Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 21:19, контрольная работа
В чем состоит ценность непрактичности философии? Почему философия имеет такое влияние на человеческую историю?
Что значит «непрактичность» философии? Философия рассматривает вопросы не только узкого практицизма, т.е. стремления человека извлечь из всего непосредственную материальную выгоду, но и вопросы познания природы вещей, природы самого человека, Бога. Прежде, чем, что-то сделать, произвести или сотворить, человек мыслит, ставит перед собой вопросы, находит на них ответы и развивается.
Глава 1. Философия и мировоззрение.
1. В чем состоит ценность
Что значит «непрактичность» философии? Философия рассматривает вопросы не только узкого практицизма, т.е. стремления человека извлечь из всего непосредственную материальную выгоду, но и вопросы познания природы вещей, природы самого человека, Бога. Прежде, чем, что-то сделать, произвести или сотворить, человек мыслит, ставит перед собой вопросы, находит на них ответы и развивается. Еще на заре эволюции человека интересовали не только одежда и пища. Он смешивал растительные красители, создавал наскальные рисунки, делал первые украшения. Постепенно ценностями и реалиями его жизни становились не только хлеб насущный, человек научился ставить перед собой цель, и это стимулировало жажду познания.
Развиваясь, человечество расширяет рамки познания. Качество наших практических решений напрямую зависят от позиции, занимаемой нами относительно вопросов, которые человеческая мысль способна поставить. В том и состоит ценность непрактичности философии, её влияния на человеческую историю.
2. На какие цели философия ориентирует людей?
Сторонники диалектического материализма заявляют, что задача философии не в созерцании мира, а в его изменении: философия становится инструментом действия, властью над вещами. Но здесь принижается функция мышления.
Философия по своему существу незаинтересованная деятельность, ориентированная на истину, а не на утилитарную активность, направленную на овладение вещами. Особую значимость в философии сегодня имеют два аспекта, они затрагивают Истину и Свободу. Ослабление чувства Истины в современном обществе на первый план выдвигает лишь практические результаты или чисто материальное постижение фактов вне связи, с какой – либо реально постигаемой истиной. Философия же оставляет вне своего внимания интересы людей, социальных групп и государства и напоминает обществу об абсолютном и неколебимом характере Истины.
Говоря о Свободе, автор утверждает, что там, где появляется страх, превращаясь во внутреннее убеждение человека, исчезает условие мыслительной деятельности, т.е. Свобода.
3. Что такое метафизическое
Метафизика – идеалистическое философское учение о неизменных и недоступных опыту началах мира. Это учение рассматривает явления вне их взаимных связей, вне движения, изменения и развития. Изначальное предназначение философии состоит в метафизическом проникновении в бытие. Философия внимательно выявляет и созерцает истину в определенных сферах вне зависимости от происходящего в мире, что и является причиной её существенного влияния на мир.
4. В чем состоит ценность
Философ, даже если заблуждается, свободно критикует то, к чему привязаны его современники. Он открыто заявляет о своих взглядах, выражая свою мысль и отстаивая свою истину, какой она ему видится. Сократ дал образец критической деятельности, которая внутренне присуща философии. Критичность философии стимулирует соблюдение обществом законов его развития. Свобода же является условием мыслительной деятельности.
5. Почему диктаторы ненавидят философов?
В условиях диктатуры люди живут, приспосабливаясь к окружающим условиям, для них имеют значение лишь практические результаты или чисто материальное постижение фактов, без какой либо реально постигаемой истины, и это любой диктатуре выгодно.
Интересы диктаторов, как правило, не совпадают с общими законами развития общества, провозглашаемыми философией. Это и является причиной ненависти диктаторов к философам.
6. Почему для решения
Наука снабжает нас все новыми могучими и удивительными средствами.
С какой целью общество использует эти средства? Да, они могут быть использованы, как во благо, так и во зло. Все зависит от целей, во имя которых они употребляются. Кто же может установить эти цели? Конечно, определить цель может социальная группа или личность, но где гарантия, что цель будет увязана с интересами общества в целом? Установление истинных и подлинных целей человеческой жизни не относится и к компетенции науки. Оно принадлежит мудрости. Для этой цели общество испытывает потребность в философах. Философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления и одна из форм общественного сознания.
7. Как философия помогает
Науки о человеке – психология, социология, этнология – дают огромный материал относительно поведения отдельных людей и коллективов, а также фундаментальных компонентов жизни и человеческой цивилизации. На долю философии как науки выпадает работа по интерпретации всего этого материала способом, позволяющим раскрыть, что есть человек. И такая работа необходима, она позволяет правильно понимать человека. Лишь философское познание человека позволяет отличать то, что соответствует природе и разуму человека, и то, каким образом себя фактически ведут люди в большинстве случаев, т.е. отличать способы нормального поведения, и способы поведения, которые статистически преобладают.
8. Почему философия необходима для обоснования нравственных идеалов?
При переходе к ценностям и нормам морали анализ современного мира показывает, что цивилизация страдает от пропасти между идеалом, за который она продолжает сражаться и его наличным состоянием, присущим людям, вносящим в жизнь сомнение и неуверенность относительно этого идеала. Но психология общества или цивилизации, память об опыте прошлого, традиции семьи и среды, тип эмоционального темперамента могут поддержать в практическом поведении людей уважение и преклонение перед правилами и ценностями, которые утратили доверие их интеллекта. Придет время, когда люди и на практике отвергнут эти ценности. С этой точки зрения становится понятно, насколько необходима здоровая философия морали в обществе. Она должна вернуть интеллектуальное доверие к ценности своих идеалов.
Эти замечания в первую очередь относятся к демократическому обществу, так как основы общества свободных людей тесно связаны с моральным порядком. В демократическом обществе есть определенное число моральных принципов, без общего целостного аргументированного убеждения относительно этих принципов демократия выжить не может. Поиск обоснования и выявления демократической хартии должен относиться к компетенции философов. Философ в отношении принципов играет в обществе столь же важную роль, как государственный деятель в отношении политического правления. Нашему времени необходима здравая политическая философия.
9. Должен ли философ участвовать в политических действиях? Если да, то, каким образом?
У философа, который действует только как философ, отсутствуют опыт, информация и компетентность. Его не могут не беспокоить дела человеческие – во имя тех ценностей, что философия должна защищать и поддерживать. Философ должен, открыто заявлять о своих взглядах, отстаивать истину. Практическое применение философии может иметь политическую окраску.
Глава 2. Проблема человека в философии.
1. Что такое материалистическая философия?
Это научное направление в философии, утверждающее, в противоположность идеализму, первичность материи и вторичность сознания, материальность мира, независимость его существования от сознания людей и его познаваемость.
Французский философ ХУШ века Гельвеций К.А. доказывал, что мир материален и бесконечен в пространстве и времени, а ощущение и мышление - свойство материи.
2.Как автор определяет
Гельвеций пытается определить природу человека. Он задается вопросом: «Что такое человек?» Он называет человека разумным животным, несомненно, чувствующим, слабым и способным размножаться.
3. Какие он из этого делает выводы?
Далее Гельвеций делает выводы, что человек в качестве чувствующего существа должен избегать страданий и искать удовольствия, т.е. любить себя.
Как слабое животное, он должен объединяться с другими людьми, с целью защитить себя от более сильных животных, чем он; либо чтобы обеспечить себе пропитание, либо, чтобы поймать тех животных, которые служат ему пищей.
4. С чем связано появление
новых видов трудовой
По мнению автора дальше, с человеком, как с животным, способным размножаться происходит следующее. Средства его пропитания уменьшаются по мере того, как число людей увеличивается, и человек должен искать новые средства добывать себе пищу. Далее философ говорит о возникновении двух новых видов трудовой деятельности. Когда граждане еще малочисленны, они разводят скот, и народы бывают тогда пастушескими. Когда же число граждан сильно увеличивается, и они должны на меньшей площади искать себе пропитание, они начинают возделывать землю, и народы становятся земледельческими.
5.Как на этой основе автор
объясняет необходимость
Далее автор говорит, что более совершенная обработка земли предполагает объединение людей в общество или поселки и заключение между ними соглашений. Суть этих соглашений заключается в том, чтобы обеспечить обладание быком тому, кто его кормит, и жатвой тому, кто распахивает землю. Интересы человека и его предвидение побуждают человека к этим соглашениям. Гельвеций высказывает обоснование необходимости собственности. Он говорит, что если бы были граждане, которые могли бы отнять жатву у того, кто обрабатывает и засевает землю, то никто не обрабатывал и не засевал бы её, и в следующем году поселок стал бы жертвой нужды и голода. Из необходимости обработки земли возникает необходимость собственности на неё.
6.Как связана необходимость наказаний с природой человека?
Собственность закрепляется за людьми соглашениями о собственности. Из соглашений о собственности вытекает необходимость наказаний против тех, кто их нарушает, т.е. против воров, убийц, фанатиков и тиранов. Отмена же этих наказаний повлечет за собой потерю силы всяких соглашений между людьми, и при безнаказанном покушении на собственность других людей люди вступят в состояние войны между собой, а общество распадется. И люди должны будут избегать друг друга.
7. Как автор связывает
Далее автор говорит, что во всех цивилизованных странах существуют наказания против нарушителей права собственности. Право собственности становится священным, возводится в ранг божества. «Сохранение собственности – есть нравственный бог государства: она поддерживает здесь внутренний мир и заставляет царствовать справедливость; потому что люди объединились для того, чтобы обеспечить себе свою собственность; потому что справедливость, заключающая в себе одной все добродетели, состоит в том, чтобы воздавать всякому то, что ему принадлежит, и сводится, следовательно, к поддержанию этого права собственности» - говорит автор, связывая определение справедливости с понятием собственности.
8. Докажите, что автор рассуждает
о справедливости как
Высказывания автора такие как «справедливым можно быть, лишь, будучи просвещенным»; (мир познаваем, а мышление - свойство материи); «физическая чувствительность как первоисточник нравственности» (ощущение – свойство материи). Из чувственной природы человека Гельвеций вывел движущее начало общественной жизни.
Глава 3. Бытие, природа, познание.
1.Как автор характеризует
Автор характеризует Сократа, как человека, любящего задавать вопросы и вести споры. Днем он бродит по улицам и беседует с кем ни попадя, он умеет веселиться. Но, прежде всего он бывает там, где ведется диспут, он – ужас софистов; никто не устоит в споре с ним. Но и этого ему мало. Он болтает с каждым, кто попадается на его пути. О чем же? Да о чем ему вздумается. Чего же хочет этот человек? Все удивляются его ясной, твердой и разумной речи. Может он ищет новую мудрость и поэтому так жаден до нее? Наоборот, он не оставляет на ней живого места и ничего не хочет слышать о ней. Значит, он знает что-нибудь еще лучшее? Нет, он повторяет каждому, что знает лишь одно: а именно, что ничего не знает.
2.Что такое метод иронии по
Сократу и как Сократ его
использует в беседе с
Сократ подходит к каждому из своих сограждан в роли неуча, глупого и ищущего поучения человека. При помощи своих вопросов, проникающих в самые мелкие подробности темы, он заставляет собеседника самостоятельно продумать нахватанные им крохи знания и в заключение вынуждает его признаться, что он, в сущности, знает так же мало, как сказал вначале о самом себе Сократ. Этот метод иронии Сократ использует и в разговоре с ремесленником.
3.Что такое полуобразование, как мнимое всезнание?
Это знаменитое полуироническое признание Сократа в своем невежестве является его объявлением войны высокомерному полуобразованию. Этот удивительный человек глубоко заглянул в душу своего времени. Он знает, какая пустота у большинства людей за этим набором фраз, и понял, какое зло приносит это полуобразование, которое мнит себя законченным и совершенным. Весь этот «образованный» мир далеко ушел от традиционных представлений и убеждений, он выбросил за борт авторитет народного сознания и теперь каждый человек следует авторитету своих учителей мудрости, изречения которых он повторяет так же несамостоятельно и с еще большим непониманием. Сократ, прежде всего, хочет довести до сознания людей, как мало они выиграли, овладев этим обманчивым знанием. Чистота этого стремления направлена против фривольности софистов, большинство которых не люди науки, а лишь люди, занимающиеся наукой.
4.Что такое диалектика по Сократу.
Движущим мотивом деятельности Сократа была потребность в истине, которая была чертой его характера и опиралась на ясное убеждение, что есть всемогущий закон, стоящий выше всяких личных мнений, мерило, согласно которому должен испытываться и направляться взгляд каждого. Сократ опередил своих современников лишь в том, что он верил в существование этого закона, и что нужно эту меру лишь добросовестно искать.
5.Каким образом Сократ