Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 23:14, доклад
Мировоззрение следует понимать как результат духовного освоения мироздания с точки зрения взаимоотношения природы и людей.
Мировоззрение является составляющей человеческого сознания, формируется в сознании людей или социальный групп в качестве определяющих жизнь общих воззрений.
По своей природе духовное и практическое – это два неразрывных момента человеческого бытия. С одной стороны, практическая деятельность человека (преобразование природы, человека человеком) основывается на познании и осознанной деятельности (целеполагании, самосознании), т.е. духовном освоении человеком действительности. С другой стороны, сознание (знания и ценности) как духовное освоение действительности возникает и развивается в процессе производственной и общественно-исторической деятельности.
Итак, мировоззрение как
отражение человеческого бытия
в мире является формой общественного
самосознания человека и духовно-практическим
его освоением. Духовно-практическим,
поскольку аксиологический
Мировоззрение является способом
самовыражения человека в мире. Сущность
человеческого бытия – это
деятельность. В рассмотренных четырех
аспектах мировоззрения раскрывается
его структура с точки зрения
определенных способов человеческой деятельности,
типов отношения "человек - мир".
Но вместе с тем она может быть
рассмотрена через формы
Зачастую в философской
литературе обыденное мировоззрение
называется мироощущением, которое
определяется как переживание человеком
реальности и своего бытия в ней,
а теоретическое – как
Теоретически оформленное
мировоззрение содержит в качестве
необходимых компонентов
Различие между социальными субъектами как носителями мировоззрения проявляется в двух его структурных образованиях - индивидуальное и массовое мировоззрение. Индивидуальное мировоззрение отражает специфически неповторимые черты человеческой личности, особенности ее существования. В массовом мировоззрении отображается то, что свойственно жизнедеятельности группы людей. Массовое мировоззрение как бы отсекает все, что отличает мировоззрение одного человека от мировоззрения другого, и оставляет только общие черты. Массовое и индивидуальное мировоззрения находятся в диалектическом единстве. Массовое мировоззрение проявляется через индивидуальное мировоззрение, которое существует только в связи с массовым мировоззрением.
В зависимости от видов
отражения, каждый из которых проявляется
в мировоззрении в особых формах,
выделяют основные компоненты мировоззрения.
Наиболее важным из них, составляющим
основу всякого мировоззрения, является
его познавательный компонент - картина
мира. Выступая в качестве универсального
носителя интегрированного знания о
мире, она отражает его в единстве
и целостности. Универсальная картина
мира является той основой, на которой
формируются другие компоненты мировоззрения.
Одно из важнейших мест среди них
занимает общественный идеал, представляющий
собой мировоззренческую форму
целеполагающего отражения
Компонент мировоззрения, в
котором предмет выражается не через
систему понятий (картина мира) или
идеальных представлений и
Следующим, нормативно-регулятивным
компонентом мировоззрения
Наконец, в структуре мировоззрения выделяют и побудительно-мотивационный компонент, который является необходимым связующим звеном между духовным и практическим освоением действительности, ибо до тех пор, пока определенные знания, оценки, цели, принципы деятельности не связаны с соответствующими побуждениями, они не способны оказывать активное влияние на объективную действительность.
Мировоззрение - это не просто
миропонимание, но вместе с тем и
орудие, и результат