Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:44, реферат
Размышляя о человеке, мы ограничены и уровнем естественно-научных знаний своего времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и взглядами на мир. Проблема человека всегда стояла в центре философских исследований: какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегда был для нее проблемой наиважнейшей.
Введение…………………………………………………………………………3
Древневосточная философия……………………………………………..4
Древнекитайские философы о человеке…………………………………5
Буддизм и брахманизм о смысле жизни…………………………………8
Человек в античной философии………………………………………….10
Христианское учение о спасении………………………………………..12
Философия Нового времени……………………………………………...14
З.Фрейд о смысле человеческой жизни…………………………………16
Русские философы о смысле жизни……………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………26
Список используемой литературы……………………………………………29
|
Автономная некоммерческая организация
КАЛИНИНГРАДСКИЙ БИЗНЕС-КОЛЛЕДЖ
|
Кафедра общеобразовательных дисциплин
Реферат
На тему:
1 Философия и религия о смысле жизни.
По дисциплине: Обществознание
Выполнила студентка
группы 10-3М-1
Морозова Н.В..
Проверила:
Стельмах М.К.
__________________________
Калининград
2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………29
Введение
Что такое человек? Какова природа человека? В чем драма человеческих отношений и человеческого существования? От чего зависят смысл человеческой жизни? Подобного рода вопросы интересуют людей с давних пор. Человек – уникальное творение Вселенной. Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных качествах (разумность, гуманность, доброта, способность любить и др.), но одно из них является главным. Выявить эту черту означает постичь сущность и задачу его жизни. Есть ли вообще в человеческой жизни смысл? Философы отвечают на эти вопросы по-разному. Многое зависит от общей мировоззренческой установки той или иной эпохи, то есть от того, что данное философское или религиозное направление выдвигает в качестве высшей ценности.
Размышляя о человеке, мы ограничены и уровнем естественно-научных знаний своего времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и взглядами на мир.
Проблема
человека всегда стояла в центре философских
исследований: какими бы проблемами философия
ни занималась, человек всегда был
для нее проблемой
Древневосточная философия
Первые представления о человеке возникают задолго до появления философии - в мифологическом и религиозном сознании. При этом в верованиях древних людей человек, как специфический объект рассмотрения, еще не выделяется из окружающего его природного мира, а представляет собой лишь "младшего родственника" природных объектов. Это наиболее наглядно проявляется в тотемизме - форме первобытных верований, заключающейся в поклонении растениям и животным, с которыми якобы существует кровнородственная связь и которые являются сверхъестественными покровителями рода или племени.
Первыми философскими взглядами на проблему смысла человеческого существования можно считать выводы, сложившиеся в древневосточной философии. Однако при этом не следует забывать, что в Древнем Египте философское мировоззрение еще не отделилось от обыденного знания, в Древней Индии философия срослась с религиозным мировоззрением, а в Древнем Китае она была нерасторжима с нравственной формой общественного сознания.
Древнекитайские философы о человеке
Смутное
время "Воюющих царств" (6-5 вв. до
н.э.) было для Китая эпохой величайшего
взлета национального гения. Именно
в те годы страна была наводнена
учителями, которые были знатоками
старозаветных обычаев. Несмотря на
то, что религиозный голод в
народе был очевидным, эти учителя
изощрялись в поисках социальной
и этической панацеи для
И тогда-то появляется "Старый мудрец" Лао-цзы и без назойливости и шума всем сообщает открывшиеся ему тайны вещей.
В то время
как большинство китайских
“…Нет более достойной цели для человека, как жить с Дао, жить по его законам. Но человек извращает природу, он уклонился от истинного пути, он терзается алчностью, завистью, честолюбием … . Человеческие знания, науку и просвещение, обычаи и социальные нормы цивилизации - все это Лао-цзы безоговорочно отметает … . Народ не нужно ни просвещать, ни обременять; людей надо предоставить самим себе и отдаться течению естественного хода вещей.”
Сам Лао-цзы был живым примером осуществления своего учения. Он оставил царский дворец, бросил почетную службу, став скитальцем.
Легко понять, почему такой идеал не мог найти широкого отклика среди китайского народа, озабоченного устройством своих земных дел.
В это же время появляется мыслитель Кун-цзы (Конфуций) которого занимали практические земные задачи. Как правильно управлять государством, чтобы сохранить в нём неизменный порядок - вот что волнует Конфуция в первую очередь. Человек интересует его не сам по себе, а как часть иерархии, где он занимает определенное место. Поэтому учение о человеке неотделимо от учения об управлении государством. Цель конфуцианского учения о человеке – показать, как должен вести себя человек в различных ситуациях, т.е. учение имеет ярко выраженную
практическую направленность, а теоретический аспект является второстепенным: обосновать вечность и неизменность рекомендуемых правил поведения и отношений между людьми. Достаточно познакомиться с произведением "Лунь-юй" (Беседы и высказывания), которое все исследователи считают наиболее достоверным выражением взглядов Конфуция, чтобы убедиться, что для него нет проблемы человека, а есть набор практических советов, которые подает учитель (цзы) Кун.
Мировоззренческую
основу учения о смысле человеческого
существования Конфуций не обсуждает.
Кун-цзы предлагает свои рекомендации,
исходя из традиционных китайских взглядов
на устройство мира. Из контекста его
высказываний становится понятно, что
человека он рассматривает как особый
предмет природы, подчиняющийся
ей, но и умеющий ей противостоять.
Это объясняется срединным
Обсуждать вопрос о природе человека, как свидетельствует "Лунь-юй", Конфуций избегал, ограничившись расплывчатым высказыванием: "По своей природе (люди) близки друг другу; по своим привычкам (люди) далеки друг от друга".
Конфуцианство отвечает на все вопросы, которые встают перед человеком в его сложной и запутанной жизни, помогает ему определить
его место во Вселенной, роль в истории, положение среди людей. Это, несомненно, связано с тем, что учение было создано в результате долгих размышлений над своей непростой жизнью человеком, который нашел душевное равновесие и обрел спокойную уверенность в правильности своих поступков. Он разработал собственную систему правил, которые позволяли жить и трудиться в этом противоречивом мире. Эта система, не слишком упорядоченно изложенная учениками в «Лунь юй», в течение 25 веков поддерживала моральный дух китайского народа, позволяла ему обрести смысл и выжить несмотря на огромные трудности.
Буддизм и брахманизм о смысле жизни
Творцы Упанишад - одного из величайших литературных достижений человечества во множестве ставят вопросы о Вселенной, о человеке. Откуда он пришел и куда идет? Есть ли какой то смысл в этой жизни или нет? Как связан человек с Вечностью? Ведь только через эту связь человек приобщается к подлинной жизни.
На этот вопрос мудрецы-брахманы отвечали просто: наша гибель в неведении. Человеку нужно лишь осознать, насколько глубоко он укоренен в Бессмертном. Блажен тот, кто откроет в себе всеобщий Дух. Лишь через свое "я" человек может приблизится к мировому "Атману". Земные желания были помехой истинному знанию. Только тот, кто отказывался от всего, что связывало его с жизнью и окружающего мира, мог стать бессмертным.
Но не все люди, искавшие смысл жизни, были готовы стать аскетами и естественно, что брахманское учение не вышло за пределы скитов.
Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. С самого начала буддизм выступил нетолько против значения внешних форм религиозной жизни и прежде всего ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий, войственных, в частности, брахманийско-ведической традиции. В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности. Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о четырех благородных истинах. Разъяснению и развитию этих положений и, в частности, заключенному в них представлению об автономии личности, посвящены все построения буддизма.
Страдание
и освобождение представлены в буддизме
как различные состояния
Освобождение буддизм представляет себе прежде всего как уничтожение желаний, точнее - угашение их страстности. Буддийский принцип так называемого среднего (срединного) пути рекомендует избегать крайностей - как влечения к чувственному удовольствию, так и совершенного подавления этого влечения. В нравственно-эмоциональной сфере господствующей в буддизме оказывается концепция терпимости, относительности, с позиций которой нравственные предписания не являются обязательными и могут быть нарушены.
Человек в античной философии
Античная философия сформировала основные западно-европейские подходы к выделению человека в качестве отдельной и специальной философской проблемы. Западная философия берет начало в Древней Греции и Древнем Риме. Уже в ионийской натурфилософии (6-5 вв. до н.э.) была предпринята первая попытка определить место человека в мире. Алкмеон из Кротона первым дал определение человеку как существу, которое отличается от других животных тем, что только оно способно понимать, в то время как другие, хотя и воспринимают, но не понимают.
Согласно
взглядам Протагора (5 в. до н.э.), человек
от природы наг, разут, раздет и безоружен.
Он может поддержать себя только благодаря
прометеевскому огню, искусной мудрости,
дарованной Афиной, и переданному
Зевсом общественному устройству, основанному
на стыдливости и справедливости.
Эти качества человека развиваются
благодаря постоянному
И еще
одна важная черта античной философии.
Сформулировав принцип