Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:27, контрольная работа
На современном этапе исторического развития земной цивилизации наблюдается рост глобальных проблем. Обострение глобальных проблем и события, приведшие к серьезным изменениям в нашей стране, подвергли испытанию мировоззрения фактически всех людей. Это привело к определенным изменениям в содержании их мировоззренчес- ких позиций, которые, на мой взгляд, до сих пор осмыслены недостаточно глубоко. Изменения в содержании мировоззрения непосредственно связаны с глобальными кризисами:
1) Нравственный кризис - деградация человека, разрушение его сознания, упадок морали.
Введение..................................................................................................................3
1 Мировоззрение: его сущность, структура и роль в жизни человека и общества
1.1 Мировоззрение: его сущность, структура......................................................5
1.2 Роль мировоззрения в жизни человека и общества.....................................8
2 Основные исторические типы мировоззрения
2.1 Мифологическое мировоззрение...................................................................10
2.2 Религиозное мировоззрение...........................................................................12
2.3 Философское мировоззрение.........................................................................14
3 Философия и мировоззрение. Роль философии в формировании мировоззрения современного человека
3.1 Философия и мировоззрение.........................................................................16
3.2 Роль философии в формировании мировоззрения современного человека.................................................................................................................17
Заключение............................................................................................................19
Список использованных источников..................................................................20
Мифологическое мировоззрение - исторически первая, нерасчлененная форма духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки религии, науки, искусства, морали и других форм общественного сознания. Оно возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Это такой тип мировоззрения, для которого характерно фантастическое отражение действительнос- ти в виде чувственно-наглядных представлений. Мифология была первой попыткой сознательного отношения человека к себе и окружающему миру, попыткой человека с помощью сказочных персонажей создать единую картину мира и показать свое место в этом мире. Основными вопросами, которые решала мифоло- гия, были вопросы о происхождении Вселенной, Земли и человека, о причинах возникновения природных явлений, о жизни и смерти человека, и др. Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, различным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных. Мифологическое мировоззрение характерно для ранних стадий развития человека и связано особой формой духовной культуры, посредством которой происходит познание окружающего мира и регулирование социальных отношении. В мифах переплетаются религиозные верования, зачатки научных знаний, философия. Форма выражения мифов преимущественно чувственно-поэтическая. Рациональные понятия еще не сформированы. Используются сравнения, аллегории, отождествления, символы. В общественной жизни для мифологического сознания характерна ставка не столько на осмысление и совершенствование социальной действительности, сколько на традицию, ритуал, нормы поведения и системы ценностей. Тем самым происходит формирование и регулирование общественных отношений. Ранее мифология расценивалась в качестве наивного, мировоззрения, в котором реальная действительность искажалась, как в кривом зеркале. Современные исследователи все более отходят от таких односторонних оценок и рассматривают мифы в качестве ранних, по-своему плодотворных и глубоких попыток постижения бытия. Огромное подспорье при мифологизации мировоззрения играет потребность и способность человека к фантазии, формируемая в обществе в силу необходимости существования человека одновременно и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. [2]
Мифология как мировоззренческая форма исторически изжила себя. Однако, в ряде случаев власти стремятся создавать мифы, посредством которых становится возможным манипулирование массовым сознанием (например, мифы о расовом или национальном превосходстве, о непогрешимости вождей, о врагах и т.д.). Мифология оказала значительное влияние на духовную жизнь человечества. Мифологические сюжеты вдохновляли великих художников и поэтов на создание их творений, которые вошли в золотой фонд искусства. [4]
2.2 Религиозное мировоззрение
Вторым историческим типом мировоззрения была религия. В ранних, неразвитых формах религиозное мировоззрение практически сливается с мифологией. Религиозное мировоззрение более системно, чем мифологическое, оно более совершенно в логическом плане. В поздних, более развитых формах оно опирается на определенную философскую, т.е. рационально-понятийную основу. Религиозное мировоззрение сформировалось на сравнительно высокой стадии развития общества. Оно «работает» на двух уровнях: на теоретико-идеологическом (в форме теологии, философии, этики, социальной доктрины церкви), т.е. на уровне миропонимания, и общественно-психологическом, т.е. уровне мироощущения. На обоих уровнях религиозность характеризуется верой в сверхъестественное, верой в чудо. В то же время религиозное мировоззрение уже различает естественное и противоестественное, уже имеет ограничения. Религиозная картина мира гораздо контрастнее, чем мифологическая, богаче красками. Она намного критичнее мифологической, и менее самонадеянна. Однако всё выявленное миропониманием, непонятное, противоречащее рассудку, религиозное мировоззрение объясняет универсальной силой, способной нарушить естественный ход вещей и гармонизировать любой хаос. Вера в эту внешнюю сверх силу и является основой религиозности. Предметом веры могут выступать Бог, посмертное бытие, воздаяние, этические нормы, определенные представления о происхождении мира и человека, религиозная практика и т.д. Бог, как правило, понимается в качестве высшего личностного существа - творца мира и блюстителя его законов. [6]
В истории религиозное мировоззрение, в зависимости от конкретных особенностей религии и исторического этапа, играло как прогрессивную, так и регрессивную роль. Религиозное мировоззрение имеет тесную связь с мировым культурным наследием, дает человеку веру в возможность достижения поставленных целей, нацеливает на совершение нравственных поступков, но в тоже время непримиримо к другим жизненным позициям, не опирается на науки.
Человек должен принимать религиозные догмы на веру без размышлений. Религиозное мировоззрение характеризуют четыре важнейшие особенности:
1) «вера»,
возводимая в принцип, при
2) убеждение в возможности сверхъестественных, необъяснимых явлений, того, что выходит за рамки природных законов и возможностей человеческого познания;
3) наличие жестко установленных традицией обрядов, ритуалов;
4) наличие «священного писания», а иногда и последующих теологических догматов, которые воспринимаются в качестве божественного откровения, а значит — абсолютной истины.
Религиозное
мировоззрение и религиозная
философия являются
В современном обществе различные формы религиозного мировоззрения распространены среди большей части населения. Мифологическое и религиозное мировоззрение - это групповое, коллективное сознание. [11]
2.3 Философское мировоззрение
Возникновение философского
Отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного не в форме, а в содержании освоения действительности. В нем уже различаются природный и социальный мир, человеческий способ действий и проявление природных сил и явлений. Стало это возможным благодаря накоплению знаний и распространению письменности. Если предшествующие исторические типы мировоззрения можно определить как переживание человеком реальности и своего бытия в ней, то философское мировоззрение есть размышление человека о существующем. Стремление человека постигнуть свою собственную сущность способствовали возникновению общего целостного взгляда на мир и место человека в нем философии. Зарождается принципиально иной тип мировоззрения, по-другому осмысливающий сложившиеся в мифологии и религии представления о мире и человеке и вырабатывающий при этом принципиально иные способы осмысления и решения мировоззренческих проблем. Особенностью философского мировоззрения стала абстрактно-понятийная, а не чувственно-образная, как в других типах мировоззрения, форма освоения действительности. Философское мировоззрение - это теоретический взгляд на мир с позиций активного существа, осознающего как самого себя, так и то с чем ему приходиться взаимодействовать. Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Эти идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе, а также мотивировать свои поступки. Основные черты философского мировоззрения: концептуальная обоснованность, систематичность, универсальность, критичность. Философское мировоззрение - это совокупность фундаментальных идей о человеке, о мире и об отношении человека к миру, размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире т.е. размышления над собственными размышлениями. Эти идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе, а также мотивировать свои поступки. Философское мировоззрение - рациональное объяснение мира. Оно обращено к разуму. Его назначение - рациональный поиск, как сути самого человека, так и условий жизнедеятельности общества. [8]
3 Философия и мировоззрение.
Роль философии в формировании
мировоззрения современного
3.1 Философия и мировоззрение
Философия - древнейшая наука, и в то же время она всегда молодая, потому что её знания и идеи никогда не устаревают. Выдающиеся философ древней Греции – Сократ, утверждал: высшая человеческая мудрость - знать, что ты ничего не знаешь; Диоген говорил о том, что людей много, а человека найти среди них очень трудно, - хотя и Сократ и Диоген жили более двух тысячелетий назад. Философия и в наше время пытается решить одни и те же вопросы: что я могу знать о мире? Как я должен жить? Что такое человек? На эти вопросы нет однозначных ответов. Наука имеет дело с проблемами, а философия с тайнами. Проблема - это то, что рано или поздно можно решить. Но есть такая вещь, как смерть. Это не проблема, а тайна, никакие наши знания о ней нам не помогут. Для философии всё вокруг тайна - рождение человека, мужест- во и честь, любовь и ненависть. У человека всегда было два мира. Один - повседневный мир, в котором мы живём, другой мир, полон загадок и тайн. Философ такой человек, который считает, что наш повседневный мир - это ещё не весь мир, что есть другой мир, в который попадают люди творящие добро. Человеку требуется более широкий кругозор, обеспечивающий способность видеть перспективы развития мира, понимать смысл и цели своих действий, своей жизни. Такого рода представления о мире, о месте в нём человека творящего добро называют философским мировоззрением. Философское мировоззрение есть суждение об окружающем его мире, о событиях, происходящих в этом мире, комплекс понятий о культуре, идеологиях, заблуждении и прозрении. Философия является мировоззренческой дисциплиной, её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.
Понятие мировоззрения шире, чем понятие философия, так как зарождение мировоззренческого сознания предшествует становлению философии, так как функции мировоззрения до возникновения философии выполняли мифология, религия. [9]
3.2 Роль философии в формировании
мировоззрения современного человека
В формировании мировоззрения человека ведущая роль всегда принадлежала философии, обусловленная ее многовековым опытом критического, рефлексивного размышления над насущными вопросами жизни человека и человечества в целом, природы и общества. [5]
Философия - это попытка разбудить человека, разбудить в прямом смысле этого слова, ибо большинство людей спят, погружённые в свои мелочные дела и заботы, и не подозревают о существовании другого мира, другой истинной жизни, где человек действительно живёт, а не прозябает в скуке повседнев- ного унылого существования. Философия считает своим главным делом - спасение человека. Как жить человеку, чтобы остаться человеком, как сохранить своё человеческое достоинство перед постоянными социальными бурями и катаклизмами, перед неизбежностью смерти. Этому учит философия. Мы живём в 21 веке. Человечество потеряло веру в возможность решения глобальных проблем предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где судьба каждого станет болью и заботой общества давно перешла в разряд утопий. Вместо мировоззрения у многих людей вакуум ( пустота). Неопределённость исторического развития человечества требует оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми. В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, ответственности за свои поступки и выбор направлений своей деятельности становятся главными. В становлении и формировании мировоззрения современного человека ведущую роль должна сыграть философия. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры. [3]
Если бы жизнь была только весельем и праздником, если бы в ней не было места ни заботам, ни тревогам, ни горестям, философии просто не было бы. У людей бы не было проблем, а значит, не стало бы проблем и философских. Но «тот, кто постоянно ясен,- писал поэт, тот просто глуп». Самодовольство - самый первый признак без духовности. Философ - беспощадный критик застоя, для многих опасный, а потому и нежеланный возмутитель спокойствия. В формировании мировоззрения современного человека ведущая роль принадлежит философии.
Сущность философии - в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир – человек. [10]
Её задача - культивирование души и разума. Она выражает свойственные данной культуре наиболее общие представления о природе, обществе, о месте человека в мире, о социальных отношениях, духовной жизни, ценностях человеческого мира, чего как раз не хватает современному молодому человеку. [4]
Заключение
Целью написания контрольной работы было получение информации о сущности и структуре мировоззрения о его роли в жизни человека. В результате знакомства с различными источниками мы узнали много нового, а именно что мировоззрение есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека, что мировоззрение, способ осознания действительности. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие мировоззрению действенную силу.
Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей.
В структуре мировоззрения можно выделить 4 основных компонента:
Познавательный компонент. Он базируется на обобщенных знаниях - повседневных, профессиональных, научных о природе, о человеке и т.д.
Ценностно-нормативный компонент. Он включает в себя ценности, нормы, представления о добре и зле, счастье и несчастье,смысле жизни и т.д;
Эмоционально-волевой компонент способствует выработке определенной психологической установки на готовность действовать;
Практический компонент - реальная готовность человека к определенному типу поведения. [8]
Каждый человек свободен в выборе своего мировоззрения. Он философствует, осмысливает и переосмысливает накопленный им багаж знания, живёт своим собственным умом. Однако сугубо личностный выбор мировоззренческих позиций должен опираться на исторический фундамент развития человечества в целом, способствовать позитивному решению глобальных проблем, стоящих сегодня перед жителями нашей планеты.