Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 15:30, контрольная работа
Философия – это рациональное и научно обоснованное учение о цельном мировоззрении.
Философия – центр мировоззрения.
Мировоззрение – это
1)система знаний о человеке, мире и их взаимосвязи.
2)взгляды, убеждения, определяющие жизненные цели личности.
3)совокупность идеалов, норм и оценок действительности, на основе которых формируется отношение к действительности человека и его поведение.
1.мировозрение.его структура .
2.основные типы мировоззрения.
3.предмет и особенности философского знания.
4.философия как исторический процесс.
5.функции философии.
Даршаны неортодоксальной школы:
Свое учение Будда излагал в форме устных бесед, наставлений. Позже его ученики записали его наставления в отдельную книгу. Главная книга Типитака. Состоит из 3 разделов. (1.правила повидения, 2. собрание проповедей и притч, 3. философское учение Будды.)
в основе учения Будды лежит учение о 4 блогородной истины.
28.03.
4 лекция.
Филосовская китайская школа
1.особенности
2.основные филосовские школы
1)
Китай (страна поднебесная)
1.В 3 веке до н.э. упущение природы ликвидировал Цин Шихуанди(построил китайскую стену – географическая замкнутость
2.культурная замкнутость. Сосредоточенность на самих себе. Китайцы считают себя центром мироздания, ответственными за 12 космических циклов.
3.экономическое основание древнекитайской цивилизации – земледелие.
Саму страну представляли в виде квадрата. В центре которого находится император.
4. Одушевление и ожиотворение природы.от сюда возникает культ предков прошлого и боязнь перемен.
5.циклическое понимание развития, которое является общим. Отсюда понятие центра(серединности)-это идеальная точка, которая находится в состоянии абсолютного покоя. А движение расходится кругами.
6. «общежитейность» (ориентированность на обществе)проблемы гос. Управлени- главные. Человек непочтительный государству – имеет злостную природу, а законопослушный - обладает доброй природой.
Вопросы о методах государственного управления : сила и страх/добродетель. Отсюда идея компромисса(стремление избегать крайностей.
7.мировозрение - антропоцентрично(
8.человек мыслится как временное состояние космических сил.
Выделяют 3 психофизические силы:
А).Цзин( собственное тело – частички создающие физическое тело человека, собственно воспроизводящая сексуальная энергия. 2 вида: то что от родителей(генетика) – корень организма, то что он накапливает в течении жизни).
Б) Ци (всепронизывающаю материально духовная энергия из которой состоит весь мир, нечто воздухоподобное. Бывает разных видов: грубовещественное и психотелесное) .
В)Шень( собственная духовная энергия наделенная сознанием, заменитель сознания «Я» . Вдыхая и выдыхая он связыватся с космическим Ци и одухотворяет свое Шень.)
9.если на западе человек – разумное мыслящее существо, то в Китае сердце в сердце тела – император(должно повелевать всем, сохраняя спокойствие). Жизнь и здоровье - абсолютные ценности. Поиски эликсира жизни – поиски бессмертия. Человек должен направлять усилия на улучшение общества. Поэтому 1.окультуривание себя , 2.укрепление собственного организма, 3.благоденствие общества.
В основе Китайской медицине человек - это микрокосмос, который подчинен макрокосмосу. Сердце – это правитель. Легкие – министры, печень – полководец, селезенка – главный идеолог(выносит решения, середина груди – источник радости, грудь – соответствует югу, спина – северу.
Для достижения долголетия нужно 2 правила:
1.контролировать эмоции, чувства.
2.проживать в Китае, где правят император и где главный принцип – не деяния(увей) .
Древнекитайский образ человека означает : гармоническое сочетание 3 цветков, пронизанность Китайской культурной традицией, законопослушность.
10.Китайская космология. Император – сын неба, который соединяет 3 мира: небо, землю и человека.
11.мировозренческим основание – стали представления о «Едином принципе»(творческий закон)- учение о воли неба. Философия развивается в единстве с мифологической картиной мира, отсюда включение ее в единый поток верований и мифов.
Философия начинается как комментарии к книге и Цзин и каноны перемен(записаны в 7-8в до н.э., состоит из 2 частей: Цзин, комментарии – Чжуане. Суть - все состоит из перемен. Графически текучесть мироздания передается сочетанием горизонтальных черт, они символизируют 2 начала(Янь, Инь). Сочетание этих символов собранно в систему состоящею из 4 образов, 8 тригран и 64 гексогран. Так же содержит описание 5 первоэлементов мира: земля, дерево, огонь, вода, металл. Эти символы 5 временных фаз мирового круговорота.
2)ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОВСКИЕ ШКОЛЫ.
Соперничество 3 школ: Даосизм, Конфуцианство, Легизм.
Даосизм. Основатель - Лаодзин(2 трактата – даодзецизм)
Источник – трактат джоан Цзи. Название даосизма и его развитие от понятия «дао». Графически в виде 2 иероглифов- Шоу(голова), Дзоу(идти). Дао имеет 2 значение: 1.творческое начало мира, 2.единый мировой закон. Добро и благо изначально заложены в основе бытия неба, земли и человека. Отсюда карма поведения – следование естественности(равнодушны). Закон Дао - это переход в противоположность, чувствами познать его не возможно. Есть 3 метода познания:
1.чувственный,
рациональный и мистический.
2.дао чужда активность.(не деяние)
3.отношение мягкости и
4.мудрость это не творчество, а сознание нового на основе вслушивания, всматривания(познание через единичное)
КОНФУЦИАНСТВО.
Основатель – Конфу Дзи(551 да н.э.).Основное произведение – беседы и поучения(Лунь Юнь.)основная тема – как лучше управлять людьми. Защитник мягкого управления.
ЛИГИЗМ.(законики)
Представители – Шан Ян, Хан Фей Дзи.
Если Конфуций считал что управление должно строится на основе добра и морали, ко легисты считали что на законе и основании. Природа человека изначально зла, Общество - это столкновение эгоистических интересов, поэтому должен функционировать закон Фа и указы императора(мин).
Выдвигают 2 идеи:1. контроль государства в экономике, 2.равенство возможностей в продвижении по службе…3.равенство всех перед законом.4.следовать не прошлому, а настоящему.
КИТАЙСКИЙ БУДДИЗМ.
10.04.12
Лекция
Античная философия.
1.особенности и периодизация.
2.становление античной философии. Античный атомизм.
3.антропологический переворот.
4.первые философские системы. Платон и Аристотель.
5.завершеющие учения. Стоицизм, скептицизм и неоплатонизм.
1)))зародилась в 7 веке до н.э – 6 века н.э.(до закрытия платоновской школы)
Особенности:
1.характерен космоцентризм(в центре философии – космос, природа=космос) – Натур философия
2.умозрительный характер(нет научных открытий, все с помощью логики.)
3.онтологизм(изучения основ бытия). В ходе развития античной культуры были предложены разнообразные решения, которые легли в основу материализма и реализма
4.стихийный материализм(мир – это природная целостность, в которой происходит постоянные изменения и взаимопревращения
5.рационализм(большинство авторов уверенны в познавании мира, а познавать его можно с помощью 3 уровней: чувственного и рационального)
6.антропоцентризм(человек=
7.обьективизм(античная вселенная – это хорошо упорядоченное множество, творец мира соблюдает принцип единства, душа (принцип движения, саморазвития), ум(принцип своеобразности космоса) – это объективно космические силы, а душа и ум человека только слабое отражение действительности.
8.пантеизм(Бог разлитый в природе)Боги заменяют понятие-единое(=мирозданию)
9.этизм и эстетизм(цель человеческой жизни – получение, достижение блаженства(гедонизм – учение))
10.цикличность(греки представляют время движущимся на одном месте, большое значение придается анализу государства, отсюда классификация политических режимов.
Основные периоды:
1.теогонический(мифологический геницизм) – 6-7 века до н.э., связан в переходе от мифа к систематизированной рационализированной форме героического эпоса.
2.натур философский(космологический) – 6 – середина 5 века н . э . основан на переходе к не мифологическим учения(особое внимание – проблема физиса(природы). Философы этого периода заняты поисками первоначала(субстанции). Основная позиция – учения Гераклита(объективная диалектика).Зарождается философия элейской школы(Перменит, Зинон). Возниает учение Пифагора.
3.антопологический(
4.классический(5.4.века до н.э) – разработка атомизм(Демоктит и Эпикур). Зарождается классическая идеалистическая система Платона. Категориальная диалектика Аристотеля. Формируется линия Демокрита и линия Платона.
5.этический(3 до н.э.- 1 в.
Н.э.) – связан с развитием
6.религиозный(1- 6 века н.э.) – главные объект философии – познание божественного. Неоплатонизм(осовы христианской церкви), Палоплатицизм(ложится в основу православия)
2)))
Представители милетской школы(Фалес, Аноксимандр, Аноксимен, Героклит). Основу бытия усматривают в «архэ» или стихиях, одно из них считалось главным. Пифагор утверждает- «я не мудрец, а только философ». Филолай и Алкмеон.в основе мира лежит не материальное, а бестелесное. Основа бытия – число. Но число - это идея а не вещь, поэтому видимые нам вещи не являются подлинной реальностью.
Представитель элейской школы – говорят что бытие едино, неделимо и неподвижно. А следовательно никакого развития не существует.
24.04.12
Лекция
Средневековая философия и философия эпохи возраждения.
1.специфические черты средневековой философии
2.важнейшие проблемы
3.специфические черты эпохи возрождения
4.важнейшие черты эпохи
Принято выделять 2 этапа с\ф: патристика, схоластика.
Патристика – совокупность учений отцов церкви, ее основателей, разработавших христианские догматы и осуществивших попытки переосмысления ряда идей античных философов.
Включает:
1.апологетика(2-3 века(защита, следование)период сохранения и развития христианского мировоззрения
2.классическая патристика(4-5 века)систематизация христианского учения
3.заключительный этап
Схоластика(от лат.schola школа) – совокупность учений религиозных мыслителей осуществивших систематизацию и рационализацию христианского вероучения на основе использования философских методов познания и переориентации античного наследия.
1.ранняя схоластика(11-12)
2.классический (12-13в)рассвет схоластики
3.поздняя схоластика(13-14в)
Особенности:
1.теоцентризм
2.философия – служанка
3.основа философствования: а)толкование текстов библии, б)использование античного наследия
4.традиционализм - следование традициям
5.идеалистических характер
6.метафизический(отсутствие развития)
7.человек – это образ и подобие божие. Образ ему дан при творении, а подобием он может стать в ходе нравственного совершенствования.
2)))
Онтология - учение о бытие. Высшим абсолютным бытием является Бог. Бог сотворил высший материальный мир. Материальный мир имеет начало, и конец во времени. Учение о начале мира – креационизм. Учение о конце мира – эсхатология.
Доказательства бытия Бога Фома Аквинский 18в:
1.докозательство от движения, всякое
движение нуждается в толчке,
следовательно, нужен
2.доказательство от причины,
все в мире это цепочки причин
и следствий. Следовательно,
3.доказательство от
4.необходимость от
5.доказательство от
Специфичным для средневековья является спор об универсалиях – общие идеи и понятия.
Обсуждается вопрос как они существуют: А)объективно(вне человеческого сознания)как замыслы Бога о различных предметах материального мира – средневековый реализм, Б) субъективно(просто имена, обозначения) – номинализм.
Теория познания!!!
Целью познания - Бог
Высшая форма – разум и божественное откровение.
Теория 2 истин – теория соотношения знания и веры. Вера находится выше знания, а следовально теология – высшая философия. Тетулиан – 150222 – « Верую ибо обсурдно». Из этого следует чем меньше человек стремится к филосовствованию тем ближе его путь к Богу.
Аннсельм кентроберинский(1033-1110) « Верую чтобы понимать». Вера лежит в основе взаимодейсвия.
Фома Аквинский(1225-1274) «истиной веры выше истины разума и все же вера должна опираться на разум.
Дунс скот «Истины веры и истины знния могут противоречить друг другу, но при этом не теряют статуса истинности»
Учение о человеке –
Функции души: мышление, воля, память.она не материальна.тело темница,окова души. Важнейшие добродетели – вера, надежда, любовь и их мать София.
Учение об обществе –
Аврелий Августин(произведение «о двух городах»)история это процесс из прошлого или сотворении мира , этот процесс выражен в борьбе 2 градов: града земного(духовное сообщество людей живущих в соответствии с собственной волей, которые любят себя а не Бога.2 град – град Божий – люди которе любят Бога больше чем себя. Первых ждет вечное наказание, а вторых царствие Божие.
3)))14-16 века.
Философия становится светской, не церковной, происходит обращение к человеку, культура ренесанса формируется в Италии, а позднее охватывает Европу(северное возраждение). Крупнейшие мыслители: Лоренса Валло, Максио Фичино, Пикадело Мирандоло, Поппонаци, Николай Казанский. Эраз Роттердамский, Мишель Монтень, Джордано Бруно, Галилео Галилей.
Информация о работе Философия и ее роль в жизни человека и общества