Философия и религия о смысле жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:44, реферат

Описание работы

Размышляя о человеке, мы ограничены и уровнем естественно-научных знаний своего времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и взглядами на мир. Проблема человека всегда стояла в центре философских исследований: какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегда был для нее проблемой наиважнейшей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Древневосточная философия……………………………………………..4
Древнекитайские философы о человеке…………………………………5
Буддизм и брахманизм о смысле жизни…………………………………8
Человек в античной философии………………………………………….10
Христианское учение о спасении………………………………………..12
Философия Нового времени……………………………………………...14
З.Фрейд о смысле человеческой жизни…………………………………16
Русские философы о смысле жизни……………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………26
Список используемой литературы……………………………………………29

Файлы: 1 файл

философия и религия о смысле жизни.docx

— 69.79 Кб (Скачать файл)

Франк называл  свою концепцию: "метафизическим (философским)реализмом". Его философия - реалистичная философия духовности,высоко поднимающая проблему человека и нацеливающая на достижение духовного единства всего человечества.

Имеет ли жизнь вообще смысл, и если да - то какой именно? В чем смысл жизни? Или жизнь есть просто бессмыслица, бессмысленный, никчемный процесс  естественного рождения, расцветания, созревания, увядания и смерти человека, как всякого другого органического  существа?

Именно  такие вопросы задавал Франк  в своей книге "Смысл жизни 

человека".

"Эти,  как обычно говорится, "проклятые"  вопросы или, вернее, этот единый  вопрос "о смысле жизни" волнует  и мучает в глубине души  каждого человека. Этот вопрос - не "теоретический вопрос", не  предмет праздной умственной  игры; этот вопрос есть вопрос  самой жизни, он так же страшен,  и, собственно говоря, еще гораздо  более страшен, чем при тяжкой  нужде вопрос о куске хлеба  для утоления голода. Поистине, это  есть вопрос о хлебе, который  бы напитал нас, и воде, которая  утолила бы нашу жажду. Чехов  описывает человека, который, всю  жизнь живя будничными интересами  в провинциальном городе, как  все другие люди, лгал и притворялся, "играл роль" в "обществе", был занят «делами», погружен  в мелкие интриги и заботы - и вдруг, неожиданно, однажды ночью,  просыпается с тяжелым сердцебиением  и в холодном поту. Что случилось?  Случилось что-то ужасное - жизнь  прошла, и жизни не было, потому  что не было и нет в ней смысла!

Франк прежде всего постарался вдуматься, что  это означает найти смысл жизни, какой смысл люди вкладывают в  это понятие и при каких  условиях они посчитали бы его  осуществленным?

Под "смыслом" философ подразумевает примерно то же, что "разумность". Под "разумным" - все целесообразное, все правильно  ведущее к цели или помогающее ее осуществить. Разумно то поведение, которое согласовано с поставленной целью и ведет к ее осуществлению, разумно или осмысленно пользование средством, которое помогает нам достигнуть цели. Но все это только относительно разумно - именно при условии, что сама цель бесспорно разумна или осмысленна, уточняет автор Но что значит "разумная цель?" задается философ. Средство разумно, когда оно ведет к цели. Но цель должна быть подлинной. Но что это значит и как это возможно? Цель или или жизнь в ее целом не имеет уже вне себя никакой цели - жизнь дана ради жизни или надо признать, что сама постановка о смысле жизни незаконна, что этот вопрос принадлежит к числу тех, которые не находят себе разрешения просто в силу своей собственной внутренней нелепости. Вопрос о "смысле" чего-либо имеет всегда относительное значение, он предполагает "смысл" для чего-нибудь, целесообразность при достижении определенной цели. Жизнь же в целом никакой цели не имеет, и потому вопрос о "смысле" нельзя ставить, решает философ.

Далее Франк  пишет: что наша жизнь, пребывание на свете и сознания этого факта, вовсе не есть для нас "самоцель". Она не может быть самоцелью, во-первых, потому, что в общем страдания  и тягости преобладают в ней  над радостями и наслаждениями  и, несмотря на всю силу животного  инстинкта самосохранения, мы часто  недоумеваем, для чего же мы должны тянуть эту тяжелую лямку. Но и  независимо от этого она не может  быть самоцелью и потому, что жизнь, по самому своему существу, есть не неподвижное  пребывание в себе, самодовлеющий  покой, а делание чего-то или стремление к чему-то; миг, в котором мы свободны от всякого дела или стремления, мы испытываем, как мучительно-тоскливое  состояние пустоты и неудовлетворенности. Мы не можем жить для жизни; мы всегда - хотим ли мы того или нет -живем  для чего-то. Но только в большинстве  случаев это "что-то", будучи целью, к которой мы стремимся, по своему содержанию есть в свою очередь средство, и притом средство для сохранения жизни. Отсюда получается тот мучительный  заколдованный круг, который острее всего дает нам чувствовать бессмысленность  жизни и порождает тоску по ее осмыслению: мы живем, чтобы трудиться над чем-то, стремиться к чему-то, а трудимся, заботимся и стремимся - для того, чтобы жить. И, измученные этим кружением в беличьем колесе, мы ищем "смысла жизни" - мы ищем стремления и дела, которое не было бы направлено на простое сохранение жизни, и жизни, которая не тратилась бы на тяжкий труд ее же сохранения.

Так в чем  же ее содержание, и, прежде всего, при  каких условиях человек может  признать конечную цель «разумной»? "Чтобы  быть осмысленной, наша жизнь - вопреки  уверениям поклонников "жизни  для жизни" и в согласии с  явным требованием нашей души - должна быть служением высшему и абсолютному благу. И при этом человек должен также непрерывно разумно сознавать все это соотношение к высшему благу. В этом единстве жизни и Истины и заключается по Франку искомый "смысл жизни".

"Итак, жизнь становится осмысленной,  поскольку она свободно и сознательно  служит абсолютному и высшему  благу, которое есть вечная  жизнь, животворящая человеческую  жизнь, как ее вечная основа  и подлинное завершение, и есть  вместе с тем абсолютная истина, свет разума, пронизывающий и  озаряющий человеческую жизнь.  Жизнь наша осмысляется, поскольку  она есть разумный путь к  цели, или путь к разумной, высшей  цели, иначе она есть бессмысленное  блуждание. Но таким истинным  путем для нашей жизни может  быть лишь то, что вместе с  тем само есть и жизнь, и  Истина. "Аз есмь путь, истина  и жизнь".

И теперь мы можем подвести краткий итог нашим  размышлениям. Для того, чтобы жизнь  имела смысл, необходимы два условия: существование Бога и наша собственная  причастность Ему, достижимость для  нас жизни в Боге, или божественной жизни. Необходимо прежде всего, чтобы, несмотря на всю бессмысленность  мировой жизни, существовало общее  условие ее осмысленности, чтобы  последней, высшей и абсолютной основой  ее был не слепой случай, не мутный, все на миг выбрасывающий наружу и все опять поглощающий хаотический  поток времени, не тьма неведения, а Бог, как вечная твердыня, вечная жизнь, абсолютное благо и всеобъемлющий свет разума. И необходимо, во-вторых, чтобы мы сами, несмотря на все наше бессилие, на слепоту и губительность наших страстей, на случайность и краткосрочность нашей жизни, были не только "творениями" Бога, не только глиняной посудой, которую лепит по своему произволу горшечник, и даже не только "рабами" Бога, исполняющими Его волю подневольно и только для Него, но и свободными участниками и причастниками самой божественной жизни, так, чтобы служа Ему, мы в этом служении не угашали и не изнуряли своей собственной жизни, а, напротив, ее утверждали, обогащали и просветляли. Это служение должно быть истинным хлебом насущным и истинной водой, утоляющей нас. Более того: только в этом случае мы для себя самих обретаем смысл жизни, если, служа Ему, мы, как сыновья и наследники домохозяина, служим в нашем собственном деле, если Его жизнь, свет, вечность и блаженство могут стать и нашим, если наша жизнь может стать божественной, и мы сами можем стать "богами", "обожиться".

Практичный  путь в постижении смысла Людвиг Семенович  видит в религиозном, внутреннем делании, молитве, аскетической борьбе с самим собой, именно и это  есть неприметный для него основной труд человеческой жизни, "единственное подлинное производительное человеческое дело с помощью которого мы действенно осуществляем смысл жизни и в силу которого в мире действительно совершается нечто существенное именно возрождение самой внутренней его ткани, рассеяние сил зла и наполнение мира силами добра. Это дело - подлинно метафизическое дело - возможно вообще только потому, что оно совсем не есть простое человеческое дело. Человеку здесь принадлежит только работа по уготовлению почвы, произрастание же совершается самим Богом. Это есть метафизический, Богочеловеческий процесс, в котором только соучаствует человек, и именно потому в нем может осуществиться утверждение человеческой жизни на ее подлинном смысле.        

 

Заключение

 

Рассмотрев  взгляды выдающихся философов и  мудрецов человечества мы видим, что  проблема смысла человеческого бытия  всегда стояла в центре философских исследований.

Конечно, мы видим, что философы были ограничены уровнем знаний и задач общества, в котором жили.

Так в  Древнем Китае для Лао-цзы главное  для человека жить по законам Высшего  начала (Дао), а все что связывает  человека с земной жизнью, мудрец отметает. Конфуция наоборот занимали практические земные задачи и человек интересует его не сам по себе, а как часть  иерархии, где он занимает определенное место.

Мудрецы Древней Индии утверждали, что  человеку необходимо открыть всебевсеобщий  Дух, только через свое “я” человек  может приблизится и слиться  с мировым “Атманом”.

Античная  философия сформировала основные западно-европейские  подходы к выделению человека в качестве отдельной и специальной  философской проблемы и определила его как самостоятельную ценность и признала за ним право на активность и инициативу перед объективным  миропорядком.

Христианство  было следующим и на сегодняшний  день основным религиозным учением, сформировавшим новый смысл человеческого  бытия, признавшей в человеке личность, смотревшей на человека как на земное воплощение Бога и на Бога как наивысшую  любовь к людям. Христианство стало  религией о том, как жить человеку, о смысле человеческого бытия, о  совести, долге, чести.

Философия Нового времени, сформировавшаяся под  влиянием развития капиталистических  отношений и расцвета наук, прежде всего механики, физики, математики, открыла путь к рациональному  истолкованию человеческой сущности и рассматривала человека с физиологических и прагматических позиций.

Возникшие в середине ХIХ века науки о  человеке (психология, социология, биологическая  теория эволюции) сделали прежний  философский образ лишенным опытных  оснований и практической ценности.

Открыв  важную роль бессознательного в жизни, как отдельного человека, так и  всего общества, Фрейд показал  свои пути решения как личных, так  и общественных проблем жизни  человека.

Экзистенциальная  философия понимается в качестве радикализации первоначального  выступления философии жизни, как  оно было воплощено на исходе XIX и  в начале XX в., прежде всего Ницше. Поставленная философией жизни задача — понять человеческую жизнь, исключая все внешние установки, непосредственно  из нее самой.

Одной из характерных особенностей русской  философии второй половины XIX - начала XX века также является внимание к  человеку, антропоцентризм. И главное  направление которой было духовное.

Для русского философа Франка …."Чтобы быть осмысленной, наша жизнь - вопреки уверениям поклонников "жизни для жизни" и в согласии с явным требованием нашей души - должна быть служением высшему и абсолютному благу. И при этом человек должен также непрерывно разумно сознавать все это соотношение к высшему благу. В этом единстве жизни и Истины и заключается по Франку искомый "смысл жизни"

Подводя краткий обзор религиозно-филосовских  исканий человечества о смысле жизни, мы видим что человечество на протяжении всей своей истории приближалось к пониманию близости человека к  высшему духовному началу. И ведущие  мыслители всех времен - от брахманов  до современных философов понимали, что человек сможет реализовать  свою миссию только в служении вечным истинам, духовно работе над своей душой, окружающем миром и в конечном итоге слиянии со своим Творцом - слиянии "тленного с нетленным".

 

 

Список литературы

 

1.Ушков  А.М. Китайско-конфуцианский культурный  ареал. Запад и Восток. Традиции  и современность. М.,1993.

3. Древнекитайская  философия. – М.: Мысль, 1972 – Т1,Т2.

4.Протоирей  Александр Мень. История религии. - М.: Слово,1990

5. Лосев  А.Ф. История античной эстетики: Ранний эллинизм. М.,1979.

6. Гроувс  К. П. Происхождение современного человека Человек. 1996.

7. Крывелев  И.А. Библия: историко-критический  анализ. М., 1982.

8. Основы  религиоведения. Под редакцией И.Н.  Яблокова. М.: Высшая школа, 1994.

9.Радугин  А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современная  религия: Курс лекций. М.: Центр, 1996.

10. История  религии. М.: Центр Руник, 1991.

11.А. Б.  Ранович. Первоисточники по истории  раннего христианства. М.: Политиздат. 1990.

12. Антология  мировой философии: В 4-х т.  Т.1. Ч.2. М.,1969.

13. З.Фрейд.  Неудовлетворенность культурой.  Избранное. Лондон, 1969.

14.Серен Кьеркегор. Страх и  трепет: Пер. с дат. - М.: Республика,1993.

15.Мартин Хайдегер. Время и бытие:  Пер. с нем. - М.: Республика,1993.

16. Альбер Камю. Бунтующий человек,  М.: Политическая литература, 1990.

17. Виктор Франкл. Человек в поисках  смысла. М.: Политическая литература, 1990.

18. Бердяев Н. А. Смысл творчества. М., 1993.

19. Соловьев В.С. Нравственный  смысл жизни в его предварительном  понятии. Собрание сочинений Владимира  Сергеевича Соловьева.


Информация о работе Философия и религия о смысле жизни