Философия и ее роль в жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 08:37, реферат

Описание работы

Человек современного вида появился 40 тысяч лет тому назад. Первый президент Шведской Академии наук Карл Линней (1707-1778) в своей классификации животного мира зачислил человека до вида Homo Sapiens (Человек Разумный) роду гоминидов (Человекообразных). Учёный справедливо учитывал, что человек, как существо животного происхождения, отличается от всех других животных тем, что он является существом разумным (Sapiens). Только человеку, как таковому, присуще осознание окружающей среды.
Произведя человека, природа, таким образом, произвела существо, в лице которого осознала сама себя. Ведь только благодаря человеку и в лице человека природа знает, что она цветная, тёплая, съедобна, величественна, грозная, закономерная, катастрофичная...

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ
2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
3. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО СТРУКТУРА
4. ФУНКЦИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
5. РОЛЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Философия 1.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ВВЕДЕНИЕ   

2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ  МИРОВОЗЗРЕНИЯ   

3. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И  ЕГО СТРУКТУРА   

4. ФУНКЦИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ   

5. РОЛЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ  В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ   

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ   

7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Человек современного вида появился 40 тысяч лет тому назад. Первый президент  Шведской Академии наук Карл Линней (1707-1778) в своей классификации  животного мира зачислил человека до вида  Homo Sapiens (Человек Разумный) роду гоминидов (Человекообразных). Учёный справедливо учитывал, что человек, как существо животного происхождения, отличается от всех других животных тем, что он является существом разумным (Sapiens). Только человеку, как таковому, присуще осознание окружающей среды.

Произведя человека, природа, таким образом, произвела существо, в лице которого осознала сама себя. Ведь только благодаря человеку и в лице человека природа знает, что она цветная, тёплая, съедобна, величественна, грозная, закономерная, катастрофичная... 

В определённой мере природа  «осознаёт» себя и через существа животных, которые тоже «знают»1), что  им можно кушать, а от чего - отравиться; к чему следует прибегать, а от чего убегать; чему и кому следует  показываться, а от чего и от кого надо прятаться... Но при всём при этом, если животное и «знает», то оно не знает, что оно знает. Только человек не только знает те или иные стороны действительности, он вместе с тем знает, что он знает, то есть человек осознаёт себя как существо знающее. Знание человека самого себя создаёт собой то, что мы называем самосознанием.

Самосознание включает в себя сознание, но не является механической суммой последнего, потому что содержит в себе то, что ставит  его, самосознание, выше сознания. Проблему сознания и  самосознания мы будем рассматривать позже, - в разделе о Гносеологии и Антропологии. А сейчас только продолжим  нашу мысль.

Духовно-творческое объединения  сознания и самосознания  образуют собою то, что мы называем мировоззрением.

Мировоззрение, в свою очередь, не есть механической суммой сознания и самосознания. Мировоззрение - качественно новое, высшее духовное образование. В нём элементы сознания (знание окружающей действительности) наличествуют в систематизированном и обобщённом виде, а самосознание (осознание этих знаний и самого себя, своего «Я») органически вплетаются в систему собственных знаний. Отсюда мы можем дать такое определение мировоззрению: «Мировоззрение – это система обобщающих взглядов на мир и свое место в нем».

 

 Человек рождается  дважды. В первый раз он приходит в мир как живое существо, а затем, приспосабливаясь к нему и одновременно «приспосабливая» его к себе, он упорядочивает и гармонизирует свою личность, создает себе «карту-схему» действительности, формирует принципы мироздания и принципы жизни, осмысливает окружающее, проясняет и конструирует смысл жизни. Утверждая себя с помощью познавательных способностей, человек вырабатывает интеллектуальное и ценностно-эмоциональное отношение к миру, которое в виде системы взглядов, идеалов, принципов познания и деятельности составляет мировоззрение. Мировоззрение - это не столько содержание, сколько способ освоения окружающего мира на основе обобщения естественнонаучного, технического, социально-исторического и философского знаний. В мировоззрении мир предстает в его опосредованности практической и духовной деятельностью человека, в его преобразованном виде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

 

Термин «мировоззрение»  появился лишь в конце XVIII века как  перевод немецкого слова Weltanschauung, что значит «взгляд на Вселенную», а широкое его распространение началось лишь во второй половине XIX в. Однако отдельные представления о самом мировоззрении, отражающем его различные стороны, свойства, стали складываться гораздо раньше. Как правило, это были представления о некоем высшем знании, наиболее ценном и трудно постижимом, обладание которым делает человека мудрым, так как не только вооружает его пониманием всего происходящего в мире и самого себя, но и учит его правильно жить, согласовывать свои действия с действиями всеобщих сил или с непреходящими законами, господствующими в мире и над самими людьми. Зачатки таких представлений можно встретить в поэмах Гомера.

На протяжении нескольких десятков веков мыслители ставили вопрос об источнике мировоззренческих знаний, критерии их истинности. Однако проблема мировоззрения наиболее определенно была сформулирована в Германии в конце XVIII века. Немецкий естествоиспытатель и философ И. Кант, введший понятие «мировоззрение», пришел к выводу, что если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которая дает ему возможность знать, «как надлежащим образом занять свое место в мире и правильно понять, каким надо быть, чтобы быть человеком».

В современной литературе мировоззрение рассматривается как «система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации».

В мировоззрении аккумулируются самые разнообразные знания о  мире и человеке. Но не всякое знание, даже самое проверенное наукой, является составной мировоззрения. Его специфика  состоит в том, что в нем создается не какая-то обобщенная людьми модель действительности и бытия человека в ней, а главным образом происходит переосмысление различных типов отношения «человек - мир». С этой точки зрения в мировоззрении принято выделять четыре аспекта - онтологический, гносеологический (познавательный), аксиологический (ценностный) и практический. Они фиксируют и раскрывают основные способы и грани человеческого бытия. Онтологическое (онтология — учение о бытии) отношение человека к миру проявляется в стремлении объяснить происхождение мира и человека, раскрыть их структурные особенности, характер взаимосвязи. Познавательное отношение человека к миру характеризуется направленностью на отражение материальной действительности в ее объективных, всеобщих измерениях. В связи с этим формулируются взгляды на возможности познания, его границы, наиболее оптимальные формы и методы познавательной деятельности.

Практическое или праксеологическое  отношение к миру — это отношение  человека к миру и самому себе с  точки зрения возможностей, границ и способов деятельности человека.

Доминирующим является ценностное (аксиологическое) отношение - отношение человека к миру и  своей жизнедеятельности через  представление о смысле жизни. Через  него преломляется все остальное  мировоззренческое знание о мире и человеке, происходит осмысление ценностей человеческой жизни (нравственных, эстетических, социально-политических и т.д.).

Таким образом, в мировоззрении  посредством различных форм отражения  раскрывается вся совокупность отношений  «человек - мир», которые называются духовно-практическими. Иногда их подразделяют на духовные и практические. При таком подходе онтологическое и праксеологическое отношения признаются отражением практических отношений, гносеологическое и аксиологическое отношения — духовных. Однако провести четкую грань в отношениях «человек - мир» и определить их как сугубо практические и духовные можно лишь при больших допущениях, т.е. разделении, например, познания и практики на самостоятельные, автономные, существенно не взаимосвязанные друг с другом реальности.

По своей природе  духовное и практическое – это  два неразрывных момента человеческого  бытия. С одной стороны, практическая деятельность человека (преобразование природы, человека человеком) основывается на познании и осознанной деятельности (целеполагании, самосознании), т.е. духовном освоении человеком действительности. С другой стороны, сознание (знания и ценности) как духовное освоение действительности возникает и развивается в процессе производственной и общественно-исторической деятельности.

Итак, мировоззрение как  отражение человеческого бытия  в мире является формой общественного  самосознания человека и духовно-практическим его освоением. Духовно-практическим, поскольку аксиологический аспект является доминирующим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО СТРУКТУРА

 

Мировоззрение является способом самовыражения человека в  мире. Сущность человеческого бытия  – это деятельность. В рассмотренных  четырех аспектах мировоззрения  раскрывается его структура с  точки зрения определенных способов человеческой деятельности, типов отношения «человек - мир». Но вместе с тем она может быть рассмотрена через формы отражения и соответствующие им объекты. При таком подходе мировоззрение принято структурировать, делить на обыденное и теоретическое. Традиционно они называются уровнями мировоззрения. Если обыденное мировоззрение отражает мир и человеческое бытие на уровне явлений без объяснения их сущности, причин, то теоретическое мировоззрение объясняет их на основе знания причин и закономерностей. Если обыденное мировоззрение отражает мир посредством чувств, настроений, образов, эмоций, представлений, то теоретическое мировоззрение основывается на таких формах отражения, как понятия, концепции, теории, гипотезы.

Зачастую в философской  литературе обыденное мировоззрение называется мироощущением, которое определяется как переживание человеком реальности и своего бытия в ней, а теоретическое – как миропонимание. На этом уровне отражения создается концептуально оформленная модель мировоззрения. В структурном отношении теоретический уровень мировоззрения характеризуется логической стройностью и оформленностью.

Теоретически оформленное  мировоззрение содержит в качестве необходимых компонентов развитое самосознание, навыки аналитического мышления, а также момент сомнения. Для него характерно критическое отношение как к содержанию самого мировоззрения, так и к его практической реализации. Данный уровень мировоззренческих представлений становится основой для формирования убеждений. В теоретическом мировоззрении отражается, как правило, не повседневная жизнь человека во всей ее уникальности, подвижности, а то, что присуще определенным социально-историческим пластам и историческим типам культуры.

Различие между социальными  субъектами как носителями мировоззрения проявляется в двух его структурных образованиях - индивидуальное и массовое мировоззрение. Индивидуальное мировоззрение отражает специфически неповторимые черты человеческой личности, особенности ее существования. В массовом мировоззрении отображается то, что свойственно жизнедеятельности группы людей. Массовое мировоззрение как бы отсекает все, что отличает мировоззрение одного человека от мировоззрения другого, и оставляет только общие черты. Массовое и индивидуальное мировоззрения находятся в диалектическом единстве. Массовое мировоззрение проявляется через индивидуальное мировоззрение, которое существует только в связи с массовым мировоззрением.

В зависимости от видов  отражения, каждый из которых проявляется  в мировоззрении в особых формах, выделяют основные компоненты мировоззрения. Наиболее важным из них, составляющим основу всякого мировоззрения, является его познавательный компонент - картина мира. Выступая в качестве универсального носителя интегрированного знания о мире, она отражает его в единстве и целостности. Универсальная картина мира является той основой, на которой формируются другие компоненты мировоззрения. Одно из важнейших мест среди них занимает общественный идеал, представляющий собой мировоззренческую форму целеполагающего отражения действительности, в процессе которого осуществляется духовное реконструирование, преобразование предмета или явления в такие формы, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям человека. Общественный идеал не только выполняет целеполагающую функцию, но и служит высшим критерием ценностного отношения человека к миру и самому себе.

Компонент мировоззрения, в котором предмет выражается не через систему понятий (картина  мира) или идеальных представлений  и образов (идеал), а через иерархию ценностей, называют аксиологическим (ценностным).

Следующим, нормативно-регулятивным компонентом мировоззрения является совокупность общественных принципов  деятельности, определяющих сознательное практическое и теоретическое отношение  человека к миру и самому себе.

Наконец, в структуре  мировоззрения выделяют и побудительно-мотивационный  компонент, который является необходимым  связующим звеном между духовным и практическим освоением действительности, ибо до тех пор, пока определенные знания, оценки, цели, принципы деятельности не связаны с соответствующими побуждениями, они не способны оказывать активное влияние на объективную действительность.

«Мировоззрение - это  не просто миропонимание, но вместе с  тем и орудие, и результат миропреобразования».

Обязательным элементом содержания мировоззрения являются мысли и чувства «о себе». Если речь об отдельном человеке, то мы говорим о самочувствовании и самосознании. Нет такого мировоззрения, которое было бы полностью ориентировано только на внешний (природный или общественный) мир. Наличие в мировоззрении саморефлексии - чувственной и интеллектуальной - основа бытия общества и отдельного человека.

Однако в мировоззрении  есть элементы не только ориентированные  внутрь себя, но и вовне. Вектор чувств и мыслей направлен на внешний мир - природный и социальный, на отношения и связи между природными и социальными объектами и событиями. Этот элемент мировоззрения обеспечивает правильную ориентированность субъекта в природном и социальном мире, позволяет познавать и преобразовывать мир в соответствии с общественными и индивидуальными потребностями, интересами и целями. Ориентированность на внешние детерминанты бытия обеспечивают социальному субъекту безопасность его бытия (пребывания) в мире природной и социальной стихии, обеспечивают возможность координации своего отношения с природой и другими людьми.

Информация о работе Философия и ее роль в жизни общества