Философия и ее предмет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 19:02, доклад

Описание работы

Мы живем на рубеже эпох: XX век уходит с исторической арены, демонстрируя возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель — превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества,— давно перешла в разряд утопий и фантазий.

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………………3
2.Философия и ее предмет…………………………………………...4-7
3.Функции философии…………………………………………………8-11
4.Заключение……………………………………………………………….12
5.Библиографический список……………………………………..13

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ ДОКЛАД.docx

— 26.08 Кб (Скачать файл)

Содержание:

1.Введение……………………………………………………………………3

2.Философия и ее предмет…………………………………………...4-7

3.Функции философии…………………………………………………8-11

4.Заключение……………………………………………………………….12

5.Библиографический список……………………………………..13

 

 

 

                                      Философия и ее предмет.

Введение.

Мы живем на рубеже эпох: XX век  уходит с исторической арены, демонстрируя возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель —  превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное  место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой  общества,— давно перешла в  разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического  развития человечества поставила его  перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.

В этой ситуации проблемы мировоззренческой  ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений  своей деятельности становятся главными.

В становлении и формировании мировоззренческой  культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с  ее многовековым опытом критически-рефлексивного  размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали  на себя функцию прояснения проблем  бытия человека, каждый раз, заново ставя вопрос о том, что такое  человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести  себя в периоды кризисов культуры.

 

 

Философия и ее предмет.

Термин «философия» происходит от греческих слов и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что  одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. Любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем  и творцом, хотя и является важным условием, чтобы стать философом.

Первым, кто попытался объяснить  слово «философ», был древнегреческий  ученый и мыслитель Пифагор (вт. пол. VI в. — нач. V в. до н. э.).

согласно Пифагору, смысл философии  — в поиске истины. Разделял этот взгляд и древнегреческий философ  Гераклит (ок. 520 — ок. 460 до н.э.).

Но совсем другого мнения придерживались софисты (греч. sophistes — мастер, художник). Главная задача философа, считали они, — научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, даже различные уловки и ухищрения. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий. Лукавое мудрствование софистов проявляется здесь достаточно очевидно.

Знаменитый древнегреческий мыслитель  Платон (428/427— 347 до н. э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.

По мнению Аристотеля (384—322 до н.э.), задача философии — постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия — единственная наука, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания».

Следует отметить, что понимание  предмета философии связано и  с социально-историческими условиями. Так, например, разложение античного  общества, безусловно, повлияло на появление  концепций, согласно которым философия  призвана освободить человека от страха перед будущим и страданий  и способствовать достижению счастья  и душевного здоровья. Наиболее ярким представителем такого взгляда был древнегреческий мыслитель Эпикур (341—270 до н.э.). Следующее его высказывание показывает, как философия позволяет преодолеть страх перед смертью: Стало быть самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют».

В любой теории, как известно, различается  предмет и объект. Объект составляет всю реальность, по­падающую в поле внимания. Сам же предмет представляет те стороны, свойства реальности, которые выяв­ляются в связи со специфическими целями изучения. Для философии специфическим объектом изучения является отношение человек—мир, причем это отношение исследуется в наиболее общем плане, прежде всего для того, чтобы человек мог получить какие-либо устойчивые жизненные ориентиры, обрести смысл своего бытия.

Отмеченная задача решается не только философией, но и другими формами  мировоззрения — мифологией, религией, художественным и стереотипным мышлением. Всякое мировоззрение пытается преодолеть пропасть между человеком, его сознанием, способным к анализу и целеполаганию, к оценке вероятных перспектив собственного бытия в мире (в объективной реальности), и самим миром, который всегда остается до конца неизвестным, который (если исключить искусственную среду обитания) не создан самим человеком. Но в отличие от религии и мифологии, философия пытается не просто утвердить какую-то приемлемую для человека картину мира, но построить знание о всеобщем и бесконечном по принципу логической последовательности естественнонаучного знания.

Одни мыслители видели суть философии  в отыскании истины, другие —  в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным  интересам; одни устремляют свой взор к небу, другие — на землю; одни обращаются к богу, другие — к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т.д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.

Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIX— XX вв., когда  возникает множество самых различных  по своему характеру философских  школ и направлений, предметом исследования которых стали многообразные  стороны бытия, познания, (человека и человеческого существования. В это время со всей очевидностью подтверждается плюралистический и антидогматический характер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.

Однако сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще нечто общее. Можно  вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще.

Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия  понимается в универсальном смысле.  Бытие и небытие;   бытие  материальное   и   идеальное;   бытие   природы, общества   и  человека.   Философское   учение   о   бытие получило название онтологии (от греч. учение).

Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или не познаваем  мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т.д. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч.— учение).

Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о  бытие. Но поскольку именно общество оказывает  основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, изучающий общественную жизнь, называется социальной философией.

Исследование наиболее общих и  существенных вопросов человека. Этот раздел также представляется одним  из важнейших для философии, поскольку  именно человек является исходным и  конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией.

Итак, философию можно определить как учение об общих принципах  бытия, познания и отношений человека и мира.

Всякая философия является мировоззрением — совокупностью наиболее общих  взглядов на мир и место в нем  человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение»  шире понятия «философия». Это означает, что первое включает в себя второе. Подобно тому, как понятие «плод» подразумевает, например, не только яблоко, но и грушу, вишню и т.д., так и понятие «мировоззрение» нельзя свести только к философии. Оно включает в себя и другие виды мировоззрения — мифологическое, художественное, религиозное и т.д.

Отметим еще один — исторический аспект разграничения философии  и мировоззрения. Философия —  это самый поздний в историческом плане вид мировоззрения, возникший  после мифа и религии. В связи  с этим следует сказать, что общество уже обходилось и, вообще говоря, может  обойтись и без основанной на разуме и мышлении философии, но тогда на ее место автоматически заступает  мировоззрение, представляющее или  мифологическое мироощущение или религиозное  миропредставление, основанное на вере в сверхъестественные силы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции философии.

Все проблемы философии концентрируются  вокруг основного вопроса мировоззрения  и нацелены прежде всего на человека, точнее — на «проблему человека». И. Кант отмечал, что сферу философии можно подвести под следующие вопросы: 1) Что я могу знать? 2) Что я должен делать? 3) На что я смею надеяться? 4) Что такое человек? Все эти вопросы, указывал он, можно было бы свести к последнему, т. к. три первых вопроса относятся к последнему6.

Центральный философский вопрос —  вопрос о человеке, о целях его  бытия влияет на характер фор­мулирования всех иных философских проблем. Они могут быть классифицированы как онтологические (представление о мире и ожидания его состояния в будущем), теоретико-познавательные (наиболее общая методология познания), аксиологические (ценностное отношение к миру, стремление сделать его лучше, принять одни стороны реальности как цели бытия и отвергнуть другие), праксиологические, или духовно-практические (философские выводы нормативного характера). В личностном плане философские проблемы предстают как жизневоззренческие (экзистенциальные). Названные группы проблем нередко пересекаются и взаимно дополняют друг друга, как, например, в проблеме сознания. Все философские проблемы, сколь бы «удалены» они ни были от центральной проблемы мировоззрения (к примеру, проблема «части и целого»), являются все же так или иначе связанными с ней, конкретизируя ее и содействуя осуществлению интеграции всех проблем философии в единую целостность.

Информация, получаемая при постижении проблем, концентрируется в философских  понятиях (кате­гориях), законах и принципах.

Многообразие содержания философского знания и тесная зависимость этого  содержания от человеческих потребностей и интересов обусловливает и  широкую полифункциональность философии.

Часто за основание делений функций  принимают теоретическую и методологическую стороны философии, и тогда у  философии выделяют мировоззренческие  и общеметодологические функции. В  этом случае философии оказываются  присущи следующие подфункции (или  функции): в мировоззренческих — гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и объяснительная (отража­тельно-обобщающая). Общеметодологические функции, в свою очередь, делятся на конструктивно-эвристическую, координирующую, синтезирующую и логико-методологическую функции.

Мировоззренческая функция, которая  в отличие от всех других видов  и уровней мировоззрения связана  с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира. Следует отметить двойственный характер самих философских  концепций, который выражается в  их тяготении или к научному знанию, объективной истине, или к псевдонауке.

Это также методологическая функция, которая заключается в том, что  философия высыпает как общее  учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.

Следует выделить и прогностическую  функцию философии, формулировку в  ее рамках гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятности  прогноза, естественно, будет тем  выше, чем больше философия опирается  на науку.

Нельзя не упомянуть и такую  функцию философии, как школы  теоретического мышления и мудрости. Особенно это касается изучения истории  философии.

Критическая функция философии  распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый  многими философами, свидетельствует  о важности критического подхода  и наличии определенной доли скепсиса по отношению к существующему  знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необходимо подчеркнуть, что положительное значение имеет лишь основывающаяся на диалектическом отрицании конструктивная критика, а не абстрактный нигилизм.

С критической функцией философии  тесно связана и ее аксиологическая функция (от греческого — ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

Информация о работе Философия и ее предмет