Философия Франкфуртской школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 14:15, реферат

Описание работы

Для фрункфуртцев характерна психологизация социальных отношений. Они изучают отчуждение личности, угнетение, ее агрессивность. Считают, что авторитаризм является естественным проявлением западной цивилизации. Рассмотрим подробнее социологические идеи франкфуртской школы.1

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………....3
Глава 1. Франкфуртская школа: краткий обзор ………………………...5
Глава 2. Неомарксизм Франкфуртской школы.........................................7
Глава 3.Главные представители франкфуртской школы……….……. ..8
3.1.Хоркхаймер Макс ..…………………………………………………...8
3.2.Адорно Теодор ………………………………………………………..9
3.3.Маркузе Герберт……………………………………………………..11
3.4. Эрих Фромм……………………………………………………........12
3.5.Хабермас Юрген……………………………………………………..13
Глава 4. Источники идей франкфуртской школы…..................……….14
Заключение ……………………………………………………………….19
Список используемой литературы …………………….………………..

Файлы: 1 файл

Философия Франкфуртской школы.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

 

 

К последователям франкфуртцев можно  отнести Ю. Хабермаса.

3.5. Хабермас Юрген (род. 1929) –  немецкий социальный философ  и социолог, идеолог «новых левых». Испытал огромное влияние идей  Т. Адорно и М. Хоркхаймера. С 1956 по 1959 год работал ассистентом у Теодора Адорно в Институте социальных исследований во Франкфурте. С 1964 года является профессором университета во Франкфурте-на-Майне, руководителем кафедры философии и социологии, с 1970 года – содиректором Института по исследованию условий жизни научно-технического мира в Штарнберге. Ведущая тема социальной философии Хабермаса – проблема активной, «политически функционирующей» общественности, обострившаяся на Западе в середине XX века в связи с новым этапом развития капиталистического общества. Он также интересовался проблемой межчеловеческого взаимодействия, в особенности вопросами об отличии «истинной» коммуникации от «ложной», предлагая собственную интерпретацию социальной коммуникации – теорию коммуникативного действия.

Основные работы:

(1962): «Структура общественного  мнения» (диссертация);

(1968): «Знание и человеческие  интересы»;

(1969): «Движение протеста и реформа  высшей школы»;

(1970): «К рациональному обществу»;

(1973): «Кризис легитимности»;

(1974): «Теория и практика»;

(1979): «Коммуникация и эволюция  общества»;

(1984, 1988): «Теория коммуникативного  действия» (в 2-х томах);

(1989): «Структурное преобразование  публичной сферы»;

(1990): «О логике социального обеспечения».

4.Источники идей представителей франкфуртской школы

У К. Маркса франкфуртцы взяли основное методологическое «оружие» – критику  современного общества, идеологий, оправдывающих  власть и господство. Понятие «ложного сознания» как результата определенных общественных отношений и диалектика, которую К. Маркс наполнил общесоциологическим и историко-политическим содержанием, берутся на вооружение всеми теоретиками Франкфуртской школы. Понятие отчуждения К. Маркса было адаптировано ими к критике современного общества.

Отчуждение – одна из важных методологических категорий К. Маркса:

  • отчуждение создается в процессе принудительного труда;
  • отчуждается родовая сущность человека, превращаясь в чуждую ему сущность; человек отчуждается от других людей и от самого себя;
  • преодоление отчуждения возможно только через освобождение труда.1

Теоретиками Франкфуртской школы  использовались следующие идеи З. Фрейда:

  • представление о структуре человеческой психики;
  • некоторые положения психопатологии, позволяющие обрисовать негативное влияние современного общества на человека и трудности на пути развития революционного сознания;
  • представление о возможностях психического освобождения.2

Теорию формальной рациональности М. Вебера также можно считать  одним из интеллектуальных источников работ Франкфуртской школы. Теория включает следующие положения:

  • одним из основных процессов современного общества является процесс рационализации социального действия — вытеснения ценностно-рационального, традиционного и аффективного действия;
  • рациональность выступает как самоцель – это судьба западной цивилизации и путь всемирно-исторического процесса;
  • развитие науки представляет собой чистое воплощение принципа рациональности;
  • основными механизмами процесса рационализации являются формализация и калькулируемость;
  • способы ведения хозяйства, управление во всех сферах социальной жизни, образ мышления людей рационализируются;
  • роль религии и церкви в жизни общества уменьшается («расколдование мира»).

Основные идеи теоретиков франкфуртской  школы

Теория «порочной цивилизации». В «Диалектике просвещения» история предстает как процесс нарастающего отчуждения, достигающего своего максимума в эпоху «позднего капитализма».

Центр внимания теоретиков Франкфуртской  школы – современное им капиталистическое  общество. Система господства, созданная  в таком обществе, признается глубоко порочной и губительной для человеческой личности. Господство социальных и культурных структур над людьми является, с точки зрения авторов, результатом особого пути исторического развития, не характерного для всего человечества. Самое печальное, по мнению франкфуртцев, – то, что люди в большинстве своем не понимают и не чувствуют болезней современного общества, в котором живут.

Понятия рациональной тотальности  и рационализации как основы «просвещения». Просвещение как рациональное овладение природой включает:

  • расщепление изначальной целостности природы на субъект и объект;
  • разделение социальных отношений на отношения господства и подчинения;
  • саморасщепление индивида: подавление чувственных переживаний абстрактными представлениями о себе.

В результате этих процессов происходит полное отчуждение человека от природы, общества, других людей и самого себя.

Рациональность и разум в  концепциях теоретиков франкфуртской  школы.

Под рациональностью здесь имеется  в виду процесс рационализации и формализации, характерный для западной цивилизации и понятый в веберовском духе. Под разумом – позитивная рациональность, гуманистическая разумность, изначально присущая человеческой цивилизации, принципами которой надо руководствоваться, чтобы противостоять негативным тенденциям технократической капиталистической культуры. Формальная рациональность выступает как апогей развития технократического мышления.

Представления об «иррациональности» рационального мира. Существующий мир  иррационален, поскольку чужд реальным потребностям людей (например, потребности в самореализации), их способностям. Парадоксальным образом рационализация оборачивается «неразумностью», иррациональным и пассивным признанием существующего порядка вещей. Нацизм является примером торжества формальной рациональности в современном мире.

Категории «овеществление» и «фетишизация». Отчуждение и овеществление как  основные черты и механизмы западной цивилизации. Роковая антиномия  современного человека: обретение власти над самим собой, своими взаимоотношениями и окружающим миром с необходимостью оплачивается прогрессирующим отчуждением от всего того, над чем и над кем обретается власть. За господство приходится платить не просто отчуждением человека от порабощенных им объектов: с овеществлением духа «заколдованными» становятся отношения самих людей и даже отношение к себе. Мир расщепляется, мир противостоит человеку, и «расколотый» человек становится врагом самому себе. Люди безвольно признают существующую систему господства, поскольку она глубоко укоренена в истории западной цивилизации, а также потому, что система господства захватывает все сферы жизнедеятельности человека: она налицо не только в сфере экономики, но и в сфере культуры, она овладевает сознанием человека, полностью подчиняет его себе и подавляет его личность.

Почему работа М. Хоркхаймера и  Т. Адорно называется «Диалектика просвещения»? Просвещение тоталитарно, это формальная рациональность, основной его инструмент – абстракция, абстрактное мышление. Капитализм обречен, развитие западноевропейской цивилизации рассматривается как рост социального безумия, утрата свободы, фашизация общества. «Поздний капитализм» рождает новые формы отчуждения. Технология подавляет индивидуальность, внутреннюю свободу личности, она используется в целях поддержания и развития отношений господства. Отсюда, современное общество — это «организованное общество», где процветает господство человека над человеком, отчуждение человека от человека. Такое общество – утилитарно, формально рационально и атомизировано, а также идеологизировано, что практически исключает возможность революционного протеста. Просвещение, бывшее результатом лучших человеческих побуждений, оборачивается «тотальным врагом» для современного человека. Неся рационализацию всех сфер человеческой жизнедеятельности, просвещение оборачивается системой господства, поддерживаемой большинством людей совершенно иррационально.

Г. Маркузе писал о том, что  современные технологии превращают сегодняшнее общество в тоталитарное, поскольку используются для изобретения и внедрения более эффективных, обманчиво «приятных» методов социального контроля над индивидами (примером может служить телевидение). Таким образом, технологии стоят на службе у системы господства, «отупляют» людей, подавляют их индивидуальность и критическое мышление, их внутреннюю свободу. Поэтому Маркузе называет современное общество «одномерным».

Главный тезис критической теории Франкфуртской школы: существует подлинная  человеческая природа, загнанная просвещением в бессознательное. Человек в просвещенном мире – это псевдоиндивидуальность, случайный носитель всеобщих требований социума, отождествляющий себя со стереотипами шкалы ценностей, социальными нормами. Человек – «анонимный функционер», узел конвенциональных реакций и объективно ожидаемых способов функционирования. Человек в таком обществе – вещь, статистический элемент, оцениваемый в категориях «успеха» или «неудачи». Такие люди образуют псевдоколлективы, конгломераты псевдоиндивидуальностей и анонимов; сила коллектива становится инстанцией насилия. Кроме того, современная идеология, порождаемая социальной элитой, представляет собой систему идей, которая сбивает с толку людей, возвеличивает существующий социальный порядок.

Основные идеи «критической теории общества». Противопоставление «критической» и «традиционной» теорий общества. Критика традиционной социальной теории. Противопоставление субъекта и объекта – основной порок и основная черта традиционной теории. Поэтому необходимо преодолеть этот разрыв с помощью построения критической теории общества.

Критика позитивизма. Франкфуртцы  не принимали позитивизм главным  образом потому, что считали невозможным  вынести человеческие ценности за рамки  научного исследования. А также потому, что позитивизм претендует на бытие  единственным эталоном достоверности и точности для всех научных дисциплин.1 По мнению мыслителей Франкфуртской школы, необходимо сфокусировать свое внимание, прежде всего на человеческой деятельности, ее воздействии на социальные структуры. Позитивизм способствует:

  • невниманию к роли действующих субъектов;
  • овеществлению социального мира (абсолютизации фактов);
  • математизации мышления;
  • идеологическому консерватизму (он не в состоянии бросить вызов существующей системе, а зачастую и поддерживает существующий социальный порядок);
  • пассивности индивида и социального ученого.

Заключение

Теории, разработанные так называемой «Франкфуртской школой», наложили решающий отпечаток на всю современную  леворадикальную мысль, можно даже сказать, стали ее идейной основой.1 Более того, без хотя бы самого общего представления о концепциях этого философского течения невозможно понять историю современного Запада, круг вопросов и проблем, интересовавший мыслящих людей на протяжении ХХ века и интересующий их до сих пор. Речь идет о таких темах, как отчуждение, тоталитарность, одномерность человека в эксплуататорском мире, господство технократии, экологические проблемы и т.д.

Трудно в рамках небольшого реферата дать представление обо всем круге  проблем, которыми занимались в той  или иной мере философы Франкфуртской школы. Но несомненной является важность их изучения.

За последние десятилетия корифеи  Франкфуртской школы уходят из жизни  один за другим: Адорно умирает еще  в 1969 г., Поллок в 1970 г., Хоркхаймер в 1973 г., Маркузе в 1979 г., Фромм в 1980 г. Дороги их молодых последователей и учеников разошлись уже настолько далеко, что о них вряд ли правомерно говорить как об одном идейном течении. Франкфуртская школа навсегда отошла в историю. Но ее идейное наследие остается важнейшей частью сокровищницы современной леворадикальной мысли.

Список используемой литературы

1.      Адорно Теодор  В. Избранное: Социология музыки. - М.: Университетская книга, 1998. (Культурология. XX век), с. 127

2.      Адорно Теодор  В. Проблемы философии морали : Пер. с нем; [пер. с нем. М. Л. Хорькова]. - М. : Республика, 2000. (Библиотека этической мысли), с. 39

3.      Давыдов Ю. Н.  Критика социально-философских воззрений  Франкфуртской школы. - М., 1977, с. 50

4.      Добреньков В.И., Кравченко А.И. История зарубежной  социологии. - М.: Академический проект, 2005, с. 144

5.      Маркузе Г. Эрос  и цивилизация. Философское исследование  учения Фрейда / Пер. и предисл.  А. А. Юдина; общ. ред. А.  А. Жаровского. - Киев: 1995. - XXVIII, (Собрание  Латинского Клуба) (Res nullius; [вып. 2]). ISBN 5-7707-3861-8. текст / архивный файл

6.      Маркузе Г. Эрос  и цивилизация. Одномерный человек:  Исследование идеологии развитого  индустриального общества / Пер.  с англ., послесл., примеч. А. А.  Юдина; сост., предисл. В. Ю. Кузнецова.- М: ACT, 2002.

      1. Современная западная философия (словарь). Составители В. С. Малахов, В. П. Филатов М., 1991
      2. Социальная философия Франкфуртской школы. - М, 1999, с. 82   
      3. Фарман И. П. Теория познания и философия культуры. - М, 1986.
      4. Фролов С.С. Социология. - М., 1994, с. 235
      5. Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1989.
      6. Хоркхаймер Макс, Адорно Теодор В. Диалектика Просвещения: Филос. фрагменты. - М.: Медиум, 1997.
      7. «Неомарксизм» и проблемы социологии и культуры. Под ред. А. П.Соколовского М., 1980, с. 173

Информация о работе Философия Франкфуртской школы