Философия и наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:59, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является изучение на основе учебных пособий, учебников и словарей, отличий и сходств Философии и Науки, их взаимосвязь и историю.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие и значение науки;
проследить развитие науки во времени;
дать понятие философии;
исследовать этапы развития философии;
рассмотреть взаимоотношение философии и науки;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Наука………………………………………...…………………………...4
§ 1.1. Понятие и значение науки…………………………………………………4
§ 1.2. Развитие науки…………………………….………………………………..6
Глава 2. Философия………………………………………………………..……...9
§ 2.1. Понятие и значение философии…….…………….…………………….....9
§ 2.2. История философии…………………………...…………….……………11
Глава 3. Философия и наука…………………………………………………….14
§ 3.1. Взаимоотношение философии и науки…….…………….……………...14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список используемой литературы……………………………………………...18

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 42.51 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

 

Федеральное государственное  бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Нижегородский  государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

 

Арзамасский филиал

 

Специальность «Юриспруденция»

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине:   ФИЛОСОФИЯ

 

Тема: «Философия и наука»

 

Выполнила студентка 3 курса  заочной формы обучения (гр. 6-33 Ю/10)

Колесова Жанна Николаевна

_____________

(подпись)

 

Научный руководитель

к. полит. н., доц. Белова Наталья Евгеньевна

_____________

(подпись)

 

 

 

Арзамас 2012 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Наука………………………………………...…………………………...4

§ 1.1. Понятие и значение науки…………………………………………………4

§ 1.2. Развитие науки…………………………….………………………………..6

Глава 2. Философия………………………………………………………..……...9

§ 2.1. Понятие и значение философии…….…………….…………………….....9

§ 2.2. История философии…………………………...…………….……………11

Глава 3. Философия и наука…………………………………………………….14

§ 3.1. Взаимоотношение философии и науки…….…………….……………...14

Заключение……………………………………………………………………….16

Список используемой литературы……………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Философия и Наука –  две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия  стремится познать всё: видимое  и невидимое, ощущаемое органами чувств человека и нет, реальное и  нереальное. Философия когда-то могла иметь и имела статус особой науки.

 Философия впервые  в истории осознала свое истинное  место царицы наук, заменив столь  долго царствующую религию. Впервые  она приблизилась к общественной  жизни настолько, что стала  влиять на нее не только  косвенно, но и прямым путем.  И впервые же философия получила  право на оценку и даже решение конфликтных проблем. Для Философии нет границ – она стремится понять всё, даже иллюзорное. Наука же изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить и т.п. Но изучение это происходит по сравнению с изучением этого же философией хотя и однобоко, но более тщательно. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.

Актуальность темы реферата связана с изучением взаимосвязи  Философии и Науки. Целью данного реферата является изучение на основе учебных пособий, учебников и словарей, отличий и сходств Философии и Науки, их взаимосвязь и историю.

Для достижения поставленной цели  необходимо решить следующие  задачи:

  • определить понятие и значение науки;
  • проследить развитие науки во времени;
  • дать понятие философии;
  • исследовать этапы развития философии;
  • рассмотреть взаимоотношение философии и науки;

Таким образом, в данном реферате я попытаюсь доказать, что  Философия и Наука изучают картину мира, взаимно дополняя друг друга.

Глава 1. Наука.

§ 1.1. Понятие и значение науки.

Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь  особой формой познания мира и его  преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир  могло утвердиться в обществе только потому, что оно было уже  готово принять это воззрение  как нечто само собой разумеющееся. Следовательно, в период разрушения системы феодального производства в обществе формируется новое, по сравнению со средневековым, воззрение  на мир, природу, по своей сути совпадающее  с научным.

С этого времени наука  начинает развиваться относительно самостоятельно. Однако она постоянно  связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития и с свою очередь – воздействует на ход практической деятельности, опредмечивается, материализуется  в ней.

В литературе нет однозначного и общепринятого определения  науки. 
Насчитывается более 150 определений этого общественного явления. Однако анализ их показывает что абсолютное большинство из них не являются оригинальными и в значительной мере повторяют друг друга.

На протяжении своей истории  наука претерпела столько изменений и каждое её положение настолько связано с другими аспектами общественной деятельности, что любая попытка дать определение науки, а таких было немало, может выразить более или менее точно лишь одну из её сторон. И всё-таки во всех случаях довольно чётко прослеживается выделение двух подходов к пониманию науки, когда её трактуют в широком или узком смысле.

В широком (собирательном) смысле - это вся сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка  и теоретическая систематизации объективных знаний о действительности. Здесь понятие «наука», «учёный» не конкретизируются и понимаются как  общие, собирательные понятия. Именно в таком контексте нередко употребляется понятие «наука» применительно к философии а философов называют учёными, что в общем-то правомерно.

Для обозначения же конкретных научных дисциплин, таких, например, как физика, химия, биология, история, математика и др., понятию «наука»  придаётся узкий, и, следовательно, более строгий смысл. Здесь наука  точно определена, а учёный выступает  как узкий специалист, носитель конкретного  знания. Он уже не просто учёный, а  всегда и обязательно или физик, или химик, или историк, или представитель  другой науки, которая непременно представляет собой стройную, строго упорядоченную  систему знаний о том или ином объекте (явлении) природы, общества, мышления.

Каждая из таких наук имеет  специфические, присущие только её законы и методы, своей, единой для всей этой науки язык, категориальный аппарат  и т.п., что позволяет верно  описывать и объяснять свершившиеся процессы, адекватно понимать настоящее  и с определённой степенью точности предсказывать то, что обязательно  наступит или может при определённых обстоятельствах наступить в  соответствующей области знаний. Как содержание той или иной науки, так и полученные ею результаты едины  для всех культур и народов  и никаким образом не зависят  от позиции, точки зрения или мировоззренческих  установок отдельного учёного. Они  передаются как совокупная, проверенная  временем и практикой сумма знаний, которую нужно освоить, чтоб в  данной области идти дальше.

Наука - сфера исследовательской  деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого  производства: учёных с их знаниями и опытом, с разделением и кооперацией  научного труда; научные учреждения, экспериментальное и научное  оборудование; методы научно-исследовательской  работы, понятийно и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства. Таким образом, наука – одна из форм общественного сознания. Но она отнюдь не ограничивается одними только точными науками. Наука рассматривается как целостная система, включающая исторически подвижное соотношение частей: природоведения и обществоведения, философии и естествознания, метода и теории, теоретических и прикладных исследований. "Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности"1.

В отличие от видов деятельности, результат которых в принципе бывает известен заранее, научная деятельность даёт приращение нового знания, т. е. её результат принципиально нетрадиционен. Именно поэтому наука выступает  как сила, постоянно революционизирующая  другие виды деятельности. От художественного  способа освоения действительности, носителем которого является искусство, науку отличает стремление к логическому, максимально обобщённому знанию. Часто искусство называют «мышление  в образах», а науку «мышление  в понятиях». Наука, ориентированная  на критерии разума, по своему существу была и остаётся противоположной  религии, в основе которой лежит  вера в сверхъестественные явления.

 

§ 1.2. Развитие науки.

Отдельные элементы научного знания начали формироваться в более древних обществах (шумерская культура, Египет, Китай, Индия), однако возникновение Науки относят к 6 веку до нашей эры, когда в Древней Греции сложились соответствующие условия. Формирование науки требовало критики и разрушения мифологической системы; для её возникновения был необходим также достаточно высокий уровень развития производства и общественных отношений, приводящий к разделению умственного и физического труда и тем самым открывающий возможность для систематического занятия наукой. Более чем двухтысячелетняя история науки отчётливо обнаруживает ряд общих закономерностей и тенденций её развития. Ещё в 1844 году Фридрих Энгельс сказал: «Наука движется вперёд пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения…». Объём научной деятельности удваивался примерно каждые 10-15 лет вплоть до 17 века, что находит выражение в ускорении роста количества научных открытий и научных информации, а также числа людей, занятых в Науке. В результате количество ныне живущих учёных и научных работников составляет свыше 90% от общего числа учёных за всю историю науки.

Развитию науки свойственен  кумулятивный характер: на каждом историческом этапе она суммирует в концентрированном  виде свои прошлые достижения, и  каждый результат науки входит неотъемлемой частью в её общий фонд; он не перечёркивается  последующими успехами познания, а  лишь переосмысливается и уточняется. Преемственность науки обеспечивает её функционирование как особого  вида «социальной памяти» человечества, «теоретически кристаллизующей» прошлый  опыт познания действительности и овладения  её законами.

Процесс развития науки находит  своё выражение не только в возрастании  суммы накапливаемых положительных  знаний, он затрагивает также всю  структуру науки. На каждом историческом этапе научное познание использует определённую совокупность познавательных форм – фундаментальных категорий  и понятий, методов, принципов и  схем объяснения, то есть всего того, что определяют понятием стиля мышления. Например, для античного мышления характерно наблюдение как основной способ получения знания; Наука нового времени опирается на эксперимент  и на господство аналитического подхода, направляющего мышление к поиску простейших, далее неразложимых элементов  первоэлементов исследуемой реальности. Современную науку характеризует  стремление к целостному и многостороннему  охвату изучаемых объектов. Каждая конкретная структура научного мышления после своего утверждения открывает путь к экстенсивному развитию познания, к его распространению на новые сферы реальности. Однако, накопление нового материала, не поддающегося объяснению на основе существующих схем, заставляет искать новые, интенсивные пути развития науки, что приводит время от времени к научным революциям, то есть радикальной смене основных компонентов содержательной структуры науки, к выдвижению новых принципов познания, категорий и методов науки, чередование экстенсивных и революционных периодов характерно как для Науки в целом, так и для отдельных её отраслей.

Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему  науки в целом, весьма условно  можно подразделить на три большие  группы – естественные, общественные и технические науки, различающиеся  по своим предметам и методам. Резкой грани между этими подсистемами нет, так как ряд научных дисциплин  занимают промежуточное положение.

Наряду с традиционными  исследованиями, проводимыми в рамках какой-либо одной отрасли науки, проблемный характер ориентации современной  науки вызвал к жизни широкое  развёртывание междисциплинарных  и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных научных  дисциплин, подчас относящихся к  разным подсистемам науки, конкретное решение которых определяется характером соответствующей проблемы. Примером этого является исследование проблем  охраны природы, находящееся на перекрёстке  технических наук, биологии, наук о  Земле, медицины, экономики, математики и других. Такого рода проблемы, возникающие  в связи с решением крупных  хозяйственных и социальных задач, типичны для современной науки.

 

 

 

 

Глава 2. Философия.

§ 2.1. Понятие и значение философии.

Философия – это наука. Конкретная наука, как определенный вид эмпирического и теоретического познания действительности имеет дело с определенными понятиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями. Любая наука как в  естественной, так и в гуманитарных областях знания имеет свой особый предмет. Все это в ходе развития науки может изменяться, отвергаться, и на месте ограниченных и тем  более ошибочных теорий, возникают  новые, более глубокие теории. В философии, как и в любой науке, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают гипотезы, которые могут оказаться несостоятельными, и т.п. Но все это не значит, что  философия есть одна из наук в ряду других наук. У философии иной предмет  – она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука этим не занимается.

Понятия, категории, принципы, законы и теории философии так  же, как и других наук, развиваются, подвергаются критике, отвергаются, уточняются и т.п. Словом, философия есть свободная  и универсальная область человеческого  знания. Она есть постоянный поиск  нового. Говорят, что философия в  отличие от других наук не имеет  эмпирического уровня познания. С  этим нельзя согласиться: любой истинно  философски мыслящий человек опирается  не только эмпирический материал других наук, но всю свою сознательную жизнь  зорко наблюдает, следит за потоком  живой истории, присматривается  к поведению людей, к кипению  страстей социальной жизни, а через  искусство сталкивается с отражением жизни в конкретно-уникальных, хотя и типизированных образах. Так что философ пользуется и прямым наблюдением. 2

Информация о работе Философия и наука