Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:49, реферат
1. Ведический период (1500–600 гг. до н. э.) охватывает эпоху расселения арийцев и постепенного распространения их культуры и цивилизации. Это было время «лесных университетов», в которых получили свое развитие начало индийского идеализма. Воззрения, выдвигавшиеся в этот период, не являются философскими.
Этапы развития индийской философии.
1. Ведический период (1500–600 гг. до н. э.) охватывает эпоху расселения арийцев и постепенного распространения их культуры и цивилизации. Это было время «лесных университетов», в которых получили свое развитие начало индийского идеализма. Воззрения, выдвигавшиеся в этот период, не являются философскими.
На протяжении первой половины I тысячелетия до Р.Х. арийцы заняли долины Инда и Ганга. В IX–VI вв. до Р.Х. здесь появились первые индоарийские государства. В первой половине I тысячелетия до Р.Х. сложился индоарийский этнос и возникла т. н. «ведическая» цивилизация — по созданному в это время священному своду Вед. Именно самхиты — сборники, составляющие Веды, служат основным источником наших знаний по истории Индии того времени.
Веды – первые известные человечеству книги, создателями которых считаются древние арии – кочевые племена, пришедшие на территорию современной Индии с северо-запада и основавшие свою культуру. Чтобы не смешаться с местным населением, арии основали кастовый строй.
В переводе с санскрита «веда» означает знание, ведение. Ведические книги составлялись в течение приблизительно девяти столетий (1500–600 лет до н. э.). Общество разделилось на четыре основные варны (сословия): брахманы (жрецы), кшатрии (правители, воины), вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы). Эти три высшие варны состояли из арийцев и были отделены широкой пропастью от побеждённых рас, сгруппированных в варне шудр (работников).
Ведические книги традиционно разделяются на четыре Веды.Четыре части вед: самхиты, брахманы, араньяки и упанишады – соответствуют четырем стадиям (ашрамы) жизни арийца ведийской эпохи:
1) брахмачарина, или ученика, когда от него ждут изучения гимнов в честь богов; 2) грихастхи, или главы семьи, когда он должен выполнять обязанности, о которых говорится в брахманах, – как общественные, так и связанные с жертвоприношением; 3) ванапрастхи, или отшельника, когда у арийца рождался первый внук, он оставлял свои дела сыну и уходил в леса, так как наступало время молиться и размышлять о душе; 4) саньясина, или аскета, у которого нет определенного жилища: после периода отшельничества необходимо отказаться от остатков собственности и, став нищим аскетом, странствовать и учить других открывшимся истинам.
2. Эпический период (600 г. до н. э. – 200 г. н. э.).Эпические поэмы Рамаяна и Махабхарата служат средством выражения героического и божественного в человеческих отношениях. В этот период идеи упанишад подвергаются большой демократизации в буддизме и Бхагавадгите. Начала большинства систем восходят к периоду возникновения буддизма, и на протяжении многих веков они развиваются параллельно друг с другом.
В эпический период философия в Индии постепенно превращается в особую отрасль знания, специальную науку
Среди главных источников эпического периода развития философской мысли выделим следующие:
1) эпическая поэма Махабхарата
2) поэмы “Рамаяна”,
3) Свод законов Ману
3. Следующим был период сутр (от 200 г. н. э.). Возникла необходимость придумать обобщённую схему философии. Такое сокращение и обобщение произошло в форме сутр.
Когда ведийская литература стала слишком громоздкой, ведийские мыслители оказались вынужденными систематизировать свои взгляды, и так возникла литература сутр. Основные положения даршан были оформлены в виде сутр, или кратких афоризмов. Они должны были быть как можно более краткими, свободными от всего сомнительного, способными выражать самое существенное, положить конец всяким сомнениям и, наконец, не должны были содержать ничего лишнего и ошибочного
Авторы сутр стараются избегать всяких излишних повторений и соблюдать строжайшую экономию в словах . Древние писатели не соблазнялись многословием, так как полагались больше на память, чем на печатные книги.
Сутры
невозможно понять без комментариев,
поэтому последние приобрели
большее значение, чем сами сутры.
Период сутр не отличается резко от
схоластического периода
4. Схоластический период также начинается со второго века нашей эры. Между ним и предыдущим периодом нельзя провести четкую грань. Философия достигает пика своего развития и одновременно предела. Такие комментаторы, как Шанкара и Рамануджа, дают новое изложение старых учений, которое так же ценно.
Сочинения философов-схоластов больше запутывают , нежели просветляют. Большинство комментаторов по-новому излагают старые учения. Периодически делаются попытки рассмотреть отдельные взгляды в определённой последовательности. Одной из таких попыток (наиболее удачной) является Шаддаршанасамуччая (конспект шести систем), написанная Харибхадрой. Он считается одним из первых, кто ввёл санскрит в схоластическую литературу джайнистской школы. Под шестью системами подразумевают 2 мимансы, санкхью, йогу, ньяю и вайшешику.
Во всех этих периодах жизнь и смерть рассматривались несколько непохоже, хотя в целом представление о них менялось не сильно.
Философские идеи Упанишад Общепринятой датой для
ранних упанишад являются 1000–3000 гг. до Философия Упанишад содержит в себе еще много черт мифологического мышления и воспроизводит основные представления мифологической картины мира. Полуфилософские, полупоэтические тексты представлены в основном в виде диалогов. Образность, метафоричность языка упанишад оставляет поле для множества толкований и возможностей дальнейшего развития изложенных представлений. Поэтому упанишады являются фундаментом, на котором покоится большинство позднейших философий и религий Индии. Если ведические гимны воспевают различных богов (наиболее почитаемые – Индра, Сома, Агни), то упанишады утверждают, что бог один, так все боги – это только лишь проявления высшего, бессмертного, бестелесного Брахмана. Таким образом,брахман – это объективное сверхличное духовное начало космоса, универсум, абсолют, первооснова (субстанция). Брахман являет собой наиболее полное и наиболее реальное бытие. Это живой динамический дух, источник и вместилище безгранично разнообразных форм реальности. Различия, вместо того чтобы исчезнуть как иллюзорные, преобразуются в высшую реальность. Упанишады приходят к понятию первичной реальности, которая обнаруживает себя во всем многообразии существования, обращаясь не только к внешнему миру, но и к внутреннему миру человека. Этот вывод развивается в упанишадах, где в диалоге между учителем – Праджапати и учеником – Индрой обсуждается вопрос о сущности человеческого «Я», которое они называют Атманом. Упанишады отказываются отождествлять «Я» с телом, или рядом душевных состояний, или потоком сознания Внутреннее бессмертное «Я» и великая космическая сила – это одно и то же. Брахман – это Атман, и Атман – это Брахман. Упанишады доказывают, что из всех конечных объектов индивидуальное «Я» обладает высшей реальностью. Бытие индивида – это постоянное становление, стремление к тому, чего нет. Постоянное становление, «колесо жизни», череда рождений и смертей, переселения душ после смерти тела в другие тела отражает понятие «сансара». Сансара осуществляется не стихийно: существует карма – закон, по которому осуществляется сансара: душа человека, преисполненная низменных страстей, после смерти тела становится душой животного; возвышенная душа может стать душой человека более высокой касты. Наивысшей целью человека является не новое рождение, а мокша – избавление души от круга перерождений, растворение Атмана в Брахмане, сверхличностное бессмертие. Достигается мокша только после смерти тела и только представителями высшей касты (жрецами). Остальные люди могут надеяться на достижении мокши только через ряд перерождений. |
В истории европейской
философии, как правило, одни философские
школы сменялись другими; та или
иная философская школа господствовала
до тех пор, пока ее не сменяла другая.
В Индии же ряд школ, которые хотя и не
одновременно возникли, но параллельно
существуют и совместно процветают на
протяжении ряда столетий. Причина этого,
видимо, в том, что в Индии философия являлась
составной частью жизни. Как только появлялась
новая система мысли, группа ее сторонников
воспринимала ее как философию жизни и
создавала школу этой философии. Они жили
ею и передавали ее поколениям своих последователей,
которые следовали их образу жизни и мыслей.
Таким образом, благодаря непрерывной
цепи сменяющихся приверженцев различные
системы индийской философии могли существовать
в течение столетий. Даже в наши дни мы
можем еще найти в различных частях Индии
активных последователей некоторых основных
философских школ, хотя развитие индийской
философии в связи с происшедшими социально-политическими
изменениями почти прекратилось.
Однако не следует предполагать, будто
различные системы развивались только
в определенном кругу активных ее последователей
без взаимного влияния друг на друга. Напротив,
каждая философская школа считает своим
долгом рассматривать и отвечать на все
возможные возражения, выдвигаемые против
ее взглядов. Эта постоянная взаимная
критика вызвала в Индии появление многочисленной
философской литературы. Кроме того, благодаря
взаимной критике здесь развилась склонность
к ясной и точной формулировке идей и к
выработке защитных аргументов против
выдвигаемых возражений. Более того, взаимная
критика сделала индийскую философию
своим собственным наилучшим критиком.
Принимая во внимание такое взаимное влияние,
можно попытаться понять общий процесс
возникновения и развития философских
систем. Как уже сказано, веды прямо или
косвенно связаны с большинством философских
идей. В ортодоксальных школах, близких
к ведам и упанишадам , мы находим так называемые
сутры, представляющие собой определенные
начала систематического философского
мышления. Слово 'сутра' этимологически
значит 'нить', и в этом смысле она представляет
собой ряд кратких заметок для памяти.
Поскольку философские споры в большинстве
своем велись в виде устной беседы и поскольку
учителя передавали свои мысли ученикам
обычно тоже в устной форме, возникла,
повидимому, необходимость увязать, связать
единой нитью основные мысли учеников
посредством краткой формулировки различных
проблем, разрешения этих проблем, возможных
возражений на них и ответов на эти возражения.
Сутра как произведение состоит из собрания
кратких сутр, или своеобразных афоризмов,
входящих в соответствующие главы и отделы
этого произведения. Например, 'Брахма-сутра'
Бадараяны состоит из афоризмов, суммирующих
и систематизирующих философские учения
различных ведических работ, главным образом
упанишад, а также из кратких указаний
на существующие и возможные возражения
против этих учений и из ответов на эти
возражения. Эта работа является первым
систематическим изложением системы веданты.
То же самое мы наблюдаем и в других системах:
система мимансы изложена в сутрах Джаймини,
ньяйи - в сутрах Готамы, вайшешики - в сутрах
Канады, йоги - в сутрах Патанджали. Согласно
традиции, система санкхьи изложена в
сутрах Капилы, который считается основателем
этой системы. Однако не все дошедшие до
нас сутры признаются оригинальными. Наиболее
ранним систематическим произведением
этого рода считается 'Санкхья-карика'
Ишвара Кришны.
Сутры отличались краткостью, и потому
их смысл был не всегда ясен. Отсюда возникла
необходимость составить комментарии,
которые бы объясняли и истолковывали
сутры. Эти основные комментарии к соответствующим
сутрам именовались бхашьями, названия
и дальнейшее развитие которых можно встретить
в появившихся позднее различных школах.
Однако следует отметить, что иногда бхашьи
к одним и тем же сутрам составлялись различными
авторами, стремившимися посредством
особого истолкования сутр оправдать
свои собственные взгляды. Таковы, например,
бхашьи к 'Брахма-сутре', составленные
Шанкарой, Рамануджей, Мадхавой, Валлабхой,
Нимбаркой, Баладевой и другими. Сторонники
этих разных толкований 'Брахма-сутры'
были приверженцами школы веданты, почему
мы и находим теперь много школ самой веданты.
С течением времени одни комментарии наслаивались
на другие; кроме того, появлялись самостоятельные
труды, написанные то с целью снабдить
сутры указателем-справочником, то с целью
оправдать, разработать или подвергнуть
критике существующие доктрины. Философская
литература ортодоксальных школ развивалась
именно по этому пути. Приблизительно
так же складывалось и развитие неортодоксальных
доктрин, однако они исходили не из сутр
или чего-нибудь похожего на них.
Основные философские школы.
Астика (ортодоксальные течения, признавали Веды)