Философия и наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:59, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является изучение на основе учебных пособий, учебников и словарей, отличий и сходств Философии и Науки, их взаимосвязь и историю.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие и значение науки;
проследить развитие науки во времени;
дать понятие философии;
исследовать этапы развития философии;
рассмотреть взаимоотношение философии и науки;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Наука………………………………………...…………………………...4
§ 1.1. Понятие и значение науки…………………………………………………4
§ 1.2. Развитие науки…………………………….………………………………..6
Глава 2. Философия………………………………………………………..……...9
§ 2.1. Понятие и значение философии…….…………….…………………….....9
§ 2.2. История философии…………………………...…………….……………11
Глава 3. Философия и наука…………………………………………………….14
§ 3.1. Взаимоотношение философии и науки…….…………….……………...14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список используемой литературы……………………………………………...18

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 42.51 Кб (Скачать файл)

Философия – наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (т.е. природа и общество), так и мышление человека, процесс познания философии является одной из форм общественного сознания, определяется, в конечном счете, экономическими отношениями общества. Основным вопросом философии как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Любая философская система представляет собой конкретно развернутое решение этой проблемы, даже если “основной вопрос” в ней прямо и не формулируется. Философия как наука возникает из необходимости выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и законов, из потребности в рационально-обоснованном методе мышления о действительности, в логике и теории познания. В силу этой потребности вопрос об отношении мышления к бытию выдвигается в Философии на первый план, т.к. то или иное его решение лежит в основе метода и логики познания. С этим связана и поляризация Философии на два противоположных направления – на материализм и идеализм; промежуточное положение между ними занимает дуализм. Борьба материализма и идеализма проходит основной нитью через всю историю Философии, составляет одну из основных ее движущих сил. Эта борьба тесно связана с развитием общества, с экономическими, политическими и идеологическими интересами классов. Уточнение специфической проблематики философской науки привело в ходе ее развития к вычленению в самой Философии различных сторон в качестве более или менее самостоятельных, а иногда и резко различных разделов. К ним относятся: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, психология, социология и история Философии.

Философия «не представляет собой систему знаний, которую можно было бы передать другим и тем самым обучить их. Философия – это оформление и до предела развитие состояний с помощью всеобщих понятий, но на основе личного опыта».3 У философского знания нет чётко обозначенных границ, и это даёт возможность рассматривать философию как личный, субъективно переживаемый опыт автономного мыслителя. У неё, в отличие от того или иного научного знания, нет единой системы, нет основателей и продолжателей (в том смысле, как это есть у научных дисциплин), а путей философствования в итоге оказывается множество. Философские теории по большей части находятся в противоречиях и даже взаимноисключают друг друга.

Иными словами, плюрализм  взглядов в философии – норма  и более того, абсолютно необходимое  условие. Дорога философии устлана  прецедентами; образно говоря, философия  – «штучный товар», чего никак не скажешь о науке. Великий немецкий философ И. Кант, отмечая эти особенности  философии, утверждал, что можно  учит философствовать, но не философии, ибо она не имеет фундамента в  виде эмпирической базы и подобна  воздушному замку, живущему лишь до следующего философа. По мнению другого классика немецкой философии А.Шопенгауэра, «философ никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а  не наука».

 

§ 2.2. История философии.

Первые философские учения возникли 2500 лет назад в Индии (буддизм), Китае (конфуцианство, даосизм) и Древней Греции. Ранние древнегреческие  философские учения носили стихийно-материалистический и наивно-диалектический характер. Исторически первой формой диалектики являлась античная диалектика, крупнейшим представителем которой был Гераклит. Атомистический вариант материализма выдвинул Демокрит; его идеи развивали  Эпикур и Лукреций. Сначала у элеатов  и пифагорейцев, затем у Сократа  складывается идеализм, выступивший  как направление, противоположное  материализму. Родоначальником объективного идеализма был Платон, развивший идеалистическую диалектику понятий. Античная Философия достигла своей вершины у Аристотеля, учение которого, несмотря на его идеалистический характер, содержало глубокие материалистические и диалектические идеи. Ведущим направлением средневековой арабской Философии был восточный парапатетизм, а крупнейшими философами этого учения были Ибн Сина и Ибн Рушд.

Развитие материального  производства, обострение классовой  борьбы привели к необходимости  революционной смены феодализма капитализмом. Развитие техники и  естествознания требовало освобождения науки от религиозно-идеалистического мировоззрения. Первый удар по религиозной  картине мира нанесли мыслители  эпохи Возрождения – Коперник, Бруно, Галилей, Кампанелла и др.4

Идеи мыслителей эпохи  возрождения были развиты Философией нового времени. Прогресс опытного знания, науки требовал замены устаревшего  метода мышления новым методом познания, обращённым к реальному миру. Возрождались и развивались принципы материализма и элементы диалектики, но материализм  того времени был в целом механистическим  и метафизическим.

Родоначальником материализма нового времени был Ф. Бэкон, считавший  высшей целью науки обеспечить господство человека над природой. Гоббс же был создателем всесторонней системы  механистического материализма. Если Бэкон и Гоббс разрабатывали  метод эмпирического исследования природы, то Декарт стремился разработать  универсальный метод познания для  всех наук. Объективно-идеалистическое  учение выдвинул Лейбниц, высказавший  ряд диалектических идей.

Важнейший этап развития западноевропейской Философии – немецкая классическая Философия (Кант, Шеллинг, Гегель), развившая  идеалистическую диалектику. Вершина немецкого классического идеализма – диалектика Гегеля, ядро которой составляло учение о противоречии и развитии. Однако диалектический метод был развит Гегелем на объективно-идеалистической основе.

В 18 и 19 веках интенсивно развивалась прогрессивная материалистическая философская мысль в России. Её корни уходят в историческую традицию материализма, основоположником которого был Ломоносов, и, начиная с Радищева, прочно вошла в мировоззрение  передовых общественных деятелей России. Выдающиеся русские материалисты –  Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов – стали знаменосцами борьбы русской  революционной демократии. Русская  материалистическая Философия середины 19 века выступила с резкой критикой идеалистической Философии, в частности  немецкого идеализма. Русский материализм 19 века разрабатывал идею диалектического  развития, однако в понимании общественной жизни он не смог преодолеть идеализма. Философия революционных демократов явилась важным шагом во всемирном  развитии материализма и диалектики.

В 60-70-e годы у нас стали  появляться работы, авторы которых  в качестве предмета философии называют отношение человека к миру, мышления к бытию. Так "предметом философии является всеобщее в системе "мир - человек". Философия – это наука о мире в целом и об отношении человека к этому миру".5

 

 

 

 

Глава 3. Философия и наука.

§ 3.1. Взаимоотношение философии и науки.

Философия на протяжении всего  своего развития была связана с наукой, хотя сам характер этой связи, а точнее, соотношение философии и науки  с течением времени менялось.

На начальном этапе  философия была единственной наукой и включала в себя всю совокупность знаний. Так было в философии древнего мира и в период средневековья. В  дальнейшем развертывается процесс  специализации и дифференциации научных знаний и их отмежевания  от философии. Этот процесс интенсивно идет, начиная с XV-ХVI вв. и достигает  верхнего предела в ХVII-ХVIII вв.

На этом втором этапе конкретно-научное  знание носило преимущественно эмпирический, опытный характер, а теоретические  обобщения делала философия, притом чисто умозрительным путем. При  этом достигались нередко и положительные  результаты, но было нагорожено и немало вздора.

Наконец, в третий период, начало которого относится к Х1Х  в., наука частично перенимает у философии  и теоретическое обобщение своих  результатов. Универсальную, философскую  картину мира философия может  теперь строить лишь вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных  знаний.

Необходимо еще раз  подчеркнуть, что типы мировоззрения, в том числе и философского, многообразны. Последнее может быть и научным, и ненаучным.

Научное философское мировоззрение  в большей мере формирует и  представляет учения философского материализма, начиная с наивного материализма древних через материалистические учения ХVII-ХVIII вв. к диалектическому  материализму. Существенным приобретением  материализма на этом этапе его развития явилась диалектика, которая, в отличие  от метафизики, рассматривает мир  и отражающее его мышление во взаимодействии и развитии. Диалектика уже потому обогатила материализм, что материализм берет мир таким, каков он есть, а мир развивается, тон диалектичен и в силу этого без диалектики не может быть понят.

Философия и наука тесно  взаимосвязаны. С развитием науки, как правило, происходит прогресс философии: с каждым делающим эпоху открытием  в естествознании, как отмечал  еще Ф. Энгельс, материализм должен менять свою форму. Но нельзя видеть и  обратных токов от философии к  науке.

Философия и наука рождаются  в рамках конкретных типов культуры, взаимно влияют друг на друга, решая  при этом каждая свои задачи и взаимодействуя в ходе их решения.

Философия намечает пути разрешения противоречий на стыках наук. Она также  призвана решать и такую задачу, как уяснение самых общих оснований  культуры вообще и науки, в частности. Философия выступает как мыслительный инструмент, она вырабатывает принципы, категории, методы познания, которые  активно применяются в конкретных науках.

В философии, таким образом, отрабатываются общемировоззренческие  и теоретико-познавательные основы науки, обосновываются ее ценностные аспекты. Полезна или вредна наука? Ответ  на этот вопрос и подобные ему помогает в наши дни найти именно философия.6

 

 

 

 

Заключение.

Подводя итоги, можно сказать, как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий, категорий. Однако в философии объект исследования рассматривается через призму отношения человека к миру, в ней существует антропный принцип, всякий оценочный момент содержит элемент субъективности. Науки нет без философии, а философии - без науки.

Наука имеет специфические, присущие только её законы и методы, своей, единой для всей этой науки язык, категориальный аппарат и т.п., что позволяет верно описывать и объяснять свершившиеся процессы, адекватно понимать настоящее и с определённой степенью точности предсказывать то, что обязательно наступит или может при определённых обстоятельствах наступить в соответствующей области знаний.

Философия как наука возникает  из необходимости выработки общего взгляда на мир, исследования его  общих начал и законов, из потребности  в рационально-обоснованном методе мышления о действительности, в логике и теории познания.

Философия в том виде, в каком она есть сейчас, не была бы возможна без внешних по отношению  к человеку, ее источнику, условий: уровень, достигнутый наукой в быту, высвобождает колоссальное количество времени для  размышлений, никак не связанных  с заботой о добывании куска  хлеба насущного, защиты себя и близких  от внешней среды. Только того, что  сейчас человек спит в достаточно хороших условиях, хорошо питается, конечно, явно не достаточно для производства философской мысли, но это является хорошим подспорьем. И наоборот, наука (настоящая наука) без философии  невозможна вдвойне, так как научные  открытия (да и просто научную работу) необходимо осознавать, осмысливать, переживать, иначе это не будут открытия, а  будет простая механическая работа по добыванию, отниманию у Природы  новых, мертвых знаний. Мертвое же знание не может дать человеку ничего хорошего. Именно поэтому настоящий  ученый должен быть, прежде всего, философом, а лишь затем естествоиспытателем, экспериментатором, теоретиком.

Истина научная являет собой объективное знание. Она  делает человека богаче в материальном плане, сильнее, здоровее, может быть даже повышает его самооценку. То есть она сугубо материальна, не сама по себе конечно, а по проявлениям. Философская же истина даже по проявлениям нематериальна, так как она есть, прежде всего, некий продукт деятельности человеческого сознания, причем именно разумно-нравственной его сферы.

Таким образом, современной  цивилизации не существовало бы ни без науки, ни без философии, также  как и этих двух человеческих сущностей  друг без друга. Философия и наука рождаются в рамках конкретных типов культуры, взаимно влияют друг на друга, решая при этом каждая свои задачи и взаимодействуя в ходе их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. – М.: ТЕИС, 1996;
  2. Бучило Н.Ф., Чушаков А.Н. Философия: Учебное пособие.  – М: ПЕРСЭ, 2003;
  3. Мамардашвили М.К. Учебное пособие. Как я понимаю философию. -  М., Феникс, 1990;
  4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2007;
  5. Франк С. Н. Понятие Философии. Взаимоотношение философии и науки.- М. 1996;
  6. Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов.Энциклоп., 1983.

 

 

1 Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов.Энциклоп., 1983.– С. 501.

2 Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2007 – С. 11.

Информация о работе Философия и наука