Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:44, реферат
Размышляя о человеке, мы ограничены и уровнем естественно-научных знаний своего времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и взглядами на мир. Проблема человека всегда стояла в центре философских исследований: какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегда был для нее проблемой наиважнейшей.
Введение…………………………………………………………………………3
Древневосточная философия……………………………………………..4
Древнекитайские философы о человеке…………………………………5
Буддизм и брахманизм о смысле жизни…………………………………8
Человек в античной философии………………………………………….10
Христианское учение о спасении………………………………………..12
Философия Нового времени……………………………………………...14
З.Фрейд о смысле человеческой жизни…………………………………16
Русские философы о смысле жизни……………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………26
Список используемой литературы……………………………………………29
Франк называл свою концепцию: "метафизическим (философским)реализмом". Его философия - реалистичная философия духовности,высоко поднимающая проблему человека и нацеливающая на достижение духовного единства всего человечества.
Имеет ли
жизнь вообще смысл, и если да - то
какой именно? В чем смысл жизни?
Или жизнь есть просто бессмыслица,
бессмысленный, никчемный процесс
естественного рождения, расцветания,
созревания, увядания и смерти человека,
как всякого другого
Именно такие вопросы задавал Франк в своей книге "Смысл жизни
человека".
"Эти,
как обычно говорится, "проклятые"
вопросы или, вернее, этот единый
вопрос "о смысле жизни" волнует
и мучает в глубине души
каждого человека. Этот вопрос - не
"теоретический вопрос", не
предмет праздной умственной
игры; этот вопрос есть вопрос
самой жизни, он так же
Франк прежде всего постарался вдуматься, что это означает найти смысл жизни, какой смысл люди вкладывают в это понятие и при каких условиях они посчитали бы его осуществленным?
Под "смыслом"
философ подразумевает примерно
то же, что "разумность". Под "разумным"
- все целесообразное, все правильно
ведущее к цели или помогающее
ее осуществить. Разумно то поведение,
которое согласовано с
Далее Франк
пишет: что наша жизнь, пребывание на
свете и сознания этого факта,
вовсе не есть для нас "самоцель".
Она не может быть самоцелью, во-первых,
потому, что в общем страдания
и тягости преобладают в ней
над радостями и наслаждениями
и, несмотря на всю силу животного
инстинкта самосохранения, мы часто
недоумеваем, для чего же мы должны
тянуть эту тяжелую лямку. Но и
независимо от этого она не может
быть самоцелью и потому, что жизнь,
по самому своему существу, есть не неподвижное
пребывание в себе, самодовлеющий
покой, а делание чего-то или стремление
к чему-то; миг, в котором мы свободны
от всякого дела или стремления,
мы испытываем, как мучительно-тоскливое
состояние пустоты и
Так в чем же ее содержание, и, прежде всего, при каких условиях человек может признать конечную цель «разумной»? "Чтобы быть осмысленной, наша жизнь - вопреки уверениям поклонников "жизни для жизни" и в согласии с явным требованием нашей души - должна быть служением высшему и абсолютному благу. И при этом человек должен также непрерывно разумно сознавать все это соотношение к высшему благу. В этом единстве жизни и Истины и заключается по Франку искомый "смысл жизни".
"Итак,
жизнь становится осмысленной,
поскольку она свободно и
И теперь
мы можем подвести краткий итог нашим
размышлениям. Для того, чтобы жизнь
имела смысл, необходимы два условия:
существование Бога и наша собственная
причастность Ему, достижимость для
нас жизни в Боге, или божественной
жизни. Необходимо прежде всего, чтобы,
несмотря на всю бессмысленность
мировой жизни, существовало общее
условие ее осмысленности, чтобы
последней, высшей и абсолютной основой
ее был не слепой случай, не мутный,
все на миг выбрасывающий наружу
и все опять поглощающий
Практичный путь в постижении смысла Людвиг Семенович видит в религиозном, внутреннем делании, молитве, аскетической борьбе с самим собой, именно и это есть неприметный для него основной труд человеческой жизни, "единственное подлинное производительное человеческое дело с помощью которого мы действенно осуществляем смысл жизни и в силу которого в мире действительно совершается нечто существенное именно возрождение самой внутренней его ткани, рассеяние сил зла и наполнение мира силами добра. Это дело - подлинно метафизическое дело - возможно вообще только потому, что оно совсем не есть простое человеческое дело. Человеку здесь принадлежит только работа по уготовлению почвы, произрастание же совершается самим Богом. Это есть метафизический, Богочеловеческий процесс, в котором только соучаствует человек, и именно потому в нем может осуществиться утверждение человеческой жизни на ее подлинном смысле.
Заключение
Рассмотрев взгляды выдающихся философов и мудрецов человечества мы видим, что проблема смысла человеческого бытия всегда стояла в центре философских исследований.
Конечно, мы видим, что философы были ограничены уровнем знаний и задач общества, в котором жили.
Так в
Древнем Китае для Лао-цзы
Мудрецы Древней Индии утверждали, что человеку необходимо открыть всебевсеобщий Дух, только через свое “я” человек может приблизится и слиться с мировым “Атманом”.
Античная
философия сформировала основные западно-европейские
подходы к выделению человека
в качестве отдельной и специальной
философской проблемы и определила
его как самостоятельную
Христианство было следующим и на сегодняшний день основным религиозным учением, сформировавшим новый смысл человеческого бытия, признавшей в человеке личность, смотревшей на человека как на земное воплощение Бога и на Бога как наивысшую любовь к людям. Христианство стало религией о том, как жить человеку, о смысле человеческого бытия, о совести, долге, чести.
Философия Нового времени, сформировавшаяся под влиянием развития капиталистических отношений и расцвета наук, прежде всего механики, физики, математики, открыла путь к рациональному истолкованию человеческой сущности и рассматривала человека с физиологических и прагматических позиций.
Возникшие в середине ХIХ века науки о человеке (психология, социология, биологическая теория эволюции) сделали прежний философский образ лишенным опытных оснований и практической ценности.
Открыв важную роль бессознательного в жизни, как отдельного человека, так и всего общества, Фрейд показал свои пути решения как личных, так и общественных проблем жизни человека.
Экзистенциальная философия понимается в качестве радикализации первоначального выступления философии жизни, как оно было воплощено на исходе XIX и в начале XX в., прежде всего Ницше. Поставленная философией жизни задача — понять человеческую жизнь, исключая все внешние установки, непосредственно из нее самой.
Одной из характерных особенностей русской философии второй половины XIX - начала XX века также является внимание к человеку, антропоцентризм. И главное направление которой было духовное.
Для русского философа Франка …."Чтобы быть осмысленной, наша жизнь - вопреки уверениям поклонников "жизни для жизни" и в согласии с явным требованием нашей души - должна быть служением высшему и абсолютному благу. И при этом человек должен также непрерывно разумно сознавать все это соотношение к высшему благу. В этом единстве жизни и Истины и заключается по Франку искомый "смысл жизни"
Подводя
краткий обзор религиозно-
Список литературы
1.Ушков
А.М. Китайско-конфуцианский
3. Древнекитайская философия. – М.: Мысль, 1972 – Т1,Т2.
4.Протоирей Александр Мень. История религии. - М.: Слово,1990
5. Лосев
А.Ф. История античной
6. Гроувс
К. П. Происхождение
7. Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. М., 1982.
8. Основы религиоведения. Под редакцией И.Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 1994.
9.Радугин
А.А. Введение в
10. История религии. М.: Центр Руник, 1991.
11.А. Б.
Ранович. Первоисточники по
12. Антология мировой философии: В 4-х т. Т.1. Ч.2. М.,1969.
13. З.Фрейд.
Неудовлетворенность культурой.
14.Серен Кьеркегор. Страх и трепет: Пер. с дат. - М.: Республика,1993.
15.Мартин Хайдегер. Время и бытие: Пер. с нем. - М.: Республика,1993.
16. Альбер Камю. Бунтующий человек, М.: Политическая литература, 1990.
17. Виктор Франкл. Человек в поисках смысла. М.: Политическая литература, 1990.
18. Бердяев Н. А. Смысл
19. Соловьев В.С. Нравственный
смысл жизни в его