Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:49, реферат
1. Ведический период (1500–600 гг. до н. э.) охватывает эпоху расселения арийцев и постепенного распространения их культуры и цивилизации. Это было время «лесных университетов», в которых получили свое развитие начало индийского идеализма. Воззрения, выдвигавшиеся в этот период, не являются философскими.
Санкхья
философия индийского дуализма, основанная Капилой. В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Цель философии санкхьи — отвлечение духа от материи.
Йога
понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния. Исходная цель йоги — изменение онтологического статуса человека в мире.
Основные направления йоги — это раджа-йога, карма-йога, джнана-йога, бхакти-йога и хатха-йога. В контексте философии индуизма, под йогой понимается система раджа-йоги, изложенная в «Йога-сутрах» Патанджали и тесным образом связанная с основополагающими принципами санкхьи. Йога обсуждается в различных писаниях индуизма, таких как Веды, Упанишады, «Бхагавад-гита», «Хатха-йога-прадипика», «Шива-самхита» и Тантры. Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши. За пределами Индии термин «йога» зачастую ассоциируется лишь с хатха-йогой и её асанами — физическими упражнениями, что не отражает духовного и душевного аспектов йоги. Того, кто изучает и практикует йогу, именуют йогом или йогином.
Ньяя
Это реалистическая философия (теория, согласно которой вещи, объекты внешнего мира, существуют независимо от всякого познания, от отношения к уму), основывающаяся главным образом на законах логики. Её базовый текст — Ньяя-сутры
Основы философии ньяйи были заложены мыслителем Готамой, который также известен как Гаутама и Акшапада Поэтому ньяя называется также системой Акшапады. Эта философия рассматривает главным образом условия правильного мышления и средства познания реальности. Она признает наличие четырех самостоятельных источников истинного познания: восприятия (пратьякша), вывода, или заключения (анумана), сравнения (упамана) и свидетельства, или доказательства (шабда). Объектами познания, согласно школе ньяйи, служат: наше я, тело, чувства и их объекты, познавательная способность, ум, деятельность, умственные дефекты, повторное рождение, чувства удовольствия и боли, страдание и свобода от страданий.
Миманса
Иное название — пурва-мимамса (точный первод «первая мимамса» или «первое исследование», в отличие от веданты, называемой уттара-мимамса, или «последнее исследование»). Основные принципы школы — обрядность (ортопраксия), антиаскетизм и антимистика. Центральная цель школы — разъяснение природы дхармы, понимаемой как обязательное исполнение набора ритуалов, выполняемых определенным образом. Природа дхармы не доступна для рассуждения или наблюдения, и должна быть основана только на авторитете Вед, считающихся вечными и непогрешимыми. Пурва-мимамса отрицает достижение мокши («освобождения») как цель жизни, а также отрицает существование Бога-творца и управителя Вселенной. Школа оказала огромное влияние на формирование социальной системы индуистского общества.
Веданта
В сущности, веданта является общим названием ряда философско-религиозных традиций в индуизме, объединяемых темой, предметом, и отчасти — основополагающими текстами и написанными к ним комментариями, и разделяемых предлагаемыми решениями. Кроме Вед и Упанишад, авторитетными текстами во всех направлениях веданты считаются «Веданта-сутры» Вьясы, а в теистических школах — «Бхагавад-гита» и «Бхагавата-пурана».
Традиция веданты в индуизме интерпретировала Упанишады и объяснила их смысл. Веданта, как и ведические писания на которых она основывается, в основном сосредоточена на самоосознании — понимании индивидом своей изначальной природы и природы Абсолютной Истины — в её личностном аспекте как Бхагаван или в её безличном аспекте как Брахман. Веданта, под которой понимается «конечное знание» или «конец всего знания», не ограничивается каким-либо определённым текстом или текстами и у ведантической философии не существует единого источника. Веданта основывается на неизменных, абсолютных, духовных законах, которые являются общими для большинства религий и духовных традиций мира. Веданта, как конечное знание, приводит к состоянию самоосознания или космического сознания. Как исторически, так и в современном контексте, веданта понимается как всецело трансцендентное и духовное состояние, а не как концепция, которая может быть постигнута просто с помощью материального разума.
Вайшешика
Она была основана мудрецом Канадой (III - II вв. до н. э.), настоящее его имя — Улука. Вайшешика получила свое название от слова вишеша, что означает особенность. Прозвище Канада означает пожиратель атомов.
Импульсом системы вайшешика является ее враждебное отношение к буддистскому феноменализму. Признавая буддистскую точку зрения на источники познания: восприятие и логический вывод, вайшешика в то же время считает, что души и субстанции являются непреложными фактами. Она не связывает себя с проблемами теологии.
Смежной вайшешике системой философии является ньяя. Обе системы ставят перед человеком одну и ту же цель — освобождение индивидуального я. Они считают незнание коренной причиной всякой боли и страдания, а освобождение — абсолютным прекращением страданий, которое должно быть достигнуто через правильное познание реальности. Однако между ними существуют и некоторые различия, сводящиеся в основном к двум пунктам.
Во-первых, если наяйики признают четыре независимых источника познания — восприятие, логический вывод, сходство и свидетельство, то вайшешики — только два: восприятие и логический вывод, сводя к ним сходство и устное свидетельство.
Во-вторых, наяйики признают шестнадцать категорий, считая, что они исчерпывают всю реальность и включают все категории, принятые в других философских системах; система же вайшешики признает только семь категорий реальности, a именно: субстанция (дравья), качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность (самавая) и небытие (абхава). Категория буквально понимается как объект, обозначенный словом.
Джайнизм
Термин
«джайнизм» происходит от санскритского
слова «джина», означающего «победитель».
Применительно к данному
Основателями философии джайнизма считаются 24 праведника, известны имена лишь двух последних: Паршава и Махавира. Паршава создал общину, в которую принимались представители трех высших каст (кроме шудр) обоих полов Основная цель учения – освобождение души человека от страданий – сансары и кармы. Для этого необходимо соблюдение так называемых трех жемчужин:
Первоначально
буддизм представлял собой
Будду практически не интересовали вопросы типа мироустройства или соотношения души и тела, а интересовала в основном проблема спасения человека от страданий. По легенде на четвертый день сидения под смоковницей на него снизошли следующие истины:
Человек, достигший состояния нирваны получил в буддизме название "Архат". Причем в "первоначальном" буддизме утверждалось, что на это способен каждый человек без какого-либо посредничества как со стороны людей так и со стороны сверхъестественного.
Чисто материалистическое направление. Чарваки отрицательно относились к Ведам, они считали, что те полны клеветы, противоречий и там превалирует многословие. Они отрицали бессмертие души и приводили следующий аргумент: почему душа после смерти тела не возвращается обратно, влекомая своей любовью к близким людям? Если бы она была бессмертна, то она бы возвращалась. Отсюда чарваки считали, что душа смертна. Все мироздание, как и человек, состоит из комбинаций 4 великих сутей: огонь, вода, земля и воздух.
Сознание с точки зрения чарваков было производной от определенной комбинации сочетаний этих 4 великих сутей. Когда возникает сознание? Когда возникает тело, как комбинация этих 4 различных сутей. То есть чарваки очень близко подошли к сегодняшней трактовке сознания как свойства высокоорганизованной материи. Когда тело погибает, то есть определенное сочетание 4 великих сутей исчезает, то соответственно исчезает и сознание (как производная от этих 4 определенных сочетаний). Сами по себе воздух, огонь, вода и земля сознанием не обладают. Однако свойства, первоначально отсутствовавшие в разделенных частях целого, могут появиться как нечто новое при соединении этих частей.
Чарваки были гедонистами. То есть они видели смысл человеческой жизни в счастье. А счастье они видели в чувственных удовольствиях. Им возражали, что зачастую удовольствия сопровождаются страданиями. Ну и что, – отвечали чарваки, - вполне удовольствие можно отделить от страдания, вы же колосья риса, покрытые пылью, не выбрасываете, а очищаете и дальше используете. Чарваки отрицали существование сверхъестественного знания, врожденного знания и знания, основанного на авторитете. И основой познания они считали не разум, а органы чувств. То есть они были одними из первых сенсуалистов.
Для всех философских школ
Индии характерна высокая терпимость
друг к другу, не смотря на различие
взглядов, особенно среди ортодоксальных
школ. Истина одна, но путей к ней
может быть много: каждая из систем
считает себя одним из таких путей,
не исключающим возможности
Ортодоксальные системы расходятся между
собой прежде всего во взглядах на субстанциональную
основу мира: веданта и миманса усматривают
одну такую основу (брахман), санкхья и
йога – две (пуруша-дух и пракрити-материя),
ньяя и вайшешика – множество (дживы-души).
Однако при этом все они признают существование
духовной реальности, находящейся за рамками
человеческого сознания, – сверхсознания,
сущностную духовность мира.
Несмотря на различия в духовных практиках
и представлениях о методах познания,
все ортодоксальные школы видят человеческий
разум ограниченным и признают мистическую
интуицию главным путем истинного познания.
Общей идеей является также идея сансары,
представление о цикличности развития
мира. Все ортодоксальные мыслители признают
естественность космической и социальной
иерархии, необходимость кастового деления
общества.
Несмотря на разницу в этических концепциях
и в представлениях о путях спасения души,
все ортодоксальные философы считают
высшей формой бессмертия безличностное
существование, достигаемое через слияние
души с универсумом, так как личность –
конечная форма, и пребывание в ней связано
со страданием. В этом – принципиальное
отличие индийской философии от религиозной
философии христианского Запада и арабо-мусульманского
Востока, где конечная цель существования
усматривается в обретении личностного
бессмертия души.