Философия и ее роль в жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 08:37, реферат

Описание работы

Человек современного вида появился 40 тысяч лет тому назад. Первый президент Шведской Академии наук Карл Линней (1707-1778) в своей классификации животного мира зачислил человека до вида Homo Sapiens (Человек Разумный) роду гоминидов (Человекообразных). Учёный справедливо учитывал, что человек, как существо животного происхождения, отличается от всех других животных тем, что он является существом разумным (Sapiens). Только человеку, как таковому, присуще осознание окружающей среды.
Произведя человека, природа, таким образом, произвела существо, в лице которого осознала сама себя. Ведь только благодаря человеку и в лице человека природа знает, что она цветная, тёплая, съедобна, величественна, грозная, закономерная, катастрофичная...

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ
2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
3. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО СТРУКТУРА
4. ФУНКЦИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
5. РОЛЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Философия 1.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФУНКЦИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

 

В духовном мире человека существует много разнообразных  представлений, понятий и концепций. На уровне мировоззрения они обобщаются и сводятся воедино, создавая собой  то, что мы называем духовной основой  личности человека. В духовном плане  человек есть такой, какое есть его мировоззрение. Смена, улучшение, ухудшение мировоззрения есть сменой, улучшением, ухудшением личности человека. Биологически и юридически человек остаётся (продолжает оставаться) тем существом-индивидом, которым он пришел в этот мир, в человеческое общество. Но в личностном, духовном, плане он изменяется.

Неповторимость личности человека заключается в неповторимости его уникального духовного мира, в уникальности его личности. Можно, например, путем клонирования продублировать биологический индивид человека, например Льва Николаевича Толстого. Но в духовном, личностном, плане это будет совершенно другой, уникальный человек. И напрасно было бы ожидать от биологически продублированного Льва Николаевича написания новых романов в духе «Война и мир», «Анна Каренина».

В мировоззрении каждого  человека существует свой неповторимый мир, вся Вселенная. Не напрасно современные  философы-эксистенциалисты говорят, что  со смертью каждого человека погибает и Вселённая, которая существовала в нём.

Поскольку, как мы уже знаем, мировоззренческие обобщения возносят элементы нашей духовной жизни на качественно новый и высший уровень, то из этого следует вывод, что мировоззрение - это синтез и высший уровень духовной жизни человека. Об уровне духовного величия человека достоверно можно судить только по уровню его мировоззрения, потому что выше мировоззренческих проблем бывают только мировоззренческие проблемы. Человек духовно растёт в меру роста его мировоззрения.

Мировоззрение - это основа духовных мотивов поведения человека. Стихийное поведение человека, как и животного, диктуется инстинктами. Инстинкты - объективные побудительные мотивы поведения. Но поведения человека от поведения животного отличается тем, что у нас кроме объективных (инстинктивных) есть ещё и субъективные мотивы поведения. Мы по-человечески свободно действует только тогда, когда мотивируем своё поведение (поступок, деятельность) ещё и субъективно, то есть - когда знаем, на что идём. В этом случае человек не только действует, а и несёт ответственность за своё поведение. Субъективные мотивы не являются чем-то самодостаточным, - ни от кого и ни от чего независящими. Они своими корнями уходят в почву мировоззрения, произрастают из мировоззрения. Каково мировоззрение человека, каковы и мотивы его поведения, поступков, деятельности. Изменение мировоззрения неизбежно ведёт до изменения мотивов поведения, поступков и деятельности человека. Вот почему и в международном масштабе, и в плане политическом так бескомпромиссно идёт борьба, прежде всего за мировоззрение масс. Эти акции получили название «промывание мозгов». Всучив массам опредёленное мировоззренческие штампы, международные кланы и политические деятели милостиво предоставляют массам «свободно» вести себя в угоду вполне определённым интересам, жестко запрограммировать их «свободное волеизъявление». Человек же, будучи единственной и неповторимой личностью кровно заинтересован иметь своё собственное мировоззрение, которое и определить его собственное поведения в тех или иных ситуациях. Без собственного, выстраданного самим, мировоззрения человек превращается в бессознательного участника толпы, винтиком; используется для достижения чуждых, навязанных ему целей.

Мировоззрение - источник культурного творчества и сердцевина культуры. Все произведения культуры: искусства, науки, изобретений и прочее, - отражали и выходили из мировидения выдающихся людей, талантов и гениев. Они смотрели и видели далее, шире и глубже остальных людей. Своё видение мира они воплотили в своих произведениях, подтвердили экспериментально, изложили в виде законов. Творчество великих людей демонстрирует нам их мировоззрение. Они увидели в своём мировоззрении мир - и нам показали свое видение, которое стало видением всего человечества.

Сердцевиной культуры вообще и каждого произведения культуры в частности – и по её происхождению и по её содержанию - есть мировоззрение. Мировоззрение стало источником культурного творчества, в произведении культуры отражено мировоззренческого содержание творца культуры. Приобщаясь к произведениям культуры, мы обогащаем свое мировоззрение мировоззрением великих людей. Все существующие элементы человеческой жизни, которые не содержат в себе мировоззренческого содержания (игра «в дурачка», чтение пустых детективов, «соображение на троих», бульварные развлечения и времяпровождения), - не имеют и культурного значения.

Здесь же следует сказать, что все произведения культуры того или иного вида (научного, музыкального, живописного, литературного и тому подобное) доходят до нас только через логику слова, а из всего произведения культуры нами усваивается только его мировоззренческое содержание. Без словесного обозначения мы не знаём: что это такое? какова его особенность? Если же до нашего сознания в чётко выраженной форме не доходит мировоззренческое содержание произведения культуры, то оно, вообще, никак не доходит до нас.

 

 

 

 

 

 

 

РОЛЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ  В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

 

Мысли и чувства, входящие в мировоззренческий комплекс, выделяются из бесчисленного количества ежеминутных  и ежедневных чувств и мыслей особенностью образования личного «Я». Понятие «мировоззрение» обозначает лишь ту часть духовной жизни общества и человека, которая позволяет им постоянно и непрерывно идентифицировать себя с самим собой и для себя. Мировоззрение как механизм, с помощью которого человек чувствует и узнает себя в себе, обособляется среди природных и социальных предметов и событий. Мысли, чувства, волевые побуждения осознаются человеком как проявления его собственной внутренней сущности, составляющей своеобразный психический центр - субъект Я, который воспринимается как нечто постоянное, вневременное и в значительной степени неизменное. Осознание себя одним и тем же человеком в разные временные периоды жизни несмотря на телесные и духовные изменения.

Мировоззрение – это  «сжатая до одного человеческого «Я» культура родного народа или народов, где по воле случая человек родился и вырос. С помощью мировоззрения человек идентифицирует себя как представителя определенной нации, религии, государства, континента, расы, профессии. Культура того или иного народа как общечеловеческая культура». Мировоззрение есть механизм идентификации индивида с людьми, т.е. чувствование и понимание себя как особого звена в цепи мироздания - как представителя человечества, как человека определенной эпохи. Мировоззрение есть то, что позволяет нам чувствовать и понимать себя как Человека, заброшенного волей случая в конкретную природную и социальную среду. С помощью мировоззрения человек может постоянно идентифицировать себя с себе подобными и отличными от себя одушевленными и неодушевленными объектами. Потеря мировоззрения означает потерю механизма чувствования и узнавания себя человеком. Социальные нормы, усвоенные вместе с молоком матери, родным языком и знанием окружающего природного и социального мира, превращаются во внутренние нормы субъективного бытия, определяющие как «духовное естество» допустимые пределы жизнедеятельности. «Я» образует то неповторимое единство всего духовного, которое произойдет за те несколько десятков лет, отведенных судьбой.

В каждом из современных людей «в снятом виде» (в терминах Гегеля) присутствуют все исторические мировоззренческие типы человека: первобытный, первобытно-религиозный, мифологический, философский, религиозный и научный. Они образуют зачастую неосознаваемые глубинные «архетипы» человеческой души, проявляющиеся на поверхности чувств, мыслей, слов и дел в измененных современной культурой формах. Каждый человек невидимо содержит в себе всех людей, живших прежде и живущих ныне. Мировоззрение связывает невидимыми нитями каждого со всеми. Мы видим за телесной оболочкой «духовного человека», его истинное «Я», «мировоззренческую душу» (их духовное естество, их «Я»). Мировоззренческий комплекс имеет и феноменальную (внешнюю) сторону, которая конкретизируется в словах и поступках. Душа человека есть мироздание (Вселенная), свернутое до одного индивидуального «Я».

Мировоззрение - это индивидуальное субъективное творческое начало, как  основание всего многообразия духовного  бытия человека.

Онтологический аспект мировоззрения в социальных событиях выражается в двух планах. Во-первых, мировоззрение всегда предметно содержательно. Оно включает человека в мир отношений, объективно существующих вещей и событий. Во-вторых, мировоззрение всегда имеет своего субъекта, который является неотъемлемой частью общества. Как основная часть духовной жизни человека мировоззрение вместе с человеком входит в онтологию социума, выступая как часть общественной, духовной и материальной реальности. Мировоззрение есть тот духовный мост, через который нематериальная душа воздействует на духовный мир человека.

Мировоззрение - совокупность тех чувств и мыслей человека, которые, во-первых, инвариантны при всех возрастах и при всех других природных, социальных и духовных изменениях; во-вторых, чувства и мысли, которые  обязательно связаны каждый с самим собой и с другими чувствами и мыслями: мировоззрение представляет собой систему органически спаянных между собой убеждений. Только убеждение, основанное на эмоционально-личностном доверии к знанию, достраивает его до элемента мировоззрения, становись атрибутом, способом бытия мировоззренческого сознания; в-третьих, чувства и мысли о социальном и природном мире через призму пространства и времени той культуры, где человек родился и стал мыслящим социальным существом. Ядро человеческой духовности - мировоззренческий комплекс - возникает не по воле божьей и не априорной способности духа, а является приобретенной в социальной среде способностью чувствовать и мыслить по-человечески, точнее, способностью быть человеком (мыслящим социальным существом). Мировоззрение ориентирует человека, во-первых, в самом себе, во-вторых, в социуме, в третьих, в природе. Без мировоззрения человек теряет ориентиры, начинает блуждать как в психическом мире, так и в социальном и в природном.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Философия является высшим типом мировоззрения среди исторических типов мировоззрений. Это мировоззрение  возникает приблизительно в первой половине первого тысячелетия до нашей эры. Независимо от местного исторического  колорита это мировоззрение имеет единую суть - стремление выразить представления о мире и о месте человека в нем в понятиях. Следует различать представление о понятии как мысли в составе различных суждений или о понятии как мысли, выражающей результат научного познания предмета.

Философское мировоззрение  имеет свои социально-экономические, гносеологические и психологические  детерминанты возникновения. Каждый новый  тип мировоззрения несет в  себе «в снятом виде» все прежние  типы мировоззрений. Поэтому в философском  мировоззрении есть не только самый близкий по логике и хронологии мифологический тип, но и два других типа. Структура философского мировоззрения детерминирована «в снятом виде» суммой компонентов прежних типов мировоззрений. Философское мировоззрение, как и всякое другое, устремлено к «сотворению мира» по своим стандартам. Человек с философским мировоззрением чувствует себя человеком и понимает себя таковым в той мере, в какой он мыслит себя думающим, понимающим, знающим то, что уже знает и то, что может творчески познать.

 

В мировоззрении человека имеется бесконечное множество  элементов. Главные и доминирующие среди них принято называть идеалами. Идеалы - это опорные пункты мировоззрения. Основное  содержание мировоззрения  каждого человека определяется по содержанию мировоззренческих идеалов. Само формирование мировоззрение - это формирование в нём определённых идеалов. Другими словами: мировоззрение выражается в идеалах и в тоже время идеалы формируют мировоззрение. Центральное же место в мировоззрении принадлежит  идеалам смысложизненным. Осуществление в жизни человека и общества смысложизненных идеалом делает жизнедеятельность человека и общества осмысленной. Смысл жизни человеку и обществу придают смысложизненные идеалы. Или другими словами: мы приходим в жизнь для того, чтобы в ней осуществились те или иные смысложизненные идеалы.

Выявлением и формулировкой  этих идеалом на протяжении веков  занималась религия и философия. Обобщая исторические результаты этих поисков, мы можем выделить три основные группы смысложизненных идеалов:

1. Философские смысложизненные  идеалы;

2. Личностные смысложизненные  идеалы;

3. Общественные смысложизненные  идеалы.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Аберкромби Н., Хилл  С., Теренр Б. Социологический  словарь. Казань, 2003

2. Бердяев Н. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики.– М., 1992

3. Бучило Н.Ф., Чумаков  А.Н., Философия: Учебное пособие.  – М., 2003

4. Волков Ю. Г., Добреньков  В. И., Нечипуренко В. Н., Попов  А. В. Социология – М., 2002

5. Кант И. Приложение  к «Наблюдениям над чувством прекрасного и возвышенного». 1764 // Соч. 6 т. М., 1964. - т.2

6. Лавриенко В.Н. Философия  – М., 2004

7. Лешкевич Т.Г. Философия:  конспект лекций – М., 2004

8. Философия: Учебник. / Под ред. В. Д. Губина. –  М., 2000

9. Философский энциклопедический словарь. – М., 1989

10. Хайдеггер М. Основные  понятия метафизики / Вопросы философии, 1989, №9

11. Щекалов А.И. Смысл,  предмет и назначение философии  – Харьков: изд-во ХГТУР, 2004

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минобразования и науки  России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение                                                                                       высшего профессионального образования

«Томский Государственный  Архитектурно-Строительный Университет»

(ТГАСУ)

 

Кафедра философии

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

РОЛЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ  В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Чудскаев С. В.

Гр. 502

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск 2013


Информация о работе Философия и ее роль в жизни общества