Философия И.А.Ильина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 09:17, реферат

Описание работы

Творчество видного русского мыслителя Ивана Александровича Ильина обширно и многогранно. Однако особое внимание философ уделяет проблеме личности и вопросам духовного обновления человека, которые не потеряли своей актуальности до настоящего времени.

Содержание работы

1). Введение
2). Биография И.А.Ильина
3). Политическая философия Ильина
4). Вопрос о соотношении морали и права в философии Ивана Ильина
5).Заключение
6). Список литературы

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 30.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Реферат на тему: «Философия И.А.Ильина»

 

 

Выполнила студентака 1 курса

Группа 26Ю134

Сухрякова Наталья

Направление юриспруденция

 

 

2013 г.

Оглавление

1). Введение

2). Биография И.А.Ильина

3). Политическая философия  Ильина

4). Вопрос о соотношении морали и права в философии Ивана Ильина

5).Заключение

6). Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Творчество видного русского мыслителя Ивана Александровича Ильина обширно и  многогранно. Однако особое внимание философ уделяет  проблеме личности и вопросам духовного  обновления человека, которые не потеряли своей актуальности до настоящего времени. Дух, по Ильину, является самым главным  основанием в человеке, силой самоопределения  к лучшему, потребностью священного начала, жилищем совести, источником правосознания и истинного патриотизма  и, в конечном итоге, основой здоровой государственности и великой  культуры.

С болью и глубоким сожалением И.А.Ильин отмечает, что историческая эпоха, переживаемая народами в ХХ веке, является эпохой великого духовного  кризиса, который порожден, в конечном счете, именно несовершенством, незрелостью  или вырождением духовной культуры человека. Он отмечает, что стихия, ныне вовлекшая человека в неизмеримое  злосчастие великих войн и потрясений, есть стихия неустроенной и ожесточившейся человеческой души. Человечество заблудилось  в своей духовной жизни. По убеждению  И.А.Ильина, все это свидетельствует  о том, что неверен был сам  способ духовной жизни, что он должен быть пересмотрен до корней и от корней обновлен и возрожден.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2). Бография И.А.Ильина

Иван Александрович Ильин родился 28 марта 1883 года в дворянской семье  в Москве. Его родители были глубоко  религиозными людьми, что существенно  повлияло на формирование и развитие мировоззрения Ильина. Окончив гимназию с золотой медалью, он учился на юридическом  факультете Московского университета, после окончания которого в 1906 году был оставлен на факультете для подготовки к профессорскому званию. Еще будучи студентом, И.А. Ильин вошел в научную школу П.И. Новгородцева. Вмести с ним трудились Марк Вишняк, впоследствии оставивший занятия наукой и Н.Н. Алексеев, ставший крупным правоведом и философом.

В 1909 году Ильин получил звание приват-доцента, после чего более 10 лет преподавал в Московском университете. В 1910-1912 гг. находился в научной  командировке в университетах Германии и Франции. Вернувшись в 1912 году в  Россию, вел преподавательскую деятельность.

После Февральской революции Ильин  активно включился в общественно-политическую жизнь, опубликовав пять небольших  брошюр по злободневным вопросам. После  Октябрьской революции Ильин  начал борьбу с новой властью. В апреле 1918 года был впервые арестован  по подозрению в участии в организации  «Добровольческая армия», вскоре был  амнистирован и отпущен на свободу. Огромное значение в освобождении Ильина сыграло то, что в его защиту дружно выступили видные представители  отечественной науки. Многие ученые даже предложили пойти в заложники  на время защиты Ильиным его диссертации. 18 мая того же года Ильин защитил  магистерскую диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». В качестве оппонентов на защите выступили Е.Н. Трубецкой  и П.И. Новгородцев. Последний приехал на защиту, рискуя свободой. Накануне у него был обыск, и в любой момент мог последовать арест. Защита прошла на высоком уровне, и ученый совет единогласно проголосовал за присуждение Ильину степени доктора государственных наук и одновременно звания профессора.

В 1922 году Ильин был арестован  в шестой раз, допрошен, немедленно судим и приговорен к смертной казни, замененной высылкой. Президиум  ВЦИК постановил лишить Ильина гражданства  и конфисковать все его имущество. Путь на родину был закрыт навсегда. Хотя высылка за границу и была лучшим выходом, поскольку спасла Ильина от неминуемой гибели, его душа навсегда осталась с Россией. В ноябре 1922 года он писал П.Б. Струве: «Я жил там, на родине, совсем не потому, что «нельзя  было выехать», а потому, что Наталия  Николаевна (жена И.А. Ильина – А.Р.) и я считали это единственно  верным, духовно необходимым, хотя и  очень опасным для жизни. Мы бы сами и теперь не уехали бы; ибо Россия в своем основном массиве –  там; там она болеет, там же находит  и найдет пути к исцелению. От постели  больной матери… не уезжают; разве  только – оторванные и выброшенные».

Находясь в эмиграции с 1923 по 1934 год, И.А. Ильин был профессором  Русского Научного Института в Берлине. В 1926 году он активно участвовал в  деятельности Российского Зарубежного  съезда. В 1925-1926 гг. выходил в редакцию парижской газеты «Возрождение», с 1927 по 1930 год издавал «Русский Колокол. Журнал волевой идеи», целью которого было объявлено «служение самобытной и великой России». И. А. Ильин  читал лекции в ряде европейских  университетов, продемонстрировав  способности замечательного оратора.

После прихода к власти нацистов Ильин в 1934 году был уволен из Русского Научного Института. Через два года последовал запрет на его преподавательскую  деятельность, ему так же было запрещено  печатать свои работы. Оставшись без  средств к существованию, под угрозой ареста и заключения в концлагерь, Ильин был вынужден в 1938 году эмигрировать в Швейцарию. Последние годы он жил в Цолликоне, в окрестностях Цюриха, где и скончался 21 декабря 1954 года.В число основных работ И.А. Ильина входят: «Религиозный смысл философии. Три речи» (1924), «О сопротивлении злу силою» (1925), «Пути духовного обновления» (1935), «Аксиомы религиозного опыта (в 2-х томах, 1953), «Путь к очевидности» (1957), «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний (1958). Особое место в творчестве И.А. Ильина занимает цикл статей «Наши задачи», которые представляли собой ряд периодических бюллетеней «Русского Обще-Воинского Союза», рассылавшихся по списку небольшому кругу единомышленников. Только в 1956 году 215 выпусков этих бюллетеней были объединены в двухтомник и изданы в Париже Русским Обще-Воинским Союзом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3). Политическая  философия Ильина

С прозорливой  точки зрения Ильина, в России грядёт всеобщая национальная судорога, которая, по мнению Ильина, будет стихийно мстительной  и жестокой. "Страна вскипит жаждой мести, крови и нового имущественного передела, ибо поистине ни один крестьянин в России ничего не забыл. В этом мнении встанут десятки авантюристов, из коих три четверти будут "работать" на чьи-нибудь иностранные деньги, и  ни у одного из них не будет творческой и предметной национальной идеи". События в России последних десяти лет, к сожалению подтвердили предостережения русского мыслителя.

Более того, Ильин с гениальным пророчеством предвидел и распад исторической России, который и произошёл в 1991 году, во многом, как он сам говорил, благодаря "мировой закулисе". Однако, в результате от этого распада во многом страдает весь мир, ибо разрушается сила, которая бы противостояла Западу (и, в частности, США). В статье "Что сулит миру расчленение России?" он отмечает следующее: "Расчленение организма на составные части нигде не давало и никогда не даст ни оздоровления, ни творческого равновесия, ни мира. Напротив, оно всегда было и будет болезненным распадом, процессом разложения, брожения, гниения и всеобщего заражения. И в нашу эпоху в этот процесс будет втянута вся вселенная". Далее он следующим образом характеризует уже ситуацию в самой России: "Территория России закипит бесконечными распрями, столкновениями и гражданскими войнами, которые будут постепенно перерастать в мировые столкновения". Это перерастание во многом будет совершенно неотвратимым "в силу одного того, что державы всего мира (европейская, азиатская и американские) будут вкладывать свои деньги, свои торговые интересы и свои стратегические расчёты в нововозникшие малые государства". Последние события в Ираке, как бы полностью подтверждают этот во многом зловещий прогноз Ивана Александровича.

Чтобы преодолеть эту национальную судорогу, которую  мы все переживаем сегодня, русские  национально и патриотически мыслящие люди должны быть готовы генерировать эту идею применительно к новым условиям. Она, прежде всего, должна быть государственно-исторической, государственно-национальной, государственно-патриотической. Эта идея должна, прежде всего, говорить о главном в русских судьбах - и прошлого, и будущего и она прежде всего должна светить целым поколением русских людей.

Главное, согласно Ильину, это воспитание в  самом русском народе национального  духовного характера. Именно из-за его  недостатка в интеллигенции и  в массах Россия и рухнула во время  революции. "Россия встанет во весь рост и окрепнет только через воспитание в народе такого характера. Это воспитание может быть только национальным самовоспитанием, которое может быть проведено  самим русским народом, т.е. его верной и сильной национальной интеллигенцией. Для этого нужен отбор людей, отбор духовный, качественный и волевой".

В религиозной  философии Ильин не принадлежал  к плеяде последователей В.С. Соловьёва, с которыми многие связывают обычно русский религиозно-философский  ренессанс. Предметом его основного  внимания был не только тот или  иной христианский догмат, внутренний нечувственный опыт, но и то, что  называют духом. Все эти нюансы Ильин  и выразил в своём классическом труде "Аксиомы религиозного опыта" (1953, т.1-2). Это, прежде всего, учение о  равновесии и сочетании духа и  инстинкта, а также законов природы  и законов духа, являющейся центральным  в его религиозной философии. И в этом отношении сама эстетическая установка Ивана Александровича шла как бы вразрез остальному серебряному веку и имела во многом другой источник. Во главу угла он ставил художество, процесс рождения и воплощения эстетического образа, а на вершину  художественное совершенство, которое  внешне может быть лишено "красоты". Все эти вопросы Ильин поднял в монографиях и лекциях о наших великих писателях, поэтах, певцов, композиторов, актёров, таких как Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой, Бунин, Шмелёв, Мережковский, Метнере, Рахманинове, Шаляпине.

Но самый  главный предмет для философского исследования Ильина, ради которого он написал всё остальное - это сама Россия и её образующий русский народ. Этим основным темам всей его жизни  посвящены следующие работы: "Сущность и своеобразие русской культуры" и "Грядущая Россия". Иван Александрович  много писал об истории России, как бы прогнозируя её будущее, а  также о сильных и слабых сторонах русского народа. Религиозные установки  и прафеномены русской православной души, которые являются по Ильину, "сердечное созерцание, любовь к свободе, детская непосредственность, живая совесть, равно как воля к совершенству во всём, вера в божественное становление человеческой души. Эти прафеномены суть: молитва; старчество; праздник Пасхи; почитание Богородицы и святых; иконы"4.

 

 

 

 

 

 

 

4). Вопрос о соотношении морали и права в философии Ивана Ильина

 

Исходным пунктом философии  Ильина является религиозно-нравственная основа индивида; вопросы природы  человека, его происхождения и  назначения, места в мире занимают ведущее положение. Мыслитель убежден, что духовное развитие личности предопределяет духовное развитие социально-политической сферы. Первым олицетворением нравственности является сама личность, а государство  выступает как средство, с помощью  которого личность обретает полноту  духовного бытия. Притом, что Ильин  никогда не умалял роли права в  государстве, его политическая философия  скорее представляет учение не о правовом государстве, как у Гегеля, а о  нравственном государстве, в котором  главным признаком и основанием существования государства является духовное единство народа. Для него не право определяет нравственность, как у Гегеля, а нравственность человека в отдельности и общества в целом определяет право. Поэтому  в основе правовой системы Ильина И.А. лежит нравственное содержание.

Для Ильина нравственность неотделима от духовной сущности человека, и в установлении моральных норм единственным авторитетом  является голос совести, живущий  в глубине каждой души. Но веление  совести не имеет разумно-логического  характера. Поэтому моральные нормы  представляют собой указания совести  не сами по себе, а выраженные в форме  грамматических предложений и логических суждений. Сам Ильин не оговаривает специально различие терминов "мораль" и "нравственность", но в различных контекстах употребляет понятие "нравственность" в смысле совокупности душевных свойств (воли, любви, милосердия, страсти), отличающихся от умственного начала (разум, рассудок, память и пр.), а "мораль" - как правила, которыми должен руководствоваться человек в делах своей воли и совести, это выраженная в словах нравственность.

Начальным элементом любой формы социальной общности, по Ильину, является нравственный человек, который относится к  окружающей его социальной действительности с позиции естественного права. Исходной точкой в естественно-правовой концепции стало признание того, что основные права граждан не даруются кем бы то ни было, а изначально принадлежат каждому и вытекают из самого понятия личности, наделенной достоинством, свободой и сопричастностью высшему началу жизни. Личность с ее неотъемлемыми правами и свободами является для государственной власти той границей, за которой начинается самостоятельная сфера ее деятельности, неподвластная государственному вмешательству. Государство распоряжается лишь теми полномочиями, которые ему доверили его граждане.

Информация о работе Философия И.А.Ильина