Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:59, реферат
Целью данного реферата является изучение на основе учебных пособий, учебников и словарей, отличий и сходств Философии и Науки, их взаимосвязь и историю.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие и значение науки;
проследить развитие науки во времени;
дать понятие философии;
исследовать этапы развития философии;
рассмотреть взаимоотношение философии и науки;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Наука………………………………………...…………………………...4
§ 1.1. Понятие и значение науки…………………………………………………4
§ 1.2. Развитие науки…………………………….………………………………..6
Глава 2. Философия………………………………………………………..……...9
§ 2.1. Понятие и значение философии…….…………….…………………….....9
§ 2.2. История философии…………………………...…………….……………11
Глава 3. Философия и наука…………………………………………………….14
§ 3.1. Взаимоотношение философии и науки…….…………….……………...14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список используемой литературы……………………………………………...18
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижегородский
государственный университет
Арзамасский филиал
Специальность «Юриспруденция»
РЕФЕРАТ
по дисциплине: ФИЛОСОФИЯ
Тема: «Философия и наука»
Выполнила студентка 3 курса заочной формы обучения (гр. 6-33 Ю/10)
Колесова Жанна Николаевна
_____________
(подпись)
Научный руководитель
к. полит. н., доц. Белова Наталья Евгеньевна
_____________
(подпись)
Арзамас 2012 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Наука………………………………………...…………………
§ 1.1. Понятие и значение науки…………………………………………………4
§ 1.2. Развитие науки…………………………….……………………………….
Глава 2. Философия………………………………………………………
§ 2.1. Понятие и значение философии…….…………….……………………....
§ 2.2. История философии…………………………...…………….……
Глава 3. Философия и наука…………………………………………………….14
§ 3.1. Взаимоотношение философии и науки…….…………….……………...14
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение.
Философия и Наука –
две взаимосвязанные
Философия впервые
в истории осознала свое
Актуальность темы реферата связана с изучением взаимосвязи Философии и Науки. Целью данного реферата является изучение на основе учебных пособий, учебников и словарей, отличий и сходств Философии и Науки, их взаимосвязь и историю.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Таким образом, в данном реферате я попытаюсь доказать, что Философия и Наука изучают картину мира, взаимно дополняя друг друга.
Глава 1. Наука.
§ 1.1. Понятие и значение науки.
Современная наука возникла
в Европе в период XV-XVII вв. Являясь
особой формой познания мира и его
преобразования, наука сформировала
понимание того, что есть мир, природа,
как можно и должно относиться
человеку к ним. Совершенно очевидно,
что научное воззрение на мир
могло утвердиться в обществе
только потому, что оно было уже
готово принять это воззрение
как нечто само собой разумеющееся.
Следовательно, в период разрушения
системы феодального
С этого времени наука начинает развиваться относительно самостоятельно. Однако она постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития и с свою очередь – воздействует на ход практической деятельности, опредмечивается, материализуется в ней.
В литературе нет однозначного
и общепринятого определения
науки.
Насчитывается более 150 определений этого
общественного явления. Однако анализ
их показывает что абсолютное большинство
из них не являются оригинальными и в значительной
мере повторяют друг друга.
На протяжении своей истории наука претерпела столько изменений и каждое её положение настолько связано с другими аспектами общественной деятельности, что любая попытка дать определение науки, а таких было немало, может выразить более или менее точно лишь одну из её сторон. И всё-таки во всех случаях довольно чётко прослеживается выделение двух подходов к пониманию науки, когда её трактуют в широком или узком смысле.
В широком (собирательном) смысле - это вся сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизации объективных знаний о действительности. Здесь понятие «наука», «учёный» не конкретизируются и понимаются как общие, собирательные понятия. Именно в таком контексте нередко употребляется понятие «наука» применительно к философии а философов называют учёными, что в общем-то правомерно.
Для обозначения же конкретных научных дисциплин, таких, например, как физика, химия, биология, история, математика и др., понятию «наука» придаётся узкий, и, следовательно, более строгий смысл. Здесь наука точно определена, а учёный выступает как узкий специалист, носитель конкретного знания. Он уже не просто учёный, а всегда и обязательно или физик, или химик, или историк, или представитель другой науки, которая непременно представляет собой стройную, строго упорядоченную систему знаний о том или ином объекте (явлении) природы, общества, мышления.
Каждая из таких наук имеет
специфические, присущие только её законы
и методы, своей, единой для всей
этой науки язык, категориальный аппарат
и т.п., что позволяет верно
описывать и объяснять
Наука - сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства: учёных с их знаниями и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и научное оборудование; методы научно-исследовательской работы, понятийно и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства. Таким образом, наука – одна из форм общественного сознания. Но она отнюдь не ограничивается одними только точными науками. Наука рассматривается как целостная система, включающая исторически подвижное соотношение частей: природоведения и обществоведения, философии и естествознания, метода и теории, теоретических и прикладных исследований. "Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности"1.
В отличие от видов деятельности,
результат которых в принципе
бывает известен заранее, научная деятельность
даёт приращение нового знания, т. е. её
результат принципиально
§ 1.2. Развитие науки.
Отдельные элементы научного знания начали формироваться в более древних обществах (шумерская культура, Египет, Китай, Индия), однако возникновение Науки относят к 6 веку до нашей эры, когда в Древней Греции сложились соответствующие условия. Формирование науки требовало критики и разрушения мифологической системы; для её возникновения был необходим также достаточно высокий уровень развития производства и общественных отношений, приводящий к разделению умственного и физического труда и тем самым открывающий возможность для систематического занятия наукой. Более чем двухтысячелетняя история науки отчётливо обнаруживает ряд общих закономерностей и тенденций её развития. Ещё в 1844 году Фридрих Энгельс сказал: «Наука движется вперёд пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения…». Объём научной деятельности удваивался примерно каждые 10-15 лет вплоть до 17 века, что находит выражение в ускорении роста количества научных открытий и научных информации, а также числа людей, занятых в Науке. В результате количество ныне живущих учёных и научных работников составляет свыше 90% от общего числа учёных за всю историю науки.
Развитию науки свойственен
кумулятивный характер: на каждом историческом
этапе она суммирует в
Процесс развития науки находит
своё выражение не только в возрастании
суммы накапливаемых
Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, весьма условно можно подразделить на три большие группы – естественные, общественные и технические науки, различающиеся по своим предметам и методам. Резкой грани между этими подсистемами нет, так как ряд научных дисциплин занимают промежуточное положение.
Наряду с традиционными
исследованиями, проводимыми в рамках
какой-либо одной отрасли науки,
проблемный характер ориентации современной
науки вызвал к жизни широкое
развёртывание
Глава 2. Философия.
§ 2.1. Понятие и значение философии.
Философия – это наука.
Конкретная наука, как определенный
вид эмпирического и
Понятия, категории, принципы,
законы и теории философии так
же, как и других наук, развиваются,
подвергаются критике, отвергаются, уточняются
и т.п. Словом, философия есть свободная
и универсальная область