Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 19:56, реферат
XX век в масштабах существования письменной истории человечества сравнительно-небольшой отрезок времени, если рассматривать его только с точки зрения тех ста лет, которые он в себя включает. Однако оценивать роль и значение XX века в общей истории планеты Земля необходимо, учитывая его научно-технические, социально-экономические, общественно-политические сферы бытия, равно как его духовную культуру и искусство, которые оказывают влияние на мир.
Введение 3
Прагматизм 4
Феноменология 5
Экзистенциализм 5
Логический позитивизм и аналитическая философия 6
Философия постмодернизма 6
1.Социальные измерения постмодерна 6
2.Онтология 7
3.Эпистемология 9
4.Этика постмодерна 10
5.Эстетика постмодернизма 11
Основные идеи неотомизма. 12
Список использованной литературы 15
Согласно постмодернизму, онтология предполагает метафизику. Плану онтологии предшествует план этики, следовательно, этика есть метафизика. Этика конституирует весь мир человека. Желать означает делать. Это действие находится перед нами в качестве природного объекта и как таковое не соответствует понятию добра и зла, прекрасного и безобразного. Таким образом, человек постмодерна – имморалист, он по ту сторону добра и зла.
От этического закона к моральному поступку – этот путь лежит через повеление разума. Опасность для такой этики кроется в том, что государство теряет свои властные полномочия в результате глобализации, теряет экономические рычаги продвижения этических принципов справедливости. Однако утрата государством своей традиционной роли и всевластие транснациональных корпораций делают этику мало приемлемой для новой элиты.
В обществе постмодерна культура становится главным действующим лицом истории и определяющим фактором рынка благодаря средствам массовой информации. В культуре господствует культура образа. В культурном и эстетическом отношении постмодернизм представляет собой освоение опыта художественного авангарда. Постмодернизм принимает от авангарда переход от произведения искусства к его конструкции, от искусства как деятельности к деятельности по поводу искусства.
Основные идеи неотомизма.
Центральным для
неотомизма является принцип гармонии
разума и веры. Сторонники неотомизма
утверждают предустановленное свыше не
противоречия единства данных веры и разума,
взаимосвязь теологии откровения, рационального
богословия и метафизики. Философское
умозрение, в интерпретации неотомизма,
призвано ориентироваться на собственные
критерии рациональности и направляться
в конечном итоге "светом веры".
Онтология неотомизма
имеет выход в сферу теории ценностей.
Теоретики неотомизма утверждают, что
в основе всего существующего лежит тотальность
чистого божественного бытия. Божественное
бытие трактуется как невыразимое при
помощи категорий и фиксируемое лишь специфическими
над категориальными определениями - трансценденталиями,
к числу которых относятся основной его
"лики"- единство, истина, благо и
красота. Метафизика неотомизма содержит
подробное рассмотрение соотношение Бога
и сотворенного бытия. В сфере сотворенного
бытия существованию предшествует сущность,
и даруемая свыше.
Неотомисты
говорят о том, что Бог, созидающий
мир из ничего, строит его сообразно с определенными сущностными
образцами. Материя предстает в теории
неотомизма пассивным началом, возможностью,
требующей для своей актуализации наличия
формы. Неотомизм провозглашает наличие
Бога и его творения: творец противоположен
миру, но его создание позволяет в некоторой
степени судить о нем самом. Принцип аналогия
бытия служит опорой традиционных доказательств
бытия Бога.
В неотомизме различаются
онтологическая и логическая истины.
Если первая - продукт соответствия вещи
интеллектуальному замыслу Бога, то вторая
связана с познавательной деятельностью
человека, наделенным свойством объективности.
Согласно гносеологии неотомизма каждый
материальный объект можно представлять
как формальный объект, интересующий познающего
субъекта. Познание характеризуется как
процесс дематериального содержания,
полученного субъектом при отображении
реальности.
Человек понимается
в антропологии неотомизма как сложная субстанция,
состоящая из двух простых - души и тела.
Душа - формообразующий по отношению к
телу принцип - предстаёт основой личности.
Личность в неотомизме имеет универсальной
целью и смыслом всего существования созерцания
божественного блага. Стремясь к благу,
личность, согласно доктрине неотомизма,
обретает совокупность интеллектуальных,
моральных и теологических добродетелей.
Неотомизм большое значение придаёт евангелизации
и экуменическому сближению религий как
средству смягчения трагических противоречий
современности.
Религиозная вера
и рациональное познание, утверждают неотомисты,
не противоречат друг другу, не исключают
одно другое, а при правильном употреблении
друг друга дополняют. Неотомисты заявляют,
что они пекутся о "правильном истолковании
науки" в тоже время они стараются частично
обновить, приспособить к науке свои догмы;
направить поток новейших достижений
наук о природе в русло богословских интерпретаций.
В наше время нельзя
обращаться к ученым, упорствуя в своём
непризнании выводов науки. Неотомисты
теперь признают, что если бы философия
закрыла глаза на необратимые успехи науки,
она, по утверждению Жильсона, была бы
не в состоянии вступить в диалог с ними,
лишила бы себя средств самозащиты в случаи
нападения на неё извне. Приходится теологам
искать примирение с наукой, в условиях
подъёма научного миропонимания. Отсюда
стремление неотомистов "ассимилировать
общие выводы наук применительно к преподаванию
теологии".
Папа Иоанн ХХ, созвав церковный собор, ставил целью осуществление "аджорнаменто", т.е. перестройку католической церкви применительно к новым историческим условиям. Важным документом, предназначенным для церковного обновления, является "Пастырская конституция об отношении церкви к современному миру". В результате компромисса, смягчения и устранения, первоначальных более радикальных формулировок "Конституция" была принята. Суть обновленного подхода к вопросу о науке и разуме, их роли в современном мире можно кратко сформулировать следующим образом. С одной стороны, признается, что благодаря науке и технике в современном мире осуществляются коренные преобразования. Религиозные философы занимаются проблемами естествознания, ушли от традиционного цензорского тона по отношению к науке.
Тест по теме: Философия ХХ века.
1)Какое направление философии появилось в Северной Америке?
А) Прагматизм Б) Феноменология В) Экзистенциализм Г) Неотомизм
2)Как звали родоначальник прагматизма?
А) Папа Иоанн ХХ Б) Лиотар В) Мишель Фуко Г) Ч. Пирс
3)Какое направление, якобы развивавшейся в изоляции от магистрального пути мировой философии, не соответствует действительности?
А) Прагматизм Б) Феноменология В) Экзистенциализм Г) Неотомизм
4)Кто был родоначальником Феноменологического направления?
А) Папа Иоанн ХХ Б) Лиотар В) Мишель Фуко Г) Эдмунд Гуссерль
5) Кто отвергли традиционную онтологическую проблематику?
А)Неотомисты Б) Экзистенциалисты В) Имморалисты Г) Постмодернисты
6) Направление какой философии как раз пришлось на время после Первой мировой войны вплоть до Второй мировой войны?
А) Прагматизм Б) Феноменология В) Экзистенциализм Г) Неотомизм
7)Какое направление пришла на смену логическому позитивизму?
А) Прагматизм Б) Феноменология В) Экзистенциализм Г) Аналитическая философия
8) Кто
был родоначальником Аналитичес
А) Л. Витгенштейн Б) Лиотар В) Мишель Фуко Г) Эдмунд Гуссерль
9) Сколько
десятилетий прошлого века
А) 2 Б) 3 В) 4 Г) 5
10)Кто описал концепт постмодерна в 1979 г. в его книге «Состояние постмодерна»?
А) Л. Витгенштейн Б) Лиотар В) Мишель Фуко Г) Эдмунд Гуссерль
11) Кто считал что, посмодернизм сложился как антионтологическая тенденция в современной философии, которая отрицает наличие в мире абсолютных онтологических структур, будь то материя, бытие или мир идеальных сущностей и тем более Бог?
А) Джанни Ваттимо Б) Лиотар В) Мишель Фуко Г) Эдмунд Гуссерль
12) Напишите какие два термина, занимают ведущее положение в новом философском словаре, созданном в ХХ веке?
А) … Б) …
13)Как называется необходимое условие философии постмодернизма?
А) Антигегельянство Б) Феноменология В) Экзистенциализм Г) Неотомизм
14)Как называется пространственная модель человеческого мышления и истории?
А) Антигегельянство Б) Феноменология В) Ризома Г) Неотомизм
15)Кто автор концепции деконструкции?
А) Джанни Ваттимо Б) Лиотар В) Мишель Фуко Г) Жак Деррида
16)Кто выделяет в истории познания структуры – эпистемы, которые определяют познание в ту или иную историческую эпоху?
А) Джанни Ваттимо Б) Лиотар В) Мишель Фуко Г) Жак Деррида
17) Согласно какому направлению онтология предполагает метафизику?
А) Постмодернизм Б) Феноменология В) Экзистенциализм Г) Неотомизм
18)Кто говорит «Мораль – не ветвь философии, а первичная философия»?
А) Джанни Ваттимо Б) Лиотар В) Мишель Фуко Г) Жак Деррида
19)Кто принимает от авангарда переход от произведения искусства к его конструкции?
А) Неотомизм Б) Феноменология В) Экзистенциализм Г) Постмодернизм
20) Напишите, в какой период состоялся 2-ой Ватиканский собор, проведя 168 заседаний.
Ответы на тест по теме: Философия ХХ века.
1)А
2)Г
3)А
4)Г
5)Б
6)В
7)Г
8)А
9)Б
10)Б
11)А
12) А) текст Б) дискурс (дискурсивная практика)
13)А
14)В
15)Г
16)В
17)А
18)Г
19)Г
20)1962-1965 г.