Философия и мировоззрени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 23:14, доклад

Описание работы

Мировоззрение следует понимать как результат духовного освоения мироздания с точки зрения взаимоотношения природы и людей.
Мировоззрение является составляющей человеческого сознания, формируется в сознании людей или социальный групп в качестве определяющих жизнь общих воззрений.

Файлы: 1 файл

мировоззрение.docx

— 39.55 Кб (Скачать файл)

По своей природе духовное и практическое – это два неразрывных  момента человеческого бытия. С  одной стороны, практическая деятельность человека (преобразование природы, человека человеком) основывается на познании и  осознанной деятельности (целеполагании, самосознании), т.е. духовном освоении человеком действительности. С другой стороны, сознание (знания и ценности) как духовное освоение действительности возникает и развивается в  процессе производственной и общественно-исторической деятельности.

Итак, мировоззрение как  отражение человеческого бытия  в мире является формой общественного  самосознания человека и духовно-практическим его освоением. Духовно-практическим, поскольку аксиологический аспект является доминирующим.

Мировоззрение является способом самовыражения человека в мире. Сущность человеческого бытия – это  деятельность. В рассмотренных четырех  аспектах мировоззрения раскрывается его структура с точки зрения определенных способов человеческой деятельности, типов отношения "человек - мир". Но вместе с тем она может быть рассмотрена через формы отражения  и соответствующие им объекты. При  таком подходе мировоззрение  принято структурировать, делить на обыденное и теоретическое. Традиционно  они называются уровнями мировоззрения. Если обыденное мировоззрение отражает мир и человеческое бытие на уровне явлений без объяснения их сущности, причин, то теоретическое мировоззрение  объясняет их на основе знания причин и закономерностей. Если обыденное  мировоззрение отражает мир посредством  чувств, настроений, образов, эмоций, представлений, то теоретическое мировоззрение  основывается на таких формах отражения, как понятия, концепции, теории, гипотезы.

Зачастую в философской  литературе обыденное мировоззрение  называется мироощущением, которое  определяется как переживание человеком  реальности и своего бытия в ней, а теоретическое – как миропонимание. На этом уровне отражения создается  концептуально оформленная модель мировоззрения. В структурном отношении  теоретический уровень мировоззрения  характеризуется логической стройностью  и оформленностью.

Теоретически оформленное  мировоззрение содержит в качестве необходимых компонентов развитое самосознание, навыки аналитического мышления, а также момент сомнения. Для него характерно критическое  отношение как к содержанию самого мировоззрения, так и к его  практической реализации. Данный уровень  мировоззренческих представлений  становится основой для формирования убеждений. В теоретическом мировоззрении  отражается, как правило, не повседневная жизнь человека во всей ее уникальности, подвижности, а то, что присуще  определенным социально-историческим пластам и историческим типам  культуры.

Различие между социальными  субъектами как носителями мировоззрения  проявляется в двух его структурных  образованиях - индивидуальное и массовое мировоззрение. Индивидуальное мировоззрение  отражает специфически неповторимые черты  человеческой личности, особенности  ее существования. В массовом мировоззрении  отображается то, что свойственно  жизнедеятельности группы людей. Массовое мировоззрение как бы отсекает все, что отличает мировоззрение одного человека от мировоззрения другого, и оставляет только общие черты. Массовое и индивидуальное мировоззрения  находятся в диалектическом единстве. Массовое мировоззрение проявляется  через индивидуальное мировоззрение, которое существует только в связи  с массовым мировоззрением.

В зависимости от видов  отражения, каждый из которых проявляется  в мировоззрении в особых формах, выделяют основные компоненты мировоззрения. Наиболее важным из них, составляющим основу всякого мировоззрения, является его познавательный компонент - картина  мира. Выступая в качестве универсального носителя интегрированного знания о  мире, она отражает его в единстве и целостности. Универсальная картина  мира является той основой, на которой  формируются другие компоненты мировоззрения. Одно из важнейших мест среди них  занимает общественный идеал, представляющий собой мировоззренческую форму  целеполагающего отражения действительности, в процессе которого осуществляется духовное реконструирование, преобразование предмета или явления в такие  формы, которые в наибольшей степени  соответствуют потребностям человека. Общественный идеал не только выполняет  целеполагающую функцию, но и служит высшим критерием ценностного отношения  человека к миру и самому себе.

Компонент мировоззрения, в  котором предмет выражается не через  систему понятий (картина мира) или  идеальных представлений и образов (идеал), а через иерархию ценностей, называют аксиологическим (ценностным).

Следующим, нормативно-регулятивным компонентом мировоззрения является совокупность общественных принципов  деятельности, определяющих сознательное практическое и теоретическое отношение  человека к миру и самому себе.

Наконец, в структуре мировоззрения  выделяют и побудительно-мотивационный  компонент, который является необходимым  связующим звеном между духовным и практическим освоением действительности, ибо до тех пор, пока определенные знания, оценки, цели, принципы деятельности не связаны с соответствующими побуждениями, они не способны оказывать активное влияние на объективную действительность.

Мировоззрение - это не просто миропонимание, но вместе с тем и  орудие, и результат миропреобразования.

 

 


Информация о работе Философия и мировоззрени