Философия индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:49, реферат

Описание работы

1. Ведический период (1500–600 гг. до н. э.) охватывает эпоху расселения арийцев и постепенного распространения их культуры и цивилизации. Это было время «лесных университетов», в которых получили свое развитие начало индийского идеализма. Воззрения, выдвигавшиеся в этот период, не являются философскими.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 38.89 Кб (Скачать файл)

Санкхья

философия индийского дуализма, основанная Капилой. В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Цель философии санкхьи — отвлечение духа от материи.

Йога 

понятие в индийской культуре, в широком  смысле означающее совокупность различных  духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и  нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма  с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния. Исходная цель йоги — изменение онтологического статуса человека в мире.

Основные  направления йоги — это раджа-йога, карма-йога, джнана-йога, бхакти-йога и хатха-йога. В контексте философии индуизма, под йогой понимается система раджа-йоги, изложенная в «Йога-сутрах» Патанджали и тесным образом связанная с основополагающими принципами санкхьи. Йога обсуждается в различных писаниях индуизма, таких как Веды, Упанишады, «Бхагавад-гита», «Хатха-йога-прадипика», «Шива-самхита» и Тантры. Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши. За пределами Индии термин «йога» зачастую ассоциируется лишь с хатха-йогой и её асанами — физическими упражнениями, что не отражает духовного и душевного аспектов йоги. Того, кто изучает и практикует йогу, именуют йогом или йогином.

Ньяя

  Это реалистическая философия  (теория, согласно которой вещи, объекты  внешнего мира, существуют независимо  от всякого познания, от отношения  к уму), основывающаяся главным  образом на законах логики. Её  базовый текст — Ньяя-сутры

Основы  философии ньяйи были заложены мыслителем Готамой, который также известен как Гаутама  и Акшапада Поэтому ньяя называется также системой Акшапады. Эта философия рассматривает главным образом условия правильного мышления и средства познания реальности. Она признает наличие четырех самостоятельных источников истинного познания: восприятия (пратьякша), вывода, или заключения (анумана), сравнения (упамана) и свидетельства, или доказательства (шабда). Объектами познания, согласно школе ньяйи, служат: наше я, тело, чувства и их объекты, познавательная способность, ум, деятельность, умственные дефекты, повторное рождение, чувства удовольствия и боли, страдание и свобода от страданий.

Миманса

Иное  название — пурва-мимамса (точный первод «первая мимамса» или «первое исследование», в отличие от веданты, называемой уттара-мимамса, или «последнее исследование»). Основные принципы школы — обрядность (ортопраксия), антиаскетизм и антимистика. Центральная цель школы — разъяснение природы дхармы, понимаемой как обязательное исполнение набора ритуалов, выполняемых определенным образом. Природа дхармы не доступна для рассуждения или наблюдения, и должна быть основана только на авторитете Вед, считающихся вечными и непогрешимыми. Пурва-мимамса отрицает достижение мокши («освобождения») как цель жизни, а также отрицает существование Бога-творца и управителя Вселенной. Школа оказала огромное влияние на формирование социальной системы индуистского общества.

Веданта

В сущности, веданта является общим  названием ряда философско-религиозных  традиций в индуизме, объединяемых темой, предметом, и отчасти — основополагающими текстами и написанными к ним комментариями, и разделяемых предлагаемыми решениями. Кроме Вед и Упанишад, авторитетными текстами во всех направлениях веданты считаются «Веданта-сутры» Вьясы, а в теистических школах — «Бхагавад-гита» и «Бхагавата-пурана».

Традиция  веданты в индуизме интерпретировала Упанишады и объяснила их смысл. Веданта, как и ведические писания на которых она основывается, в основном сосредоточена на самоосознании — понимании индивидом своей изначальной природы и природы Абсолютной Истины — в её личностном аспекте как Бхагаван или в её безличном аспекте как Брахман. Веданта, под которой понимается «конечное знание» или «конец всего знания», не ограничивается каким-либо определённым текстом или текстами и у ведантической философии не существует единого источника. Веданта основывается на неизменных, абсолютных, духовных законах, которые являются общими для большинства религий и духовных традиций мира. Веданта, как конечное знание, приводит к состоянию самоосознания или космического сознания. Как исторически, так и в современном контексте, веданта понимается как всецело трансцендентное и духовное состояние, а не как концепция, которая может быть постигнута просто с помощью материального разума.

Вайшешика

Она была основана мудрецом Канадой (III - II вв. до н. э.), настоящее его имя — Улука. Вайшешика получила свое название от слова вишеша, что означает особенность. Прозвище Канада означает пожиратель атомов.

Импульсом системы вайшешика является ее враждебное отношение к буддистскому феноменализму. Признавая буддистскую точку зрения на источники познания: восприятие и логический вывод, вайшешика в то же время считает, что души и субстанции являются непреложными фактами. Она не связывает себя с проблемами теологии.

Смежной вайшешике системой философии является ньяя. Обе системы ставят перед человеком одну и ту же цель — освобождение индивидуального я. Они считают незнание коренной причиной всякой боли и страдания, а освобождение — абсолютным прекращением страданий, которое должно быть достигнуто через правильное познание реальности. Однако между ними существуют и некоторые различия, сводящиеся в основном к двум пунктам.

Во-первых, если наяйики признают четыре независимых источника познания — восприятие, логический вывод, сходство и свидетельство, то вайшешики — только два: восприятие и логический вывод, сводя к ним сходство и устное свидетельство.

Во-вторых, наяйики признают шестнадцать категорий, считая, что они исчерпывают всю реальность и включают все категории, принятые в других философских системах; система же вайшешики признает только семь категорий реальности, a именно: субстанция (дравья), качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность (самавая) и небытие (абхава). Категория буквально понимается как объект, обозначенный словом.

Джайнизм 

Термин  «джайнизм» происходит от санскритского  слова «джина», означающего «победитель». Применительно к данному философскому учению «джина» - победитель круга перерождения, а само учение – учение о победе человека над законом кармы. В современной Индии джайнистов всех разновидностей – 0,5 %.

Основателями  философии джайнизма считаются 24 праведника, известны имена лишь двух последних: Паршава и Махавира. Паршава создал общину, в которую принимались представители трех высших каст (кроме шудр) обоих полов Основная цель учения – освобождение души человека от страданий – сансары и кармы. Для этого необходимо соблюдение так называемых трех жемчужин:

  1. придерживаться правильной веры (то есть основанной на авторитете 24 праведников)
  2. вести правильный образ жизни(то есть соблюдение пяти обетов+ смирение, милосердие, честность и т.д.)
  3. правильно познавать.

Буддизм

Первоначально буддизм представлял собой чисто  философское учение, более того, чисто этическое учение, описывающее  как спастись человеку от страданий. Этот "первоначальный" вариант  буддизма был отражен в труде, получившем название на языке пале "типитака", на санскрите "трипитака"(Дословный перевод - "три корзины" Название взялось из того, что на языке пале учение Будды было записано на пальмовых листьях, которые в свою очередь были собраны в три корзины)

Суть первоначального  учения Будды

Будду практически не интересовали вопросы  типа мироустройства или соотношения  души и тела, а интересовала в  основном проблема спасения человека от страданий. По легенде на четвертый  день сидения под смоковницей  на него снизошли следующие истины:

  1. Всякая жизнь есть страдание. (Какие бы циклы перерождения не претерпевала душа человека, он продолжает страдать в каждой новой ипостаси)
  2. Добро и зло - абсолютные антиподы (Добро порождает только добро, а зло - только зло, ненависть не прекращается ненавистью, прекращается лишь ее исчезновением)
  3. "Четыре благородные истины":
    1. Жизнь - страдание 
    2. У этих страданий есть причина и это - "жажда жизни"
    3. Раз есть причина страданий то должен существовать путь избавления от страданий.
    4. Такой путь существует и он восьмеричен - состоит из восьми частей:
      1. Правильное понимание (Имеется в виду понимание 4-х благородных истина)
      2. Правильная решимость (Воля преобразовать свою жизнь в соответствии с 4-мя благородными истинами)
      3. Правильная речь (Избегание в свое речи клеветы, лжи и привольных выражений)
      4. Правильное действие (Ахимса - непричинение вреда живому и неворовство)
      5. Правильный образ жизни (Готовность жить честным трудом)
      6. Правильное усилие (Борьба с соблазнами, дурными желаниями и мыслями)
      7. Правильное направление мысли (Понимание приходящего характера всего окружающего и отрешенность от всего, привязывающего к жизни)
      8. Правильное сосредоточение (4 этапа):

Человек, достигший состояния нирваны  получил в буддизме название "Архат". Причем в "первоначальном" буддизме утверждалось, что на это способен каждый человек без какого-либо посредничества как со стороны людей так и со стороны сверхъестественного.

Чарвака (локаята)

Чисто материалистическое направление. Чарваки отрицательно относились к Ведам, они считали, что те полны клеветы, противоречий и там превалирует многословие. Они отрицали бессмертие души и приводили следующий аргумент: почему душа после смерти тела не возвращается обратно, влекомая своей любовью к близким людям? Если бы она была бессмертна, то она бы возвращалась. Отсюда чарваки считали, что душа смертна. Все мироздание, как и человек, состоит из комбинаций 4 великих сутей: огонь, вода, земля и воздух.

Сознание с точки зрения чарваков было производной от определенной комбинации сочетаний этих 4 великих сутей. Когда возникает сознание? Когда возникает тело, как комбинация этих 4 различных сутей. То есть чарваки очень близко подошли к сегодняшней трактовке сознания как свойства высокоорганизованной материи. Когда тело погибает, то есть определенное сочетание 4 великих сутей исчезает, то соответственно исчезает и сознание (как производная от этих 4 определенных сочетаний). Сами по себе воздух, огонь, вода и земля сознанием не обладают. Однако свойства, первоначально отсутствовавшие в разделенных частях целого, могут появиться как нечто новое при соединении этих частей.

Чарваки были гедонистами. То есть они видели смысл человеческой жизни в счастье. А счастье они видели в чувственных удовольствиях. Им возражали, что зачастую удовольствия сопровождаются страданиями. Ну и что, – отвечали чарваки, - вполне удовольствие можно отделить от страдания, вы же колосья риса, покрытые пылью, не выбрасываете, а очищаете и дальше используете. Чарваки отрицали существование сверхъестественного знания, врожденного знания и знания, основанного на авторитете. И основой познания они считали не разум, а органы чувств. То есть они были одними из первых сенсуалистов.

Для всех философских школ Индии характерна высокая терпимость друг к другу, не смотря на различие взглядов, особенно среди ортодоксальных школ. Истина одна, но путей к ней  может быть много: каждая из систем считает себя одним из таких путей, не исключающим возможности существования  других.  
Ортодоксальные системы расходятся между собой прежде всего во взглядах на субстанциональную основу мира: веданта и миманса усматривают одну такую основу (брахман), санкхья и йога – две (пуруша-дух и пракрити-материя), ньяя и вайшешика – множество (дживы-души). Однако при этом все они признают существование духовной реальности, находящейся за рамками человеческого сознания, – сверхсознания, сущностную духовность мира. 
Несмотря на различия в духовных практиках и представлениях о методах познания, все ортодоксальные школы видят человеческий разум ограниченным и признают мистическую интуицию главным путем истинного познания. Общей идеей является также идея сансары, представление о цикличности развития мира. Все ортодоксальные мыслители признают естественность космической и социальной иерархии, необходимость кастового деления общества. 
Несмотря на разницу в этических концепциях и в представлениях о путях спасения души, все ортодоксальные философы считают высшей формой бессмертия безличностное существование, достигаемое через слияние души с универсумом, так как личность – конечная форма, и пребывание в ней связано со страданием. В этом – принципиальное отличие индийской философии от религиозной философии христианского Запада и арабо-мусульманского Востока, где конечная цель существования усматривается в обретении личностного бессмертия души.

Информация о работе Философия индии