Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 17:17, контрольная работа
Искусство и философия - важнейшие сферы культуры, которые, являясь формами самосознания культуры, занимают в логике культурных форм полярные места.
Культурологическое сходство искусства и философии проявляется в ряде моментов.
Введение 3
1. Философия и искусство 4
1.1 Философия и искусство 4
1.2 Эволюция эстетических идей 5
1.3 Сходства и различия философии и искусства 8
2. Философия Просвещения 10
2.1 Английское Просвещение 10
2.2 Французское Просвещение 13
2.3 Немецкое Просвещение 14
2.4 Эмпиризм и рационализм 16
3. Общественное сознание и его структура 18
3.1 Общественное сознание, его структура и формы 18
3.2 Массовое сознание 21
Заключение 24
Список используемой литературы 26
Содержание
Введение
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Философия – (от греч.pfileo – люблюи sopnia–мудрость) означает любовь к мудрости. Поэтому слова «философ» и «мудрец» считаются синонимами. Глубина философской мудрости состоит в постижении подлинной сути вещей и процессов, первопричин и закономерностей развития. Как указывал Аристотель «философия направлена на выявление первопричин и первооснований, а философ – это тот, кто более способен научить выявлению причин». С понятием мудрости связан высший идеал знания и поведения.
Философию можно определить как эпоху, схваченную в мыслях. Во все времена она является школой развития теоритического мышления. Долг философа – живо интересоваться событиями современности, интересоваться событиями современности, разбираться в неоднозначности ситуаций, выявлять закономерности происходящего. Поэтому философию считают духовной сущностью своего времени. Из такого понимания философии следует её эпохальное предназначение и связь её с жизнью. Воссоздание правдивого портрета эпохи кладёт конец умозрительному конструированию схем и предначертаний будущего, настраивает на постижение смысла и сути бытия. В произведениях великих философов выкристаллизовываются основные идеи, приоритеты и чаяния общества, в котором они живут. Например, современные философы К Ясперс, М. Хайдеггер, Э Фромм и другие указывают на пугающие тенденции унификации личности, предостерегают против духовного опустошения и гипертрофии рассудочности. Деструктивные процессы в современном обществе обострились до предела – это и угроза ядерной войны, и экологические катастрофы, и терроризм, и этническое противостояние.
В такой ситуации, где постоянно приходится осуществлять социальный и личностный выбор, необходима школа теоритического мышления. Эту роль в настоящее время и выполняет философия.
1.1 Философия и искусство
Философии как виду знания присущи черты, характерные для одного из многих видов познавательной деятельности – для художественного освоения действительности, то есть для искусства.
Искусство – это коллективное чувствование. В вопросе об искусстве постоянно идёт спор между теми, кто делает упор на коллективности (крайнюю позицию занимают сторонники «искусство для народа, для всех»), и теми, кто делает упор на чувствовании (здесь крайнюю позицию занимают сторонники «искусства для искусства», «чистого» искусства).
Вильгельм Фридрих Гегель (немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма) отстаивал позицию первых. Он писал: «…Художественные произведения должны создаваться не для изучения и не для цеховых учёных, а они … должны быть понятны и служить предметом наслаждения непосредственно сами по себе. Ибо искусство существует не для небольшого замкнутого круга, не для немногочисленных очень образованных людей, а в целом для всего народа.
Сторонниками второй точки зрения были два художественных деятеля России – Л.Н. Толстой и П.И. Чайковский. Первый категорично утверждал: «Причина, почему декадентство есть несомненный упадок цивилизации состоит в том, что цель искусства есть объединение людей в одном и том же чувстве. Это условие отсутствует в декадентстве. Их поэзия, их искусство нравится только их маленькому кружку точно таких же ненормальных людей, каковы они сами. Истинное же искусство захватывает сущность души человека. И таково всегда было высокое и настоящее искусство». Второй же был более мягок, но не менее убедителен: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, что бы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору».
В философии эмоциональный заряд в целом меньше, чем в искусстве, но по сравнению с естественными науками всё же достаточно значителен, чтобы ставить вопрос о том, является ли философия также и искусством. Русский философ второй половины XIX века Н.Я. Грот в 1880 году опубликовал статью «Философия как ветвь искусства». Обосновывая правомерность своего утверждения, он, в частности, отмечал следующее. Поэтические и философские произведения всегда удовлетворяют только известных лиц и в известные эпохи, а других не удовлетворяют, - иначе сказать, и те, и другие составляют дело вкуса, тогда как в науке о вкусах смешно было бы говорить, Отсюда известный круговорот и преемственность в господстве различных философских систем, как в преобладании различных школ музыки и живописи или известных видов и направлений в поэзии и изящной словесности вообще. Тем не менее, несмотря на разнообразие и переменчивость вкусов в отношении к произведениям музыки, живописи, поэзии и философии, все они обладают в одинаковой мере способностью, если только они хороши, всегда вызывать в нас впечатление чего-то великого и высокого, волновать вас чувством красоты и гармонии, хотя бы мы вовсе не разделяли общую их идею и не одобряли её исполнение в частностях. Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Кант во всяком человеке возбуждают такое же изумление и уважение к своим творениям, как Фидий, Софокл, Эврипид, Рафаэль, Моцарт и Шекспир. Далее Н.Я. Грот замечает: «Философские системы, как и все творения художников и поэтов всегда остаются достоянием личности и неразрывно связаны с именем своего творца…».
1.2 Эволюция эстетических идей
В философии без философов прошлого, без знания их работ не обойтись и так же, как и творения Рембрандта, Бетховена и многих других художников, музыкантов, поэтов, произведения выдающихся философов прошлого всегда с нами, они всегда современны. Что же касается их научной или идеологической их стороны, то отношение к ним определяется соответствующими для этих сфер знания движениями исторического процесса.
Первая попытка обоснования эстетических категорий была предпринята античными мыслителями – пифагорейцами Сократом (ок. 469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э) и Платоном (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Разработка этих категорий была продолжена Аристотелем, который помимо этого исследовал влияние искусства на человека, его воспринимающего. Он считал искусство средством избавления от аффектов: сопереживание произведению искусства приводит к «катарсису» (очищению, термин пифагорейцев). Аристотелевская идея сопереживания в дальнейшем получила развитие в разработках теории эстетического восприятия художественных явлений.
Средневековая эстетика связана с именами Августина Блаженного Аврелия (13 ноября 354 года, Тагаст, Нумидия, Северная Африка — 28 августа 430 года, Гиппон, близ Карфагена, Северная Африка) и Фомы Аквинского (родился примерно в 1225 г., замок Рокказекка, близ Аквино — умер 7 марта 1274 г., монастырь Фоссануова, около Рима) - религиозный философ, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Средневековая эстетика синтезировала эстетические проблемы с религиозными (христианскими). Искусство не рассматривалось как самоценная область духовной деятельности. Оно считалось средством выражения высшего духовного начала – Бога. Именно Бог объявлялся источником красоты и гармонии. В наибольшей степени исследовались поэтому искусства, которые способствовали усилению влияния и авторитета религии и церкви – архитектура, живопись, скульптура, декоративно-монументальное и декоративно-прикладное.
Эпоха Возрождения (XIV – XVвв.), с характерным для неё антропоцентризмом, существенно изменила, созданные средневековьем эстетические представления. В центре внимания оказывается человек – мыслящий, чувствующий, созидающий художник, деятельность которого творит мир красоты. Эстетика и искусство Ренессанса пронизаны духом гуманизма. Ренессансную культуру представляют имена Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боккаччо, Шекспира, Сервантеса и другие.
Идеи Просвещения активно проникли в эстетическую теорию XVIII – XIX веков. Мысль о необходимости демократизации общества коснулась и искусства: переосмысливалось его общественное предназначение, подчёркивалась воспитательная, просветительная функция. Искусство после небывалого взлёта в эпоху Возрождения вновь низводится до роли средства – теперь решения социальных задач.
Немецкая классическая философия сделала значимый шаг в постижении сущности прекрасного: Иммануил Кант (22 апреля 1724 г., Кёнигсберг, Пруссия — 12 февраля 1804 г., там же) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма - рассматривал эту категорию в тесной связи с категорией целесообразности. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (27 августа 1770г., Штутгарт — 14 ноября 1831 г., Берлин) — немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма – анализирует в контексте человеческой деятельности и трактует как универсальное, предельно широкое понятие. Творческий процесс рассматривается Кантом как «свободная игра» духа. Для немецкой классической философии характерно стремление систематизировать формы творческой деятельности: Кант выделяет три основных вида искусства – изобразительное, словесное, музыкальное. Подобную систематизацию искусств строит и Гегель, дополняя её более полным и детальным описанием каждого из видов в их историческом развитии (символическая, классическая и романтическая формы, которым соответствует искусство Древнего Востока, античное и западноевропейское, современное Гегелю).
В эстетических концепциях XIX – XX вв. преобладает смещение акцентов в сторону интереса творческой личности. Искусство рассматривается как средство самораскрытия внутреннего мира художника, а также универсального средства общения и осмысления действительности.
1.3 Сходства и различия философии и искусства
Философия и искусство связаны с социальностью, с общественным, публичным существованием человека. Философия как непременно вслух высказанное, явленное сознание, театр как утверждение бодрствующего бытия перед лицом всех. И философия и искусство являются способами сохранять и длить сознательные состояния, делая культуру живой. Без выполнения таких состояний культура превратиться в застывшее и мёртвое собрание памятников, в имитацию культуры.
Философия и культура сохраняют значимость и жизненность индивидуального, особенного, в отличие от абстрактной всеобщности науки. Понятие науки обобщает индивидуальные случаи, формируя общие понятия. А философия и искусство пытаются выполнить понимание «на одном примере», что достигается благодаря символичности художественного образа и созерцания в философии. Это «прозревание» сущности вещей на одном примере роднит философию и искусство.
Ни та, ни другая форма не могут «отвлечься» от автора-творца, приобрести автономное, чисто объективное существование. И художественное и философское произведение остаются неразрывно связанными с духовным поиском их автора.
Философия и искусство опираются на естественный язык. Поэтическое отношение к языку превращает художественный текст в единственный и незаменимый, в нём каждое слово значимо, уникально. Можно пересказать содержимое художественного текста, проанализировать содержащиеся в нём «идеи», но такой анализ уже не будет произведением искусства. Чтение искусствоведческих текстов и текстов художественных – принципиально разные занятия. Но и изучение философских произведений нельзя заменить их изложением в учебнике. И те, и другие тексты требуют личного выполнения акта чтения и понимания, требуется пройти собственный путь к этому пониманию, нужна личная встреча автора с читателем.
Различия философии и искусства.
Искусство говорит на языке образов, а философия говорит на языке рассуждений о несказанном. Имея своим «предметом», своим устремлением то, что лежит за пределами собственно образа или собственно понятия, искусство остается трансцендентным применением чувственности, а философия – трансцендентным применением рациональности. Образность доминирует в искусстве, а концептуальность – в философии.
Информация о работе Философия и искусство. Философия просвящения