Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 08:44, контрольная работа
Философия разрушает ложную и наивную уверенность, часто не будучи в состоянии сразу предложить новую, столь же прочную, широкую, субъективно удовлетворяющую.
На пороге XXI века наше общество находится на этапе глубоких социально-экономических преобразований, таким периодам свойственны переосмысление людьми окружающего мира, возрождение старых и становление новых философских учений, поэтому представляет интерес рассмотреть творчество великого философа Иммануила Канта.
Введение.
1. Биография И. Канта.
2. Критическая философия И. Канта
3. Этика И. Канта
4. Эстетика И. Канта
Заключение.
Список литературы.
Содержание.
Введение.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Воздействие философии
на человека двойственно.
Философия разрушает ложную и наивную уверенность, часто не будучи в состоянии сразу предложить новую, столь же прочную, широкую, субъективно удовлетворяющую.
На пороге XXI века наше
общество находится на этапе
глубоких социально-
Дата и место рождения: 22 апреля 1724 года Кенигсберг, Пруссия.
Дата и место смерти:12 февраля 1804 года, Кенигсберг, Пруссия.
Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Эммануила, в переводе это имя означает «с нами Бог». Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одаренность. Кант закончил престижную гимназию «Фридрихс – Коллегиум», а затем поступил в Кенигсбергскии университет. Из-за смерти отца завершить учебу не удается и чтобы прокормить семью Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время в 1747 – 1753 гг он разработал и опубликовал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности,не утратившую актуальность до сих пор. В 1755г Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что наконец дает ему право преподавать в университете. Начались сорок лет преподавательской деятельности. Естественно – научные и философские изыскания Канта дополняются «политологическими» опусами, в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещенных народов, утверждая, что «просвещение» - это мужество пользоваться собственным разумом. В 1770г принято вести отчет «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метофизики в Кенигсбергском университете, где до 1797г преподавал обширный цикл дисциплин – философских, математических и физических.
Будучи слаб здоровьем кант подчинил свою жизнь жестокому режиму,что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей даже среди пунтктуальных немцев и вызвала к жизни немало переговорок и анекдотов. Женат он не был, говорят, что когда он хотел иметь жену он не мог ее содержать, а когда уже мог – то не хотел.
За достигнутые успехи
Кант был признан философом
Кант был похоронен рядом с северной стеной Кафедрального собора Кенигсберга, над его могилой была возведена часовня. В 1924г к 200-летию Канта часовню заменили новым сооружением в виде открытого Колонного зала.
Творчество Канта принято делить на 2 периода. Так называемый « докритический» период в творчестве Канта связан с его интересом к законам естественного мира. Характерны названия его первых работ, таких как «Мысли об истинной оценке живых сил» и «Вопрос о том стареет ли Земля с физической точки зрения». Магистерская диссертация Канта называлась «Об огне», а самый известный трактат этого периода – «Всеобщая естественная история и теория неба». В этом космогоническом произведении речь идет об образовании Солнечной системы из газополевого облака. Впоследствии эта теория получила название теории Канта – Лапласа. В физике Кант обосновывал относительность движения и покоя, в биологии занимался вопросами классификации животного мира, в антропологии предложил идею естественного происхождения рас.
В новое время метафизика стала ядром всякой философской системы. Что касается эпохи, в которую он жил, то в это время метафизика занималась исследованием мира в целом, души и Бога. И в соответствии с этим она делилась на рациональную космологию, рациональную психологию и рациональную теологию, в которых чисто умозрительно обосновывалось существование этих сверх природных форм бытия.
Метафизика опиралась на формальную логику, основы которой заложил Аристотель. Но уже предшественник Канта немецкий философ Лейбниц показал, что пользуясь этой логикой метафизика приходит к взаимоисключающим выводам о мире целом. Отталкиваясь от тех противоречий, которые обнажила метафизика Лейбница – Вольфа в Германии, Кант делает свое заключение: метафизика вообще невозможна как строгая наука.
Главный порок метафизики
Кант видел в том, что она догматична,
поскольку абсолютно
Это был переворот в философии, равный по масштабам Великой французской революции.
Таким образом в 70-е г начинается «критический период» в творчестве Канта. В это время были созданы его знаменитые «Критики», «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». Кантовская критика метафизики привела к пересмотру того, что и как должна изучать философия. И прежде всего она обнаружила пустоту той логики, которой пользовалась традиционная метафизика.
Недостаток формальной логики Кант видел в том, что она не позволяет получать нового знания, а только преобразует уже имеющиеся знание. Это логика анализа, а не логика синтеза. Наши суждения согласно Канту делятся на аналитические и синтетические. Аналитические суждения раскрывают суждения наших понятии, например треугольник это плоская геометрическая фигура, имеющая три угла. Новое тут появляется только для тех кто не знает значений соответствующих слов.
Если общая логика регулирует отношения между суждениями в соответствии с их формой, то ее совершенно не интересует как происходит синтез содержания внутри самого суждения. В отличие от обычной «общей логики» основы которой заложил Аристотель и которую культивировал средневековые схаласты, эта логика должна быть логикой суждения, а не логикой рассуждений. Эта логика синтеза содержания, а не логика анализа формы.
Этика является одной из
древнейших философских дисциплин,
объектом изучения которой служат мораль,
нравственность. С трехсотых годов
до н. э., когда этику впервые обозначили
как особую область исследования,
до сегодняшних дней интерес к
ее осмыслению не ослабевает. В разное
время к проблемам этики
Среди философских трактатов по этике особенно выделяются труды И. Канта. Этика Канта во многих отношениях явилась вершиной философии морали нового времени. Среди классиков немецкой философии Кант уделил наибольшее внимание нравственности (причем именно ее специфике), и его этическая концепция, последовательно развитая в целом ряде специальных трудов, была наиболее разработанной, систематической и завершенной. Кант поставил целый ряд критических проблем, связанных с определением понятия нравственности. Одна из заслуг Канта состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы – вопросы теоретического разума – от вопроса практического разума: что я должен делать? Практическая философия Канта оказала огромное воздействие на следующие за ним поколения философов (А. и В. Гумбольдт, А. Шопенгауэр, Ф. Шеллинг, Ф. Гельдерлин и др.).
Изучение этики Канта продолжает развиваться с 20-х годов. Существует много разнообразных оценок этики Канта. С точки зрения метафизики, наиболее ценными являются идеи Канта о свободе и об автономии этики.
Современные исследования кантовской
этики являются попыткой дать новые
способы ее переосмысления и новые
подходы реконструкции
Связь этики Канта с его теоретической философией, генезис его этических идей, становления его мысли в рамках учения о свободе и этике, долженствование (центральная категория его морали) – эти проблемы находятся в центре внимания при изучении его этической концепции.
Единственно, что изначально предопределено в человеке, – это его стремление к счастью; самые фундаментальные потребности и интересы людей в конечном счете сводятся к достижению блаженства. Но если даже эту фундаментальную природу человека можно отличить от наличной психологии людей и предписать человеку некий «истинный» интерес и стремление в отличие от его непосредственных, фактических склонностей и желаний, то все равно в этом случае мораль будет сведена к некоторому «разумному эгоизму». Кант рассуждает здесь прежде всего как моралист, с точки зрения самого нравственного сознания, последовательно проводя собственную логику. В данном случае он отстаивает чистоту морального мотива. Принцип счастья, говорит Кант, подводит под нравственность мотивы, которые, скорее, подрывают и уничтожают весь ее возвышенный характер, смешивая в один класс побуждения к добродетели и побуждения к пороку и научая только одному – как лучше рассчитывать, специфическое же отличие того и другого совершенно стирают. Если нравственность основывать на стремлении человека к счастью, то побуждение к действию, пусть даже правильному, будет обременено инородными, гетерономными, не свойственными самой морали мотивами – надеждой на достижение успеха, на обретение блаженства в этом или потустороннем мире, на вознаграждение добродетели, наконец, на получение внутреннего удовлетворения от сознания правильности своих поступков. Подлинно же моральный настрой человека должен состоять в том, чтобы не ожидать наград ни в этом, ни в ином мире, а исполнять свой долг безотносительно к каким-либо надеждам, пусть даже желание счастья – неискоренимое естественное стремление человека.
Мораль, как считает Кант,
нельзя рассматривать лишь как способ
достижения какого-то результата. При
такой интерпретации
Кант сторонник приоритета
долженствования над ценностью
в морали, в этом он видит специфику
нравственности, кроме того, он первым
в истории этики обратил