фридрих Поллок, знаменитая исследовательница  тоталитаризма Ханна Арендт и многие другие. Очевидно, что круг вопросов, которыми занимались представители школы, чрезвычайно широк, да и позиции их по этим вопросам были далеко не одинаковыми.

Итак, франкфуртская школа получила свое название в честь Института социальных исследований, существовавшем в 30-х годах ХХ в. в немецком городе Франкфурт-на-Майне. С приходом Гитлера к власти этот институт был распущен, а его члены разъехались по миру. Главными особенностями этой школы были неомарксизм, т.е. франкфуртцы стремились применить теорию Маркса к современным условиям, и леворадикализм, т. е. борьба с капитализмом, новыми средствами и в новых условиях логическими представлениями.

Для фрункфуртцев характерна психологизация социальных отношений. Они изучают  отчуждение личности, угнетение, ее агрессивность. Считают, что авторитаризм является естественным проявлением западной цивилизации. Рассмотрим подробнее социологические идеи франкфуртской школы.1

1. Франкфуртская  школа: краткий обзор

Итак, франкфуртская школа - одно из наиболее влиятельных течений в неомарксизме, организационно оформившееся в 30-е гг. на базе возглавлявшегося Хоркхаймером (с 1931 г.) Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне и руководимого им (с 1932 г.) «Журнала социальных исследований». В 1934 - 1939 гг. институциональный центр франкфуртской школы располагался в Женеве, затем в Париже (при Высшей нормальной школе); с 1939 г. - в США (при Колумбийском университете); с 1949 г. - в ФРГ, во Франкфурте-на-Майне.1

Теоретические истоки франкфуртской школы - марксизм; «левый» фрейдизм, принявший в Германии форму «фрейдомарксизма», а во Франции - сюрреализма (А. Бретон). На формирование франкфуртской школы оказали также влияние идеи, заимствованные из ницшеанства и ницшеански ориентированной «антропологической» социальной философии и социологии (Фрайер). Сквозные мотивы теории франкфуртской школы - проблематика отчуждения (истолкованного в духе гегелевского и неогегельянского отождествления отчуждения и опредмечивания, отчуждения и объективации) и проблематика рациональности («рационализации»), восходящая к М. Веберу, но получившая у теоретиков франкфуртской школы иную оценку и сомкнутая с проблематикой отчуждения. Основная социально-философская тема франкфуртской школы - тема «позднего капитализма» с характерной для него «фашизоидностью» (независимо от того, реализовалась ли она в фашистских режимах или нет). Она представляет собой дальнейшую разработку идеи «индустриального общества», первоначально возникшей в лоне антропологической ориентации в немецкой социальной философии и социологии (Шельски, Фрайер). Основная социологическая и социально-психологическая тема франкфуртской школы - теоретическая концептуализация понятия «авторитарная личность» (Фромм, Хоркхаймер) и попытка с помощью конкретно-социологического исследования доказать, что ему действительно соответствует определенная человеческая реальность. Основная методологическая тема франкфуртской школы — антипозитивизм.

Наиболее известны из них  три теоретика, с именами которых  прежде всего и связывается Франкфуртская школа - Хоркхаймер, Адорно, Маркузе и Фромм.

2. Неомарксизм Франкфуртской школы.

Франкфуртская школа занимает в  истории социологической мысли  видное место. Нередко концепции  представителей Франкфуртской школы  причисляют к социальной философии. Такой подход выходит за рамки социологии: представители этого направления тяготеют скорее к междисциплинарным исследованиям. Тем не менее трудно представить себе историю социологии без работ классиков Франкфуртской школы. Они внесли огромный вклад в развитие этой науки, подвергнув глубокой критике традиционную социологическую теорию. Специфичен язык, которым написаны работы франкфуртцев. Продолжая традиции К. Маркса, они используют яркие выражения, не характерные для академических работ.

Теории представителей Франкфуртской  школы часто называют «неомарксизмом». Неомарксизм – совокупность марксистских и марксистски ориентировочных  течений, характеризующихся критическим  отношением, как капитализму, так  и к «реальному социализму» и  его «марксистско-ленинской»идеологии.1 
Можно сказать, что ученые, создавшие Институт социальных исследований во Франкфурте, предложили гуманистическую и открытую версию марксизма, неомарксистскую теорию истории и социологии. Основные источники их творчества: философия и политэкономия К. Маркса, психоанализ З. Фрейда, идеи К. Мангейма, социологические идеи М. Вебера и др. Франкфуртцы обогатили собственно философские и психологические понятия политэкономическим и общесоциологическим содержанием. Важным вкладом Франкфуртской школы в теоретическую социологию является критика марксистской теории, попытка обогатить ее психологическим содержанием, представлениями о личности современного человека.

Франкфуртская школа  всегда оставалась независимой от каких  бы то ни было политических партий.

3. Главные представители франкфуртской  школы.

3.1. Хоркхаймер Макс (1895–1973) – один  из лидеров Франкфуртской школы,  соавтор «Диалектики просвещения» (1947). В 1930 году он становится  директором Института социальных  исследований при Франкфуртском университете, а также издателем «Журнала социальных исследований» (1931–1941). В годы директорства Хоркхаймера вышла коллективная работа Института социальных исследований «Исследования об авторитете и семье» (1936). Затем Институт стал жертвой нацистского режима. В эмиграции М. Хоркхаймер разработал принципы критической теории. Вместе с Ф. Поллоком и Т. Адорно в 1950 году они восстановили Институт социальных исследований во Франкфурте. С 1951 по 1953 годы Хоркхаймер был ректором Франкфуртского университета, затем – приглашенным профессором Чикагского университета. В 1966 году переехал в Швейцарию. В последнее десятилетие своей жизни Хоркхаймер писал менее радикальные работы, проявлял интерес к религии. Влияние его идей особенно ощутимо в работах Ю. Хабермаса.

Основные работы:

(1937): «Традиционная и критическая  теория»;

(1947): «Помрачение разума»;

(1947): «Диалектика просвещения» (в соавторстве с Т. Адорно);

(1978): «Заря и упадок»  (сборник афоризмов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                     3.2. Адорно Теодор Визенгрунд (1903–1969) – немецкий социолог и социальный философ, один из ведущих представителей Франкфуртской школы, сотрудник и впоследствии руководитель Франкфуртского института социальных исследований. Официально стал членом Института в 1938 году. В 1947 году выходит знаменитая «Диалектика просвещения», его первая большая работа, написанная совместно с М. Хоркхаймером. Продолжая тему «Диалектики просвещения», Адорно публикует работу «Философия новой музыки» (1949), представляющую собой критический социально-философский анализ современных ему западных музыкальных направлений. По его мнению, эта сфера также демонстрирует отчуждение человека в капиталистическом обществе. После окончания Второй мировой войны Адорно становится руководителем проекта «Авторитарная личность». Проект посвящен изучению источников авторитаризма и антисемитизма, осуществляемого в Западной Германии и США (1950), базой его являются крупные эмпирические исследования. Эти исследования имели необычайно широкий резонанс и в политических кругах, и в широком общественном мнении, а выпущенная на их основе коллективная монография переведена почти на все европейские языки.

Т. Адорно – главный теоретик франкфуртцев в области культуры, особенно музыкальной, а также эстетики. Его анализ музыки вышел далеко за рамки критики ее идеологического содержания. С 1959 года Адорно становится содиректором Института социальных исследований во Франкфурте, в 1964 году избирается председателем Германского социологического общества. В этот период вышла широко известная работа «Негативная диалектика» (1966), где Адорно критически пересматривает традиционные понятия и категории диалектики, которые, по его мнению, являются выражением отчуждения теоретического сознания в условиях эксплуататорских обществ. До конца жизни философ активно участвовал в интеллектуальной жизни Германии, занимался теорией искусства.

Заметным событием в духовной жизни  Западной Европы стал «Позитивистский диспут», в котором приняли участие Теодор Адорно и Карл Поппер, Юрген Хабермас и Карл Альберт.

Основные работы:

(1949): «Философия новой музыки»;

(1952): «О современном состоянии  эмпирического социального исследования»;

(1956): «Штудии о Гуссерле и феноменологических антиномиях»;

(1957): «Социология и эмпирическое  исследование»;

(1962): «Введение в музыковедение»;

(1966): «Негативная диалектика»;

(1969): «Позитивистское течение  в немецкой социологии».

3.3. Маркузе Герберт  (1898–1979) – социолог и философ, интеллектуальный лидер «новых левых» в США и большей части Европы. Учился во Фрайбурге под руководством М. Хайдеггера. В 1933 году присоединился к Институту социальных исследований во Франкфурте, затем эмигрировал в США и с 1934 года жил в Нью-Йорке. Г. Маркузе внес ощутимый вклад в развитие критической теории. Долгие годы он преподавал в американских университетах, оказал значительное интеллектуальное влияние на политическую жизнь в США. Как и другие представители Франкфуртской школы, Маркузе занимался развитием идей психоанализа, обогащая его политико-экономическим содержанием, развивал тезис о том, что социальная структура отражена в структурах человеческого характера. Он считал, что освобождение человека и общества возможно через свободный эротизм и развитие принципов свободной игры. Книга «Эрос и цивилизация» принесла философу славу радикального фрейдиста. В работе «Одномерный человек» развивались основные положения «Диалектики просвещения». Здесь проанализировал понятие «ложного сознания» в массовом обществе.1 В целом можно сказать, что Маркузе развил марксистскую теорию общества, разработав культурные и эстетические темы.

Основные работы:

(1928): «К феноменологии исторического  материализма»;

(1929): «О конкретной философии»;

(1932): «Новые источники к обоснованию исторического материализма. Интерпретация впервые опубликованных рукописей К. Маркса»;

(1932): «Гегелевская онтология  и обоснование теории историчности»;

(1939): «Трансцендентальный  марксизм»;

(1941): «Разум и революция. Гегель и подъем социальной теории»;

(1955): «Эрос и цивилизация»;

(1958): «Советский марксизм»;

(1968): «Одномерный человек:  исследования идеологии развитого  индустриального общества».

3.4. Эрих Фромм (1900–1980) большинством  специалистов отнесен к Франкфуртской школе, что является вполне правомерным. Правда, Э. Фромм занимал особое положение во Франкфуртской школе, поскольку не считал себя связанным ее «институциональными» рамками. Это становилось все более очевидным в ходе его идейной эволюции. Э. Фромм оказывается вполне самостоятельным мыслителем, развивая в основном идеи З. Фрейда. Это дает нам основание рассматривать его как представителя неофрейдизма и отнести к теме «Психоаналитическая ориентация в социологии». Тем не менее проект Франкфуртской школы «Авторитарная личность» был основан на концепции «авторитарного характера», разработанной именно Фроммом. В работах Фромма последовательно воплощен подход к описанию общества, выдвинутый франкфуртцами: критика капиталистического общества, исследование и разоблачение фашизма и др. Э. Фромм был увлечен идеями К. Маркса, занимался разработкой позитивной программы преобразования буржуазного общества, исследованием социального характера, индивидуальной и социальной психотерапией. В своих исканиях он приблизился к основным положениям экзистенциальной философии.

Информация о работе Философия Франкфуртской школы