Философия и мировоззрени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 23:14, доклад

Описание работы

Мировоззрение следует понимать как результат духовного освоения мироздания с точки зрения взаимоотношения природы и людей.
Мировоззрение является составляющей человеческого сознания, формируется в сознании людей или социальный групп в качестве определяющих жизнь общих воззрений.

Файлы: 1 файл

мировоззрение.docx

— 39.55 Кб (Скачать файл)

Философия и мировоззрение  

 

 

 

Мировоззрение следует понимать как результат духовного освоения мироздания с точки зрения взаимоотношения природы и людей.

Мировоззрение является составляющей человеческого сознания, формируется  в сознании людей или социальный групп в качестве определяющих жизнь  общих воззрений.

Таким образом мировоззрение  не только сумма знаний о мире, но и уклад жизни, система ценностей, “образы прошлого” и “проекты будущего”. Т.е. мировоззрение состоит  из познавательной, ценностной и поведенческой  подсистем.

В мировоззрении представлен  эмоциональный опыт людей - мироощущение, и интеллектуальный - миропонимание.  

 

Для того, чтобы объяснить  особенность именно философского мировоззрения, удобно обратиться кмарксовской схеме классификации мировоззрений:

1) 2 способа мировоззрения  (с точки зрения способа познания):

а) эмиционально-образный  миф, религия;

б) логико-рассудочный, понятийно-категориальный  идеализм

2) 2 типа мировоззрения  (с точки зрения логики мышления):

а) перенесение на мироздание качеств и форм человека  художественное мировоззрение

б) перенесение на людей  свойств и законов природы  материализм

а1) социоантропоморфичное  мировоззрение (миф, религия)

а2) художественное мировоззрение

б1) философское мировоззрение - идеализм

б2) философское мировоззрение - материализм

Т.е. философское мировоззрение - логико-рассудочное, понятийно-категориальное.

Т.е. философия как мировоззрение  претендует на теоретическую обоснованность содержания и способов достижения обобщенных знаний о действительности, принципов  и идеалов, определенные цели и характер деятельности людей.

При этом философ не только носитель и создатель мировоззрения, но он еще стремится сделать мировоззрение  предметом своего теоретического анализа, изучения, подвергая критическому суду разума.

В: философское мировоззрение  воссоздать систему миропонимания в наиболее зримой интеллектуальной форме при этом философское мировоззрение как бы “биполярно” - 2 узла: мир и человек, которые рассматриваются не раздельно, а постоянном соотношении друг с другом.

Философия является мировоззренческим  осмыслением всего поля деятельности человека  чем богаче философская концепция, тем более широкое поле ей охватывается. Философское мировоззрение - способ познания мира и самого себя. 

 

Предмет и основные проблемы философии

Мировоззренческая трактовка  философии позволяет определить ее предмет.

Поскольку философия является мировоззрением  основные 2 предмета ее исследования: мир (бытие) и человек и их взаимодействии (т.е. отношении между собой). В силу этого основными философскими вопросами являются природа, человек - его природа, чувства, ум и т.п., а также вопросы общественной жизни людей, как взаимодействия человека и бытия.

Раскрытие того, какие типы отношения связывают бытие и  человека позволит указать основные проблемы философии более развернуто.

1) Во-первых, бытие и человек  рассматриваются в виде социально-культурных отношений. т.е. взаимоотношения человека и бытия происходит в рамках человеческого общества  т.е. философия начинается там, где взаимоотношения человека и мира перестают носить чисто природный характер, появляются социальные отношения. Осознается, что человек обладает особыми свойствами - душой, сознанием. В связи с этим Маркс и Энгельс включали философию в комплекс общественно-исторических дисциплин, относящихся к обществу, а не прости к природе. Философия, по их мнению, является формой социально-исторического знания.

2) Во-вторых, в философии  бытие и человек рассматриваются  в ценностно-смысловом отношении. Т.е. бытие рассматривается с точки зрения ценности его в целом и отдельных компонент не вообще (это сложно оценить объективно), а для человека. Таким образом, выявляется еще один философский вопрос - о соотношении объективного и субъективного, а так же вопрос о познаваемости мира человеком (имеется в виду смысла бытия)  появляется 2 трактовки этого вопроса - познавательный оптимизм и противостоящий ему скептицизм и агностицизм (а = отрицание, gnosis - знание). ИЗ контекста ценностно-смысловых отношений бытия и человека следует то часть философии, которая рассматривает и изучает высшие цели человеческого разума, связанные с важнейшими ценностными ориентациями людей, прежде всего - с нравственными ценностями.

Итогом такого рассмотрения может служить, например, позиция  И.Канта, провозгласившего человека, человеческое счастье (благо, блаженство) высшей целью, наряду с достоинством и высоким  нравственными долгом.

3) Кроме того, бытие и  человек рассматриваются в плане материально-духовных отношений - т.к. как бытие и человек связаны с материей и духовностью - к какой субстанции они относятся - из чего возникают и куда попадают.

Из такого рассмотрения следует  еще один основной вопрос философии - о происхождении мира и человека, их основы и разнообразия.  

 

Дискуссия по вопросу о  происхождении бытия и человека как правило сводится к дискуссии  о первенстве двух основных начал:

1) духа, сознания;

2) природы, материи.

Первенство 1) отстаивает идеализм, 2) - материализм. При этом, к некоторым  философам часто применяют термин дуализм - в случае, если они говорят  о равноправии и необходимости 2-х начал для сотворения мира.  

 

Вывод:

Итак, поскольку философия  является учением о бытии и  человеке, рассматриваемых в социально-культурном, ценностно-смысловом и материально-духовных отношениях, то в ее основе лежит  рассмотрение обобщенных образов бытия  и его различных частей (природа, общество и человек) в их взаимодействии. Следствием этого являются такие  основные разделы философии, как:

а) онтология (ontos - сущее logos - учение) - учение о бытии;

б) праксиология (praktikos - деятельный) - учение о практическом отношении  мира и человека;

в) эпистемология (episteme - знание) или гносеология (gnoseos - познание) - учение о познании мира человеком;

г) аксиология (axios - ценный) - учение о ценностных соотношениях человека и мира;

д) логика - учение о формах мышления.

Философия выступает как универсальное теоретическое познание, которое берет на себя познание самых общих принципов, начал всего сущего.

По мнению И.Канта, философ  отвечает на 3 основных вопроса:

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я тогу надеяться?

которые, в сущности, можно  свести к единственному, 4-ому: Что есть человек?

В той или иной формулировке, такой постановкой вопроса занимались (?) многие философы. 

 

Философия также имеет  своей целью экспликацию (выявление) универсалий - выявление общих категорий, которые составляют основу всякого  человеческого разумения, интеллекта (логика), а также философия берет  на себя функцию рационализации и  систематизации знания, критикует нефилософские  формы мировоззрения, расшатывает  устаревшие догмы.

К тому же, философия обращена и к будущему. Она обладает возможностью формирования принципиально новых  идей, мировоззренческих образов, идеалов.

Философия имеет динамическое содержание, и поэтому резюмирует прошлое, определяет конкретный облик  проблемы в современных условиях и прогностически осмысливает будущее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

. Мировоззрение  и его сущность

Для того, чтобы изучать  философию осмысленно, необходимо прежде всего понять, что она исследует  и какое место занимает в жизни  общества и человека. Является ли она  просто одной из наук или же философия  есть нечто большее, чем наука? Зачем  она нужна вообще людям, какова ее роль в функционировании общества и  нужна ли она нам? Есть ли какой-то единый стержень в ее разнообразной  проблематике и если есть, то как  вокруг него организуются в единое целое ее части, основные философские  дисциплины? Вот круг вопросов, которые  рассматриваются в данной главе.

Человек рождается дважды. В первый раз он приходит в мир  как живое существо, а затем, приспосабливаясь к нему и одновременно "приспосабливая" его к себе, он упорядочивает и  гармонизирует свою личность, создает  себе "карту-схему" действительности, формирует принципы мироздания и  принципы жизни, осмысливает окружающее, проясняет и конструирует смысл  жизни. Утверждая себя с помощью  познавательных способностей, человек  вырабатывает интеллектуальное и ценностно-эмоциональное  отношение к миру, которое в  виде системы взглядов, идеалов, принципов  познания и деятельности составляет мировоззрение . Мировоззрение - это не столько содержание, сколько способ освоения окружающего мира на основе обобщения естественнонаучного, технического, социально-исторического и философского знаний. В мировоззрении мир предстает в его опосредованности практической и духовной деятельностью человека, в его преобразованном виде.

Термин "мировоззрение" появился лишь в конце XVIII века как  перевод немецкого слова Weltanschauung, что значит "взгляд на Вселенную", а широкое его распространение  началось лишь во второй половине XIX в. Однако отдельные представления  о самом мировоззрении, отражающем его различные стороны, свойства, стали складываться гораздо раньше. Как правило, это были представления  о некоем высшем знании, наиболее ценном и трудно постижимом, обладание которым  делает человека мудрым, так как  не только вооружает его пониманием всего происходящего в мире и  самого себя, но и учит его правильно  жить, согласовывать свои действия с действиями всеобщих сил или  с непреходящими законами, господствующими  в мире и над самими людьми. Зачатки  таких представлений можно встретить  в поэмах Гомера.

На протяжении нескольких десятков веков мыслители ставили  вопрос об источнике мировоззренческих  знаний, критерии их истинности. Однако проблема мировоззрения наиболее определенно  была сформулирована в Германии в  конце XVIII века. Немецкий естествоиспытатель и философ И. Кант, введший понятие "мировоззрение", пришел к выводу, что если существует наука, действительно  нужная человеку, то это та, которая  дает ему возможность знать, "как  надлежащим образом занять свое место  в мире и правильно понять, каким  надо быть, чтобы быть человеком" (И. Кант. Приложение к "Наблюдениям  над чувством прекрасного и возвышенного". 1764 // Соч. 6 т. М., 1964. - т.2. - С.204).

В современной литературе мировоззрение рассматривается как "система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации" (Философский энциклопедический словарь. М., 1989. - С. 375).

В мировоззрении аккумулируются самые разнообразные знания о  мире и человеке. Но не всякое знание, даже самое проверенное наукой, является составной мировоззрения. Его специфика  состоит в том, что в нем  создается не какая-то обобщенная людьми модель действительности и бытия  человека в ней, а главным образом  происходит переосмысление различных  типов отношения "человек - мир". С этой точки зрения в мировоззрении принято выделять четыре аспекта - онтологический, гносеологический (познавательный), аксиологический (ценностный) и практический. Они фиксируют и раскрывают основные способы и грани человеческого бытия. Онтологическое (онтология — учение о бытии) отношение человека к миру проявляется в стремлении объяснить происхождение мира и человека, раскрыть их структурные особенности, характер взаимосвязи. Познавательное отношение человека к миру характеризуется направленностью на отражение материальной действительности в ее объективных, всеобщих измерениях. В связи с этим формулируются взгляды на возможности познания, его границы, наиболее оптимальные формы и методы познавательной деятельности.

Практическое или праксеологическое  отношение к миру — это отношение  человека к миру и самому себе с  точки зрения возможностей, границ и способов деятельности человека.

Доминирующим является ценностное (аксиологическое) отношение - отношение  человека к миру и своей жизнедеятельности  через представление о смысле жизни. Через него преломляется все  остальное мировоззренческое знание о мире и человеке, происходит осмысление ценностей человеческой жизни (нравственных, эстетических, социально-политических и т.д.).

Таким образом, в мировоззрении  посредством различных форм отражения  раскрывается вся совокупность отношений "человек - мир", которые называются духовно-практическими. Иногда их подразделяют на духовные и практические. При  таком подходе онтологическое и  праксеологическое отношения признаются отражением практических отношений, гносеологическое и аксиологическое отношения  — духовных. Однако провести четкую грань в отношениях "человек - мир" и определить их как сугубо практические и духовные можно лишь при больших допущениях, т.е. разделении, например, познания и практики на самостоятельные, автономные, существенно не взаимосвязанные  друг с другом реальности.

Информация о работе Философия и мировоззрени