Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 14:01, реферат
По своему содержанию философия есть стремление к всеохватности и единству. Если другие науки делают предметом изучения какой-либо отдельный срез реальности, то философия стремится охватить всю реальность в ее единстве. Для философии характерно представление о том, что мир обладает внутренним единством, несмотря на внешнюю разрозненность частей. Реальность мира как целого таково характерное содержание философии.
Введение ……………………………………………………………………3
1 Анализ мифологии
1.1 Опыт определения понятия миф …………….……………………….5
1.2 Структуры и функции мифов………………………………………....6
1.3 Свойства мифологического сознания ……………………………….8
2 Мифос и Логос
2.1 Философия. Ее истоки и ключевые проблемы………………………9
2.2 Миф и философия. Сходства и различия …………………………..12
Заключение ………………………………………………………………..15
Список использованной литературы ……………………………………17
В целом, философия является рационализированной форме мифологии.
Особенности мифологии: |
Отличие философии: |
1. знание конкретно-образное |
1. понятийное |
2. Высшая степень эмоциональности |
2.целостное |
3. Бессистемность |
3..логическое |
4. Не отражают сущность вещей и процессов |
4. обоснованное |
5. Логически не обоснованное |
5. рациональное |
Итак, основные черты философии следующие. Философия претендует на выработку универсального знания или универсальных принципов духовно-нравственной жизни, т.е. характерный признак философского способа освоения действительности – универсализм. Следующий признак – субстанционализм. Субстанция – это предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому- и самостоятельно существующему. Следующее свойство философского размышления – сомнение. Философия с самого начала выступает как критика обычаев, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм нравственности. Ф опирается на логически доказуемые постулаты, сознание, разум. Миф основан на незнании. Мифология – коллективное сознание. Миф, ритуал и т. д. отличаются от философии и науки тем, что мир мифа и ритуала есть такой мир, в котором нет непонятного, нет проблем. А когда появляются проблемы и непонятное - появляются философия и наука. Значит, философия и наука, как это ни странно, есть способ внесения в мир непонятного. До философии мир понятен, потому что в мифе работают совершенно другие структуры сознания, на основе которых в мире воображаются существующими такие предметы, которые одновременно и указывают на его осмысленность. В мифе мир освоен, причем так, что фактически любое происходящее событие уже может быть вписано в тот сюжет и в те события и приключения мифических существ, о которых в нем рассказывается. Миф есть рассказ, в который умещаются человеком любые конкретные события; тогда они понятны и не представляют собой проблемы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Надо сказать, что в ходе исторического развития миф не преодолевается полностью. В современном коллективном и массовом сознании проявляются фундаментальные черты первобытного мифа. Конечно, современный миф отличается от первобытного, но существуют специфические черты, которые доказывают, что современный миф — это тоже миф. Миф присутствует во всей истории человечества. Он существовал в разных формах религии, искусства и политики, он жив и теперь. Философия заимствует у мифа мировоззренческий характер, однако она предлагает другие способы решения мировоззренческих проблем. Взгляд философии на мир — это точка зрения разума. Вместо символов и образов, характерных для мифа, философия предлагает понятия, рациональные категории. Отличия философии от мифа можно проследить по всем вышеуказанным особенностям мифа. Во-первых, философское сознание не синкретично: в нем противопоставляются субъект и объект познания, человек и природа, знание и переживание, индивид и общество. Во-вторых, философское мышление не терпит противоречий и стремится их исключить. Взгляды разных философов могут быть противоречащими друг другу, однако внутри одной философской теории противоречие не допустимо. В-третьих, философия не допускает связи явлений по ассоциации или посредством превращения. Философия выстраивает причинно-следственные цепочки для объяснений тех или иных явлений в жизни мира или общества. Далее: философское мышление происходит в понятиях и категориях, но не в символах и образах. Философия не авторитарна, критика для нее вполне естественна. В философии всегда можно проследить авторство той или иной идеи, т. е. она носит личностный, а не коллективный характер. Философия создается конкретными личностями и обращается к личностям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Мирча Элиаде, Аспекты мифа.- Издательский центр Академия., 1994
2.Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. – Владивосток. Издательство Дальневосточного университета, 1986, 432 с
3.Бертран Рассел, История западной философии: В 2 томах, Том 1, М., 1993.
4.Кессиди Ф.Х. От мифа - к логосу. - М.,1972
5.Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.,1991
6.Малиновский Б. Миф в примитивной психологии.- М.,1996
7.Ортега-и-Гассет. Что такое философия? - М., 2002. - 187 с.
8.Мамардашвили М. Появление философии на фоне мифа., СПб, 2000