Философия и мифология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 14:01, реферат

Описание работы

По своему содержанию философия есть стремление к всеохватности и единству. Если другие науки делают предметом изучения какой-либо отдельный срез реальности, то философия стремится охватить всю реальность в ее единстве. Для философии характерно представление о том, что мир обладает внутренним единством, несмотря на внешнюю разрозненность частей. Реальность мира как целого таково характерное содержание философии.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………3
1 Анализ мифологии
1.1 Опыт определения понятия миф …………….……………………….5
1.2 Структуры и функции мифов………………………………………....6
1.3 Свойства мифологического сознания ……………………………….8
2 Мифос и Логос
2.1 Философия. Ее истоки и ключевые проблемы………………………9
2.2 Миф и философия. Сходства и различия …………………………..12
Заключение ………………………………………………………………..15
Список использованной литературы ……………………………………17

Файлы: 1 файл

Реферал Ларькина.docx

— 41.31 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФБ ГОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н.П. ОГАРЕВА»

 

Архитектурно-строительный факультет

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по междисциплинарному аттестационному испытанию

по дисциплине «Философия»

на тему «Философия и мифология» 

 

 

 

 

 

Автор реферата                     _____________                   Л.С.Ларькина

                                                 (подпись, дата)                             

 

Специальность     270302.65 Дизайн архитектурной среды

Руководитель работы  доцент, к.ф.н. _______________  Т.А. Явкина

                                                                     (подпись, дата)                                       

                                             

 

 

Оценка ____________

 

 

 

 

 

 

                                     

 

                                                   Саранск 2014

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………3

1 Анализ мифологии

1.1 Опыт определения понятия миф  …………….……………………….5

1.2 Структуры и функции мифов………………………………………....6

1.3 Свойства мифологического сознания  ……………………………….8

2 Мифос и Логос

2.1 Философия. Ее истоки и ключевые  проблемы………………………9

2.2 Миф и философия. Сходства и  различия …………………………..12

Заключение ………………………………………………………………..15

Список использованной литературы ……………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

По своему содержанию философия есть стремление к всеохватности и единству. Если другие науки делают предметом изучения какой-либо отдельный срез реальности, то философия стремится охватить всю реальность в ее единстве. Для философии характерно представление о том, что мир обладает внутренним единством, несмотря на внешнюю разрозненность частей. Реальность мира как целого таково характерное содержание философии. По своему методу философия есть рациональный способ объяснения действительности. Она не довольствуется эмоциональными символами, а стремится к логической аргументированности и обоснованности, В этом отличие философии от религии, искусства, мифологии, которые также рассматривают мир в целостности, но не ставят задачи его рационального объяснения. Философия стремится к построению системы, основанной на разуме, а не на вере или художественном образе. Художественный образ, метафора, сравнение и др. в философии играют вспомогательную роль. От философии как рационального теоретического знания следует отличать философские запросы. Философские запросы могут содержаться в религии, мифологии, художественной литературе, даже в поэзии и живописи. Существование философских идей в нефилософских формах культуры свидетельствует о потребности человека и общества так или иначе осмыслить предельные основания своего бытия. Научный интерес к такой категории как миф имеет достаточно длительную историю, но понимание мифа как возможной объяснительной модели происходящих в современном мире событий пришло сравнительно недавно. Многие ученые, несмотря на различность во взглядах на современную мифологию, согласны сегодня в том, что социально-политическую культуру нельзя анализировать без учета таких структур как социальный миф. Миф затрагивает все сферы жизни человека и становится распространенным средством нравственной и политической ориентации людей. Мифологические представления существовали на определённых стадиях развития практически у всех народов мира. Если европейцы до Эпохи великих географических открытий были знакомы лишь с античными мифами, то затем постепенно они узнавали о наличии мифологии у жителей Африки, Америки, Океании, Австралии. В Библии прослеживаются отголоски мифологической эпохи у семитских народов, у арабов до принятия ислама существовала своя мифология. Время происхождения мифологических образов не поддаётся определению, их образование неразрывно связано с происхождением языка и сознания. Главная задача мифа заключается в том, чтобы задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком, миф служит для ритуализации повседневности, давая возможность человеку обрести смысл в жизни. Мифология формировалась на ранних стадиях развития общества. Это первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, появление людей, животных, причины стихийных явлений, определить свое место в мире. Мифы связаны с обрядами, обычаями, содержащими нравственные нормы и эстетические представления, сочетающие реальность и фантазии, мысли и чувства. В мифах человек не выделял себя из природы. В данной работе раскрывается основное содержание этих понятий, выявляется их взаимосвязь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 АНАЛИЗ МИФОЛОГИИ

1.1 ОПЫТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ  «МИФ» 

Трудно найти такое определение мифа, которое было бы принято всеми учеными и в то же время доступно и неспециалистам. Впрочем, возможно ли вообще найти то универсальное определение, которое способно охватить все мифы и все функции мифов во всех архаических и традиционных обществах? Миф есть одна из чрезвычайно сложных реальностей культуры, и его можно изучать и интерпретировать в самых многочисленных и взаимодополняющих аспектах. Мне кажется, что более приемлемым будет следующее определение, так как оно шире охватывает интересующий нас вопрос: миф излагает сакральную историю, повествует о событии, произошедшем в достопамятные времена «начала всех начал». Миф рассказывает, каким образом реальность, благодаря подвигам сверхъестественных существ, достигла своего воплощения и осуществления, будь то всеобъемлющая реальность, космос или только ее фрагмент: остров, растительный мир, человеческое поведение или государственное установление. Это всегда рассказ о некоем «творении», нам сообщается, каким образом что-либо произошло, и в мифе мы стоим у истоков существования этого «чего-то». Миф говорит только о происшедшем реально, о том, что себя в полной мере проявило. Персонажи мифа — существа сверхъестественные. Они общеизвестны, так как они действуют в легендарные времена «начала всех начал». Миф раскрывает их творческую активность и обнаруживает сакральность (или просто сверхъестественность) их деяния. В целом миф описывает различные, иногда драматические, мощные проявления священного (или сверхъестественного) в этом мире. Именно эти проявления явились реальной основой создания Мира и сделали его таким, каков он есть сегодня. Более того, именно в результате вмешательства сверхъестественных существ человек стал таким, каков он есть — смертным, разделенным на два пола, обладающим культурой.

У нас будет еще случай дополнить и рассмотреть более детально эти некоторые предварительные замечания, но важно подчеркнуть именно сейчас факт, который нам кажется наиболее значительным: миф рассматривается как сакральное повествование и, следовательно, как событие, действительно произошедшее, так как оно всегда имеет отношение к определенным реальностям. Космогонический миф имеет в качестве своего обоснования реальность, он «истинен», поскольку само существование мира подтверждает этот миф. Далее: миф о происхождении смерти имеет также свою «реальность», поскольку его доказывает смертность человека, и так далее.  Так как миф рассказывает о деяниях сверхъестественных существ и о проявлении их могущества, он становится моделью для подражания при любом, сколько-нибудь значительном проявлении человеческой активности.

1.2 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ МИФОВ 

Этих предварительных замечаний достаточно, чтобы уточнить несколько характерных положении, касающихся мифа. В самом общем смысле можно сказать, что миф, каким он приживается в первобытных обществах:

1) составляет  историю подвигов сверхъестественных  существ;

2) это сказание  представляется как абсолютно истинное (так как оно относится к реальному миру) и как сакральное (ибо является результатом творческой деятельности сверхъестественных существ);

3) миф всегда имеет отношение к «созданию», он рассказывает, как что-то явилось в мир или каким образом возникли определенные формы поведения, установления и трудовые навыки; именно поэтому миф составляет парадигму всем значительным актам человеческого поведения;

4) познавая  миф, человек познает «происхождение»  вещей, что позволяет овладеть  и манипулировать ими по своей  воле; речь идет не о «внешнем», «абстрактном» познании, но о  познании, которое «переживается»  ритуально, во время ритуального  воспроизведения мифа или в  ходе проведения обряда (которому  он служит основанием);

5) так или  иначе миф «проживается» аудиторией, которая захвачена священной и вдохновляющей мощью воссозданных в памяти и реактуализированных событий.

Проживание мифа предполагает наличие истинно «религиозного» опыта, поскольку он отличается от обычного опыта, от опыта каждодневной жизни. Религиозный характер этого опыта есть следствие того факта, что актуализируются легендарные события, события возвышенного характера, исполненные чрезвычайной значимости. Мы как бы заново присутствуем при творческих актах сверхъестественных существ. Мы покидаем мир обыденности и проникаем в мир преображенный, заново возникший, пронизанный невидимым присутствием сверхъ-естественных существ. Речь идет не о коллективном воссоздании в памяти мифических событий, но об их воспроизведении. Мы ощущаем личное присутствие персонажей мифа и становимся их современниками. Это предполагает существование не в хронологическом времени, а в первоначальной эпохе, когда события произошли впервые. Именно поэтому можно говорить о временном пространстве мифа, заряженном энергией. Это необычайное, «сакральное» время, когда обнаруживаются явления новые, полные мощи и значимости. Переживать заново это время, воспроизводить его как можно чаще, заново присутствовать на спектакле божественных творений, вновь узреть сверхъестественные существа и воспринять их урок творчества — такое желание просматривается во всех ритуальных воспроизведениях мифов. Вообще мифы показывают, что мироздание, человек и жизнь имеют сверхъестественное происхождение и сверхъестественную историю и что эта история значима, обладает большой ценностью и является образцом для подражания.  Трудно было бы найти лучшее заключение для этой главы, чем классический отрывок, где Бронислав Малиновский пытается выделить природу и функцию мифов в примитивных обществах: «Если рассматривать миф как нечто, наполненное жизнью, то он не дает объяснения, способного удовлетворить научную любознательность; он является повествованием, которое воскрешает первозданную реальность, отвечает глубоким религиозным потребностям, духовным устремлениям, безусловным требованиям социального порядка, и даже требованиям практической жизни. В цивилизациях примитивных народов миф исполняет незаменимую функцию: он выражает, возвышает и кодифицирует верования; он защищает и налагает моральные принципы; он гарантирует действенность ритуальной церемонии и предлагает правила для практической жизни, необходимые человеческой цивилизации; он отнюдь не лишенная содержания выдумка, а напротив, — живая реальность, к которой человек постоянно обращается; это ни в коей мере не абстрактная теория и не простое развертывание образов, это кодификация религии примитивных народов и их практической мудрости (...) Все эти сказания служат для аборигенов выражением первозданной реальности, более величественной и богатой смыслом, чем реальность современная, и определяющей ежедневное существование и судьбу человечества. Знание, которое человек имеет об этой реальности, раскрывает ему смысл ритуалов и задач духовного порядка, так же как и форму, в которую он должен их облечь»

1.3 СВОЙСТВА  МИФОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Главным свойством мифологического сознания считается синкретичность. В мифологических представлениях все может быть всем, т. е. человек и природа, познание и переживание, объект и субъект нераздельны.

Вторая важная особенность мифологического сознания — нечувствительность к противоречиям. Любой предмет, любой человек, любое явление может быть одновременно и чем-то другим. Объективная связь явлений безразлична мифу, он не замечает противоречий, которые обязательно заметит современный разум.

Третьей особенностью мифологического сознания можно считать установление особого вида связей между явлениями. Миф предлагает следующие типы таких связей. Во-первых, метаморфоза: предметы, животные, люди, явления превращаются друг в друга. Во-вторых, ассоциативные связи. Ассоциации самые разнообразные, скажем, дыхание и душа или смерть и сон. В-третьих, объяснение связи между явлениями в мифе происходит в зависимости от заданной цели.

Четвертое важное свойство мифологического сознания — символичность. Человек мифа оперирует не понятиями, а символами, образами. При этом символы всегда конкретны, в отличие от абстрактных понятий. К тому же символичность проявляется и в том принципе мифа, который можно назвать олицетворением, т. е. природные явления, культурные факты, человеческие чувства выступают в виде личностей: Солнце — это бог Гелиос, время — это Хронос, страх — это Фобос и т. д. Еще одна важная черта мифа— коллективность. Не отдельная личность, а коллектив творит первобытный миф. И последнее, что можно отметить, — такое свойство мифологического сознания, как авторитарность. Миф не позволяет человеку критиковать свои положения, оставляя ему лишь возможность транслировать миф, его формы и предзаданные нормы.

2 МИФОС И ЛОГОС

2.1 ФИЛОСОФИЯ. ЕЕ ИСТОКИ  И КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Убеждение в том, что философия возникает из зачатков научного знания, в противоположность мифу, восходит к просветительской мировоззренческой позиции. Общеизвестное историко-философское выражение такое убеждение нашло в формуле немецких философов И.Дерфера и В.Нестле: «От мифа к логосу». Суть их толкования подкупает простотой и здравомыслием: философия возникает как критическое преодоление мифологии, как торжество разума над вымыслом. Однако эта простота достигается за счет неправомерного упрощения проблемы. В поле зрения историка философии миф приобретает значение обреченной стороны, противопоказанной становящееся философии. Тогда в качестве базиса зарождающейся философии остается лишь опытное знание. Но как объяснить происхождение умозрительной философии первых греческих мудрецов? Ведь эти учения близки к мифопоэтическим структурам мышления и никак не вытекают из чувственного опыта. Внемифологичеокий подход к происхождению философии оправдан только в одном случае: если философию всецело сводить к рационально-познавательной деятельности мышления. Тогда философия легко сближается с частнонаучным знанием, с тем, что сейчас называется теоретическим естествознанием, и беспрепятственно выводится из него исторически. Но философия, в том числе и первоначальная, не тождественна знанию. Она не только рационально познает объект, но и настроенчески переживает и оценивает его. При этом объект оценивается по шкале социальных норм и личностных критериев. Метод распознавания исторического начала философии должен ориентироваться на специфику и природу философского знания. Историк философии обязан выделять в зарождающейся философии не только то, что объединяет ее с частнонаучным знанием, но и то, что их различает, что невыводимо из опыта и делает философию качественно самобытной формой духовного отношения к миру. Миф более обоснованно рассматривать не как вымысел, а как особый способ духовного освоения мира, который находится с философией (логосом) в сложных и неоднозначных отношениях. Миф объединяет элементы теории и художественные творчества. О мифе не рассуждают, в нем живут Закон функционирования мифологического мира - закон метаморфоз, т.е. убеждение во взаимной превращаемости всего сущего, в фундаментальном и неустрашимом всеединстве жизни, в кровном родстве всего существующего. Мифология базируется на родовых интуициях, а человек любой эпохи не способен обойтись без таких интуиции. Мышление, возникающее ни основе родовых интуиции, будет иметь предметом материальную, живую, одушевленную, мыслящую и мыслимую вещь. Живое и одушевленное тело человека, мыслящего на основании, при помощи и в целях общинно-родового коллектива - вот основной предмет античного мышления. Наличие такого рода мышления можно наблюдать в античной философии с самого ее начала и до самого конца. Вот почему античный космос - живой и чувствующий. А философия проявляет себя как искусство предельных обобщений. Миф - внутренняя жизнь чувственно-материального космоса в его общинно-родовом понимании. Таков исходный материал мысли, на котором базировалась античная философия как чисто греческое предприятие. С точки зрения современной философии, процесс перехода из мифа в логос никогда не может быть завершен, т.к. претензии на окончательное обоснование любой философской системы мнимы. Постичь суть философии адекватно можно лишь тогда, когда ее выбрал как свою и живешь в ней. Но тогда человек начинает говорить уже не на научном, а мифологическом языке. Это понял уже Платон. Миф и логос различаются у Платона не только по степени достоверности, но, что гораздо важнее, по предмету приложения: их области применения не пересекаются - где требуется логос, там бессилен миф, где хорош миф, там абсолютно неадекватен логос. Логика, по мнению Платона, не универсальное орудие («органон») для всех правильных решений, равно как и недостаточное оснащение для успешного человеческого существования. Кроме точного знания и правильного рассуждения требуется еще и «правдоподобный миф», «правильное мнение», «уподобление», «аналогия» и т. п. Философские мифы Платона показывают, как старые истины и новое понимание могут быть соединены воедино. Гуманитарный, ориентированный на предшествующую культуру и духовность тип знания, был в античности доминирующим. Поэтому философия как специфическое отношение к природе и культуре неразрывно связана с жанром комментария, размышления по поводу духовной традиции, унаследованной данной эпохой. В таком качестве философия возникает в пифагореизме. Вклад ионийской натурфилософии состоял в изобретении жанра научной прозы, в открытии принципа доказательства в рассуждении, в размышлениях по поводу первоосновы всего сущего. На другом краю ойкумены, в пифагорейской школе, впервые встречается традиция толкования ряда текстов, признаваемых священными. Именно у пифагорейцев проявляется консервативный дух греческой мысли, стремящейся быть не открывателем новых истин о мире и человеке, но хранителем и истолкователем традиционной мудрости. Именно философия пифагореизма выступила в качестве противовеса надменности возникающей науки, но не отвергла ее, а заимствовала научные открытия и методы для толкования «священных текстов». В V в. до н. э. в Афинах прежде всего становятся популярными светская ионийская «наука» и развивающаяся софистика. Всецело под влиянием софистов и в рамках поставленных ими проблем развивалась мысль Сократа. Но постепенно становится известной италийская традиция. К IV в. до н. э. пифагорейская традиция становится предметом почтительного внимания к платоновской Академии. Как некогда пифагорейцы к эпосу, так теперь к самим пифагорейцам обратились как к образцам древней мудрости, подлежащей осмыслению и истолкованию. Таким образом, философия выступает как самосознание данной культуры.

2.2 МИФ И ФИЛОСОФИЯ: СХОДСТВА  И РАЗЛИЧИЯ

Миф – это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу говорить о познании, то слово познание имеет здесь смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания. Мифология ничего не доказывает, это теоретическая конструкция взятая из предшествующих знания опирающаяся на авторитет предков (закон рода). С угасанием первобытных форм общественной жизни миф как особая ступень развития общественного сознания сошел с исторической сцены. Дело в том, что мифологическое сознание — это более старый вид сознания как такого. Конкретно данный вид исторической формы соединяет внутри себя собрание переводов. Они в принадлежащий им время были основой всего людского сознания. Миф — это главный структурный элемент данной формы восприятия бытия. Философия и мифология имеют один корень, которым является это древнее сказание, суть которого более настоящая, чем многие теории в науке. Дело в том, что все легенды — это реализация поведенческой логики, а не априорных умозаключений. Но так как они — база бытия, которое было много 1000-летий вспять, меж современными научными подходами и историческим прошедшим имеются значительные различия. Так, первое отличие философии от мифологии состоит в том, что сознание, которое лежит в базе второй формы, является не теоретическим, а разработанное на базе практических представлений многих поколений, их опыта и мировосприятия. Все главные структурные единицы тут неразрывно связаны и представляют собой единую систему. При этом заметим, что данные переплетения понятий в последующих научных теориях будут занимать обратные позиции (к примеру, фантазия и действительность, вещь и слово, сотворения и наименования). Философия и мифология отличаются друг от друга, так как в мифе нет противоречий, в то время как во всех суждениях философов центральное место занимает конкретно размещение явлений. Не считая этого, тут существует понятие полного генетического родства всех созданий на земле, хотя в предстоящем схожее восприятие будет рассматриваться как мировоззрение, что не логики и смысла. Заметим, что для философии чуждо все сакральное и священное. Суждения строятся на догадках, имеющих более либо наименее реальную базу. А вот в мифологии всю жизнь должна стоять на тех постулатах, которые были завещаны праотцами. Этому сознанию чуждо чувство движения времени, чему свидетельством является разделение истории жизни на земле на два периода: эру «золотого века» (люди в это время были совершенством) и «профаны» эру (обычаи стопроцентно испорчены). Миф — это знаковая система, основанная на слабеньком развитии абстрактных форм, метафоричности и чувственности. Но философия и мифология связаны конкретно с этими понятиями, так как такое восприятие людского и мирового бытия не может пропасть в итоге исторического развития. Дело в том, что теория становится нужным атрибутом людской жизни тогда, когда появляется чувство неудовлетворенности опытом и желание постигать мир без вербования практических основ. Философия базирована на мировоззрении, что берет начало в преданиях и легендах. Она приводит в поддержку собственных теорий не веру, а подтверждения. Так, философия и мифология, сходства и различия которых вправду есть, все же, работают неразрывно и синхронно. Оба исторических направления основываются на так именуемом недоумении, которое дает толчок для предстоящего познания. Выходит, что мифология несет внутри себя самодостаточное удивление, которое нужно только принять. А вот в философии после чего шага начинается время познания и поиска доказательств того либо другого понятия.

Информация о работе Философия и мифология