Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 18:58, контрольная работа
Античная философия (сначала греческая а затем и римская) охватывает период своего непосредственного существования с 12-11 вв. до н. э. по 5-6 вв. н. э. Она зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и направленность своего содержания, методом философствования отличалась как от древних восточных способов философствования, так и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода. Конечно, ранняя греческая философия еще тесно связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком.
Введение………………………………………………………….…………3
1. Философия эпохи Античности………………………………4
1. Характеристика и основные этапы развития………….…….4
2. Философия Платона и Аристотеля…………………………..5
3. Диалектика в философии Гераклита……………………...…7
4. Атомистический материализм Демокрита………………...10
Заключение………………………………………………………………..17
Список литературы……………………………………………………….18
Демокрит
полагал, что первичное движение
никогда не было сообщено атомам, оно,
говоря современным языком, является
основным способом их существования. Таким
образом, Демокрит преодолевает проблему
дуализма материи и движения, которая
возникала не только в предшествующей,
но и в позднейшей философии. Все
последующие интерпретации
Понимание
мира у Демокрита тесно связано
с основными принципами его учения
о бытии и его пониманием отношений
между явлениями. Здесь Демокрит
был сторонником строгой
Демокритово
понимание причинности как
Специфическую проблематику представляет реконструкция воззрений Демокрита по вопросу о познании. Значительные трудности вызывает тот факт, что сведения, которые дошли до нас, иногда противоречат друг другу. Одно ясно, что Демокрит отбрасывает негативное отношение к чувственному познанию, как это было у элеатов. Он полностью согласен с Лев-киппом, который «полагал, что доводы в согласии с восприятием не отвергнут ни возникновение, ни гибель, ни движение, ни многообразие сущего». Аристотель эти взгляды характеризует однозначно: «Демокрит и Левкипп полагали, что истинно суть то, что нам является».
О
значении, которое Демокрит придавал
чувственному познанию, свидетельствует
и его концепция так называемых
эйдолов, или образов. Эйдолы возникают
где-то между объективной вещью
и соответствующим органом
Эта концепция находится в полном соответствии с материалистическими воззрениями Демокрита на сущность бытия. Материалистический подход к объяснению сути восприятия у древнегреческих атомистов подтверждает фрагмент из Аэция, согласно которому Левкипп и Демокрит учат, что чувства и мысли суть изменения тела.
Значение, которое придает атомистическая гносеология чувственному познанию, не мешало, однако, Демокриту раскрыть значение и функции рационального познания. Об этом свидетельствует отрывок из Секста Эмпирика: «В «Правилах» он говорит о двух видах знания, об одном — при помощи чувственных восприятий и о другом — при помощи рассуждения. Из них знание при помощи рассуждения он называет подлинным, приписывая ему достоверность для суждения об истине, а знание при помощи чувственных восприятий он именует темным, лишая его постоянства в отношении распознавания истинного. Он говорит: «Существуют две формы познания, подлинная и темная. К темной относится следующее целиком: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Подлинная же отлична от неё». Из этого фрагмента следует, что Демокрит понимает процесс познания состоящим из ступеней. Чувственное познание является некоей низшей ступенью познания и знакомит нас с окружающим миром явлений. Подойти, однако, к познанию «истинной сущности» (познанию атомов), открытию причин истинного познания (открытию причинно-следственной связи) можно лишь при помощи «подлинного», т. е. рационального, познания. Чувства не могут, согласно Демокриту, дать подлинного знания (познания сущности и причинных взаимосвязей). Демокрит это аргументирует тем, что «природа не имеет чувствующего начала, так что атомы, образующие все своим соединением, имеют чувственность просто через все» "°. Чувствами можно воспринимать лишь то, что образовалось путем соединения атомов, что само по себе лишь преходяще.
Роль, которую Демокрит в теории познания отводит разуму, не противоречит его целостной материалистической ориентации. И мышление, так же как и чувственное восприятие, он понимает вполне материалистически. Эту интерпретацию подтверждает и Демо-критово понимание души, частью которой, согласно его представлениям, является разум. «Демокрит учит, что душа — это огненное соединение постигаемых разумом частиц, имеющих шаровидную форму и огненную силу и являющихся также телом» ", Душа, таким образом, является совокупностью наилегчайших атомов, имеющих идеальную, т. е. шаровидную, форму. Ее материальный характер не вызывает никаких сомнений. Материальность души подтверждает и сохранившийся фрагмент, согласно которому «Демокрит и Эпикур учат, что душа смертна, ибо погибает вместе с телом».
Последовательный
материализм в понимании
Демокрит, так же как большинство великих мыслителей того времени, занимался математикой, физикой, астрономией, риторикой и этикой. Среди его математических трудов Диоген Лаэртский называет следующие: «О геометрии», «Числа», «Об иррациональных линиях и телах». Можно предположить, что Демокрит во время своего учения в Афинах познакомился с математическими идеями Пифагора. Однако его философская и политическая ориентация представляла полную противоположность пифагореизму.
По названиям математических трудов Демокрита можно судить о том, что в области математической абстракции он достиг высокого уровня. Не случайно и то, что атомы характеризовались им свойствами, которые как раз в это время интенсивно исследовались геометрией. Труды Демокрита являются очередным подтверждением тесной связи философского материализма с античной наукой.
Взгляды
Демокрита на общество тесно связаны
с его политической ориентацией.
Он был решительным сторонником
греческой рабовладельческой
Прежде
всего он стремится «естественным»
образом объяснить
Таким
образом, Демокрит считает основным
стимулом развития общества примитивный
способ удовлетворения потребностей.
И хотя он в свое время не мог
понять роль способа производства как
средства удовлетворения материальных
потребностей, представляется, что
он угадал роль и значение естественных
потребностей человека в процессе возникновения
общества, и тем самым его взгляды
в данном вопросе являются определенным
завершением попыток
Воззрения Демокрита на общество и его этические взгляды представляют собой не только определенное «обобщение» его личного опыта, но в то же время и выражение обобщенного социального опыта его класса. Во многом в этих его представлениях заметна проекция его атомистической концепции мира. Поэтому их иногда определяют как «социальный атомизм».
Философия Демокрита представляет наиболее завершенный материалистический способ мышления в Древней Греции. Значение учения Демокрита для развития античного материализма было так велико, что В. И. Ленин называл всю материалистическую линию в греческой философии «линией Демокрита». Материализм Демокрита был камнем преткновения для всех позднейших представителей идеализма. Уже Платон, как сообщает Диоген Лаэртский, «хотел сжечь все сочинения Демокрита, какие только мог собрать». Диоген Лаэртский приводит еще один убедительный аргумент о неприятии идеалистом Платоном материалиста Демокрита: «...ведь Платон, упоминая почти всех древних философов, Демокрита не упоминает нигде, даже там, где надо было бы возражать ему; ясно, что он понимал: спорить ему предстояло с лучшим из философов» .
Отрицательный
подход одного из выдающихся представителей
идеализма античности, равно как
и полупрезрительное отношение
наиболее выдающегося представителя
идеализма Нового времени — Г.-В.-Ф.
Гегеля, самым наилучшим образом
свидетельствует о
Заключение
Подводя результат анализу античной философии, следует выделить, что в период её формирования и развития сложилась основная проблематика философии, обнаружились её главные полосы развития. Философия возникает как учение о бытие. На начальных этапах бытие отождествляется с природой. Отсюда - объективистская, натуралистическая тенденция в раннегреческой философии. Позже, с развитием публичных отношений и формированием личности, бытие осмысливается, до этого всего, как бытие человека. На смену объективистскому натурализму приходит субъективистский антропоцентризм. Все трудности человека рассматриваются и решаются в органической связи с занимаемым им местом и ролью в Космосе.
Античная
философия - теоретический и
Основная
характерная черта античной философии
- четкое размежевание главных философских
направлений, - материализма и идеализма,
теоретическая борьба меж которыми
проходит через всю историю
Список литературы