Философия Иммануила Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 08:44, контрольная работа

Описание работы

Философия разрушает ложную и наивную уверенность, часто не будучи в состоянии сразу предложить новую, столь же прочную, широкую, субъективно удовлетворяющую.
На пороге XXI века наше общество находится на этапе глубоких социально-экономических преобразований, таким периодам свойственны переосмысление людьми окружающего мира, возрождение старых и становление новых философских учений, поэтому представляет интерес рассмотреть творчество великого философа Иммануила Канта.

Содержание работы

Введение.
1. Биография И. Канта.
2. Критическая философия И. Канта
3. Этика И. Канта
4. Эстетика И. Канта
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 38.14 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 Введение.

  1. Биография И. Канта.
  2. Критическая философия И. Канта
  3. Этика И. Канта
  4. Эстетика И. Канта

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 Воздействие философии  на человека двойственно. Прежде  чем предложить ему действительные  знания, она разрушает массу фиктивных  представлений, долгое время казавшихся  действительным знанием. Прежде  чем вызвать к жизни новые  средства практического господства  над миром, она безжалостно  дискредитирует инструменты фиктивного  воздействия на реальность, надежность  которых до поры до времени  ни у кого не вызывало сомнения.

Философия разрушает ложную и наивную уверенность, часто не будучи в состоянии сразу предложить новую, столь же прочную, широкую, субъективно удовлетворяющую.

 На пороге XXI века наше  общество находится на этапе  глубоких социально-экономических  преобразований, таким периодам  свойственны переосмысление людьми  окружающего мира, возрождение старых  и становление новых философских  учений, поэтому представляет интерес  рассмотреть творчество великого  философа Иммануила Канта.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Биография Канта

 

Дата и место рождения: 22 апреля 1724 года Кенигсберг, Пруссия.

Дата и место смерти:12 февраля 1804 года, Кенигсберг, Пруссия.

Родился в небогатой семье  ремесленника-седельщика. Мальчик был  назван в честь святого Эммануила, в переводе это имя означает «с нами Бог». Под попечением доктора  теологии Франца Альберта Шульца, заметившего  в Иммануиле одаренность. Кант закончил престижную гимназию «Фридрихс – Коллегиум», а затем поступил в Кенигсбергскии университет. Из-за смерти отца завершить учебу не удается и чтобы прокормить семью Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время в 1747 – 1753 гг он разработал и опубликовал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности,не утратившую актуальность до сих пор. В 1755г Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что наконец дает ему право преподавать в университете. Начались сорок лет преподавательской деятельности. Естественно – научные и философские изыскания Канта дополняются «политологическими» опусами, в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещенных народов, утверждая, что «просвещение» - это мужество пользоваться собственным разумом. В 1770г принято вести отчет «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метофизики в Кенигсбергском университете, где до 1797г преподавал обширный цикл дисциплин – философских, математических и физических.

Будучи слаб здоровьем  кант подчинил свою жизнь жестокому  режиму,что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей даже среди пунтктуальных немцев и вызвала к жизни немало переговорок  и анекдотов. Женат он не был, говорят, что когда он хотел иметь жену он не мог ее содержать, а когда уже мог – то не хотел.

За достигнутые успехи Кант был признан философом Германии.

Кант был похоронен  рядом с северной стеной Кафедрального  собора Кенигсберга, над  его могилой  была возведена часовня. В 1924г к 200-летию  Канта часовню заменили новым  сооружением в виде открытого  Колонного зала.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Критическая философия И. Канта

 

Творчество Канта принято  делить на 2 периода. Так называемый « докритический» период в творчестве Канта связан с его интересом  к законам естественного мира. Характерны названия его первых работ, таких как «Мысли об истинной оценке живых сил» и «Вопрос о том  стареет ли Земля с физической точки зрения». Магистерская диссертация  Канта называлась «Об огне», а самый известный трактат этого периода – «Всеобщая естественная история и теория неба». В этом космогоническом произведении речь идет об образовании Солнечной системы из газополевого облака. Впоследствии эта теория получила название теории Канта – Лапласа. В физике Кант обосновывал относительность движения и покоя, в биологии занимался вопросами классификации животного мира, в антропологии предложил идею естественного происхождения рас.

В новое время метафизика стала ядром всякой философской системы. Что касается эпохи, в которую он жил, то в это время метафизика занималась исследованием мира в целом, души и Бога. И в соответствии с этим она делилась на рациональную космологию, рациональную психологию и рациональную теологию, в которых чисто умозрительно обосновывалось существование этих сверх природных форм бытия.

Метафизика опиралась  на формальную логику, основы которой  заложил Аристотель. Но уже предшественник Канта немецкий философ Лейбниц  показал, что пользуясь этой логикой  метафизика приходит к взаимоисключающим выводам о мире целом. Отталкиваясь от тех противоречий, которые обнажила метафизика Лейбница – Вольфа в Германии, Кант делает свое заключение: метафизика вообще невозможна как строгая наука.

Главный порок метафизики Кант видел в том, что она догматична, поскольку абсолютно некритически принимает предпосылку о том, что  познание мира в целом возможно, и при этом никак не исследует  наши познавательные возможности, хотя именно эту задачу, считает Кант, должна прежде всего решать философия. И такую философию Кант называет в противоположность догматической метафизике, критической философией.

Это был переворот в  философии, равный по масштабам Великой  французской революции.

Таким образом в 70-е г начинается «критический период» в творчестве Канта. В это время были созданы его знаменитые «Критики», «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». Кантовская критика метафизики привела к пересмотру того, что и как должна изучать философия. И прежде всего она обнаружила пустоту той логики, которой пользовалась традиционная метафизика.

Недостаток формальной логики Кант видел в том, что она не позволяет получать нового знания, а только преобразует уже имеющиеся  знание. Это логика анализа, а не логика синтеза. Наши суждения согласно Канту делятся на аналитические и синтетические. Аналитические суждения раскрывают суждения наших понятии, например треугольник это плоская геометрическая фигура, имеющая три угла. Новое тут появляется только для тех кто не знает значений соответствующих слов.

Если общая логика регулирует отношения между суждениями в  соответствии с их формой, то ее совершенно не интересует как происходит синтез содержания внутри самого суждения. В отличие от обычной «общей логики» основы которой заложил Аристотель и которую культивировал средневековые схаласты, эта логика  должна быть логикой суждения, а не логикой рассуждений. Эта логика синтеза содержания, а не логика анализа формы.

 

 

 

 

  1. Этика Канта

 

Этика является одной из древнейших философских дисциплин, объектом изучения которой служат мораль, нравственность. С трехсотых годов  до н. э., когда этику впервые обозначили как особую область исследования, до сегодняшних дней интерес к  ее осмыслению не ослабевает. В разное время к проблемам этики обращались такие философы, как Аристотель, Спиноза, Кант, Маркс.

Среди философских трактатов  по этике особенно выделяются труды  И. Канта. Этика Канта во многих отношениях явилась вершиной философии морали нового времени. Среди классиков немецкой философии Кант уделил наибольшее внимание нравственности (причем именно ее специфике), и его этическая концепция, последовательно развитая в целом ряде специальных трудов, была наиболее разработанной, систематической и завершенной. Кант поставил целый ряд критических проблем, связанных с определением понятия нравственности. Одна из заслуг Канта состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы – вопросы теоретического разума – от вопроса практического разума: что я должен делать? Практическая философия Канта оказала огромное воздействие на следующие за ним поколения философов (А. и В. Гумбольдт, А. Шопенгауэр, Ф. Шеллинг, Ф. Гельдерлин и др.).

Изучение этики Канта  продолжает развиваться с 20-х годов. Существует много разнообразных  оценок этики Канта. С точки зрения метафизики, наиболее ценными являются идеи Канта о свободе и об автономии  этики.

Современные исследования кантовской этики являются попыткой дать новые  способы ее переосмысления и новые  подходы реконструкции критической  этики. Критическая этика  Канта своим исходным пунктом имеет осознание практики, в которой воплощается разумное поведение человека. Подобно тому, как теоретическая философия выясняет вопрос о возможности истины и научного знания, вся практическая философия посвящена человеческой практике, причем рассмотрение соотношения действительной свободы и морального закона является одной из существенных проблем осмысления кантовской практической философии. По Канту, единство критической философии с кантовской философией морали следует искать в фундаментальном положении человека в мире и в понимании единства его и раздвигающего границы знания поведения. Действительно, моральное поведение требует не только осознания долженствования, но и практического выполнения долга.

Связь этики Канта с его теоретической философией, генезис его этических идей, становления его мысли в рамках учения о свободе и этике, долженствование (центральная категория его морали) – эти проблемы находятся в центре внимания при изучении его этической концепции.

Единственно, что изначально предопределено в человеке, – это  его стремление к счастью; самые  фундаментальные потребности и  интересы людей в конечном счете сводятся к достижению блаженства. Но если даже эту фундаментальную природу человека можно отличить от наличной психологии людей и предписать человеку некий «истинный» интерес и стремление в отличие от его непосредственных, фактических склонностей и желаний, то все равно в этом случае мораль будет сведена к некоторому «разумному эгоизму». Кант рассуждает здесь прежде всего как моралист, с точки зрения самого нравственного сознания, последовательно проводя собственную логику. В данном случае он отстаивает чистоту морального мотива. Принцип счастья, говорит Кант, подводит под нравственность мотивы, которые, скорее, подрывают и уничтожают весь ее возвышенный характер, смешивая в один класс побуждения к добродетели и побуждения к пороку и научая только одному – как лучше рассчитывать, специфическое же отличие того и другого совершенно стирают. Если нравственность основывать на стремлении человека к счастью, то побуждение к действию, пусть даже правильному, будет обременено инородными, гетерономными, не свойственными самой морали мотивами – надеждой на достижение успеха, на обретение блаженства в этом или потустороннем мире, на вознаграждение добродетели, наконец, на получение внутреннего удовлетворения от сознания правильности своих поступков. Подлинно же моральный настрой человека должен состоять в том, чтобы не ожидать наград ни в этом, ни в ином мире, а исполнять свой долг безотносительно к каким-либо надеждам, пусть даже желание счастья – неискоренимое естественное стремление человека.

Мораль, как считает Кант, нельзя рассматривать лишь как способ достижения какого-то результата. При  такой интерпретации нравственность превращается в чисто техническую, прагматическую задачу, в вопрос о  благоразумии, умении и способности  эффективно достигать поставленные цели. Такие принципы действия, конечно, имеют место в человеческой жизни; Кант называет их условными, гипотетическими  императивами: если желаешь достичь  такого-то результата, следует поступать  так-то. Но все дело в том, что такие  правила, определяя средства (методы, способы, пути, технику) осуществления  искомой цели, оставляют в стороне  вопрос об определении самих целей. Действительно, моральные требования к человеку нельзя свести к каким-то техническим предписаниям, которые  указывают лишь то, как можно наиболее эффективно добиться преследуемой цели. Во-первых, далеко не каждая цель может  быть признана нравственной; успешное действие может иметь и противоморальную направленность. Во-вторых, даже во имя благой цели могут быть применены средства, притом эффективные, кои могут быть аморальными. Таким образом, гипотетический императив, будучи руководством к действию технического порядка, еще ничего не говорит о нравственном характере действия. Целесообразность вовсе не всегда совпадает с требованием морали – вот какая проблема возникает в данном случае. Решение ее сводится к следующему: в жизни люди преследуют различные цели, но из этих – особенных, частных, <эмпирических> – целей еще невозможно вывести нравственность. Напротив, это нравственность признает правомерными одни и осуждает другие цели. Стало быть, не понятие цели обосновывает моральное долженствование, а наоборот, эмпирические цели могут быть обоснованы или отвергнуты с точки зрения морали. Поэтому <цель, которую ставят, уже предполагает нравственные принципы. Например, идея высшего блага в мире... следует из морали, а не есть ее основа>.

Кант сторонник приоритета долженствования над ценностью  в морали, в этом он видит специфику  нравственности, кроме того, он первым в истории этики обратил внимание на всеобщий характер нравственных требований, на то, что они в своем обязующем  значении распространяются на всех людей, в конечном счете, на человечество в  целом. Кант обращает особое внимание на то, что в морали человек должен сам осознавать необходимость (долженствование) определенных действий и сам понуждать  себя к этому. В этом он и видит  специфику моральности, отличая  ее от легальности (просто исполнения вменяемых человеку требований, внешнего подчинения). Мораль не выводится Кантом из анализа человеческого бытия, истории, общества, а просто постулируется  как нечто изначально данное разумом  и как некое особое измерение  мира. Из отождествления Кантом морали и свободы (как способности человека давать себе самому законы) вытекает его  формализм в понимании нравственности. По Канту безусловно добрая воля, принципом которой должен быть категорический императив, неопределенная в отношении всех объектов, будет содержать в себе только форму воления вообще, и притом как автономию; это и есть единственный закон, не имеющий никакого другого содержания. Он считает, что из чисто формального закона в решении любой конкретной моральной проблемы всегда следует только один возможный вывод, предписание к действию, принцип.

Информация о работе Философия Иммануила Канта