Философия и ее роль в жизни человека и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 15:30, контрольная работа

Описание работы

Философия – это рациональное и научно обоснованное учение о цельном мировоззрении.
Философия – центр мировоззрения.
Мировоззрение – это
1)система знаний о человеке, мире и их взаимосвязи.
2)взгляды, убеждения, определяющие жизненные цели личности.
3)совокупность идеалов, норм и оценок действительности, на основе которых формируется отношение к действительности человека и его поведение.

Содержание работы

1.мировозрение.его структура .
2.основные типы мировоззрения.
3.предмет и особенности философского знания.
4.философия как исторический процесс.
5.функции философии.

Файлы: 1 файл

Filosofia.docx

— 49.12 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Философия.

 

Философия и ее роль в жизни человека и  общества.

1.мировозрение.его структура .

2.основные типы мировоззрения.

3.предмет и особенности философского  знания.

4.философия как исторический  процесс.

5.функции философии.

 

1.)

Философия –  это рациональное и научно обоснованное учение о цельном мировоззрении.

Философия –  центр мировоззрения.

Мировоззрение – это 1)система знаний о человеке, мире и их взаимосвязи.2)взгляды, убеждения, определяющие жизненные цели личности.3)совокупность идеалов, норм и оценок действительности, на основе которых формируется отношение к действительности человека и его поведение.

Взгляды –  определенная совокупность знаний, выраженная в представлениях и понятиях, это не все знания, а только наиболее общие их основания. Они становятся мировоззрением, когда превращаются в убеждения.

Убежденность - твердая уверенность в истинности знаний и готовность действовать  в соответствии с ними.

Оценка  явлений  действительности определяет жизненную  позицию человека.

Из настроения и чувств складывается мироощущение (одна из ступеней мировоззрения).Целостное наглядное представление и образы мира формирует мировосприятия. Целостный интеллектуальный познавательный взгляд на явления представляет миропонимания.

Важным компонентом  являются ИДЕАЛЫ, в которых отражается высшая цель стремления человека к  истине, добру, справедливости.

Мировоззрение- система обобщенных взглядов на мир, на место человека в нем в его отношении к этому миру, а так же основанные на этих взглядах убеждения , чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и целостные ориентации.

Элементы структуры:

- элементарный  уровень. Мировоззрение лишено  внутренней целостности. Это набор  житейской мудрости, смесь позаимствованных  из различных мировоззренческих  систем и некритически усвоенных  субъектов положений и догм. Соответствует  дошкольному развитию.

- концептуальный  уровень. Формируется на уровне  школьного обучения. Образно его  можно представить как лоскутное  одеяло, где каждый лоскут определенное  мировоззренческое определение,  когда различные концепции строятся  на разных методологических основаниях.

- методологический  уровень. Строится на основе  лично осознанных смысложизненных принципах, которые представляют собой целостную непротиворечивую систему взглядов и ценностного отражения мира.

 

2 лекция

28.02.2012.

 

 

2! Основные типы мировоззрения.

 

Выделяют 3 типа мировоззрения:

  1. мифологический;
  2. религиозный;
  3. философский.

 

Особенности мифологического мировоззрения:

  1. Антропоморфизм (очеловечивание природы).
  2. Анимизм (одушевление). Любое явление определяется деятельностью Бога или духа. Так появляется Бог ветра, грозы, дыма.
  3. Представление о взаимосвязи всех явлений мира.
  4. Отсутствие противопоставления материального и духовного, живого и мертвого.
  5. Основа мифологического мировоззрения — фантазия. Мифологическое мировоззрение выражается в сказаниях и тесно связано с магией и ритуалами.

 

 

Особенности религиозного мировоззрения:

  1. Происходит удвоение действительности: противопоставление высшего духовного божественного мира низшему материальному земному миру.
  2. Вера в Бога и преклонение перед ним.
  3. Вера в возможность чудес (нарушение законов природы).
  4. Особое состояние души, обращающегося к Богу.
  5. Религиозное мировоззрение основано на вере и включает в себя образные и понятийные компоненты. Основные идеи выражаются в догматах. Эти догматы тесно связаны с культом, с богослужением.

 

 

Особенности философского мировоззрения:

  1. Основа — разум. Выражаются в системах и фиксируются в специальных философских произведениях. Философия имеет понятийный теоритезированный характер.
  2. Мировоззренческая рефлексия направлена на человека и его место в мире. Для выработки представлений об окружающей действительности и ее освоения. Философия — форма познания мира ради получения самого истинного знания.
  3. Философские идеи не имеют непосредственного практического подтверждения.
  4. Философия стремиться определить и обосновать жизненные ценности и цели.
  5. Философия опирается на данные конкретных наук. Но в отличии от них стремиться к постижению всеобщих свойств и закономерностей.
  6. Философское знание не однозначно.

 

 

3! Предмет и особенности  философского знамя.

 

Различают следующие формы духовной культуры:

  1. философия
  2. наука
  3. образование
  4. искусство
  5. религия
  6. мораль
  7. технология (экономика)
  8. право
  9. политика.

 

Философию определяют как науку  о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого  мышления.

Философия по свои целям шире науки:

  1. Если отдельная наука изучает действительность в каком то одном разрезе, то объектом философии является мир, как целое.
  2. Если науки описывают и объясняют факты, то философия еще и оценивает их.
  3. Философия познает мир через человека, а наука познает человека вне человека.
  4. Инструментом науки является эмпирический опыт, а единственным инструментом философа является письменная или устная речь.

 

Философия — метонаука.

 

Предмет философии — человек  в его отношении к миру, следовательно сам мир.

 

Система философского знания.

  1. История философии — учение о закономерностях развития философского знания.
  2. Онтология (учение о бытие).
  3. Гносеология (учение о познании человеком мира).
  4. Аксиология (учение о ценностном отношении человека к миру).
  5. Философская антропология (учение  о человеке, его природе).
  6. Социальная философия (учение об обществе, его структуре).
  7. Логика (учение о законах, формах и операциях мышления, о формировании и развитии знаний).
  8. Этика (учение о морали и нравственности).
  9. Эстетика (учение об особых эстетических явлениях).

 

 

4! Философия как исторический  процесс.

 

Классификация философии.

Основным принципом классификации  является выделение философских  течений по способу решения центрального вопроса философии.

 

(схема)

 

О.В.Ф. - вопрос об отношениях материи  и сознания, духа и природы.

 

Существует 2 стороны этого вопроса:

  1. Что первично? Материя или сознание?
  2. Можно ли познать окружающий мир?

 

Философсие течения делятся по используемому методу.

 

 

Что?

Как?

Куда?

диалектика

Закон единства и борьбы противоположности.

Количество в качество и наоборот.

По спирали.

метафизика

Первотолчок.

Разрыв сущностей.

По замкнутому кругу или по прямой.


 

 

Дом диплом дача и муж дурак в придачу

 

 

13.03.2012

3 лекция

 

Раздел 1. Историко-философское  ведение.

 

Философия Древнего Востока.

 

Хронология: Древний Восток от середины 4 тысячелетия до н.э. до 3 века н.э.

 

Философия Древней Индии.

  1. Этапы и источники Древней Индии.
  2. Основные понятия.
  3. Древнеиндийские философские школы.

а) Даршаны ортодоксальной группы.

б) Даршаны неортодоксальной группы.

 

 

1! Этапы и источники Древней  Индии.

 

Арийские племена во 2 веке до н.э. принесли Веды (знания) (свод религиозных  гимнов)

до наших дней дошли 4 Веды: фигведа, самоведа, яджурведа и одхарваведа. Каждая из них состоят из 4 частей: 1) самхиты, 2) брахманы, 3) араньяки (книги лесных отшельников), 4) упанешады (сидеть у ног учителя).

Упанешадами завершается 1 этап — ведический (с 15 века до н.э до 6 века до н.э)

2 этап — эпический (с 6 по 2 века до н.э). 2 эпоса: Рамояма, Махабхарат.

В 4 -5 веке до н.э возникают 6 ортодоксальных школ:

  1. Санкхья.
  2. Ньяя.
  3. Миманса.
  4. Вайшешика.
  5. Йога.
  6. Веданта.

 

Неортодоксальные школы:

  1. Буддизм.
  2. Джанизм.
  3. Лакоята-Чарвака.

 

3 этап связан с написанием  сутр (3 век до н.э - 2век н.э)

 

2! Основные понятия.

 

Главная идея — о вечной пульсации  космоса.

 

Выдох (бытие) и вдох длится 100 космических  лет.

1 космический год — 8млн 640 тыс земных лет.

 

В своем развитии каждая человеческая расса проходит 4 эпохи (югги). Двигаясь от золотого к железному веку.

Завершение (калиюга).

 

Космический порядок от неживого в живое — закон Рита.

Применительно к отдельному человеку этот закон означает постоянное духовное совершенствование.

Первоначально мир — нерасчлененное материальное сознание — прокрити. (состоит из 3 энергей — гуны. 1) саттва (легкость), 2) раджас(деятельность, борьба), 3) тамас (мрак, пассивность).

 

Прокрити противостоит порушу (чистое созерцание). Прокрити пытается уверить порушу, что мир такой какой он видится, а на самом деле природа бытия — сноведение (майя).

 

Различают 2 элемента души человека:

  1. Атман (искра брахмы).
  2. Манас (собственное сознание).

 

В Индии человек рассматривается  с любыми живыми существами.

Поток перерождений души, которая  обречена на страдание связано с кругом Сансары.

Если жизнь для европейца  связана с удовольствиями, комфортом, смерть воспринемается негативно, то в индуизме происходит:

  1. Душа бессмертна и не уничтожима.
  2. Человек обладает вечной жизнью, но она понимается как совокупность страданий.
  3. Смысл всякой жизни — в прекращении жизни.
  4. Достижение мокши (освобождение от обязанности эволюционного развития).
  5. Закон Риты применительно к человеку — закон Кармы.

 

 

3! Древнеиндийские философские  школы.

 

 

Даршаны — видение, способы существования философских школ и направлений.

Даршаны делятся на 2 группы по их отношению к Ведам:

  1. Школы считающие себя наследниками традиции Вед. Ортодоксальные школы. Астика (утверждающие).

 

а) образованные на независимых основах. Санкхья, Йога, Ньяя и Вайшешика.

б) придает внимание ритуалам Вед. Миманса.

в) придающая значение спикуляции Вед. Веданта.

 

 

2. Неортодоксальные школы. Настика — отрицающие.

 

 

Даршаны ортодоксальной школы:

1. Санкхья — 7 век до н.э. Основатель — Камилла.

 

2. Йога — связь, усилие. Основатель  — Патанджали. 2 век до н.э. Йога переводит в практическое русло то, что прописано Санкхья.

Одной из главных позиций является ахимса — не причинение вреда живым существам.

Цель йоги- освобождение сознания от невежества и достижение состояния транса (саматхи). Путь освобождения индивидуального сознания проходит через осознание того, что подленное духовное я человека находится выше тела, ума, счастья, несчастья.

Йогическую приктику составляет 8 ступеней совершенствования:

  1. Самоконтроль (яма). Ненасилие, правдивость, воздержание в сексе, непринятие даров.
  2. Соблюдение этических предписаний (нияма). Нравственная чистота в помыслах.
  3. Дисциплина тела (асаны).
  4. Дисциплина дыхания (пранояма).
  5. Дисциплина органов чувств (пратьяхара).
  6. Концентрация сознания (дыхарана).
  7. Созерцание (дыхьяна).
  8. Транс (саматхи).

 

Йогин приходит к следующим «совершенным способностям»

  1. чтение чужих мыслей.
  2. Способность быть невидимым.
  3. Способность не ощущать голода и жажды
  4. знание о собственной смерти
  5. знание своих и чужих прошлых жизней
  6. перемещение сознания из одного тела в другое.
  7. Свободное перемещение в пространстве.

Информация о работе Философия и ее роль в жизни человека и общества