Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:13, контрольная работа
В историю XVIII в. вошел как эпоха Просвещения. Эпоха Просвещения - одна из самых ярких в развитии философии и духовной культуры в Европе.
Исходные идеи эпохи Просвещения - культ науки (Разума) и прогресс человечества. Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии Разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос.
Крупнейшими мыслителями и идеологами эпохи Просвещения стали Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри, Руссо и др., они разработали новые человеческие и общественные идеалы "просвещенной жизни" и оказали огромное влияние на развитие прогрессивной буржуазной идеологии.
1.Введение………………………………………………………………………...2.
2.Философия Французского Просвещения: общая характеристика и основные пробелы……………………………………………………………………………3.
3.Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения……………………………………………………………………...6.
4.Раскройте социально-философское значение Французского Просвещения…………………………………………………………………….10.
5.Заключение…………………………………………………………………….14.
6.Список литературы……………………………………………………………15.
Ж.Ж. Руссо считал, что точка зрения Ламетри совершенно неприемлема, он напротив считал, что человек по природе доброе и хорошее существо и что единственно его собственные учреждения делают его злым и дурным. В своей диссертации «Рассуждение о науках и искусствах» Руссо показал противоречивый характер развития цивилизаций. Он противопоставляет своей эпохе - эпохе сословных привилегий и лицемерия - простоту, невинность и добродетель первобытных людей.
В «Об общественном договоре, или Принципы политического права » Руссо, как и все французские просветители, утверждает концепцию гражданской свободы. Считая равенство естественным состоянием человеческого общества, и главной причиной неравенства - возникновение частной собственности. В целях смягчения неравенства Руссо предлагает ввести прогрессивный налог, ограничить переход имущества и капитала по наследству, освободить от налогов землевладельцев, которые имеют лишь самые необходимые средства труда.
В целом Руссо отстаивал
Реализация свободы и
П. Гольбах свою социально-философскую концепцию тесно увязывает с этической. Он отвергает идеализирование Руссо первобытного состояния общества как «счастливого прошлого» и считает, что подобное «естественное состояние» является надуманным, которое противоречит человеческой природе, так как человек всегда существовал в обществе. Сущность общества Гольбах видел, прежде всего, в удовлетворении жизненных потребностей и интересов людей, в их стремлении к счастью.
Источник пороков и бедствий
общества Гольбах толкует с
Социально-философское значение Французского Просвещения
Чтобы ответить на этот вопрос важно отметить, что Социально-философское значение Французского Просвещения определяется несколькими моментами.
Во-первых просвещение в Западной Европе (а именно во Франции) как и в России представляло собой процесс духовной подготовки буржуазной революции направленной против старого порядка: абсолютизм короля, сословного строя, бесправия крестьян. Главные ценности (лозунги) освободительной борьбы - Свобода, Равенство, Братство. Они получили обоснование в философских, правовых сочинениях, в произведениях литературы и искусства. По характеристике Энгельса, просветители - это великие люди, которые во Франции просвещали головы для приблизившейся революции. Подавляющее большинство просветителей были идеологами буржуазии, которая в качестве экономически наиболее сильного и политически наиболее зрелого класса в составе третьего сословия возглавила борьбу угнетенных и эксплуатируемых масс против феодально-абсолютистского строя. Следует подчеркнуть, что, отстаивая буржуазную форму частной собственности, просветители вместе с тем в большей или меньшей мере выражали интересы всего третьего сословия и отнюдь не были буржуазно ограниченными идеологами. Соответствуя насущным объективным потребностям общественного развития, просветительский идеал царства разума отражал также вековые чаяния трудящихся о полной социальной справедливости и свободе от всякого угнетения. Немаловажным фактом является то, что некоторая часть просветителей выступала в роли непосредственных идеологов беднейших слоев сельского и городского трудящегося населения.
Во-вторых, это утверждение преобразования мира на основе разума (практический рационализм). Рационализм, как правило, связывается с идейными устремлениями передовых, прогрессивных сил общества, находящихся на восходящей стадии своего развития. Для него характерны возвеличивание человеческого индивида, как активного, свободного и равноправного существа, исторический оптимизм, вера в безграничные возможности человека в познании и преобразовании природы. Прежде всего, следует отметить, что эпоха Просвещения - это период разложения феодальных отношений и интенсивного развития капитализма, глубоких перемен в экономической, социально-политической и духовной жизни. Изменения в общественных отношениях и общественном сознании служили предпосылкой для раскрепощения умов, освобождения человеческой мысли от феодально-религиозной идеологии, становления нового мировоззрения. Яркую характеристику рационализма эпохи Просвещения дал Ф. Энгельс: Великие люди, которые по Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов, какого бы то ни было рода, они не признавали. Религия, понимание природы, государственный строй - все было подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего. В центре всех философских школ, систем, течений того времени находится, как правило, активно действующий субъект, способный познавать и изменять мир в соответствии со своим разумом. Разум, как сущностная характеристика субъекта, выступает в рационализме как предпосылка и как наиболее яркое проявление всех других характеристик: свободы, самодеятельности, активности и т.д. Человек, как разумное существо, с точки зрения рационализма, призван стать властелином мира, перестроить общественные отношения на разумных основаниях.
В-третьих, это разработка идеи гражданского общества, и в-четвертых разработка идеи суверенной личности и обоснование естественных прав человека.
На почве философской
* Предпосылкой общественного
* Поняв преимущества совместной
жизни, индивиды заключают
* Поскольку правительство
На основе этого были выдвинуты такие принципы гражданского общества, как свобода, равенство, братство, социальная справедливость и гуманизм.
Руссо критиковали за то, что он выдумал одиночку «Робинзона», живущего в вымышленном «естественном состоянии», история такого не знала (люди всегда жили коллективами). Однако критики Руссо толковали о «человеческой природе» автономного индивида и его естественных правах. Важно понять, что под общественным договором Руссо подразумевал общественный идеал, то, каким должно стать разумное общество. В таком случае автономный индивид оказывается не дикарем-одиночкой, а суверенной личностью, свободным и ответственным гражданином, готовым к сознательному участию в политической жизни, а естественные права - гражданскими правами. В облачении теории общественного договора, таким образом, выступали новые социальные идеалы.
Заключение
Философия Французского Просвещения
оказала огромное влияние на общество
в целом. В социально-классовом
отношении французское
Просветительские идеи распространялись
через философские
Философским основанием Французского Просвещения было материалистическое понимание природы и места человека в ней, противопоставление теологии и идеалистической метафизики.
Философская мысль Просвещения находилась, по сути дела, в постоянном движении, в поиске, в открытии и опробовании новых идей. Воззрения Вольтера и Руссо, Ламетри и Дидро, Гельвеция и Гольбаха, существенно развивались на всем протяжении их творческой деятельности. В последних произведениях великих просветителей заметны перспективы дальнейшего продвижения философской мысли, постановка новых проблем, ждущих своего разрешения, указания на пробелы в знаниях, которые надлежит заполнить в ходе будущих исследований.
Список литературы
1. Спиркин А.Г. Философия:
2. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф.В.П. Ратникова. - М.: культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 584 с.
3. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. - 1072 с.