Философия и мировоззрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 08:59, реферат

Описание работы

Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разумеется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, прежде всего от молодежи, совершенствования, энергичной любознательности, творческого воображения, пытливой мысли, утонченной интуиции, широкого кругозора и мудрости. Мы должны еще глубже постичь тайны природы, социальной реальности, тоньше познать сакраментальные глубины человека, его соотношений с миром, отношение человека к Богу: у нас эта проблема вновь стала остроактуальной.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..…3
1 Мировоззрение: его сущность, структура и роль в жизни человека и общества………………………………………………………………………….5
2 Основные исторические типы мировоззрения………………………..10
3Философия и мировоззрение. Роль философии в формировании мировоззрения современного человека……………………………………....13
Заключение…………………………………………………………………15
Список используемой литературы……………

Файлы: 1 файл

filosofia.docx

— 34.35 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…3

1 Мировоззрение: его сущность, структура и роль в жизни человека и общества………………………………………………………………………….5

2 Основные исторические типы мировоззрения………………………..10

3Философия и мировоззрение. Роль философии в формировании мировоззрения современного человека……………………………………....13

Заключение…………………………………………………………………15

Список используемой литературы………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука  и культура в целом (куда входят все  науки, виды искусства, религия и, разумеется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, прежде всего от молодежи, совершенствования, энергичной любознательности, творческого воображения, пытливой мысли, утонченной интуиции, широкого кругозора и мудрости. Мы должны еще глубже постичь тайны природы, социальной реальности, тоньше познать  сакраментальные глубины человека, его соотношений с миром, отношение  человека к Богу: у нас эта проблема вновь стала остроактуальной.

Все знания человечества, как бы они  ни были многообразны и удивительно  дифференцированы между собой и  внутри себя, являют собой как бы «растопыренные» пальцы, которыми человек  вторгается в ткань бытия. Это  естественно и необходимо. Но наряду с этим дифференцированным подходом нужен и обобщающе-мудрый взор (как  бы с высокой горы), проникнутый  философским мышлением. Философия  осуществляет это познание с помощью  веками отработанной тончайшей системы  предельно обобщающего категориального  строя разума.

Можно было бы сказать, что философия - это все единосущее, «схваченное  в мыслях»; это квинтэссенция  духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Человек  испытывает духовную потребность в  том, чтобы иметь целостное представление  о мире; он, по словам С.Н. Булгакова, не может согласиться ждать с  удовлетворением этой потребности  до тех пор, пока будущая наука  даст достаточный материал для этой цели; ему необходимо также получить ответы и на вопросы, которые выходят  за поле положительной науки и  не могут быть ею даже и осознаны.

Философия - это наука, при этом она составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое  ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных  взглядов житейской мудрости, что  составляет жизненно важный уровень  мировоззрения. Но мировоззрение имеет  и высший уровень - обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных  взглядов и опыта, а также тончайшая  сфера нравственной жизни общества.

Любое философское рассуждение  начинается с понятия о бытии, Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любим  философствовании. Он возник вместе с  зарождением философии и будет  постоянно сопровождать ее, пока будет  существовать мыслящее человечество. Это вечный вопрос. И глубина его  содержания неисчерпаема. Под бытием в самом широком смысле этого  слова имеется в виду предельно  общее понятие о существовании, о сущем вообще.

Постижение категории бытия, раскрывавшейся в разные времена с разных сторон и с разной степенью полноты, неотделимо от истории философии. В античной древности первое такое осознание, как единодушно полагают специалисты, принадлежит Пармениду. Для античной философии в той или иной степени свойственно нерасчленение бытия и мышления во всех аспектах: гносеологическом, онтологическом и этическом. В то же время в ней были заложены основы для познания сущего в последующие века человечества (обоснование истины, добра, красоты, свободы через понятие бытия, творческая активность бытия и диалектика бытия и Ничто и т.д.).

 

 

 

 

 

1 Мировоззрение: его сущность, структура  и роль в жизни человека  и общества

 

Мировоззрение — неотъемлемый атрибут человеческого сознания. Каждый человек имеет мировоззрение, и у каждого человека оно индивидуально-специфическое. Одна из вечных философских проблем: что же такое мировоззрение человека, как его понимать, каково его социальное значение?

В наипростейшем  понимании слова мировоззрение  — это совокупность взглядов человека на мир и смысл жизни. Если конкретизировать, то мировоззрение - это совокупность обобщенных представлений о действительности, которые отображают, раскрывают и предопределяют практическое и теоретическое отношение человека к миру, способ восприятия, осмысления и оценки им окружающей действительности и самого себя как конкретно-исторического субъекта познания и практики. 

Мировоззрение — не просто обобщенное представление  о мире, а форма самосознания человека, узловыми категориями которого выступают  понятия «мир» и «человек». Через  эти понятия субъект мировоззрения осознает свое назначение в мире и формирует жизненные установки. Отношение «мир — человек» — это основной вопрос мировоззрения.

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). И все это в органическом единстве — ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его.

Таким образом, определение соотношения философии  и мировоззрения можно сформулировать так: философия — это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

Мировоззрение представляет собой сложное духовное явление, для которого характерна целостность, единство всех компонентов. Структуру мировоззрения составляют и выполняют в нем важную роль такие элементы, как:

Обобщенные  знания. Они являются основной, информационной базой мировоззрения. Чем больше знаний у того или иного народа либо у того или иного человека, тем более серьезное обоснование получает соответствующее мировоззрение. К  мировоззрению относятся не все и не любые знания, а лишь те, которые являются жизненно важными для человека,  которые   практически и теоретически раскрывают сущность отношений между человеком и миром в каждую историческую эпоху.

Убеждения. Это внутренние социально-психологические  элементы духовности, благодаря которым воспринимаются или же, наоборот, отбрасываются мировоззренческие знания. Убеждения — это не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, стойкая психологическая установка, уверенность в справедливости своих принципов, идей, взглядов. Поэтому убеждения являются одним из необходимых структурных элементов мировоззрения. 

Убеждения — это твердо составленная система взглядов, которые накрепко упрочились в нашей душе, при этом не только в сфере сознания, но и глубже — в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами. Мировоззрение срастается с миром чувств и формами поведения, оно очерчивает личность, придавая качественную определенность ее духовному миру. В сфере убеждений невозможна сделка — двух безусловных принципов убеждения в душе одной и той же цельной и принципиальной личности быть не может. Характеризуя природу убеждений, С.Н. Булгаков писал: «Чрезвычайно важную промежуточную ступень между верою и знанием составляет так называемое убеждение. Убеждение есть субъективно наиболее ценная для нас часть наших мнений, но вместе с тем убежденным можно быть лишь в том, что не имеет характера логической бесспорности, а в большей или меньшей степени поддерживается верой. Нельзя быть убежденным, например, в том, что сегодня такое-то число».

Убеждения составляют стержень мировоззрения и духовное ядро личности. Человек без глубоких убеждений — это еще не личность в высоком смысле этого слова; это как бы плохой актер, играющий навязанные ему роли и в конечном счете утрачивающий свое собственное Я. Известно, что именно идейная убежденность позволяет человеку в минуту смертельной опасности преодолевать сильнейший инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать героические поступки. Необходимо отметить, что мировоззрение должно быть рассмотрено под углом зрения его истинности, точнее говоря, меры его истинности. Только истинные убеждения могут служить результативным принципом жизни человека. Убеждение человека дурно, если оно ложно.

Ценности. Ценности - это положительное или отрицательное отношение к явлениям окружающего мира, которое основывается на потребностях и интересах людей, культуре определенного социума. Их человек усваивает в процессе жизни. По смыслу и сущности ценности отличаются от знаний. Знаниям присуще стремление к истине — объективному познанию реального мира, ценности же воплощают в себе особое отношение людей ко всему окружающему в соответствии с их стремлениями, потребностями, интересами.

Под ценностными  ориентациями имеется в виду система  материальных и духовных благ, которые  человек и общество признают как  повелевающую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения  людей. Эта ориентация выражается и  в практическом отношении людей  к этим ценностям.

Истинная  сущность человека определяется не его  отдельными качествами и порой случайными поступками, а преобладающими интересами и ценностными интересами. Жизнь общества в немалой степени зависит от господствующего мировоззрения, от того, какие убеждения и идеалы исповедует образованная часть общества, что считает наивысшей ценностью на шкале всей иерархии ценностей.

Идеалы. Это мировоззренческая форма целенаправленного отображения действительности, мысленный образец совершенства, норма, к которой следует стремиться как к конечной цели. Важная особенность идеалов заключается в том, что они представляют собой опережающее отображение действительности. Следует подчеркнуть, что общественный идеал выполняет не только целенаправляющую, но и оценочную (аксиологическую) функцию по отношению социального субъекта к объекту и к самому себе. Человек в своей жизни, в своем постоянном моделировании будущего не может обойтись без стремления к идеалу. Человек испытывает потребность измышлять идеалы: без них нет на свете ни одного разумного человека, ни общества; без них не могло бы существовать человечество.

Многие великие  умы задумывались над тем, что  такое «идеал»? И.С. Тургенев писал: «Жалок тот, кто живет без идеала!»

Имея в  виду именно идеал, К. Маркс писал, что  идеи, которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и  к которым разум приковывает  нашу совесть: это узы, из которых  нельзя вырваться, не разорвав своего сердца. Во все времена, утверждал Р. Роллан, были люди, отдававшие жизнь за свои идеалы. По словам Сенеки, когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Аналогично думал и Л.Н. Толстой: «идеал — это путеводная звезда; без нее нет твердого направления, а нет направления, нет и жизни»

Вера. Проблема ценностей в составе мировоззрения теснейшим образом связана с такими феноменами духа, как вера. Вера, утвержденная на глубокой нравственной потребности души - один из стержневых устоев духовного мира человека и человечества. Может ли быть так, чтобы человек в течение всей своей жизни ни во что не верил? Такого быть не может: хоть дремлющая вера, но непременно наличествует в душе даже такого человека, про которого говорят, что он Фома неверующий.

Вера являет собой феномен сознания, обладающий силой неустранимости и огромной жизненной значимости: человек не может вообще жить без веры. Кроме того, у человека существует нравственная или, говоря точнее, нравственно-психологическая необходимость веры: без нее, как и без доказательного знания, жить не только духовно, но и практически невозможно. Скажем, вера в добродетель опирается на чувство ее необходимости, на чувство того, что она слита воедино с моим сокровеннейшим Я, которое нравственно воспитано и социально абсолютно необходимо.

Жизненные нормы. Это образцы, стандарты деятельности, которые сложились исторически или установились как определенные правила поведения, их выполнение отдельным человеком или группой людей является необходимым условием подчинения личной деятельности общественным требованиям.

Итак, мировоззрение  — это своеобразная интегративная  целостность знаний и ценностей, разума и чувств, интеллекта и действия, критического сомнения и сознательной убежденности. Общее функционирование названных элементов и создает ту целостную систему духовного мира человека, которая побуждает к практическому действию, к определенному образу жизни и мысли.

Мировоззрение в целом возникает как общечеловеческое явление, т. е. оно присуще каждому человеку в нормальном состоянии. Но именно общечеловеческий характер мировоззрения предопределяет его чрезвычайное разнообразие, ведь люди очень по-разному представляли и представляют мир и себя в нем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2 Основные исторические типы мировоззрения

 

В зависимости  от того, как решается вопрос о соотношении  духа и материи, мировоззрение может  быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим.

Идеалистическое и материалистическое мировоззрение.  Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи — мозга.

Идеализм  есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу — разуму, воле. Но  материальное и духовное — это единое сущее. Вне этого принципа мы не можем понять смысл сущего, его регулятивные принципы, объективную целесообразность и гармонию в мироздании. В рамках только материализма мы в принципе не в состоянии ответить на вопрос: кто в универсуме так мудро формообразует все и вся и осуществляет регулятивную функцию. Материализм несовместим с признанием объективной целесообразности в мире, а это неоспоримый факт в бытии сущего.

Информация о работе Философия и мировоззрение