Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 23:14, доклад
Мировоззрение следует понимать как результат духовного освоения мироздания с точки зрения взаимоотношения природы и людей.
Мировоззрение является составляющей человеческого сознания, формируется в сознании людей или социальный групп в качестве определяющих жизнь общих воззрений.
Философия и мировоззрение
Мировоззрение следует понимать как результат духовного освоения мироздания с точки зрения взаимоотношения природы и людей.
Мировоззрение является составляющей человеческого сознания, формируется в сознании людей или социальный групп в качестве определяющих жизнь общих воззрений.
Таким образом мировоззрение не только сумма знаний о мире, но и уклад жизни, система ценностей, “образы прошлого” и “проекты будущего”. Т.е. мировоззрение состоит из познавательной, ценностной и поведенческой подсистем.
В мировоззрении представлен эмоциональный опыт людей - мироощущение, и интеллектуальный - миропонимание.
Для того, чтобы объяснить особенность именно философского мировоззрения, удобно обратиться кмарксовской схеме классификации мировоззрений:
1) 2 способа мировоззрения
(с точки зрения способа
а) эмиционально-образный миф, религия;
б) логико-рассудочный, понятийно-категориальный идеализм
2) 2 типа мировоззрения
(с точки зрения логики
а) перенесение на мироздание качеств и форм человека художественное мировоззрение
б) перенесение на людей свойств и законов природы материализм
а1) социоантропоморфичное мировоззрение (миф, религия)
а2) художественное мировоззрение
б1) философское мировоззрение - идеализм
б2) философское мировоззрение - материализм
Т.е. философское мировоззрение - логико-рассудочное, понятийно-категориальное.
Т.е. философия как мировоззрение претендует на теоретическую обоснованность содержания и способов достижения обобщенных знаний о действительности, принципов и идеалов, определенные цели и характер деятельности людей.
При этом философ не только
носитель и создатель мировоззрения,
но он еще стремится сделать
В: философское мировоззрение воссоздать систему миропонимания в наиболее зримой интеллектуальной форме при этом философское мировоззрение как бы “биполярно” - 2 узла: мир и человек, которые рассматриваются не раздельно, а постоянном соотношении друг с другом.
Философия является мировоззренческим осмыслением всего поля деятельности человека чем богаче философская концепция, тем более широкое поле ей охватывается. Философское мировоззрение - способ познания мира и самого себя.
Предмет и основные проблемы философии
Мировоззренческая трактовка философии позволяет определить ее предмет.
Поскольку философия является мировоззрением основные 2 предмета ее исследования: мир (бытие) и человек и их взаимодействии (т.е. отношении между собой). В силу этого основными философскими вопросами являются природа, человек - его природа, чувства, ум и т.п., а также вопросы общественной жизни людей, как взаимодействия человека и бытия.
Раскрытие того, какие типы отношения связывают бытие и человека позволит указать основные проблемы философии более развернуто.
1) Во-первых, бытие и человек
рассматриваются в виде социаль
2) Во-вторых, в философии
бытие и человек
Итогом такого рассмотрения может служить, например, позиция И.Канта, провозгласившего человека, человеческое счастье (благо, блаженство) высшей целью, наряду с достоинством и высоким нравственными долгом.
3) Кроме того, бытие и
человек рассматриваются в
Из такого рассмотрения следует еще один основной вопрос философии - о происхождении мира и человека, их основы и разнообразия.
Дискуссия по вопросу о происхождении бытия и человека как правило сводится к дискуссии о первенстве двух основных начал:
1) духа, сознания;
2) природы, материи.
Первенство 1) отстаивает идеализм,
2) - материализм. При этом, к некоторым
философам часто применяют
Вывод:
Итак, поскольку философия
является учением о бытии и
человеке, рассматриваемых в социально-
а) онтология (ontos - сущее logos - учение) - учение о бытии;
б) праксиология (praktikos - деятельный) - учение о практическом отношении мира и человека;
в) эпистемология (episteme - знание) или гносеология (gnoseos - познание) - учение о познании мира человеком;
г) аксиология (axios - ценный) - учение о ценностных соотношениях человека и мира;
д) логика - учение о формах мышления.
Философия выступает как универсальное теоретическое познание, которое берет на себя познание самых общих принципов, начал всего сущего.
По мнению И.Канта, философ отвечает на 3 основных вопроса:
Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я тогу надеяться?
которые, в сущности, можно свести к единственному, 4-ому: Что есть человек?
В той или иной формулировке,
такой постановкой вопроса
Философия также имеет своей целью экспликацию (выявление) универсалий - выявление общих категорий, которые составляют основу всякого человеческого разумения, интеллекта (логика), а также философия берет на себя функцию рационализации и систематизации знания, критикует нефилософские формы мировоззрения, расшатывает устаревшие догмы.
К тому же, философия обращена и к будущему. Она обладает возможностью формирования принципиально новых идей, мировоззренческих образов, идеалов.
Философия имеет динамическое содержание, и поэтому резюмирует прошлое, определяет конкретный облик проблемы в современных условиях и прогностически осмысливает будущее.
. Мировоззрение и его сущность
Для того, чтобы изучать философию осмысленно, необходимо прежде всего понять, что она исследует и какое место занимает в жизни общества и человека. Является ли она просто одной из наук или же философия есть нечто большее, чем наука? Зачем она нужна вообще людям, какова ее роль в функционировании общества и нужна ли она нам? Есть ли какой-то единый стержень в ее разнообразной проблематике и если есть, то как вокруг него организуются в единое целое ее части, основные философские дисциплины? Вот круг вопросов, которые рассматриваются в данной главе.
Человек рождается дважды. В первый раз он приходит в мир как живое существо, а затем, приспосабливаясь к нему и одновременно "приспосабливая" его к себе, он упорядочивает и гармонизирует свою личность, создает себе "карту-схему" действительности, формирует принципы мироздания и принципы жизни, осмысливает окружающее, проясняет и конструирует смысл жизни. Утверждая себя с помощью познавательных способностей, человек вырабатывает интеллектуальное и ценностно-эмоциональное отношение к миру, которое в виде системы взглядов, идеалов, принципов познания и деятельности составляет мировоззрение . Мировоззрение - это не столько содержание, сколько способ освоения окружающего мира на основе обобщения естественнонаучного, технического, социально-исторического и философского знаний. В мировоззрении мир предстает в его опосредованности практической и духовной деятельностью человека, в его преобразованном виде.
Термин "мировоззрение"
появился лишь в конце XVIII века как
перевод немецкого слова Weltanschauung,
что значит "взгляд на Вселенную",
а широкое его распространение
началось лишь во второй половине XIX в.
Однако отдельные представления
о самом мировоззрении, отражающем
его различные стороны, свойства,
стали складываться гораздо раньше.
Как правило, это были представления
о некоем высшем знании, наиболее ценном
и трудно постижимом, обладание которым
делает человека мудрым, так как
не только вооружает его пониманием
всего происходящего в мире и
самого себя, но и учит его правильно
жить, согласовывать свои действия
с действиями всеобщих сил или
с непреходящими законами, господствующими
в мире и над самими людьми. Зачатки
таких представлений можно
На протяжении нескольких десятков веков мыслители ставили вопрос об источнике мировоззренческих знаний, критерии их истинности. Однако проблема мировоззрения наиболее определенно была сформулирована в Германии в конце XVIII века. Немецкий естествоиспытатель и философ И. Кант, введший понятие "мировоззрение", пришел к выводу, что если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которая дает ему возможность знать, "как надлежащим образом занять свое место в мире и правильно понять, каким надо быть, чтобы быть человеком" (И. Кант. Приложение к "Наблюдениям над чувством прекрасного и возвышенного". 1764 // Соч. 6 т. М., 1964. - т.2. - С.204).
В современной литературе мировоз
В мировоззрении аккумулируются самые разнообразные знания о мире и человеке. Но не всякое знание, даже самое проверенное наукой, является составной мировоззрения. Его специфика состоит в том, что в нем создается не какая-то обобщенная людьми модель действительности и бытия человека в ней, а главным образом происходит переосмысление различных типов отношения "человек - мир". С этой точки зрения в мировоззрении принято выделять четыре аспекта - онтологический, гносеологический (познавательный), аксиологический (ценностный) и практический. Они фиксируют и раскрывают основные способы и грани человеческого бытия. Онтологическое (онтология — учение о бытии) отношение человека к миру проявляется в стремлении объяснить происхождение мира и человека, раскрыть их структурные особенности, характер взаимосвязи. Познавательное отношение человека к миру характеризуется направленностью на отражение материальной действительности в ее объективных, всеобщих измерениях. В связи с этим формулируются взгляды на возможности познания, его границы, наиболее оптимальные формы и методы познавательной деятельности.
Практическое или
Доминирующим является ценностное
(аксиологическое) отношение - отношение
человека к миру и своей жизнедеятельности
через представление о смысле
жизни. Через него преломляется все
остальное мировоззренческое
Таким образом, в мировоззрении
посредством различных форм отражения
раскрывается вся совокупность отношений
"человек - мир", которые называются
духовно-практическими. Иногда их подразделяют
на духовные и практические. При
таком подходе онтологическое и
праксеологическое отношения