Философия и искусство. Философия просвящения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 17:17, контрольная работа

Описание работы

Искусство и философия - важнейшие сферы культуры, которые, являясь формами самосознания культуры, занимают в логике культурных форм полярные места.
Культурологическое сходство искусства и философии проявляется в ряде моментов.

Содержание работы

Введение 3
1. Философия и искусство 4
1.1 Философия и искусство 4
1.2 Эволюция эстетических идей 5
1.3 Сходства и различия философии и искусства 8
2. Философия Просвещения 10
2.1 Английское Просвещение 10
2.2 Французское Просвещение 13
2.3 Немецкое Просвещение 14
2.4 Эмпиризм и рационализм 16
3. Общественное сознание и его структура 18
3.1 Общественное сознание, его структура и формы 18
3.2 Массовое сознание 21
Заключение 24
Список используемой литературы 26

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ по философии.docx

— 56.24 Кб (Скачать файл)

Философия саморефлексивна – обращена к собственным основаниям, требует удерживания их в контексте рассуждения, а художественное творчество – спонтанно. Художник – медиум, пророк, ему требуется вдохновение муз. От философа требуется последовательность и умение сформулировать в явном виде свои предпосылки. Отсюда поэтичность искусства и методичность философии.

Делая вывод, отметим следующее. Сходство философии и искусства состоит в том, что в их произведениях широко представлен личностно-эмоциональный компонент, переживания автора, субъективное видение автором той панорамы жизни, о которой он пишет. Произведение философии и искусства всегда индивидуальны, поэтому, знакомясь с их произведениями, мы не только воспринимаем правду жизни, но всегда выражаем свои симпатии и антипатии. В связи с этой особенностью философии само изучение истории философии идёт через изучение творчества, мировоззрения, личной драмы философа в условиях конкретно-исторической эпохи. А произведения классиков философии всегда пленяют нас так же, как и произведения классиков искусства. Философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций, обращаясь к тонкости ума. Деятель искусства, как правило выражает проблему через художественные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробуждённые к ним чувства.

И философия, и наука, и религия, и искусство создают свою картину мира. При всём своем различии они дополняют друг друга. Поэтому каждый культурный человек должен хорошо разбираться в этих картинах мира.

  1. Философия Просвещения

В историю XVIII в. вошёл как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, - вот духовная атмосфера того времени. Исходные идеи эпохи Просвещения – культ науки, а, следовательно – разума; и прогресс человечества. Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. «Имей мужество мыслить самостоятельно!» - такой призыв эпохи Просвещения. «Всё должно предстать перед судом разума!» - такой девиз эпохи Просвещения.

2.1 Английское  Просвещение

Томас Гоббс (1588-1679 гг.) – английский философ-материалист.

Англия раньше других стран вступила на путь капиталистического развития. Она была первой страной, где произошла революция, закончившаяся казнью короля. Правда, в 1688 г. произошла реставрация монархии, но это не могло существенно повлиять на ее капиталистическое развитие. Поэтому не случайно в Англии идеи просвещения нашли благодатную почву. Эти идеи развивали Т. Гоббс, затем Дж. Локк и другие мыслители. Родоначальником английского просвещения по праву считается Т. Гоббс. Продолжая линию Бэкона, он считал, что целью философии является практическая польза. Он систематизировал материализм своего учителя и создает новую форму материализма - механический материализм. Вся природа представлялась Гоббсом как совокупность протяженных тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением.

В центре внимания главных сочинений Гоббса «Философские идеи учения о гражданине», «Левиофан» и др. находятся проблемы общественной жизни. Он развивает договорную теорию государства, высказанную еще Эпикуром. По Гоббсу, обществу и государству предшествует полная анархия и «война всех против всех». Для этого «естественного состояния», в котором долгое время пребывали люди, была характерна неограниченная личная свобода. Так что благо народа - высший закон государства, а забота о мире - основа «естественного права», созданного общественным договором.

Наиболее совершенной формой государственной власти Гоббс считал абсолютную монархию. Власть государства распространяется не только на поведение человека, но и на его воззрение: религиозные нравственные и даже научные. И, тем не менее, по Гоббсу, каждый подданный имеет право защищать себя. Учение Гоббса, особенно его натуралистическая концепция государства и права сыграло огромную роль в развитие всего Просвещения.

Джон Локк (1632-1704 гг.) – британский философ.

Основоположник свободомыслия XVIII в., учитель французских материалистов Джон Локк был столь робок в своих рационалистических суждениях о религии, что не посмел затронуть божественное откровение. Отстаивая принцип веротерпимости, он считал ее неприменимой по отношению к католикам и атеистам.Суеверия следует искоренить, но их место должна занять вера, основанная на разуме.

Идея «естественного человека» в просветительском ее понимании лежит уже в основе философии Джона Локка — первого крупного мыслителя новой буржуазной Англии. «Локк, — писал Энгельс, — был в религии, как и в политике, сыном классового компромисса».  Политические взгляды Локка изложены им в «Двух трактатах о правительстве», написанных под влиянием Гоббса и в то же время в полемике с ним. Подобно Гоббсу, Локк в своей теории государства исходит из того, что современному обществу предшествовало естественное состояние и что объединение людей в общественные союзы возникло в результате их добровольного соглашения — общественного договора. Но, убежденный в отличие от Гоббса в доброй и разумной основе человеческой природы, Локк считает, что целью всякого общества является сохранение и защита личной свободы.

Главное сочинение Локка— «Опыт о человеческом разуме» (1690 г.) представляет попытку вывести все знания и представления человека из чувственного опыта (сенсуализм).Противоречия сенсуалистической теории Локка определили возможность ее двоякого развития — как в сторону материализма, так и в сторону идеализма.

Джордж Беркли (1685—1753 гг.) – английский философ.

поставил своей целью опровергнуть материализм и обосновать незыблемость религии. Свое опровержение материализма он строит, опираясь на ту же сенсуалистическую теорию, что и английская материалистическая школа. Взяв за исходный пункт учение Локка об ощущениях, Беркли делает крайний идеалистический вывод, будто реальный мир существует лишь постольку, поскольку он воспринимается нами. Реальные вещи для него представляют собой только соединение различных ощущений. Отрицая объективность материального мира, Беркли зато признает существование духовной субстанции — бога.

Давида Юма (1711—1776 гг.) – шотландский философ.

Как и Локк, в основу своей теории познания Юм кладет показания наших чувств. Все наши идеи, в том числе и самые отвлеченные, имеют, по Юму, своим источником чувственные представления. Но с помощью чувств и ощущений мы постигаем только единичные вещи. Поэтому, утверждает Юм, такие понятия, как сущность, субстанция, причина, закон, время и пространство, являются чисто субъективными категориями, не имеющими опоры в самой действительности. Признавая реальность окружающего нас объективного мира, Юм отрицает возможность его познания. «Природа, — писал Юм, — держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и дает нам лишь знание немногих качеств объектов, скрывая от нас их сущность». Таков конечный вывод юмовского скептицизма. Будучи распространен и на духовную субстанцию, он завершается религиозным скептицизмом, заслужившим Юму ненависть английского духовенства и признательность французских просветителей. Однако, отрицая религию, он высоко ценит ее социальные функции как охранительницы существующего строя.

 

 

2.2 Французское  просвещение

Во Франции Просвещение появилось в пику католической церкви. Этому предшествовала волна религиозных войн. Франция была абсолютной монархией, идеологическое господство церкви было подавляющим.

Шарль-Луи́ де Секонда́, барон Ля Брэд и де Монтескьё  – французский философ.

Одним из первых деятелей французского Просвещения был Ш.Л. Монтескьё (1689 - 1755). В своих сочинениях «Персидские письма», «Дух законов - он с едкой сатирой высмеял деспотические формы правления во Франции. Он решительно выступил против теологического понимания истории. Общество, по его мнению, возникает в результате сознательного соглашения людей.Законы общественной жизни - устанавливаются законодателями в зависимости от географического положения той или иной страны, пространственного протяжения, климата, образа жизни ее народа, главного занятия (торговля, земледелие), степени материального благополучия, религиозных верований и т. д. Поэтому каждый из государственных укладов имеет свое оправдание. Но лучшим из них Монтескьё считает конституционную монархию типа английской.

Деспотические формы правления, по Монтескьё, вообще не отвечают природе человека, потому что естественным состоянием общества является не война всех против всех, а мир. В демократических государствах должен быть последовательно проведен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, чтобы деспоты не могли концентрировать в руках много власти. Гарантия личной безопасности граждан обеспечивается в этих государствах тем, что в них человек наказывается не за образ мыслей, а за образ действий. Эти принципы Монтескьё сегодня лежат в основе устройства всех демократических государств.

Франсуа-Мари Аруэ (псевдоним Вольтер) – французский философ.

Наиболее важной сферой деятельности А.Вольтера (1714 – 1778 гг.) была борьба против религии, церкви, религиозной нетерпимости и фанатизма. Но его позиция была непоследовательной. Отрицая бога, воплощенного в конкретном образе (образе Христа, Аллаха ), он в то же время признавал существование бога - творца, «перводвигателя природы». Необходимость признания идеи бога, по Вольтеру диктуется и моральными причинами. Только страх перед всевидящим, карающим и награждающим богом является предпосылкой морали. Отсюда его знаменитое изречение: «Если бы бога не было, его следовало бы выдумать».История человеческого общества, по Вольтеру, - это арена борьбы добра и зла, просвещения и невежества. Главную причину социальных бедствий он видит в невежестве, ошибках и произволе, людей, особенно тех, кто наделен властью. Улучшить жизнь людей, облагородить их нравы и обычаи могут лишь просвещенные монархи. Обладая властью, они могут смещать тех, кто по своему невежеству и занимаемой должности сеет зло.

Жан-Жак Руссо – французский философ.

Идея улучшения жизни людей и их самих посредством изменения государственного строя, конечно же, идеологически подготавливала Великую французскую революцию (1789-1794 гг.). Но подлинным выразителем якобинской диктатуры стал Ж.-Ж. Руссо (1712-1778 гг.). Уже в первом своем небольшом сочинении «Рассуждения о науках искусства», он с редким красноречием и силой убеждения показал, что развитие наук и искусств со времен Возрождения не улучшало, а лишь ухудшало нравы людей.

Плоды цивилизации не только оставались не доступными для народа в силу его бесправного положения, но и оказали отрицательное влияние на его жизнь. Главной причиной этого является социальное неравенство, обусловленное неравенством имущественным, неравенством во владении землей, орудиями труда. Без уничтожения этого неравенства изменить жизнь людей к лучшему невозможно.

2.3 Немецкое Просвещение

Подобно Франции в 70-е годы ХVIII в. широкое просветительское движение под названием «Бури и натиск» развернулось и в Германии. Сходное во многом с французским Просвещением оно имело свои национальные особенности. Если французские просветители были глубоко убеждены, что без сознательного вмешательства в исторический процесс победа нового общественного строя невозможна, то немецкие просветители возлагали большие надежды на естественный ход развития бытия и общественной жизни, в частности.

Большое влияние на формирование немецкого просвещения оказал Христиан фон Вольф (1679 – 1754 гг.). Великий систематизатор философии Лейбница, он развил учение о всеобщей причинной обусловленности явлений природы. Каждая вещь в системе мироздания, считал Вольф, есть часть всеобщей гармонии мира и подчинена внешней, идущей от бога цели. Бог дал человеку душу и тем самым наделил его способности мыслить. Просвещенная монархия предписана человечеству самой природой, а значит и богом и запечатлена в человеческом разуме.

Движение «Бури и натиски» было неоднородным по своему составу. Его консервативное крыло представляли Иоганн КаспарЛа́фатер (1741 – 1801 гг.) и Фридрих Генрих Якоби (1743 – 1819гг.). Заслуга Лафатера в том, что он стремился рассматривать человека вне зависимости от сословной принадлежности как самодовлеющую сущность и ценность. Но свою физиогномику (учение о выражении характера и сути человека через строение и игру мышц лица) он строит на религиозных, а то и вообще на совершенно произвольных принципах. Якобы лишь в начале своей философской карьеры разделял идеи Просвещения, а затем отошел от него.

Наиболее влиятельными представителями демократического крыла «Бури натиска» были Иога́ннГо́тфридГе́рдер (1744 – 1803 гг.) и Иоганн Вольфганг Гёте  (1749 – 1832 гг.). Гердер, в особенности в зрелые годы защищал от нападок Якоби учение Спинозы. Различные формы действительности (неорганические вещества, растения, животные, человеческий разум) - это ступени единой лестницы все усложняющих органических сил. Опираясь на эти идеи прогресса в природе, он развивал учение о прогрессе в истории и о движении общества к гуманизму.

Гете, как и Гердер, стремится соединить материалистический пантеизм Спинозы с идей развития. Основным принципом диалектики, т.е. учения о развитии, по Гете, является признание принципа полярности и противоположности. Каждое явление имеет свою противоположность. Их взаимодействие приводит к возникновению третьего явления, которое стоит на более высокой ступени развития. Развитие идет через отрицание старого, эволюционным путем без заметных скачков. Его движущей силой является вечная жизненная сила - энтелехия. Главной движущей силой исторического процесса Гете считал деятельность и труд. Как и Гердер, он оптимистически смотрел в будущее. Он верил, что наступит время, когда исчезнут социальные конфликты. Но его оценки революционной борьбы народов за свои права были весьма неоднозначными.

Видным представителем революционного крыла «Бури и натиски» был Иога́ннГео́ргА́дамФо́рстер (1754 – 1794 гг.). Деспотизм абсолютных монархов он оценивал как грубое нарушение общественного договора. Поэтому восстание народов с целью свершения власти тиранов и восстановления справедливости, по Форстеру, предписано самой природой.

2.4 Эмпиризм и  рационализм

Проблема научного метода и шире – проблемы познания – всегда находились в центре внимания философии Просвещения. Нельзя познавать Бога, природу, человека, общество, не выяснив прежде, каковы законы познающего разума. В отличии от других наук философия должна изучать именно мышление человека и его законы. Она должна найти такой метод, который применим ко всем наукам.

Информация о работе Философия и искусство. Философия просвящения