Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:05, контрольная работа
Философия и Наука – две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия стремится познать всё: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека и нет, реальное и нереальное. Для Философии нет границ – она стремится понять всё, даже иллюзорное. Наука же изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить и т.п. Но изучение это происходит по сравнению с изучением этого же философией хотя и однобоко, но более тщательно.
Введение 3
1. Нау¬ка и ее функ¬ции в об¬ще¬ст¬ве 4
1.1. Нау¬ка фун¬да¬мен¬таль¬ная и при¬клад¬ная 4
1.2. Нау¬ка и тех¬но¬ло¬гия 5
1.3. Нау¬ка и раз¬ви¬тие че¬ло¬ве¬ка 7
1.4. Философия и наука 9
2. Структура научного знания 14
2.1. Эмпирический и теоретический уровни знания 14
2.2. Взаимосвязь различных уровней знания 17
2.3. Характер научного знания и его функции 19
Заключение 21
Список используемой литературы 22
Итак, в структуре научного
знания выделяются два существенно
различных, но взаимосвязанных уровня: эмпирический
и теоретический.
Но чтобы адекватно описать локальную
область знания, этих двух уровней оказывается
недостаточно. Необходимо выделить часто
не фиксируемый, но очень существенный
уровень структуры научного знания —
уровень философских предпосылок, содержащий
общие представления о действительности
и процессе познания, выраженные в системе
философских понятии.
2.2. Взаимосвязь различных уровней знания
Обратим прежде всею внимание на то, что эмпирический и теоретический уровни органически связаны между собой:
Теоретический уровень существует не сам по себе, а опирается на данные эмпирического уровня, в этом смысле связь теории и эмпирии очевидна, но существует то, что и эмпирическое знание оказывается несвободным от теоретических представлений, оно обязательно погружено б определенный теоретический контекст. Рассмотрим область микроявлений, где совокупность эмпирических данных дают различные приборы. Эти данные представляют собой. например, определенные траектории на фотобумаге, которые показывают нам, как взаимодействуют частицы и т.д. Но, конечно, совокупность эмпирических данных является определенным знанием о действительности лишь тогда, когда эти данные истолковываются с позиций определенных теоретических представлений.
Так, например, на фотографии, сделанной в магнитном поле, мы видим определенные спиральные линии. Зная, что в магнитном поле заряженные частицы движутся по спирали, прячем электроны в одну сторону, а позитроны в другую, мы считаем, что на фотографии изображено движение электрона или позитрона.
Если мы не имеем определенных теоретических представлений, то, конечно, щелчки счетчика Гейгера или траектории в камерах Вильсона нам ничего не говорят о микромире.
На эмпирическом уровне
необходима интерпретация работы приборов,
осуществляемая в рамках механики, термодинамики, электродинамики
и других теорий. Это значит, что эмпирический
уровень научных знаний обязательно включает
в себя то или иное теоретическое истолкование
действительности.
Очень существенно, что эмпирический уровень
знания погружается в такие теоретические
представления, которые являются непроблематизируемыми.
Например, когда мы пытаемся обосновать
эмпирически квантовую механику, то экспериментальные
данные, используемые при этом, оказываются
нагруженными не квантовомеханическими,
а классическими представлениями, которые
в данном случае мы не ставим под сомнение.
Мы проверяем эмпирией более высокий уровень
теоретических построений, чем тот, который
содержится в ней самой. Отсюда фундаментальное
значение эксперимента как критерия истинное)
и теории. [12]
Несмотря на теоретическую нагруженность, эмпирический уровень является более устойчивым, более прочным, чем теория, в силу того, что теории, с которыми связано истолкование эмпирических данных, — это теории другого уровня. Если бы было иначе, то мы имели бы логический круг, и тогда эмпирия ничего не проверяла бы в теории и не могла бы быть критерием ее истинности. Эти уточнения очень важны для понимания закономерное развития науки. Итак, в локальной области научного знания мы выделили три уровня: эмпирический, теоретический, философский - и показал, что все они взаимосвязаны.
2.3. Характер научного знания и его функции
Обратим внимание еще на один очень важный момент, который показывает несостоятельность представлений о структуре научного знания, основанных на редукционизме.
Несомненно, что важнейшая
задача любой научной теории, как
и вообще науки. — отражать объективную
реальность. Но наука — это создание человеческого
разума, это плод деятельности человека.
Наука существует не только для того, чтобы
отражать действительность, но и для того,
чтобы результаты этого отражения могли
быть использованы людьми.
На науку оказывает влияние определенная
форма культуры, в которой она формируется.
Стиль научного мышления вырабатывается
на базе не только социальных, но и философских
представлении обобщающих развитие как
науки, так и всей человеческой практики.
Когда мы говорим о различных областях науки, то очень важно представлять себе то, что разные науки, вообще говоря, выполняют разные общественные функции.
Можно ли сказать,
что культурные функции
Конечно, и физика и история дают нам знание
о действительности. Но представим себе,
что история была бы построена по образцу
физики и давала бы нам теории, подобные
физическим. Тогда целый ряд очень важных
функций истории, которые она сейчас выполняет
были бы элиминированы.
История дает нам не только законы развития
общества, но и является для нас источником
социальных прецедентов. Нам очень важно
знать не только закономерности истории
в целом. закономерности функционирования
тех или иных социальных структур, но нам
важно детальное описание отдельных конкретных
исторических моментов.
История, будучи наукой, является, подобно литературе, той базой, на основании которой человек входит в культуру, учится жить. Она дает ему систему жизненно важных прецедентов. Человек сталкивается с огромным количеством сложных и непредсказуемых ситуаций, и, готовя ею к жизни, мы пытаемся расширить его социальный опыт за счет приобщения к истории культуры, литературе для того чтобы он пережил — не реально, не в действительности — огромное множество тех ситуаций, с которыми люди сталкивались ранее или с которыми они могли бы сталкиваться. Как говорил Бисмарк, только дураки учатся на собственных ошибках, а умные учатся на ошибках других. Мы полагаем, что эта (функция истории чрезвычайно важна и специфична — такой функции у физики нет. Эта очень важная функция истории свидетельствует также и о том, чью историю не надо сводить к тому идеалу научности, который существует сейчас в физике.
Тот идеал научности, который мы видим в физике, вряд ли в полной мере реализуется и в других науках. Несомненно, что тенденция реализации этого идеала наблюдается сейчас во многих науках, и это прогрессивная и эффективная тенденция. Но она не безгранична, и ее границы определяются как объективным разнообразием действительности, так и спецификой самой науки.
Заключение
В заключение хотелось бы отметить, что современной цивилизации не существовало бы ни без науки, ни без философии, также как и этих двух человеческих сущностей друг без друга. И если с рассудочной деятельностью человеческой мысли все в порядке в современности, то разумно-нравственная сфера оставляет желать лучшего. Это ни в коем случае не стоит расценивать как упрек в адрес философии.
То, что современная европейская наука движется по тупиковому пути, было уже сказано выше, но и европейская философия движется по пути не менее тупиковому. Тот же Мартин Хайдеггер указывал на то, что философия не прогрессирует, а “…шагает на месте, осмысливая всегда то же самое” [10]. Каков же выход из сложившейся ситуации? Стоит ли его искать? Нужно ли это делать прямо сейчас? Может быть, европейцам стоит поучиться кое-чему на Востоке.
Список используемой литературы
М. 94г.
Дата выполнения 22.01.2013.
Информация о работе Философия и наука. Структура научного знания