Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:13, контрольная работа
В историю XVIII в. вошел как эпоха Просвещения. Эпоха Просвещения - одна из самых ярких в развитии философии и духовной культуры в Европе.
Исходные идеи эпохи Просвещения - культ науки (Разума) и прогресс человечества. Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии Разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос.
Крупнейшими мыслителями и идеологами эпохи Просвещения стали Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри, Руссо и др., они разработали новые человеческие и общественные идеалы "просвещенной жизни" и оказали огромное влияние на развитие прогрессивной буржуазной идеологии.
1.Введение………………………………………………………………………...2.
2.Философия Французского Просвещения: общая характеристика и основные пробелы……………………………………………………………………………3.
3.Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения……………………………………………………………………...6.
4.Раскройте социально-философское значение Французского Просвещения…………………………………………………………………….10.
5.Заключение…………………………………………………………………….14.
6.Список литературы……………………………………………………………15.
Федеральное государственное
образовательное бюджетное
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Кафедра: «Философии истории и права»
Контрольная работа
По дисциплине: «Философия»
Тема: «Философия эпохи Просвещения»
Номер зачетной книжки:100.28\120064
Уфа 2013
Содержание
1.Введение……………………………………………………
2.Философия Французского Просвещения:
общая характеристика и основные пробелы……………………………………………………………
3.Концепции человека и общества в трудах
мыслителей эпохи Просвещения…………………………………………………
4.Раскройте социально-философское значение
Французского Просвещения…………………………………………………
5.Заключение………………………………………………
6.Список литературы……………………………………………………
Введение
В историю XVIII в. вошел как эпоха Просвещения. Эпоха Просвещения - одна из самых ярких в развитии философии и духовной культуры в Европе.
Её родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Девиз этой эпохи: все должно предстать перед судом разума! Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, - вот духовная атмосфера этого времени. Такого рода умонастроения возникали уже в конце XVII в. Философы Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк - родоначальники просветительских идей. Исходные идеи эпохи Просвещения - культ науки (Разума) и прогресс человечества. Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии Разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. Существует и призыв Просвещения - -имей мужество мыслить самостоятельно!
Крупнейшими мыслителями и идеологами
эпохи Просвещения стали
Философия Французского Просвещения: общая характеристика и основные пробелы.
Франция XVIII в. характеризуется огромным количеством идейных исканий, научных творческих подвигов и политических событий. Страна вступила в период первоначального капиталистического накопления. Просветители заботились о распространении просвещения среди народных масс. Они боролись за то, чтобы в обществе не было различия между бедными и богатыми людьми. В качестве идеала они выдвигали принцип равенства как требование здравого смысла. Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являются: Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. Ламетри, К.А. Гельвеций, П. Гольбах и др.
Представителями первого поколения
просветителей Французского Просвещения
были Вольтер и Шарль Монтескье.
Негативное отношение к абсолютистской
монархии, было выражено в 1721 г. в «Персидских
письмах» (анонимные письма) Ш. Монтескье.
Антимонархическая и
В XVIII в. в 40-е годы, развитие естественных наук, философии и т.д. перерастает в широкое движение духовной жизни, просветительская мысль во Франции достигает своего расцвета. В этот период формируется мировоззрение просветителей таких как - Ж-Ж. Руссо, Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеция, П. Гольбаха, Вольтера.
Можно выделить некоторые отличительные черты философии Французского Просвещения:
- чётко выраженная
- неразрывная связь философских
воззрений просветителей с
- гуманистическая ориентация
- направленность философских
Радикализм (означает требование решительного, коренного преобразования общества, не особенно считаясь со старыми социальными индивидуальными свободами.) философии Французского Просвещения определил антиклерикальную направленность политических и других идей просветителей. Они поставили задачу освобождения человеческого разума от фанатичных религиозных суеверий.
Решить эту задачу было необходимо,
потому что в дореволюционной
Франции католическая церковь была
одной из мощных организаций, располагавших
огромными земельными наделами и
капиталами. Церковь проявляла религиозную
нетерпимость, беспощадно расправлялась
с «еретиками» и «
Культ церкви над человеческим разумом осуждали в своих произведениях Ш. Монтескье, Ж-Ж. Руссо, П. Гольбах, Д. Дидро и другие французские просветители.
Религиозному фанатизму
Под «естественной религией»
В скором времени французские
Большое внимание просветители уделяли обоснованию материалистической концепции природы. Эта концепция стала одной из центральных в труде Поля Гольбаха «Система природы».
В качестве сущности и основы всех
процессов природы Гольбах
Положения (фундаментальные) о качественном многообразии форм материи, об универсальности движения во Вселенной Гольбах формулирует на основе достижений физики и химии, что вступало в противоречие с механистической картиной мира.
С позиций последовательного
Понимая причинность как процесс взаимодействия, Гольбах подчёркивает объективный характер причинности и рассматривает Вселенную как закономерную, взаимосвязанную цепь причин и следствий, над которой господствует строжайшая необходимость. По его словам, в природе нет ничего случайного.
Отрицание случайности явилось данью механистическому пониманию мира, которое Гольбах не смог преодолеть до конца. Механистический подход к пониманию природы и мира в целом был присущ и другим французским просветителям - Ж. Ламетри, К. Гельвецию, Д. Дидро.
Этот подход получил название механического материализма. И это вполне объяснимо, так как в XVIII в. из всех естественных наук расцвета и строго научного обоснования достигла классическая механика. Её влияние заметно сказалось и на философии Французского Просвещения.
Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи
Просвещения.
Главное место в философии Французского Просвещения занимает проблема человека.
При всех различиях основным социально-философским понятием французских просветителей стало понятие «природа человека». Человек рассматривался ими как всецело физическое, природное, материальное существо. Поэтому главным моментом философской антропологии французских просветителей явилось отрицание дуалистической природы человека и утверждение положения о его материальном единстве.
Рассмотрение природы
Отвергая теологическое учение
о душе, французские материалисты
считали, что ощущение, мышление, «все
способности души» всецело
По мнению Ламетри, душа - это лишённый содержания термин, которым здравый ум обозначает ту часть нашего организма, которая мыслит. Он подчёркивает зависимость всех способностей души от особой организации мозга и всего тела. Отвергая религиозный дуализм в понимании человека, Ламетри рассматривает человека как особым образом организованную сложную машину, наделённую способностями мыслить, чувствовать, ощущать. Он не отрицает и роли воспитания в организации человека-машины.
А вот Дидро в отличие от Ламетри разделяет теорию врождённого нравственного начала английского просветителя А. Шефтсбери. И считал, что важнейшим проявлением морального чувства является стремление к взаимной любви и поддержке, к добродетели. Но природная склонность к добру не исключает, по мнению Дидро, морального воспитания, оно лишь укрепляет естественную добродетель и формирует нравственные качества человека.
Дидро в работе под названием
«Элементы физиологии»
С положения умеренного деизма рассуждал о слабости и ничтожности человека Вольтер. В «Трактате о метафизике» и «Философских письмах» он отстаивает «материальность души и сознания» человека, а понятие человеческой судьбы трактует на основе естественно-научного детерминизма. Ограничивая свободу Бога, он отстраняет его от предопределения человеческой судьбы. Человек подчинён законам природы и в этом состоит его судьба и несвобода. Вольтер считает человека общественным существом, «социальным животным», которое испытывает потребность в обществе. По мнению Вольтера основной признак человека- это социальные свойства.
К. Гельвеций выдвинул своеобразное
понимание сущности человека на основе
материалистического
Философская антропология французских просветителей была тесно связана с их социально-философскими воззрениями. Выступая против теологического объяснения общественных процессов, они утверждали доминирующую силу просвещённого человеческого разума в истории. Из этого принципа французские просветители выводили главный идеал «просвещённого правления».
Ламетри, осуждая жестокий «деспотизм на троне», предлагает пересмотреть принципы социальной жизни людей на просветительских началах: «на весах мудрости и общества». В этом пересмотре главную роль он отводил философии, которая, по его словам, оказывает значительное влияние на общественное благо, являясь «светом разума, законов и гуманности». Только разум, «просвещённый светом философии», утверждал Ламетри, способен дать твёрдую опору для построения справедливого общества.
Ламетри в работе «Анти-Сенека, или Рассуждение о счастье» утверждал, что люди от природы вероломны, коварны, злы и потому дурных людей всегда больше, чем добродетельных, живущих своим собственным благом ради общества. В связи с этим характерной чертой цивилизации он называет постоянный конфликт между прирождённой «злобностью» людей и добродетелями, которые культивируют общество.