Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 08:59, реферат
Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разумеется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, прежде всего от молодежи, совершенствования, энергичной любознательности, творческого воображения, пытливой мысли, утонченной интуиции, широкого кругозора и мудрости. Мы должны еще глубже постичь тайны природы, социальной реальности, тоньше познать сакраментальные глубины человека, его соотношений с миром, отношение человека к Богу: у нас эта проблема вновь стала остроактуальной.
Введение…………………………………………………………………..…3
1 Мировоззрение: его сущность, структура и роль в жизни человека и общества………………………………………………………………………….5
2 Основные исторические типы мировоззрения………………………..10
3Философия и мировоззрение. Роль философии в формировании мировоззрения современного человека……………………………………....13
Заключение…………………………………………………………………15
Список используемой литературы……………
С нравственно-психологической точки зрения мировоззрение может характеризоваться как оптимистическое или пессимистическое. В практике общения, в литературе понятие мировоззрения употребляется и в более узком смысле, например, говорят: «философское мировоззрение», «политическое мировоззрение» или «художественное мировоззрение» и т.п.
По критерию всеобщности можно выделить такие типы мировоззрения, как индивидуальное, групповое (профессиональное, национальное, классовое), общечеловеческое и др. Однако вне личности и без личности не может существовать ни одна мировоззренческая система. По степени исторического развития выделяют такие типы мировоззрения, как античное, средневековое, современное и др. По степени теоретической «зрелости» — жизненно-практическое и теоретическое.
Жизненно-практическое мировоззрение представляет собой совокупность разнообразных, иногда взаимоисключающих мировоззренческих понятий, идей, взглядов, целей социального субъекта. Такое мировоззрение порождается непосредственными условиями жизни и опытом людей, передающимся из поколения в поколение. Оно носит стихийный, несистематизированный характер, составляя набор сентенций житейской мудрости, выраженных в пословицах, поговорках, притчах и других фольклорных формах. Этот уровень мировоззрения существует в форме здравого смысла.
На протяжении истории человеческой цивилизации сформировались такие типы мировоззрения: мифологический, религиозный и философский.
Мифологическое мировоззрение. Мифология (от греч. mifos — сказание и loqos — слово, понятие, учение) является универсальным типом мировоззрения первобытных обществ; у всех этносов первоначальным мировоззрением была мифология, содержащая в своей основе миф — выдуманный рассказ, плод народной фантазии, в котором явления природы или культуры представлены в наивно-антропоморфной форме. Миф был единой универсальной формой сознания. Он отображал мироощущение, мировосприятие и миропонимание той эпохи, в которую создавался. В мифологическом сознании закреплены поэтическое богатство и мудрость разных народов.
В мифе невозможно отделить реальное от фантастического, существующее от желаемого, духовное от материального, зло от добра и т. д. Поэтому миф приобрел такую форму целостности, которая для других форм сознания является невозможной. Кроме того, миф для носителей мифологического сознания был не вымышленным рассказом, а самой реальностью. С развитием и усложнением форм жизни мифологическая мудрость перестает удовлетворять человека. Миф как специфическая степень общественного сознания постепенно изживает себя, разлагается, и из него выделяется целый ряд направлений духовной деятельности, которые характерны уже для цивилизационно развитых обществ.
Религиозное мировоззрение. Это второй исторический тип мировоззрения. Условиями для его формирования стали: переход от первобытного строя к рабовладельческому обществу и определенные достижения в организации общественного производства, в первую очередь в разделении труда, в частности выделении умственного труда. Как социально-историческое явление религия изменялась вместе с изменением форм общественной жизни, которые она отображала. Этапами ее эволюции были первобытные верования (тотемизм, магия, фетишизм, анимизм), национальные (иудаизм, индуизм, синтоизм, даосизм, конфуцианство) и мировые религии (буддизм, христианство, ислам).
Религия —
явление многоплановое и
Философское мировоззрение. Этот тип мировоззрения в современных условиях рассматривается как один из влиятельных и действенных типов. Он, как и религия, развился из первичной мифологии, унаследовав ее мировоззренческие функции. Но что же роднит философию с рассмотренными типами мировоззрения и что от них отличает?
Объединяет их общая направленность — дать картину мира, включая человека с его отношением к окружающей реальности, и выяснить смысл человеческого бытия.
3 Философия и мировоззрение. Роль философии в формировании мировоззрения современного человека
Философское мировоззрение имеет, в отличие от других видов мировоззрения свои специфические особенности:
а) философскому мировоззрению присуща не чувственно-образная, как в предшествующих типах мировоззрения, форма постижения действительности, а абстрактно-понятийная. У него предельно широкий уровень обобщения (категории, принципы), которые выходят на границу бытия и небытия;
б) философское мировоззрение — это теоретическая форма мировоззрения, исторически возникшая и первая форма систематизированного теоретического мышления вообще. Оно направлено на критическое исследование и решение мировоззренческих проблем с целью повышения степени достоверности и надежности таких решений;
в) отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного состоит в том, что религия и мифология совпадают с соответствующим мировоззрением, тогда как философия составляет ядро научного мировосприятия и обеспечивает ему целостность, взаимосвязь и определенность;
г) в отличие от религии и мифологии, философия в осмыслении мира систематически опирается на научные знания. Но если в начале своего существования философское мировоззрение базировалось на частичных, не систематизированных знаниях, то современное мировоззрение имеет возможность полного использования, как теперь говорят, Большой науки. Вместе с тем философия оказывает огромное влияние на развитие науки. Она выступает общей методологией научного познания;
д) философия стремится ставить и решать предельные, абсолютные проблемы человеческого бытия;
е) философия исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, моральное и эстетическое отношение человека к миру; вырабатывает определенные критерии и принципы общественной и индивидуальной деятельности, опираясь не на авторитет, а на знание господствующей в мире необходимости.
Таким образом, философское мировоззрение — закономерный этап в духовном развитии человечества, которое было переловлено как изменениями в общественном бытии людей, так и развитием различных областей общественного сознания.
Перечисленные исторические типы мировоззрения есть не что иное, как типизированные и абстрагированные формы деятельности человека в определенные исторические промежутки времени в соответствии с развитием культуры и познания. Эти формы деятельности выступают проявлением и выражением сознания и самосознания человека, практически ориентированных на преобразование мира и самого себя в соответствии с нормами культуры и цивилизации.
Заключение
Философское
решение проблемы бытия в той
или иной культуре влияет на формирование
мировоззрения. В зависимости оттого,
как решается вопрос о соотношении
духа и материи, мировоззрение может
быть идеалистическим или
Идеализм
есть философское
С нравственно-психологической
точки зрения мировоззрение
Соотношение
философии и мировоззрения
В мировоззрении
находит свое завершение
Список используемой литературы
1. Асмус В.Ф. Античная философия. 3-е изд. М.: Высшая школа, 2009.
2. Адо
П. Что такое античная
3. Ортега-и-Гассет. Что такое философия? М.: Наука, 2011.
4. Рассел Б. История западноевропейской философии. Р/Д, 2008.