Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:28, контрольная работа
Мировоззрение - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение - это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение.
Введение.
1. Мировоззрение: его сущность, структура и роль в жизни человека и общества.
1.1 Мировоззрение и его сущность.
1.2 Мировоззрение и его функции в построении картины мира.
1.3 Структура мировоззрения.
1.4 Роль мировоззрения в жизни человека и общества.
2. Основные исторические типы мировоззрения.
2.1 Мифологическое мировоззрение.
2.2 Религиозное мировоззрение.
2.3 Философское мировоззрение.
3. Философия и мировоззрение. Роль философии в формировании мировоззрения современного человека.
Заключение.
Список литературы.
2.2 Религиозное мировоззрение
Религия (от лат. religio - благочестие, святость) - есть форма мировоззрения, фундаментом которой служит вера и наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые, в свою очередь, играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас.
Основные характерные черты религиозного мировоззрения:
- Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия. Верующий человек является субъектом религиозного сознания. Такой человек переживает в реальных эмоциях своё видение Бога, видение различных картин, связанных с особенностями того или иного религиозного направления.
- Религия - не рефлексивный тип мировоззрения. В религии отсутствует работа сознания человека и его мысли над собственным сознанием, отсутствует размышление над своими взглядами, психическим состоянием, отсутствует их оценка. Другими словами можно сказать так: отсутствует размышление над собственными размышлениями.
- Важнейшими атрибутами религии являются Вера и Культ. Вера - это способ осознания мира религиозным сознанием, это особые состояния религиозного сознания субъекта. Культ - это система ритуалов и догматов, это внешняя форма проявления Веры.
- Религия имеет этическую направленность. В рамках религиозных систем, религиозного сознания большое значение приобретают этические представления, нормы, идеалы, ценности. В религиозном сознании культивируются чувства любви, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный мир человека. Религия является мировоззрением специфическим, одновременно включая в себя определённое поведение и действия, основывающиеся на вере в существование нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) богов, то есть такого начала, которое является «священным», сверхъестественным и недоступным пониманию человеческим разумом. Ф. Энгельс отмечал: «...Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных». По существу, религиозное мышление стало первой формой осмысления человеком мира. Возможно, согласно последним научным данным, оно возникло около 40 - 50 тысяч лет тому назад. Появление религии было обусловлено таким уровнем и качеством человеческого мышления, когда человеческий интеллект оказался способным отделить свою мысль (в виде образа, фетиша, слова) от окружавшей его реальной действительности. В дальнейшем, по мере своего развития, человек мог конструировать собственные представления об окружающей его среде, опираясь не на предметы, вещи, явления, а оперируя продуктами умственной деятельности, то есть образами, фетишами, словами. В течение многих тысячелетий религиозные верования носили политеистический характер. Это означало, что у каждого рода и племени существовало несколько богов, которым они поклонялись. Религию этого периода в её истории ещё нельзя считать концептуально сформировавшимся мировоззрением. Это было мироощущение, которое можно характеризовать как натуралистическую религию, то есть природную религию. Тогда в понимании отражения окружающего мира, человек был крепко связан с природой, подобно пуповине. Идеи первобытных народов о душах, духах и богах, выражались в мифологической форме, а основными сюжетами мифов были такие природные явления, как солнце и луна, небо и земля, море, огонь, звезды, ветер. И следует учитывать, что создание человеком мифов стало первым его шагом к творчеству и познанию самого себя. Первые боги античности были созданы по образу и подобию людей. Древнегреческие боги во многом были очень похожи на людей и обладали такими же качествами. Существенным отличием богов от людей являлось их бессмертие, хотя и они, подобно людям, не могли изменить судьбу или повлиять на неё. Судьба предопределяла, в конечном счёте, их участь. Например, могущественный Зевс в «Илиаде» Гомера не может самолично разрешить исход поединка героев Гектора и Ахилла. Он обращается за советом к судьбе, бросив жребий обоих героев на чаши золотых весов. Жребий смерти Гектора, любимица Зевса, опускается вниз, его судьба предрешена. И Зевс ничего не может изменить. Гектор погибает от копья Ахилла. Боги и герои греческого мифотворчества являлись персонажами, активно общавшимися с обыкновенными смертными. Они с ними вступали в любовные союзы, помогали своим любимцам и избранникам. Древнегреческие боги, наделённые человеческими качествами, многократно увеличенными и возвышенными, символизировали собой силу и мощь, великодушие и жестокость. Через эти созданные образы древние греки сами могли лучше понять свои человеческие возможности, осмыслить собственные намерения и поступки, объективно оценить свои силы. В первобытных обществах, в ранних классовых государствах религия по своему характеру являлась родоплеменной, а в дальнейшем становилась национально-государственной и политеистической. В последующем религиозные учения уже превращаются в монотеистические, некоторые из которых становятся мировыми. Первой по времени появления мировой религией является буддизм (VI - V в.в. до н. э.), второй - христианство (1 в.) и затем ислам (VII в.). Эти религии объединяют людей общей верой независимо от их национальной принадлежности, языка или общественно-политического устройства.
2.3 Философское мировоззрение
На протяжении
всей истории существования человечества
философия складывается как устойчивая
форма общественного сознания, рассматриваются
мировоззренческие вопросы. Она составляет
теоретическую основу мировоззрения или
его теоретическое ядро, вокруг которого
образовалось своего рода духовное облако
обобщённых обыденных взглядов житейской
мудрости, что составляет жизненно важный
уровень мировоззрения.
3. Философия и мировоззрение. Роль философии в формировании мировоззрения современного человека.
Философия - древнейшая
наука, и в то же время она всегда
молодая, потому что её знания и идеи
никогда не устаревают. Сейчас люди
стали бы смеяться над утверждениями древних
физиков о том, будто тяжёлые тела падают
вниз, а лёгкие взлетают вверх, но никто
не будет смеяться над философскими идеями
Сократа и его главным выводом: высшая
человеческая мудрость - знать, что ты
ничего не знаешь; или над словами Диогена
о том, что людей много, а человека найти
среди них очень трудно, - хотя и Сократ
и Диоген жили более двух тысячелетий
назад. Философия, как в древности, так
и сейчас бьётся над одними и теми же вопросами:
что я могу знать о мире? Как я должен жить?
На что я могу надеяться? Что такое человек?
На эти вопросы нет и никогда не будет
бесспорных и однозначных ответов. Наука
имеет дело с проблемами, а философия -
с тайнами. Чем тайна отличается от проблемы?
Проблема - это то, что рано или поздно
можно решить. Например, сейчас является
проблемой управляемая термоядерная реакция,
и эту проблему наука рано или поздно решит.
Но есть такая вещь, как смерть. Это не
проблема, а тайна, никакие наши знания
о ней нам не помогают. Мы сможем узнать,
что такое смерть, когда будем умирать.
Тайной является любовь. Никогда неизвестно,
почему один человек любит другого. Полюбишь
- узнаешь. Тайной в отличие от проблемы
является то, что нужно прожить. Не знать,
знания тут не помогут, а прожить. Для философии
всё вокруг является тайной - рождение
человека, сияние солнца, мужество и честь,
любовь и ненависть. У человека всегда
было два мира. Один - повседневный мир,
в котором мы живём, ходим в школу, делаем
каждодневные дела, болеем и выздоравливаем.
Этот мир имеет свои радости и печали,
но в целом - это знакомый, скучный мир.
Но есть и другой мир, полный чудес и превращений,
загадок и тайн. Таков был мир нашего детства,
когда природа говорила с нами на своём
языке, когда все вещи были одушевлёнными
и обращались к нам и мы понимали их. В
детстве всё было совсем другое. Некоторым
людям и во взрослом состоянии удаётся
сохранить такой детский настрой души.
Философ такой человек, который считает,
что наш повседневный мир забот и дел -
это ещё не весь мир, что есть другой мир,
более истинный, более настоящий. Мы только
иногда попадаем туда - когда любим, когда
творим, когда делаем добрые дела, когда
стараемся жить, как люди, а не как заведённые
мыслящие машины. Философия - это попытка
разбудить человека, разбудить в прямом
смысле этого слова, ибо большинство людей
спят, погружённые в свои мелочные дела
и заботы, и не подозревают о существовании
другого мира, другой истинной жизни, где
человек действительно живёт, а не прозябает
в скуке повседневного унылого существования. Философия
считает своим главным делом - спасение
человека, философия - это учение о спасении:
как жить человеку, чтобы остаться человеком,
как сохранить своё человеческое достоинство
перед постоянными социальными бурями
и катаклизмами, перед неизбежностью смерти. Философия
- мировоззренческая форма сознания. Однако
не всякое мировоззрение можно назвать
философским. Мы живём на рубеже эпох:
ХХ век уходит с исторической арены, демонстрируя
возрастание динамики социальной жизни,
потрясая наше воображение глубинными
переменами во всех структурах политики,
экономики, культуры. Человечество потеряло
веру в возможность обустройства планеты,
предполагающего устранение нищеты, голода,
преступности. Цель - превратить нашу Землю
в общечеловеческий дом, где каждому найдётся
достойное место под солнцем, где судьба
каждого станет болью и заботой общества,
- давно перешла в разряд утопий и фантазий.
Неопределённость и альтернативность
исторического развития человечества
поставила его перед выбором, принудив
оглядеться и задуматься над тем, что же
происходит в мире и с людьми. В этой ситуации
проблемы мировоззренческой ориентации
человека, осознание им своего места и
роли в обществе, цели и смысла социальной
и личной активности, ответственности
за свои поступки и выбор форм и направлений
своей деятельности становятся главными. В
становлении и формировании мировоззренческой
культуры человека философия всегда играла
особую роль, связанную с её многовековым
опытом критически-рефлексивного размышления
над глубинными ценностями и жизненными
ориентациями. Философы во все времена
и эпохи брали на себя функцию прояснения
проблем бытия человека, каждый раз заново
ставя вопрос о том, что такое человек,
как ему следует жить, на что ориентироваться,
как вести себя в периоды кризисов культуры. Если
бы жизнь была только весельем и праздником,
если бы в ней не было места ни заботам,
ни тревогам, ни горестям, философии, скорее
всего, просто не было бы. У людей бы не
было проблем, а значит, не стало бы проблем
и философских. Но «тот, кто постоянно
ясен,- писал поэт, тот просто глуп». Самодовольство
- самый первый признак бездуховности.
Философ - беспощадный критик застоя, для
многих опасный, а потому и нежеланный
возмутитель спокойствия. На философскую
критику власть всегда отвечала отнюдь
не теоретическими аргументами. Ещё задолго
до возникновения философии люди находили
ответ на важнейшие вопросы в мифологии
и религии. Поэтому правильней назвать
эти проблемы не чисто философскими, а
мировоззренческими.
1. Познавательный компонент.
2. Ценностно-нормативный
3. Эмоционально-волевой
4. Практический компонент. Её
практической составляющей
Вывод: Мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Поэтому можно сказать, что философия - это теоретически сформулированное мировоззрение. Философия - это мировоззрение - система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нём человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Таким образом, относя философию к мировоззренческим формам человеческой культуры, мы подчёркиваем одну из существенных её особенностей. Философия - это теоретический уровень мировоззрения. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер.
Заключение.
Изучив основы философии,
нельзя надеяться на достижение профессиональной
подготовки в области мировоззренческих,
методологических и аксиологических проблем.
Философия не делает человека более умелым
в выполнении частных профессиональных
обязанностей. Она обращена к личности.
Её задача - культивирование души и разума,
и этим она коренным образом отличается
от различных дисциплин, содержание которых
сводится к изучению фундаментальных
принципов природы и общества и частных
норм их применения в практической деятельности.
Список литературы.
1. Алексеев П.В., Панин А.В. «Философия. Учебник», Москва, издательство «ПРОСПЕКТ», 1997 г.
2. Ермолов А. Я., «Роль
философии в формировании
3. Радугин А. А., «Философия. Курс лекций», Москва, издательство «Центр», 1996 г.
4. Кононович Л. Г., «Философия: учебник для высших учебных заведений», Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1999 г.
5. Фролов И. Т., «Введение в философию», Москва, Издательство политической литературы, 1989 г.
6. Хрусталёв Ю. М., «Введение в философию», Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999 г.
7. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В., «Философия. Справочник студента», Москва, издательство «АСТ», 1999 г.