Философия и ее роль в жизни человека и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 15:30, контрольная работа

Описание работы

Философия – это рациональное и научно обоснованное учение о цельном мировоззрении.
Философия – центр мировоззрения.
Мировоззрение – это
1)система знаний о человеке, мире и их взаимосвязи.
2)взгляды, убеждения, определяющие жизненные цели личности.
3)совокупность идеалов, норм и оценок действительности, на основе которых формируется отношение к действительности человека и его поведение.

Содержание работы

1.мировозрение.его структура .
2.основные типы мировоззрения.
3.предмет и особенности философского знания.
4.философия как исторический процесс.
5.функции философии.

Файлы: 1 файл

Filosofia.docx

— 49.12 Кб (Скачать файл)

 

Даршаны неортодоксальной школы:

  1. Буддизм. 2\3 все верующих.

Свое учение Будда излагал в  форме устных бесед, наставлений. Позже  его ученики записали его наставления  в отдельную книгу. Главная книга  Типитака. Состоит из 3 разделов. (1.правила повидения, 2. собрание проповедей и притч, 3. философское учение Будды.)

в основе учения Будды лежит учение о 4 блогородной истины.

 

 

 

28.03.

4 лекция.

Филосовская китайская школа

1.особенности

2.основные филосовские школы

 

 

1)

Китай (страна поднебесная)

1.В 3 веке до н.э. упущение природы ликвидировал Цин Шихуанди(построил китайскую стену – географическая замкнутость

2.культурная замкнутость. Сосредоточенность на самих себе. Китайцы считают себя центром мироздания, ответственными за 12 космических циклов.

3.экономическое основание древнекитайской цивилизации – земледелие.

Саму страну представляли в виде квадрата. В  центре которого находится император.

4. Одушевление и ожиотворение природы.от сюда возникает культ предков прошлого и боязнь перемен.

5.циклическое понимание развития, которое является общим. Отсюда понятие центра(серединности)-это идеальная точка, которая находится в состоянии абсолютного покоя. А движение расходится кругами.

6. «общежитейность» (ориентированность на обществе)проблемы гос. Управлени- главные. Человек непочтительный государству – имеет злостную природу, а законопослушный - обладает доброй природой.

Вопросы о  методах государственного управления : сила и страх/добродетель. Отсюда идея компромисса(стремление избегать крайностей.

7.мировозрение  - антропоцентрично(сориентированно на человека). Рождение сопровожденоо с момента зачатие, а смерть  - превращение в шена(духа).

8.человек мыслится как временное состояние космических сил.

Выделяют 3 психофизические  силы:

А).Цзин( собственное  тело – частички создающие физическое тело человека, собственно воспроизводящая  сексуальная энергия. 2 вида: то что  от родителей(генетика) – корень организма, то что он накапливает в течении жизни).

Б) Ци (всепронизывающаю материально духовная энергия из которой состоит весь мир, нечто воздухоподобное. Бывает разных видов:  грубовещественное и психотелесное) .

В)Шень( собственная духовная энергия наделенная сознанием, заменитель сознания «Я» . Вдыхая и выдыхая он связыватся с космическим Ци и одухотворяет свое Шень.)

9.если на западе человек – разумное мыслящее существо,  то в Китае сердце в сердце тела – император(должно повелевать всем, сохраняя спокойствие). Жизнь и здоровье  - абсолютные ценности. Поиски эликсира жизни – поиски бессмертия. Человек должен направлять усилия на улучшение общества. Поэтому 1.окультуривание себя , 2.укрепление собственного организма, 3.благоденствие общества.

В основе Китайской  медицине человек  - это микрокосмос, который подчинен макрокосмосу. Сердце – это правитель. Легкие – министры, печень – полководец, селезенка  – главный идеолог(выносит решения, середина груди – источник радости, грудь – соответствует югу, спина – северу.

Для достижения долголетия нужно 2 правила:

1.контролировать  эмоции, чувства.

2.проживать  в Китае, где правят император  и где главный принцип –  не деяния(увей) .

Древнекитайский образ человека означает : гармоническое сочетание 3 цветков, пронизанность Китайской культурной традицией,  законопослушность.

10.Китайская космология. Император – сын неба, который соединяет 3 мира: небо, землю и человека.

11.мировозренческим основание – стали представления о «Едином принципе»(творческий закон)- учение о воли неба. Философия развивается в единстве с мифологической картиной мира, отсюда включение ее в единый поток верований и мифов.

Философия начинается как комментарии к книге и  Цзин и каноны перемен(записаны в 7-8в до н.э., состоит из 2 частей: Цзин, комментарии – Чжуане. Суть  - все состоит из перемен. Графически текучесть мироздания передается сочетанием горизонтальных черт, они символизируют 2 начала(Янь, Инь). Сочетание этих символов собранно в систему состоящею из 4 образов, 8 тригран и 64 гексогран. Так же содержит описание 5 первоэлементов мира: земля, дерево, огонь, вода, металл. Эти символы 5 временных фаз мирового круговорота.

 

2)ОСНОВНЫЕ  ФИЛОСОВСКИЕ ШКОЛЫ.

Соперничество 3 школ: Даосизм, Конфуцианство, Легизм.

Даосизм. Основатель  - Лаодзин(2 трактата – даодзецизм)

Источник  – трактат джоан Цзи. Название даосизма и его развитие от понятия «дао». Графически в виде 2 иероглифов- Шоу(голова), Дзоу(идти). Дао имеет 2 значение: 1.творческое начало мира, 2.единый мировой закон. Добро и благо изначально заложены в основе бытия неба, земли и человека. Отсюда карма поведения – следование естественности(равнодушны). Закон Дао - это переход в противоположность, чувствами познать его не возможно. Есть 3 метода познания:

1.чувственный,  рациональный и мистический. Медитация  – одна из главных практик  медицины. Подражать дао означает не иметь желаний( бесстрастие),

2.дао чужда  активность.(не деяние)

3.отношение  мягкости и 

4.мудрость  это не творчество, а сознание  нового на основе вслушивания,  всматривания(познание через единичное)

КОНФУЦИАНСТВО.

Основатель  – Конфу Дзи(551 да н.э.).Основное произведение – беседы и поучения(Лунь Юнь.)основная тема – как лучше управлять людьми. Защитник мягкого управления.

ЛИГИЗМ.(законики)

Представители – Шан Ян, Хан Фей Дзи.

Если Конфуций считал что управление должно строится на основе добра и морали, ко легисты считали что на законе и основании. Природа человека изначально зла, Общество  - это столкновение эгоистических интересов, поэтому должен функционировать закон Фа и указы императора(мин).

Выдвигают 2 идеи:1. контроль государства в экономике, 2.равенство возможностей в продвижении по службе…3.равенство всех перед законом.4.следовать не прошлому, а настоящему.

КИТАЙСКИЙ БУДДИЗМ.

 

10.04.12

Лекция

 

Античная  философия.

1.особенности и периодизация.

2.становление античной  философии. Античный атомизм.

3.антропологический переворот.

4.первые философские системы.  Платон и Аристотель.

5.завершеющие учения. Стоицизм, скептицизм и неоплатонизм.

 

1)))зародилась в 7 веке  до н.э – 6 века н.э.(до закрытия платоновской школы)

Особенности:

1.характерен космоцентризм(в центре философии – космос, природа=космос) – Натур философия

2.умозрительный характер(нет научных открытий, все с помощью логики.)

3.онтологизм(изучения основ бытия). В ходе развития античной культуры были предложены разнообразные решения, которые легли в основу материализма и реализма

4.стихийный материализм(мир – это природная целостность, в которой происходит постоянные изменения и взаимопревращения

5.рационализм(большинство авторов уверенны в познавании мира, а познавать его можно с помощью 3 уровней: чувственного и рационального)

6.антропоцентризм(человек=микрокосмос)характерным становится эстетизм(стремление к красоте))

7.обьективизм(античная вселенная – это хорошо упорядоченное множество, творец мира соблюдает принцип единства, душа (принцип движения, саморазвития), ум(принцип своеобразности космоса) – это объективно космические силы, а душа и ум человека только слабое отражение действительности.

8.пантеизм(Бог разлитый в природе)Боги заменяют понятие-единое(=мирозданию)

9.этизм и эстетизм(цель человеческой жизни – получение, достижение блаженства(гедонизм – учение))

10.цикличность(греки представляют время движущимся на одном месте, большое значение придается анализу государства, отсюда классификация политических режимов.

 

Основные периоды:

1.теогонический(мифологический геницизм) – 6-7 века до н.э., связан в переходе от мифа к систематизированной рационализированной форме героического эпоса.

2.натур философский(космологический) – 6 – середина 5 века н . э . основан на переходе к не мифологическим учения(особое внимание – проблема физиса(природы). Философы этого периода заняты поисками первоначала(субстанции). Основная позиция – учения Гераклита(объективная диалектика).Зарождается философия элейской школы(Перменит, Зинон). Возниает учение Пифагора.

3.антопологический(гуманистический переворот ) - – конец 5 века до н.э. Первая школа – софисты. Входит Сократ. Сократические школы: киники и киренаики.

4.классический(5.4.века до  н.э) – разработка атомизм(Демоктит и Эпикур). Зарождается классическая идеалистическая система Платона. Категориальная диалектика Аристотеля. Формируется линия Демокрита и линия Платона.

5.этический(3 до н.э.- 1 в.  Н.э.) – связан с развитием нравственных …(стоицизм и скептицизм)

6.религиозный(1- 6 века н.э.) – главные объект философии – познание божественного. Неоплатонизм(осовы христианской церкви), Палоплатицизм(ложится в основу православия)

 

2)))

Представители милетской  школы(Фалес, Аноксимандр, Аноксимен, Героклит). Основу бытия усматривают в «архэ» или стихиях, одно из них считалось главным. Пифагор утверждает- «я не мудрец, а только философ». Филолай и Алкмеон.в основе мира лежит не материальное, а бестелесное. Основа бытия – число. Но число - это идея а не вещь, поэтому видимые нам вещи не являются подлинной реальностью.

Представитель элейской школы  – говорят что бытие едино, неделимо и неподвижно. А следовательно никакого развития не существует.

 

24.04.12

Лекция

Средневековая философия и философия эпохи  возраждения.

1.специфические черты средневековой философии

2.важнейшие проблемы средневековой  и особенности их решения

3.специфические черты эпохи  возрождения

4.важнейшие черты эпохи возрождения  и особенности их решения

 

Принято выделять 2 этапа с\ф: патристика, схоластика.

Патристика – совокупность учений отцов церкви, ее основателей, разработавших  христианские догматы и осуществивших  попытки переосмысления ряда идей античных философов.

Включает:

1.апологетика(2-3 века(защита, следование)период сохранения и развития христианского мировоззрения

2.классическая патристика(4-5 века)систематизация христианского учения

3.заключительный этап патристики(6-8 века) стабилизация догматики

 

Схоластика(от лат.schola школа) – совокупность учений религиозных мыслителей осуществивших систематизацию и рационализацию христианского вероучения на основе использования философских методов познания и переориентации античного наследия.

1.ранняя схоластика(11-12)характеризуется  спором номинализм и реализм  об универсалиях.

2.классический (12-13в)рассвет схоластики

3.поздняя схоластика(13-14в)утверждения теорий 2 истин

Особенности:

1.теоцентризм

2.философия – служанка богословия

3.основа философствования: а)толкование текстов библии, б)использование античного наследия

4.традиционализм  - следование традициям

5.идеалистических характер

6.метафизический(отсутствие развития)

7.человек – это образ и  подобие божие. Образ ему дан  при творении, а подобием он может стать в ходе нравственного совершенствования.

2)))

Онтология - учение о бытие. Высшим абсолютным бытием является Бог. Бог сотворил высший материальный мир. Материальный мир имеет начало, и конец во времени. Учение о начале мира – креационизм. Учение о конце мира – эсхатология.

Доказательства бытия  Бога Фома Аквинский 18в:

1.докозательство от движения, всякое  движение нуждается в толчке, следовательно, нужен первоточок. Это Бог.

2.доказательство от причины,  все в мире это цепочки причин  и следствий. Следовательно, должна  быть первопричина – это Бог.

3.доказательство от необходимости,  любые явления мира случайны  и конечны, а значит не могут  возникнуть сами по себе, следовательно,  существует то что создает их и придает необходимый характер – это Бог.

4.необходимость от совершенства, все существующее предстает как  лестница совершенства.

5.доказательство от целесообразности. Все в мире упорядочено, увязано,  следовательно,  есть бог как гармоническое существо устанавливающего цели.

Специфичным для средневековья  является спор об универсалиях – общие  идеи и понятия.

Обсуждается вопрос как они существуют: А)объективно(вне человеческого сознания)как замыслы Бога о различных предметах материального мира – средневековый реализм, Б) субъективно(просто имена, обозначения) – номинализм.

Теория познания!!!

Целью познания  - Бог 

Высшая форма – разум  и божественное откровение.

Теория 2 истин – теория соотношения знания и веры. Вера находится выше знания, а следовально теология – высшая философия. Тетулиан – 150222 – « Верую ибо обсурдно». Из этого следует чем меньше человек стремится к филосовствованию тем ближе его путь к Богу.

Аннсельм кентроберинский(1033-1110) « Верую чтобы понимать». Вера лежит в основе взаимодейсвия.

Фома Аквинский(1225-1274) «истиной веры выше истины разума и все же вера должна опираться на разум.

Дунс скот «Истины веры и истины знния могут противоречить друг другу, но при этом не теряют статуса истинности»

Учение о человеке – 

Функции души: мышление, воля, память.она не материальна.тело темница,окова души. Важнейшие добродетели – вера, надежда, любовь и их мать София.

Учение об обществе – 

Аврелий Августин(произведение «о двух городах»)история это процесс из прошлого или сотворении мира , этот процесс выражен в борьбе 2 градов: града земного(духовное сообщество людей живущих в соответствии с собственной волей, которые любят себя а не Бога.2 град – град Божий – люди которе любят Бога больше чем себя. Первых ждет вечное наказание, а вторых царствие Божие.

 

3)))14-16 века.

Философия становится светской, не церковной, происходит обращение  к человеку, культура ренесанса формируется в Италии, а позднее охватывает Европу(северное возраждение). Крупнейшие мыслители: Лоренса Валло, Максио Фичино, Пикадело Мирандоло, Поппонаци, Николай Казанский. Эраз Роттердамский, Мишель Монтень, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

Информация о работе Философия и ее роль в жизни человека и общества