Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 19:56, реферат
XX век в масштабах существования письменной истории человечества сравнительно-небольшой отрезок времени, если рассматривать его только с точки зрения тех ста лет, которые он в себя включает. Однако оценивать роль и значение XX века в общей истории планеты Земля необходимо, учитывая его научно-технические, социально-экономические, общественно-политические сферы бытия, равно как его духовную культуру и искусство, которые оказывают влияние на мир.
Введение 3
Прагматизм 4
Феноменология 5
Экзистенциализм 5
Логический позитивизм и аналитическая философия 6
Философия постмодернизма 6
1.Социальные измерения постмодерна 6
2.Онтология 7
3.Эпистемология 9
4.Этика постмодерна 10
5.Эстетика постмодернизма 11
Основные идеи неотомизма. 12
Список использованной литературы 15
Тактика неотомистов
по отношению к новейшим научным
достижениям отличается от их позиции
в отношении развития философской
мысли. По отношению к естественнонаучным
открытиям проявляется ныне терпимость,
и даже готовность к их ассимиляции натурфилософской
системой неотомизма. Гонение на научное
познание, в соответствии с формулой Экклезианства
"много знание приносит скорбь" и
прямое придание ученых анафеме осталось
в прошлом. Неотомисты заявляют, что они
пекутся о "правильном истолковании
науки" в тоже время они стараются частично
обновить, приспособить к науке свои догмы;
направить поток новейших достижений
наук о природе в русло богословских интерпретаций.
В наше время нельзя
обращаться к ученым, упорствуя в своём
непризнании выводов науки. Неотомисты
теперь признают, что если бы философия
закрыла глаза на необратимые успехи науки,
она, по утверждению Жильсона, была бы
не в состоянии вступить в диалог с ними,
лишила бы себя средств самозащиты в случаи
нападения на неё извне. Приходится теологам
искать примирение с наукой, в условиях
подъёма научного миропонимания. Отсюда
стремление неотомистов "ассимилировать
общие выводы наук применительно к преподаванию
теологии".
2-ой Ватиканский собор состоялся
в период с 1962-1965 г.
проведя 168 заседаний. Непосредственно
философские вопросы не были предметом
обсуждения на Соборе. Папа Иоанн ХХ, созвав
церковный собор, ставил целью осуществление
"аджорнаменто", т.е. перестройку
католической церкви применительно к
новым историческим условиям. Важным документом,
предназначенным для церковного обновления,
является "Пастырская конституция об
отношении церкви к современному миру".
В результате компромисса, смягчения и
устранения, первоначальных более радикальных
формулировок "Конституция" была
принята. Суть обновленного подхода к
вопросу о науке и разуме, их роли в современном
мире можно кратко сформулировать следующим
образом. С одной стороны, признается,
что благодаря науке и технике в современном
мире осуществляются коренные преобразования.
Религиозные философы занимаются проблемами
естествознания, ушли от традиционного
цензорского тона по отношению к науке.
Список использованной литературы
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 608 с.
2. Философия.
Конспект лекций_Алексеев В.О_
3. Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 2-я редакция, с изменениями и дополнениями — М., 2005. — с. 672.
4. Философия: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. - М.: ТОН - Остожье, 2001. - 704 с.
5. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с.
6. Философия: конспект лекций: учеб. пособие / В.О. Бернацкий ; под общ. ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 352 с.
Конспект по реферату на тему:
Философия ХХ века
Выполнил: студент группы ЭЛЗ-30
Торопыгин М.А
Введение
Философия XX в.
поражает разнообразием школ и концепций,
но вместе с тем многие из них
явились непосредственным продолжением,
разработкой фундаментальных
Среди основных философских направлений выделяются прагматизм, феноменология, экзистенциализм, философия постмодернизма и неотомизма и др.
Прагматизм
В обыденном употреблении термины "прагматизм" и "прагматический" обозначают практический характер той или иной деятельности, направленной на достижение максимально полезного результата. Для собственно философии не меньшую важность представляют внутренние факторы формирования прагматизма, логическая взаимосвязь основополагающих идей и специфика применяемого концептуального аппарата. В целом же прагматизм не случайно считают первым оригинальным философским направлением, возникшим в Америке. Это, разумеется, не означает, что классики прагматизма не испытали влияния европейской философии.
Например, родоначальник прагматизма Ч. Пирс увлекался кантовским учением о категориях, а также шеллинговской натурфилософией. При этом он, правда, стремился дополнить кантовское учение идеей эволюционизма, почерпнутой в дарвинизме. У. Джеймс как философ и психолог, по его собственному признанию, был в ряде вопросов близок интуитивизму А. Бергсона. Джеймс и Дьюи неоднократно посещали Европу, поддерживали контакты с европейскими коллегами. Все это свидетельствует о том, что распространенное мнение о провинциализме прагматизма и всей американской философии конца XVIII - начала XIX вв., якобы развивавшейся в изоляции от магистрального пути мировой философии, не соответствует действительности. В эволюции прагматизма от его возникновения до наших дней можно выделить следующие главные этапы. Во-первых, речь идет о классическом периоде прагматистской философии, представленном именами Ч. Пирса, У. Джеймса и Дж. Дьюи. Во-вторых, о "срединном" прагматизме Ч. Морриса, К. Льюиса, Н. Гудмена и У. Куайна, характеризующемся тесным сближением прагматизма с аналитической философией, применением новых методов исследования и аргументации (семиотический анализ, символическая логика и пр.). В этот период ряд прагматистских методологических установок был перенесен в специальные дисциплины (например, в психологию, лингвистику, антропологию, педагогику).
Феноменология
Родоначальник этого направления Эдмунд Гуссерль обратил внимание на то, что очень многие наши представления вызваны искусственным путем, т. е. предложены кем-то. Гуссерль выявил разницу между естественным человеческим мышлением и теми культурными напластованиями, которые в последние века над этим мышлением возникли. Он показал, что все основные слова и понятия нашего мышления рождаются естественным путем в «глубине народного сознания». Им был предложен метод феноменологической редукции или выведения за скобки — чтобы научиться очищать естественное от шелухи искусственного.
Экзистенциализм
Экзистенциалисты утверждали что: человек не реализует свою сущность, а создает ее в процессе своего существования. Они подчеркивали уникальность и неповторимость человеческой жизни, ее несводимость к чему-либо общему – будь то сущность человека вообще или человеческое общество. Они резко противопоставляли человека и общество. Они считали, что в обществе человеческая личность растворяется. Человек должен оставаться нерастворимым в нем. Это тоже некоторая абсолютизация враждебных отношений человека и общества.
Экзистенциалисты отвергли традиционную онтологическую проблематику. Для них мир как таковой не существовал. Кроме того, они отвергли проблематику, связанную с анализом человеческого познания и мышления. Они сосредоточили свое внимание на проблемах человека и человеческого существования, человеческих эмоций, воли и т. д. Их философия как раз пришлась на время после Первой мировой войны вплоть до Второй мировой войны, т. е. на самое трагическое время в истории европейского человечества. Основная направленность их мыслей была такая – судьба человека трагична, человек «заброшен в этот мир», жизнь сама по себе абсурдна.
Логический позитивизм и аналитическая философия
Логический позитивизм — занимавшееся методологическими проблемами науки 1й половины ХХ века, прежде всего — роли знаков символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, математизации и формализации знания и пр. Неопозитивисты утверждали: мы можем знать, что нечто истинно только в том случае, если это может быть логически или эмпирически продемонстрировано.
На смену логическому позитивизму пришла аналитическая философия. Она предполагает анализ, определение и как бы вычленение разных элементов или частей сложных вопросов, а также их соотнесение с разными абстрактными (метафизическими и методологическими) понятиями.
Философия постмодернизма
С социально философской точки зрения общество постмодерна – это, прежде всего, постиндустриальное, информационное общество, с высоким уровнем потребления и преобладанием сферы услуг над сферой производства товаров. В качестве своих морально политических оснований это общество считает справедливость.
Новое состояние
– в постмодерне –
Посмодернизм сложился как антионтологическая тенденция в современной философии, которая отрицает наличие в мире абсолютных онтологических структур, будь то материя, бытие или мир идеальных сущностей и тем более Бог.
В ХХ веке создается
новый философский словарь, в
котором ведущее положение
Формирование нового понимания субъект объектных отношений завершилось тем, что идеалом мышления в постмодернизме становится бессубъектность, деперсонализированность. Категории субъекта, рефлексии, интенциональности (направленности мышления на объект) вытесняются из философии.
В постмодернистской онтологии – а, скорее, антионтологии, вещи обретают бытие только внутри лингвистических горизонтов, которые не являются вечными структурами разума, но исторически определенными событиями. Из такого отношения между языком и бытием вытекает определение мышления в герменевтических, а не эпистемологических терминах: мышление есть, скорее, интерпретация, а не научное знание. Такие категории, как бытие, единое, целое, абсолютное, разум, истина разрушены в постмодернистской философии.
.
Постмодернистская
эпистемология связана с
В каждую историческую эпоху существуют также определенные соотношения между словами и вещами. В европейской культуре, таким образом, есть три эпистемы: 1) эпохи Возрождения XVI век, 2) классического рационализма XVIIXVIII веков, 3) современной, на рубеже XVIII–XIX веков. Если в первой эпистеме слова и вещи тождественны и непосредственно соотносимы друг с другом, то во второй они уже соотносятся опосредованно, через отношение тождества и различия, язык здесь является представителем мышления. Каждая из этих синхронических систем – эпистем – связывает в единую цепь различные научные дисциплины, например, во второй классической эпистеме это были естественная история, всеобщая грамматика и экономический анализ. В современной эпистеме роль главных категорий играют время и история. Принципиальное новое качество современной эпистемы в том, что в центре стоит человек, труд, жизнь. Познание мира осуществляет конкретный человек с исторически обусловленными потребностями, телесной организацией и языком. Науку сегодня нельзя трактовать как социальный институт.
Сегодня наука выступает как особый тип дискурса, особые социальные практики и сеть властных отношений. В современной эпистеме возникли нетрадиционные формы организации познания: жизнь, труд и язык превратились в новые категории бытия и задали условия человеческого опыта. Это привело к формированию представления о человеке как о единстве трансцендентального и эмпирического. Современный субъект – это историческая и культурная реальность, которая может изменяться. Для Фуко современная наука – это не только поиск истины, но и поиск власти. Это средство дисциплинировать человека, навязать ему внешние нормы, которые постепенно станут регулировать его мысли и чувства.