Философия и мировоззрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 08:59, реферат

Описание работы

Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разумеется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, прежде всего от молодежи, совершенствования, энергичной любознательности, творческого воображения, пытливой мысли, утонченной интуиции, широкого кругозора и мудрости. Мы должны еще глубже постичь тайны природы, социальной реальности, тоньше познать сакраментальные глубины человека, его соотношений с миром, отношение человека к Богу: у нас эта проблема вновь стала остроактуальной.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..…3
1 Мировоззрение: его сущность, структура и роль в жизни человека и общества………………………………………………………………………….5
2 Основные исторические типы мировоззрения………………………..10
3Философия и мировоззрение. Роль философии в формировании мировоззрения современного человека……………………………………....13
Заключение…………………………………………………………………15
Список используемой литературы……………

Файлы: 1 файл

filosofia.docx

— 34.35 Кб (Скачать файл)

С нравственно-психологической точки зрения мировоззрение может характеризоваться как оптимистическое или пессимистическое. В практике общения, в литературе понятие мировоззрения употребляется и в более узком смысле, например, говорят: «философское мировоззрение», «политическое мировоззрение» или «художественное мировоззрение» и т.п.

По критерию всеобщности можно выделить такие  типы мировоззрения, как индивидуальное, групповое (профессиональное, национальное, классовое), общечеловеческое и др. Однако вне личности и без личности не может существовать ни одна мировоззренческая система. По степени исторического развития выделяют такие типы мировоззрения, как античное, средневековое, современное и др. По степени теоретической «зрелости» — жизненно-практическое и теоретическое.

Жизненно-практическое мировоззрение представляет собой совокупность разнообразных, иногда взаимоисключающих мировоззренческих понятий, идей, взглядов, целей социального субъекта. Такое мировоззрение порождается непосредственными условиями жизни и опытом людей, передающимся из поколения в поколение. Оно носит стихийный, несистематизированный характер, составляя набор сентенций житейской мудрости, выраженных в пословицах, поговорках, притчах и других фольклорных формах. Этот уровень мировоззрения существует в форме здравого смысла.

На протяжении истории человеческой цивилизации  сформировались такие типы мировоззрения: мифологический, религиозный и философский.  

Мифологическое  мировоззрение. Мифология (от греч. mifos — сказание и loqos — слово, понятие, учение) является универсальным типом мировоззрения первобытных обществ; у всех этносов первоначальным мировоззрением была мифология, содержащая в своей основе миф — выдуманный рассказ, плод народной фантазии, в котором явления природы или культуры представлены в наивно-антропоморфной форме. Миф был единой универсальной формой сознания. Он отображал мироощущение, мировосприятие и миропонимание той эпохи, в которую создавался. В мифологическом сознании закреплены поэтическое богатство и мудрость разных народов.               

В мифе невозможно отделить реальное от фантастического, существующее от желаемого, духовное от материального, зло от добра и т. д. Поэтому миф приобрел такую форму целостности, которая для других форм сознания является невозможной. Кроме того, миф для носителей мифологического сознания был не вымышленным рассказом, а самой реальностью. С развитием и усложнением форм жизни мифологическая мудрость перестает удовлетворять человека. Миф как специфическая степень общественного сознания постепенно изживает себя, разлагается, и из него выделяется целый ряд направлений духовной деятельности, которые характерны уже для цивилизационно развитых обществ.

Религиозное мировоззрение. Это второй исторический тип мировоззрения. Условиями для его формирования стали: переход от первобытного строя к рабовладельческому обществу и определенные достижения в организации общественного производства, в первую очередь в разделении труда, в частности выделении умственного труда. Как социально-историческое явление религия изменялась вместе с изменением форм общественной жизни, которые она отображала. Этапами ее эволюции были первобытные верования (тотемизм, магия, фетишизм, анимизм), национальные (иудаизм, индуизм, синтоизм, даосизм, конфуцианство) и мировые религии (буддизм, христианство, ислам).

Религия —  явление многоплановое и многозначное. Сегодня, несмотря на научные достижения, которые, казалось бы, отрицают ее мировоззренческие положения, религия продолжает быть большой социально организованной и организующей силой в мире. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, добра, терпимости, сочувствия, милосердия, долга, справедливости. Но в религиозном мировоззрении могут отражаться и противоположные настроения, идеи: фанатизм, враждебное отношение к людям другой веры и т. п.

Философское мировоззрение. Этот тип мировоззрения в современных условиях рассматривается как один из влиятельных и действенных типов. Он, как и религия, развился из первичной мифологии, унаследовав ее мировоззренческие функции. Но что же роднит философию с рассмотренными типами мировоззрения и что от них отличает?

Объединяет  их общая направленность — дать картину мира, включая человека с  его отношением к окружающей реальности, и выяснить смысл человеческого  бытия.

 

3 Философия и мировоззрение. Роль философии в формировании мировоззрения современного человека

 

Философское мировоззрение имеет, в отличие от других видов мировоззрения свои специфические особенности:

а) философскому мировоззрению присуща не чувственно-образная, как в предшествующих типах мировоззрения, форма постижения действительности, а абстрактно-понятийная. У него предельно широкий уровень обобщения (категории, принципы), которые выходят на границу бытия и небытия;

б)  философское мировоззрение — это теоретическая форма мировоззрения, исторически возникшая и первая форма систематизированного теоретического мышления вообще. Оно направлено на критическое исследование и решение мировоззренческих проблем с целью повышения степени достоверности и надежности таких решений;

в) отличие  философского мировоззрения от мифологического и религиозного состоит в том, что религия и мифология совпадают с соответствующим мировоззрением, тогда как философия составляет ядро научного мировосприятия и обеспечивает ему целостность, взаимосвязь и определенность;

г) в отличие  от религии и мифологии, философия  в осмыслении мира систематически опирается на научные знания. Но если в начале своего существования философское мировоззрение базировалось на частичных, не систематизированных знаниях, то современное мировоззрение имеет возможность полного использования, как теперь говорят, Большой науки. Вместе с тем философия оказывает огромное влияние на развитие науки. Она выступает общей методологией научного познания;

д) философия  стремится ставить и решать предельные, абсолютные проблемы человеческого бытия;

е)  философия исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, моральное и эстетическое отношение человека к миру; вырабатывает определенные критерии и принципы общественной и индивидуальной деятельности, опираясь не на авторитет, а на знание господствующей в мире необходимости.

Таким образом, философское мировоззрение —  закономерный этап в духовном развитии человечества, которое было переловлено как изменениями в общественном бытии людей, так и развитием различных областей общественного сознания.

Перечисленные исторические типы мировоззрения есть не что иное, как типизированные и абстрагированные формы деятельности человека в определенные исторические промежутки времени в соответствии с развитием культуры и познания. Эти формы деятельности выступают проявлением и выражением сознания и самосознания человека, практически ориентированных на преобразование мира и самого себя в соответствии с нормами культуры и цивилизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Философское решение проблемы бытия в той  или иной культуре влияет на формирование мировоззрения. В зависимости оттого, как решается вопрос о соотношении  духа и материи, мировоззрение может  быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим. Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой  бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи - мозга.

  Идеализм  есть философское мировоззрение,  согласно которому истинное бытие  принадлежит не материи, а духовному  началу: разуму, воле. Возможна и  такая точка зрения, когда материальное  и духовное - это вечно единое  сущее. Вне этого принципа мы  не можем понять смысл сущего, его регулятивные принципы, объективную  целесообразность и гармонию  в мироздании. В рамках только  материализма мы в принципе  не в состоянии ответить на  вопрос: кто в универсуме так  мудро формообразует все и  вся и осуществляет регулятивную  функцию. Материализм не совместим  с признанием объективной целесообразности  в мире, а это неоспоримый факт  в бытии сущего.

  С нравственно-психологической  точки зрения мировоззрение может  характеризоваться как оптимистическое  или пессимистическое. В практике  общения, в литературе понятие  мировоззрения употребляется и  в более узком смысле, например, говорят: «философское мировоззрение», «политическое мировоззрение» или  «художественное мировоззрение», или  даже в еще более узком понимании  - «врачебное мировоззрение», «физическое  мировоззрение» и т.п.

  Соотношение  философии и мировоззрения можно  охарактеризовать и так: понятие  «мировоззрение» шире понятия  «философия». Философия - это такая  форма общественного и индивидуального  сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

  В мировоззрении  находит свое завершение целостность  духовности человека. Философия  как едино-цельное мировоззрение  есть дело не только каждого  мыслящего человека, но и всего  человечества, которое, как и отдельный  человек, никогда не жило и  не может жить одними лишь  чисто логическими суждениями, но  осуществляет свою духовную жизнь  во всей красочной полноте  и цельности ее многообразных  моментов. Мировоззрение существует  в виде системы ценностных  ориентации, идеалов, верований и  убеждений, а также образа жизни  человека и общества (как форма  реализации духовной сущности  мировоззрения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

  1. Асмус В.Ф. Античная философия. 3-е изд. М.: Высшая школа, 2009.

  2. Адо  П. Что такое античная философия?  М.: Издательство гуманитарной литературы, 2010.

  3. Ортега-и-Гассет. Что такое философия? М.: Наука,  2011.

  4. Рассел  Б. История западноевропейской  философии. Р/Д, 2008.

 


Информация о работе Философия и мировоззрение