Философия и мировоззрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:02, контрольная работа

Описание работы

Философия имеет органическую связь с мировоззрением. Что же такое мировоззрение? Следует подчеркнуть, что в определении этого понятия нет четкости. Оно не является общепризнанным.
Эти определения, безусловно, имеют смысл. Они свидетельствуют о том, что понятие "мировоззрение" - многогранное, отражает сложные процессы духовно-практической жизни человека. Из всех выше приведенных определений наиболее обобщенным является следующее: мировоззрение - это форма общественного сознания, способ духовно-практического освоения мира.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
Общность между философией и мировоззрением…………………………………………….4
Теоретическая основа мировоззрения………………………………………………………….4
Социально-исторический тип мировоззрения…………………………………………………5
Экзистенциально-личностный тип мировоззрения……………………………………………7
Заключение…………………………………………………………………………………….10
Список литературы…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Фильсофия ГОТОВО.docx

— 32.44 Кб (Скачать файл)

СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНЕВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА

КАФЕДРА философии и политологии

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Философия»

на тему:

«Философия и мировоззрение».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 2-го курса

ЗФО гр. 11-ЗБТ

Алескерова  Виктория Сахибовна

 

 

 

Проверили:

_____________________

                                                                                                               Крыжановская О.А.

_____________________

                                                                                                                                   Михеева А.И.

 

 

 

 

 

 

Сочи, 2012

Введение………………………………………………………………………………………….3

Общность между философией и мировоззрением…………………………………………….4

Теоретическая основа мировоззрения………………………………………………………….4

Социально-исторический тип  мировоззрения…………………………………………………5

Экзистенциально-личностный тип мировоззрения……………………………………………7

Заключение…………………………………………………………………………………….10

Список литературы…………………………………………………………………………..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Философия имеет органическую связь с мировоззрением. Что же такое мировоззрение? Следует подчеркнуть, что в определении этого понятия  нет четкости. Оно не является общепризнанным.

Эти определения, безусловно, имеют смысл. Они свидетельствуют  о том, что понятие "мировоззрение" - многогранное, отражает сложные процессы духовно-практической жизни человека. Из всех выше приведенных определений  наиболее обобщенным является следующее: мировоззрение - это форма общественного  сознания, способ духовно-практического  освоения мира.

Они в этом контексте имеют  органическое единство. Философия тоже является специфическим мировоззрением. Определенным способом духовно-практического  освоения мира. Философия как мировоззрение  является системой наиболее общих взглядов на мир, природу, общество, человека, познания. Она теоретически обосновывает свои положения и выводы, основные принципы социально-политической, научной, моральной, эстетической деятельности человека, то есть осваивает мир как духовно (теоретически), так и практически.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общность между  философией и мировоззрением.

Философия и мировоззрение, безусловно, имеют общность. В чем она заключается? Их общность состоит в том, что они: 1) являются своеобразными формами общественного сознания, способами духовно-практического освоения мира, 2) имеют одинаковый предмет осмысления - отношение "человек - мир", 3) дают целостное представление о мире, человеке, ее происхождение и т.п., 4) имеют общность по некоторым своим функциям (например, воспитательной).

Вместе с тем, они - это  не тождественные понятия. В чем  заключается их нетождественность?

1. Понятие "мировоззрение"  более широкое по объему чем  понятие "философия". Оно включает  в себя разнообразные взгляды  человека на мир - философские,  религиозные, общественно-политические, экономические, этические, эстетические  и т.п.

2. Для характеристики  мировоззрения используются понятия  "общая картина мира", "мироощущение", "мировосприятия", "свитоуявлення", "миропонимание" и т.п.. Для  философии важнейшими в этом  контексте "миропонимания".

3. Разные по своей структуре.  Первая включает в себя онтологию,  логику, теорию познания (гносеологию), диалектику, антропологию и т.п.  В структуру последнего входят: (опыт, знания, вера, ценностные ориентации, убеждения и т.д.).

4. Философия представляет  собой форму общественного сознания, мировоззрение и науку. Как  система взглядов на мир, как  способ его духовно-практического  освоения не является наукой. Обратная сторона может основываться  на не научных принципах.

5. Отражает и обосновывает  свое осмысление мира своими  методами, принципами, законами, своим  логико-понятийным аппаратом, имея  такую ​​функцию, как логико-гносеологическая. Противоположная сторона не имеет  такой функции.

Теоретическая основа мировоззрения.

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.

В самом  общем виде и с известной долей  условности все типы мировоззрений можно разделить на социально-исторические и экзистенциально-личностные.

Социально-исторические типы формируются на различных этапах развития человечества и отличаются прежде всего способом, каким мировоззрение  становится доступным людям в  различные исторические эпохи. Важнейшими социально-историческими типами мировоззрения являются: архаический, мифологический, религиозный и философский. Они отличаются не просто разной постановкой мировоззренческих проблем, но и принципиально различными способами их решения. Экзистенциально-личностные типы мировоззрения формируются на различных стадиях духовного становления человека и различаются, главным образом, тем способом, каким индивид усваивает себе мировоззренческие достижения человечества и сам продуцирует их.

Социально-исторический тип мировоззрения.

 

Архаическое мировоззрение прошло долгий путь развития и представлено, как уже было сказано, разными формами: анимизмом, тотемизмом, фетишизмом.

Самыми  понятными человеку кажутся (на самом  деле только кажутся) его собственные  желания и поступки. Чаще всего  нетрудно догадаться, какими чувствами  и стремлениями руководствуются  в своих поступках другие люди.

У первобытного человека (а также у ребенка  в раннем детстве) такой способ понимания  и действия легко переносится  на все окружающие явления: растения, леса, горы, реки и т.д. Во всем видится  живое, одушевленное. Ему кажется, что  каждая вещь, каждое животное живет  капризами, прихотями и не предсказуемо, как и он сам. У каждого явления  своя душа - это и есть анимизм. Развиваясь, анимизм превращал угощения в  жертвоприношения, случайные крики  и прыжки - в обряды, уговаривания - в заговоры, далее молитвы. Мифологическое мировоззрение вырастает из архаического, исходно-анимистического. Оно отличается от него большей абстрактностью. Души явлений окончательно отделяются от них и образуют особый мир - мир духов, которые вступают между собой в отношения, типичные для людей. Они любят и ненавидят друг друга, заключают браки и враждуют, ссорятся и помогают друг другу, обманывают и открывают правду.

На  явления мира переносятся теперь уже не только отдельные желания  людей, но и их социальные взаимосвязи. То есть силы природы выступают в  яркой персонифицированной форме (как живые личности), а их связи - как привычные и в целом  понятные отношения между людьми.

На  мифологической стадии развития мировоззрение  становится более богатым и глубоким, чем на предшествующей, архаической  стадии его становления. Природа  и человеческая жизнь рассматриваются  теперь как арена столкновений, борьбы и побед мировых сил, действующих  по понятным для человека мотивам.

Миф - это не только образ окружающего  мира, но и образ действия. Миф  вплетает человеческую жизнь в игру мировых стихий. И люди буквально  проигрывают мифы. В ходе магических обрядов, воспроизводя миф, «пропевая» и «вытанцовывая» его, люди сами становятся как бы участниками борьбы мировых  сил и получают возможность воздействовать на них. Жизнь рода и жизнь Космоса  сливаются в мифологическом мировоззрении  в одно целое. Благодаря этому  миф выполняет не только познавательную, но и ценностную функцию, становится программой, обеспечивающей организацию  человеческого поведения.

Религиозное мировоззрение вырастает из мифологического и включает в себя многие его элементы. Грань между мифологическим и религиозным довольно подвижна, но все же она существует. Главное отличие состоит в том, что персонифицированные мировые силы (духи, боги) окончательно превращаются в надмировые и внемировые.

Религиозное мировоззрение окончательно превратило потусторонний мир в мир сверхъестественный. Теперь никто не удивится отсутствию богов на реальном Олимпе. Верующему  человеку вообще не страшны эмпирические опровержения его верований. Ведь никакая  эмпирия (опыт) неспособна и близко подойти к запредельному сверхчувственному  миру.

Зарождение философского типа мировоззрения происходило в рамках религиозного мировоззрения. Оно было переходом от мифа к логосу, от авторитета традиции, восходящей к богам и героям, к авторитету разума. Философия возникла как результат борьбы между мифологической, коллективно- фантазийной картиной мира и тем первоначальным объективным знанием, которое накапливало человечество на основе и по мере усложнения своего практического отношения к действительности.

Философия занимается рациональным описанием  и толкованием действительности. Она стремиться понять мир из его  собственных, внутренних начал и  оснований, опираясь при этом на силу логического, аргументированного рассуждения  и веру в силы самого человека, в  Человека с большой буквы.

Экзистенциально-личностный тип мировоззрения

 

Характерными  чертами стихийного мировоззрения являются несистематичность знаний, разрозненность взглядов, оно некритично и мало рефлексивно. То есть человек еще не осознает, что у него есть определенное (одно из многих) мировоззрение, что могут быть какие-то другие взгляды на мир.

 

Догматическое мировоззрение. Слово «догма» означает учение, как правило, глубоко продуманное и всесторонне разработанное специалистами. Такое учение дает ответы на самые разные вопросы. Оно систематизировано. В этом его безусловные достоинства по сравнению со стихийным мировоззрением.

Но  догматический тип мировоззрения  не является самокритичным. Человеку оно  преподносится как некоторая  безусловная ценность. Отступление  от нее часто вызывает санкции  со стороны общества: политические репрессии, социальные гонения, отлучение  от церкви и тому подобное. Носитель догматического мировоззрения и  сам становится нетерпимым к инакомыслию, оказывается неспособным воспринять взгляды, выходящие за пределы принятой догмы.

Тип мировоззрения, который формируется собственными усилиями человека, называется рефлексивным. Рефлексия - это способность человека как субъекта познания делать своим предметом не только явления и события внешнего мира, но и самого себя, свой внутренний мир. Это размышление не только о чем-то, но и о том, как происходит, как разворачивается данное размышление.

Рефлексивное  мировоззрение нельзя почерпнуть в  готовом виде из книг, фильмов или  средств массовой информации. Оно  вырабатывается только самим человеком. Конечно, любой человек свободен не абсолютно, при формировании мировоззрения  он опирается на накопленный человечеством  культурный и мировоззренческий  опыт. Но приобщаясь к идеям выдающихся мыслителей (философов, поэтов, ученых и религиозных деятелей), человек  делает самостоятельные шаги и в  своем духовном развитии. В формировании рефлексивного (культурно и исторически  детерминированного, но свободного по сути, по духу своему) мировоззрения, незаменимую роль играет философия в ее личностно-жизненном преломлении.

Именно  в философии находим мы концентрированное  выражение рефлексивной способности  человеческого мышления. Философия  анализирует сами средства постановки и решения мировоззренческих  проблем.

Столь разнообразные и объемные характеристики философии рождают стремление определить ее как нечто всеохватное, как  мировоззрение. Традиция такого понимания  философии восходит к эпохе Возрождения  и Новому времени. Антропоцентризм  Возрождения начинает рассматривать  философию,  и, прежде всего ее историю, как закодированную запись странствий души человека и человечества, как «Одиссею духа».

Эта традиция открывается «Божественной  комедией» Данте. Развивается Просвещением. Присутствует в немецкой классической философии XVIII-XIX веков, где Г. Фихте  провозглашает: «Каков человек –  такова и его философия!» И  утверждается в марксистской философии, отождествляющей мировоззрение  и идеологию, научное мировоззрение  и философию диалектического  материализма.

Насколько приемлемо определение философии  как мировоззрения?

Информация о работе Философия и мировоззрение