Философия и мировоззрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:02, контрольная работа

Описание работы

Философия имеет органическую связь с мировоззрением. Что же такое мировоззрение? Следует подчеркнуть, что в определении этого понятия нет четкости. Оно не является общепризнанным.
Эти определения, безусловно, имеют смысл. Они свидетельствуют о том, что понятие "мировоззрение" - многогранное, отражает сложные процессы духовно-практической жизни человека. Из всех выше приведенных определений наиболее обобщенным является следующее: мировоззрение - это форма общественного сознания, способ духовно-практического освоения мира.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
Общность между философией и мировоззрением…………………………………………….4
Теоретическая основа мировоззрения………………………………………………………….4
Социально-исторический тип мировоззрения…………………………………………………5
Экзистенциально-личностный тип мировоззрения……………………………………………7
Заключение…………………………………………………………………………………….10
Список литературы…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Фильсофия ГОТОВО.docx

— 32.44 Кб (Скачать файл)

А). Свойства и структура мировоззрения.Что такое мировоззрение? Мировоззрение – это совокупность принципов, взглядов, убеждений и оценок, определяющих направление деятельности и систему ценностей отдельного человека, социальной группы или общества в целом. Мировоззрение является атрибутивной характеристикой человеческой жизни, поскольку в здравом состоянии она есть движение через нескончаемую цепь проблем и вопросно-ответных ситуаций.

Мировоззрение – целостный, структурный феномен. Объединяющими началами мировоззрения  являются картина мира и методология (своеобразные «что?» и «как?» мировоззрения). Картина мира – это целостный образ мира, основанный на сумме накопленных здравым смыслом, наукой, производством, художественной деятельностью и др. знаний и обобщений исторического опыта поколений. Картина мира задает ракурс мировоззрения. Методология – система принципов и способоворганизации и построения теоретической и практической деятельности людей, а также учение об этих способах. Методология определяет некоторые общие установки и правила деятельности, предписания, запреты и ограничения, имеющие место в рамках мировоззрения.

Мировоззрение можно различать по носителю: эпоха, этнос, социальная группа, отдельный  человек; по формам духовности: научное, религиозное, мифологическое и др.; по уровням: мироощущение, мировосприятие, миропонимание.

Мироощущение  – это эмоционально-психологическая сторона мировоззрения. Мировосприятие – это результат опыта формирования познавательных образов с использованием наглядных представлений. Миропонимание – познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения.

Первое  проявляется в негативно или  позитивно окрашенном переживании  индивидом своего социально-психологического статуса и в массовых настроениях. Второе – в общеупотребительных  знаниях, полученных в процесс обучения и социализации (например, знании о  форме Земли). Третье – в теоретических  разработках идеологии, религии, науки, систем этики, юриспруденции и т.п.

Каждый  уровень мировоззрения обладает определенной степенью познавательной насыщенности, обоснованности, продуманности и имеет свои позитивные и негативные стороны. Так, например, мироощущение нельзя сочинить, оно складывается стихийно, обеспечивая надежность, внятность, укорененность мировоззрения в человеке, а человека в непосредственном социальном окружении. Но именно поэтому оно несет в себе значительный груз некритичности, предрассудков, шаблонов и др.

Миропонимание, напротив, делает мировоззрение и  самосознание человека обоснованным, внятным, критически осмысленным, но может превращаться в политическую идеологию, терять внутреннюю личную значимость, превращаться в лозунг и догму.

Б). Несводимость философии к мировоззрению.Все эти особенности говорят о том, что мировоззрение и философия не тождественны. Мировоззрение не обладает той высокой степенью сконцентрированности теоретического сознания, которой обладает философия. Оно обширно, многослойно и равномерно включает в себя весь спектр отражения мира в сознании человека от фантазий до идеологий.

Различие  философии и мировоззрения можно  наблюдать, например, в ситуациях  политических выступлений, где есть второе, но, как правило, нет первого. Это связано, прежде всего, с принципиальной идеологизированностью мировоззрения, с тем, что, по словам В. Бибихина, «мировоззрение – это всеобщее мобилизационное предписание». В то время как философия – свободная критическая мысль.

Вывод.  «Философия не есть мировоззренческая проповедь». (М. Хайдеггер) Можно говорить о философском мировоззрении, но нельзя говорить, что философия это мировоззрение.

 

 

 

Заключение.

 

Соотношение философии и мировоззрения можно  охарактеризовать и так: понятие  «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия — это такая форма  общественного и индивидуального  сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

В мировоззрении  находит свое завершение целостность  духовности человека. Философия как  едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего  человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь  во всей красочной полноте и цельности  ее многообразных моментов. Мировоззрение  существует в виде системы ценностных ориентации, идеалов, верований и  убеждений, а также образа жизни  человека и общества (как форма  реализации духовной сущности мировоззрения). И все это в органическом единстве — ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его.

Итоговое  определение соотношения философии  и мировоззрения можно было бы сформулировать так: философия —  это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1. Введение в философию. М., 1979 т.1.

2. Лосев А.Ф. Мифология. Философия. Культура. М., 1991.

3. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988. С.177-197.

4. Горелов А.А. История мировых религий. М., 2006.

5. Мамардашвили М.К. Быть философом – это судьба.// Философия и соц. мысль, 1989, № 2

 


Информация о работе Философия и мировоззрение