Тема
2. Философия и мировоззрение
- Мировоззрение: его сущность, структура и роль в жизни человека и общества.
- Основные исторические типы мировоззрения.
- Философия и мировоззрение. Роль философии в формировании мировоззрения современного человека.
Содержание
Введение.
1. Мировоззрение: его сущность,
структура и роль в жизни
человека и общества.
1.1 Мировоззрение и его сущность.
1.2 Мировоззрение и его функции
в построении картины мира.
1.3 Структура мировоззрения.
1.4 Роль мировоззрения в жизни
человека и общества.
2. Основные исторические типы
мировоззрения.
2.1 Мифологическое мировоззрение.
2.2 Религиозное мировоззрение.
2.3 Философское мировоззрение.
3. Философия и мировоззрение.
Роль философии в формировании
мировоззрения современного человека.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Мировоззрение -
система обобщенных взглядов на мир
и место человека в нем, на отношение
людей к окружающей их действительности
и самим себе, а также обусловленные
этими взглядами основные жизненные
позиции людей, их убеждения, идеалы,
принципы познания и деятельности, ценностные
ориентации. Мировоззрение - это далеко
не все взгляды и представления об окружающем
мире, а только их предельное обобщение.
Содержание мировоззрения группируется
вокруг того или иного решения основного
вопроса философии. В качестве субъекта
мировоззрения реально выступают группа
и личность. Мировоззрение является ядром
общественного и индивидуального сознания.
Выработка мировоззрения - существенный
показатель зрелости не только личности,
но и определенной социальной группы,
общественного класса. По своей сущности
мировоззрение - общественно-политический
феномен, возникший с появлением человеческого
общества. Человек разумное социальное
существо. Его деятельность целесообразна.
И чтобы действовать целесообразно в сложном
реальном мире, он должен не только много
знать, но и уметь. Уметь выбрать цели,
уметь принять то или иное решение. Для
этого ему необходимо, в первую очередь,
глубокое и правильное понимание мира
- мировоззрение. Но способность к разумному
мышлению у человека не является врождённой
- ей необходимо обучаться; при этом лучшая
школа разумного мышления - усвоение высших
достижений философской культуры. Ведя
ограниченное пространством и временем
существование, человек стремится к безграничному.
Философия, которая является «человеческим»
знанием, отвечает глубинным человеческим
потребностям, также противоречива. Философия
- это «жизненный разум», это выражение
высшей потребности разума как части человеческой
жизни обосновать своё собственное существование. Современные
философы отказываются от построения
многоступенчатых классификаций философского
знания. Философия берёт на себя смелость
прикасаться к любой сфере деятельности,
к любому предмету, любому движению человеческой
души - для философии нет запретных тем.
Условие одно - любая тема размышлений
должна быть формой поиска той целостности,
осколком которой мы себя ощущаем.
1. Мировоззрение: его сущность, структура
и роль в жизни человека и общества
1.1 Мировоззрение и его сущность
Человек рождается
дважды. В первый раз он приходит
в мир как живое существо, а
затем, приспосабливаясь к нему и
одновременно "приспосабливая" его
к себе, он упорядочивает и гармонизирует
свою личность, создает себе "карту-схему"
действительности, формирует принципы
мироздания и принципы жизни, осмысливает
окружающее, проясняет и конструирует
смысл жизни. Утверждая себя с помощью
познавательных способностей, человек
вырабатывает интеллектуальное и ценностно-эмоциональное
отношение к миру, которое в виде системы
взглядов, идеалов, принципов познания
и деятельности составляет мировоззрение.
Мировоззрение - это не столько содержание,
сколько способ освоения окружающего
мира на основе обобщения естественнонаучного,
технического, социально-исторического
и философского знаний. В мировоззрении
мир предстает в его опосредованности
практической и духовной деятельностью
человека, в его преобразованном виде. Термин
"мировоззрение" появился лишь в
конце XVIII века как перевод немецкого слова
Weltanschauung, что значит "взгляд на Вселенную",
а широкое его распространение началось
лишь во второй половине XIX в. Однако отдельные
представления о самом мировоззрении,
отражающем его различные стороны, свойства,
стали складываться гораздо раньше. Как
правило, это были представления о некоем
высшем знании, наиболее ценном и трудно
постижимом, обладание которым делает
человека мудрым, так как не только вооружает
его пониманием всего происходящего в
мире и самого себя, но и учит его правильно
жить, согласовывать свои действия с действиями
всеобщих сил или с непреходящими законами,
господствующими в мире и над самими людьми.
Зачатки таких представлений можно встретить
в поэмах Гомера. На протяжении нескольких
десятков веков мыслители ставили вопрос
об источнике мировоззренческих знаний,
критерии их истинности. Однако проблема
мировоззрения наиболее определенно была
сформулирована в Германии в конце XVIII
века. Немецкий естествоиспытатель и философ
И. Кант, введший понятие "мировоззрение",
пришел к выводу, что если существует наука,
действительно нужная человеку, то это
та, которая дает ему возможность знать,
как надлежащим образом занять свое место
в мире и правильно понять, каким надо
быть, чтобы быть человеком. В современной
литературе мировоззрение рассматривается
как "система взглядов на объективный
мир и место человека в нем, на отношение
человека к окружающей действительности
и самому себе, а также обусловленные этими
взглядами основные жизненные позиции
людей, их убеждения, идеалы, принципы
познания и деятельности, ценностные ориентации. В
мировоззрении аккумулируются самые разнообразные
знания о мире и человеке. Но не всякое
знание, даже самое проверенное наукой,
является составной мировоззрения. Его
специфика состоит в том, что в нем создается
не какая-то обобщенная людьми модель
действительности и бытия человека в ней,
а главным образом происходит переосмысление
различных типов отношения "человек
- мир". С этой точки зрения в мировоззрении
принято выделять четыре аспекта - онтологический,
гносеологический (познавательный), аксиологический
(ценностный) и практический. Они фиксируют
и раскрывают основные способы и грани
человеческого бытия. Онтологическое
(онтология - учение о бытии) отношение
человека к миру проявляется в стремлении
объяснить происхождение мира и человека,
раскрыть их структурные особенности,
характер взаимосвязи. Познавательное
отношение человека к миру характеризуется
направленностью на отражение материальной
действительности в ее объективных, всеобщих
измерениях. В связи с этим формулируются
взгляды на возможности познания, его
границы, наиболее оптимальные формы и
методы познавательной деятельности. Практическое
или праксеологическое отношение к миру
- это отношение человека к миру и самому
себе с точки зрения возможностей, границ
и способов деятельности человека. Доминирующим
является ценностное (аксиологическое)
отношение - отношение человека к миру
и своей жизнедеятельности через представление
о смысле жизни. Через него преломляется
все остальное мировоззренческое знание
о мире и человеке, происходит осмысление
ценностей человеческой жизни (нравственных,
эстетических, социально-политических
и т.д.). Таким образом, в мировоззрении
посредством различных форм отражения
раскрывается вся совокупность отношений
"человек - мир", которые называются
духовно-практическими. Иногда их подразделяют
на духовные и практические. При таком
подходе онтологическое и праксеологическое
отношения признаются отражением практических
отношений, гносеологическое и аксиологическое
отношения - духовных. Однако провести
четкую грань в отношениях "человек
- мир" и определить их как сугубо практические
и духовные можно лишь при больших допущениях,
т.е. разделении, например, познания и практики
на самостоятельные, автономные, существенно
не взаимосвязанные друг с другом реальности. По
своей природе духовное и практическое
- это два неразрывных момента человеческого
бытия. С одной стороны, практическая деятельность
человека (преобразование природы, человека
человеком) основывается на познании и
осознанной деятельности (целеполагании,
самосознании), т.е. духовном освоении
человеком действительности. С другой
стороны, сознание (знания и ценности)
как духовное освоение действительности
возникает и развивается в процессе производственной
и общественно-исторической деятельности. Итак,
мировоззрение как отражение человеческого
бытия в мире является формой общественного
самосознания человека и духовно-практическим
его освоением. Духовно-практическим,
поскольку аксиологический аспект является
доминирующим. Мировоззрение является
способом самовыражения человека в мире.
Сущность человеческого бытия - это деятельность.
В рассмотренных четырех аспектах мировоззрения
раскрывается его структура с точки зрения
определенных способов человеческой деятельности,
типов отношения "человек - мир". Но
вместе с тем она может быть рассмотрена
через формы отражения и соответствующие
им объекты. При таком подходе мировоззрение
принято структурировать, делить на обыденное
и теоретическое. Традиционно они называются
уровнями мировоззрения. Если обыденное
мировоззрение отражает мир и человеческое
бытие на уровне явлений без объяснения
их сущности, причин, то теоретическое
мировоззрение объясняет их на основе
знания причин и закономерностей. Если
обыденное мировоззрение отражает мир
посредством чувств, настроений, образов,
эмоций, представлений, то теоретическое
мировоззрение основывается на таких
формах отражения, как понятия, концепции,
теории, гипотезы. Зачастую в философской
литературе обыденное мировоззрение называется
мироощущением, которое определяется
как переживание человеком реальности
и своего бытия в ней, а теоретическое
- как миропонимание. На этом уровне отражения
создается концептуально оформленная
модель мировоззрения. В структурном отношении
теоретический уровень мировоззрения
характеризуется логической стройностью
и оформленностью. Теоретически оформленное
мировоззрение содержит в качестве необходимых
компонентов развитое самосознание, навыки
аналитического мышления, а также момент
сомнения. Для него характерно критическое
отношение как к содержанию самого мировоззрения,
так и к его практической реализации. Данный
уровень мировоззренческих представлений
становится основой для формирования
убеждений. В теоретическом мировоззрении
отражается, как правило, не повседневная
жизнь человека во всей ее уникальности,
подвижности, а то, что присуще определенным
социально-историческим пластам и историческим
типам культуры. Различие между социальными
субъектами как носителями мировоззрения
проявляется в двух его структурных образованиях
- индивидуальное и массовое мировоззрение.
Индивидуальное мировоззрение отражает
специфически неповторимые черты человеческой
личности, особенности ее существования.
В массовом мировоззрении отображается
то, что свойственно жизнедеятельности
группы людей. Массовое мировоззрение
как бы отсекает все, что отличает мировоззрение
одного человека от мировоззрения другого,
и оставляет только общие черты. Массовое
и индивидуальное мировоззрения находятся
в диалектическом единстве. Массовое мировоззрение
проявляется через индивидуальное мировоззрение,
которое существует только в связи с массовым
мировоззрением. В зависимости от видов
отражения, каждый из которых проявляется
в мировоззрении в особых формах, выделяют
основные компоненты мировоззрения. Наиболее
важным из них, составляющим основу всякого
мировоззрения, является его познавательный
компонент - картина мира. Выступая в качестве
универсального носителя интегрированного
знания о мире, она отражает его в единстве
и целостности. Универсальная картина
мира является той основой, на которой
формируются другие компоненты мировоззрения.
Одно из важнейших мест среди них занимает
общественный идеал, представляющий собой
мировоззренческую форму целеполагающего
отражения действительности, в процессе
которого осуществляется духовное реконструирование,
преобразование предмета или явления
в такие формы, которые в наибольшей степени
соответствуют потребностям человека.
Общественный идеал не только выполняет
целеполагающую функцию, но и служит высшим
критерием ценностного отношения человека
к миру и самому себе. Компонент мировоззрения,
в котором предмет выражается не через
систему понятий (картина мира) или идеальных
представлений и образов (идеал), а через
иерархию ценностей, называют аксиологическим
(ценностным). Следующим, нормативно-регулятивным
компонентом мировоззрения является совокупность
общественных принципов деятельности,
определяющих сознательное практическое
и теоретическое отношение человека к
миру и самому себе. Наконец, в структуре
мировоззрения выделяют и побудительно-мотивационный
компонент, который является необходимым
связующим звеном между духовным и практическим
освоением действительности, ибо до тех
пор, пока определенные знания, оценки,
цели, принципы деятельности не связаны
с соответствующими побуждениями, они
не способны оказывать активное влияние
на объективную действительность. Мировоззрение
- это не просто миропонимание, но вместе
с тем и орудие, и результат преобразования
мира.
1.2 Мировоззрение и его функции в построении
картины мира
Различают понятия
«мировоззрение», «общая картина мира»,
«мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание»,
«миропонимание». Между всеми этими
понятиями существует тесная взаимосвязь
и единство. Нередко они употребляются
в качестве синонимов. Вместе с тем между
этими понятиями имеются и различия. Общая
картина мира - это синтез знаний людей
о природе и социальной реальности. Совокупность
естественных наук образует естественнонаучную
картину мира, а общественных - социально-историческую
картину действительности. Создание общей
картины мира - задача всех областей знания. С
помощью мировоззрения человек или свою
собственную. Мировоззрение - это комплексное
воззрение о том, как вести себя в этом
мире и по отношению к Пространству, и
по отношению ко Времени. Например, мировоззрение
западноевропейцев считается активным,
рациональным и линейным (культура «мужского
типа»), а мировоззрение народов Востока
- созерцательным, иррациональным и нелинеаризированным
(культуры «женского типа»). Мировоззрение
- способ построения картины мира. Картина
мира - это обобщенное знание о строении,
устройстве мира, закономерностях его
развития. Картина мира является исходным
пунктом и результатом деятельности мировоззрения. Картина
мира задается человеку (или сообществу)
извне (т.е. внешними условиями существования)
сразу после рождения в «свернутом» виде,
а затем, в процессе реальной жизнедеятельности,
на основе получаемого опыта жизни, она
дешифруется, корректируется и видоизменяется
в соответствии с новыми объективными
условиями и субъективными желаниями
человека. Картина мира, таким образом,
в определенной степени произвольна, а
в определенной степени - обусловлена
объективными обстоятельствами. Чем системней,
шире и глубже мировоззрение, тем точнее
картина мира, тем успешней жизнедеятельность
личности или сообщества людей, потому
что точнее и адаптивней становится программа
человеческой жизнедеятельности, т.е.
ее мировоззренческая стратегия. Это -
основная функция мировоззрения. Она называется
методологической (метод - способ; логос
- учение; функция исполнение), поскольку
именно мировоззрение личности или общества
определяет какие именно способы будут
использоваться для достижения жизненной
цели. Дело в том, что люди, осуществляя
любую деятельность, живут не только в
Настоящем (как животные), но, одновременно,
и в Прошлом, и в Настоящем, и в Будущем.
Поэтому, кроме инстинктов и безусловных
рефлексов, им требуются особые мыслительные
конструкции, позволяющие людям уверенно
чувствовать себя и в самооценке, и в своих
прогнозах на будущее. Помимо цели, люди
обычно руководствуются в своем поведении
и более или менее общими установками,
общими правилами действия, запретами,
предписаниями и ограничениями. Именно
эти общие установки и составляют методологию
в широком смысле. Человек утверждает себя
в предметном мире не только с помощью
мышления, но и посредством всех своих
познавательных способностей. Целостное
осознание и переживание воздействующей
на человека реальности в форме ощущений,
восприятий, представлений и эмоций образуют
мироощущение, мировосприятие и миросозерцание.
Миропонимание представляет собой лишь
понятийный, интеллектуальный аспект
мировоззрения. Для мировоззрения же характерна
еще более высокая интеграция знаний,
чем в общей картине мира, и наличие не
только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного
отношения человека к миру. Мировоззрение
у огромного количества совершенно разных
людей имеет множество общих черт в различных
отношениях. Так, мировоззрение может
быть научным или антинаучным, религиозным
или атеистическим, обыденным или философским,
но оно всегда стремится к целостности
и успешности относительно совершенно
конкретных обстоятельств. Однако достигаются
эта целостность и эта успешность разными
способами. Художественное, мифологическое,
религиозное мировоззрение формируются
при преимущественном значении мироощущения;
научное мировоззрение действует в основном
на уровне миропонимания; философское
осуществляет попытку системно гармонизировать
оба уровня; а обыденное мировоззрение
- это произвольное смешение мироощущения
с миропониманием. Будучи отражением мира
и ценностным отношением к нему, мировоззрение
играет и определенную регулятивно-творческую
роль, выступая в качестве методологии
построения общей картины мира. Ни одна
конкретная наука сама по себе не есть
мировоззрение, хотя каждая из них с необходимостью
содержит в себе мировоззренческое начало. Понятие
мировоззрения соотносится с понятием
«идеология», но они не совпадают по своему
содержанию: мировоззрение шире идеологии.
Идеология охватывает лишь ту часть мировоззрения,
которая ориентирована на социальные
явления. Мировоззрение же в целом относится
ко всей объективной действительности
и к человеку.
1.3 Структура мировоззрения
Будучи важной
составной частью внутреннего мира
человека, мировоззрение имеет сложную
структуру. Мировоззрение человека непременно
обнаруживает себя в различных феноменах
его духовной жизни и поведения: во взглядах,
верованиях, убеждениях, поступках и т.п.
Но в них самих следует видеть лишь отдельные
проявления более глубоких структур или
слоев мировоззрения. Основной структурообразующий
элемент мировоззрения - вопросы, которые
возникают перед человеком вместе с началом
его сознательной жизни:
- «О сущем» (что значить существовать
и быть действительным или
реальным);
- «О должном» (что обладает высшей
ценностью, т.е. является благом,
а что ценностью не обладает
или является «антиценностью»;
к чему в конечном счете
следует стремиться и чего избегать);
-«О реализации должного в
сущем» (каким образом, какими
путями можно достичь должного,
короче - как жить в этом мире,
руководствуясь избранными ценностями). Центральная
проблема мировоззрения - вопрос о месте
и назначении человека в мире. От ее решения
зависят ответы на другие мировоззренческие
вопросов. Хотя и они, в свою очередь, влияют
на решение этой проблемы. Указанным группам
мировоззренческих проблем-вопросов соответствуют
познавательная, ценностная и программно-поведенческая
подсистемы мировоззрения, в которых и
происходит формирование взглядов, убеждений,
жизненных стратегий.
1.4 Роль мировоззрения в жизни человека
и общества
Мировоззрение не
только определяет общую направленность
личности, ее целеустремленность, придавая
стойкость и твердость характеру, оно
сказывается на всем облике человека,
на всей совокупности особенностей поведения
и действий, привычек и наклонностей. Во-первых,
именно мировоззрение дает человеку ориентиры
и цели для всей его практической и теоретической
деятельности. Во-вторых, именно мировоззрение
через свою философскую «сердцевину»
позволяет людям понять, как лучше достичь
намеченных ориентиров и целей, вооружает
их методами познания и деятельности.
Уподобляя метод фонарю, который освещает
дорогу путнику, великий философ прошлого
Р. Декарт (1596 - 1650) говорил, что хромой с
фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник,
блуждающий в темноте. В-третьих, на основании
содержащихся в мировоззрении ценностных
ориентации человек получает возможность
определять истинные ценности жизни и
культуры, отличать действительно важное
для деятельности человека в достижении
им поставленных целей от того, что реального
значения не имеет, носит ложный или иллюзорный
характер. Именно в мировоззрении содержится
понимание человеком мира и тенденций
его развития, человеческих возможностей
и смысла деятельности, добра и зла, красоты
и безобразия. Мировоззрение играет активную
роль в жизни человека: выражает смысл
жизни, степень осознания им себя и своей
жизни, определяет идеалы, выбор тех или
иных норм, методов, средств поведения
человека.
2. Основные исторические типы мировоззрения
Различают следующие исторические
типы (формы) мировоззрения: мифологическое,
религиозное и философское. Исторически
первым был мифологический взгляд
на мир.
2.1 Мифологическое мировоззрение
В основе мифологического
мировоззрения лежит фантазия, вымысел.
Мифологическим мировоззрением, независимо
от того, к далекому прошлому или
сегодняшнему дню оно относится,
мы называем такое мировоззрение, которое
основано не на теоретических доводах
и рассуждениях, а на художественно - эмоциональном
переживании мира, на общественных иллюзиях,
рождённых неадекватным восприятием большими
группами людей (классами, нациями) социальных
процессов и своей роли в них. Для мифологического
мировоззрения характерны следующие черты:
- эмоционально-образная форма (проявляется
при передаче образов героев,
богов, духов);
- очеловечивание природы (перенос
человеческих черт на окружающий
мир, олицетворение и одушевление
космоса, природных сил, мифологии свойственны
нежёсткие разграничения мира природы
и человека, мысли и эмоций, художественных
образов и научного знания);
- отсутствие рефлексии (рефлексия
- это работа сознания, мысли человека
над собственным сознанием);
- утилитарная направленность (проявляется
в том, что решаемые мировоззренческие
проблемы тесно связаны с практическими
задачами: на удачу, счастливую
жизнь, защиту от голода, болезней,
нужды и так далее).
Для современного
сознания мифологическая форма мировоззрения
является наиболее ранней и архаичной. Мифологическому
мышлению свойственно отчётливое разделение
субъекта и объекта, предмета и знака,
вещи и слова, существа и его имени, пространственных
и временных отношений, происхождения
и сущности, безразличия к противоречию
и так далее. Объекты сближались по вторичным
чувственным качествам, смежности в пространстве
и времени, выступали в качестве знаков
других предметов. Научный принцип объяснения
заменялся в мифологии тотальным генетизмом
и этиологизмом, то есть объяснение вещи
и мира в целом сводилось к рассказу о
происхождении и творении. Мифология - исторический
тип мировоззрения. На ранних этапах истории
выраставшие из материальной практики
эмпирические знания об окружающей действительности
служили ориентиром в повседневной жизни
и первоисточником формирования мировоззрения.
Первобытные эмпирические знания тесно
переплетались с мифологическими и религиозными
представлениями, которые являлись фантастическим
отражением действительности, выражением
бессилия человека перед стихийными силами
природы и иллюзорным преодолением этого
бессилия. Мировоззрение всегда представляет
собой интегральный результат всего многокомпонентного
духовного развития данной эпохи. Мифология -
это своеобразная форма проявления мировоззрения
древнего общества. Она содержит элементы
религии, поскольку в ней имеются представления
о сверхъестественном. В мифологии отражаются
также и нравственные взгляды, и эстетическое
отношение человека к действительности.
Образы мифологии в различном осмыслении
часто используются искусством и оказывают
влияние на массовое сознание. Первые мифы
человечества возникли в глубокой древности
и были повествованием о происхождении
и судьбах мира. Г. Гегель писал, что создание
мифов есть проявление бессилия разума
перед миром. В те времена человечество
в форме мифов, сказаний, преданий пыталось
дать ответ на такие глобальные вопросы,
как: происхождение и устройство мироздания
в целом, возникновение наиболее важных
явлений природы, возникновение животных
и людей. Значительную часть мифологии
составляли космологические мифы, посвящённые
устройству природы. Вместе с тем, большое
внимание в мифах уделялось различным
стадиям жизни людей, тайнам рождения
и смерти, всевозможным испытаниям, которые
подстерегали человека на его жизненном
пути. Особое место занимают мифы о достижениях
людей: добывании огня, изобретении ремёсел,
развитии земледелия, приручении диких
животных. Мифология играла огромную роль
в жизни людей на ранних стадиях их развития.
Мифы утверждали принятую в данном обществе
систему ценностей, поддерживали и санкционировали
определённые нормы поведения. И в этом
смысле они были важными стабилизаторами
общественной жизни. Стабилизирующая
роль мифологии этим не исчерпывается.
Главное значение мифов состоит в том,
что они устанавливали гармонию между
миром и человеком, природой и обществом,
обществом и индивидом и, таким образом,
обеспечивали внутреннее согласие человеческой
жизни. Особое место в мифах принадлежит
проблеме культурных достижений человека.
Определение «мифологический» - это не
значит полностью оторванный от реальной
практики, смысла, элементов науки и так
далее. На этапе более высокого развития
человека, общества, знаний и культуры
в целом на смену мифу, как базовой форме
мировоззрения, пришли иные формы мировоззрения.