Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 09:17, реферат
Творчество видного русского мыслителя Ивана Александровича Ильина обширно и многогранно. Однако особое внимание философ уделяет проблеме личности и вопросам духовного обновления человека, которые не потеряли своей актуальности до настоящего времени.
1). Введение
2). Биография И.А.Ильина
3). Политическая философия Ильина
4). Вопрос о соотношении морали и права в философии Ивана Ильина
5).Заключение
6). Список литературы
Реферат на тему: «Философия И.А.Ильина»
Выполнила студентака 1 курса
Группа 26Ю134
Сухрякова Наталья
Направление юриспруденция
2013 г.
Оглавление
1). Введение
2). Биография И.А.Ильина
3). Политическая философия Ильина
4). Вопрос о соотношении морали и права в философии Ивана Ильина
5).Заключение
6). Список литературы
Введение
Творчество видного русского
мыслителя Ивана Александровича
Ильина обширно и многогранно. Однако
особое внимание философ уделяет
проблеме личности и вопросам духовного
обновления человека, которые не потеряли
своей актуальности до настоящего времени.
Дух, по Ильину, является самым главным
основанием в человеке, силой самоопределения
к лучшему, потребностью священного
начала, жилищем совести, источником
правосознания и истинного
С болью и глубоким сожалением И.А.Ильин отмечает, что историческая эпоха, переживаемая народами в ХХ веке, является эпохой великого духовного кризиса, который порожден, в конечном счете, именно несовершенством, незрелостью или вырождением духовной культуры человека. Он отмечает, что стихия, ныне вовлекшая человека в неизмеримое злосчастие великих войн и потрясений, есть стихия неустроенной и ожесточившейся человеческой души. Человечество заблудилось в своей духовной жизни. По убеждению И.А.Ильина, все это свидетельствует о том, что неверен был сам способ духовной жизни, что он должен быть пересмотрен до корней и от корней обновлен и возрожден.
2). Бография И.А.Ильина
Иван Александрович Ильин
В 1909 году Ильин получил звание
приват-доцента, после чего более 10
лет преподавал в Московском университете.
В 1910-1912 гг. находился в научной
командировке в университетах Германии
и Франции. Вернувшись в 1912 году в
Россию, вел преподавательскую
После Февральской революции Ильин
активно включился в
В 1922 году Ильин был арестован в шестой раз, допрошен, немедленно судим и приговорен к смертной казни, замененной высылкой. Президиум ВЦИК постановил лишить Ильина гражданства и конфисковать все его имущество. Путь на родину был закрыт навсегда. Хотя высылка за границу и была лучшим выходом, поскольку спасла Ильина от неминуемой гибели, его душа навсегда осталась с Россией. В ноябре 1922 года он писал П.Б. Струве: «Я жил там, на родине, совсем не потому, что «нельзя было выехать», а потому, что Наталия Николаевна (жена И.А. Ильина – А.Р.) и я считали это единственно верным, духовно необходимым, хотя и очень опасным для жизни. Мы бы сами и теперь не уехали бы; ибо Россия в своем основном массиве – там; там она болеет, там же находит и найдет пути к исцелению. От постели больной матери… не уезжают; разве только – оторванные и выброшенные».
Находясь в эмиграции с 1923 по 1934 год, И.А. Ильин был профессором Русского Научного Института в Берлине. В 1926 году он активно участвовал в деятельности Российского Зарубежного съезда. В 1925-1926 гг. выходил в редакцию парижской газеты «Возрождение», с 1927 по 1930 год издавал «Русский Колокол. Журнал волевой идеи», целью которого было объявлено «служение самобытной и великой России». И. А. Ильин читал лекции в ряде европейских университетов, продемонстрировав способности замечательного оратора.
После прихода к власти нацистов Ильин в 1934 году был уволен из Русского Научного Института. Через два года последовал запрет на его преподавательскую деятельность, ему так же было запрещено печатать свои работы. Оставшись без средств к существованию, под угрозой ареста и заключения в концлагерь, Ильин был вынужден в 1938 году эмигрировать в Швейцарию. Последние годы он жил в Цолликоне, в окрестностях Цюриха, где и скончался 21 декабря 1954 года.В число основных работ И.А. Ильина входят: «Религиозный смысл философии. Три речи» (1924), «О сопротивлении злу силою» (1925), «Пути духовного обновления» (1935), «Аксиомы религиозного опыта (в 2-х томах, 1953), «Путь к очевидности» (1957), «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний (1958). Особое место в творчестве И.А. Ильина занимает цикл статей «Наши задачи», которые представляли собой ряд периодических бюллетеней «Русского Обще-Воинского Союза», рассылавшихся по списку небольшому кругу единомышленников. Только в 1956 году 215 выпусков этих бюллетеней были объединены в двухтомник и изданы в Париже Русским Обще-Воинским Союзом.
3). Политическая философия Ильина
С прозорливой точки зрения Ильина, в России грядёт всеобщая национальная судорога, которая, по мнению Ильина, будет стихийно мстительной и жестокой. "Страна вскипит жаждой мести, крови и нового имущественного передела, ибо поистине ни один крестьянин в России ничего не забыл. В этом мнении встанут десятки авантюристов, из коих три четверти будут "работать" на чьи-нибудь иностранные деньги, и ни у одного из них не будет творческой и предметной национальной идеи". События в России последних десяти лет, к сожалению подтвердили предостережения русского мыслителя.
Более того, Ильин с гениальным пророчеством предвидел и распад исторической России, который и произошёл в 1991 году, во многом, как он сам говорил, благодаря "мировой закулисе". Однако, в результате от этого распада во многом страдает весь мир, ибо разрушается сила, которая бы противостояла Западу (и, в частности, США). В статье "Что сулит миру расчленение России?" он отмечает следующее: "Расчленение организма на составные части нигде не давало и никогда не даст ни оздоровления, ни творческого равновесия, ни мира. Напротив, оно всегда было и будет болезненным распадом, процессом разложения, брожения, гниения и всеобщего заражения. И в нашу эпоху в этот процесс будет втянута вся вселенная". Далее он следующим образом характеризует уже ситуацию в самой России: "Территория России закипит бесконечными распрями, столкновениями и гражданскими войнами, которые будут постепенно перерастать в мировые столкновения". Это перерастание во многом будет совершенно неотвратимым "в силу одного того, что державы всего мира (европейская, азиатская и американские) будут вкладывать свои деньги, свои торговые интересы и свои стратегические расчёты в нововозникшие малые государства". Последние события в Ираке, как бы полностью подтверждают этот во многом зловещий прогноз Ивана Александровича.
Чтобы преодолеть эту национальную судорогу, которую мы все переживаем сегодня, русские национально и патриотически мыслящие люди должны быть готовы генерировать эту идею применительно к новым условиям. Она, прежде всего, должна быть государственно-исторической, государственно-национальной, государственно-патриотической. Эта идея должна, прежде всего, говорить о главном в русских судьбах - и прошлого, и будущего и она прежде всего должна светить целым поколением русских людей.
Главное, согласно Ильину, это воспитание в самом русском народе национального духовного характера. Именно из-за его недостатка в интеллигенции и в массах Россия и рухнула во время революции. "Россия встанет во весь рост и окрепнет только через воспитание в народе такого характера. Это воспитание может быть только национальным самовоспитанием, которое может быть проведено самим русским народом, т.е. его верной и сильной национальной интеллигенцией. Для этого нужен отбор людей, отбор духовный, качественный и волевой".
В религиозной
философии Ильин не принадлежал
к плеяде последователей В.С. Соловьёва,
с которыми многие связывают обычно
русский религиозно-
Но самый
главный предмет для
4). Вопрос о соотношении морали и права в философии Ивана Ильина
Исходным пунктом философии
Ильина является религиозно-нравственная
основа индивида; вопросы природы
человека, его происхождения и
назначения, места в мире занимают
ведущее положение. Мыслитель убежден,
что духовное развитие личности предопределяет
духовное развитие социально-политической
сферы. Первым олицетворением нравственности
является сама личность, а государство
выступает как средство, с помощью
которого личность обретает полноту
духовного бытия. Притом, что Ильин
никогда не умалял роли права в
государстве, его политическая философия
скорее представляет учение не о правовом
государстве, как у Гегеля, а о
нравственном государстве, в котором
главным признаком и основанием
существования государства
Для Ильина нравственность неотделима от духовной сущности человека, и в установлении моральных норм единственным авторитетом является голос совести, живущий в глубине каждой души. Но веление совести не имеет разумно-логического характера. Поэтому моральные нормы представляют собой указания совести не сами по себе, а выраженные в форме грамматических предложений и логических суждений. Сам Ильин не оговаривает специально различие терминов "мораль" и "нравственность", но в различных контекстах употребляет понятие "нравственность" в смысле совокупности душевных свойств (воли, любви, милосердия, страсти), отличающихся от умственного начала (разум, рассудок, память и пр.), а "мораль" - как правила, которыми должен руководствоваться человек в делах своей воли и совести, это выраженная в словах нравственность.
Начальным
элементом любой формы