Философия эпохи Просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:13, контрольная работа

Описание работы

В историю XVIII в. вошел как эпоха Просвещения. Эпоха Просвещения - одна из самых ярких в развитии философии и духовной культуры в Европе.
Исходные идеи эпохи Просвещения - культ науки (Разума) и прогресс человечества. Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии Разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос.
Крупнейшими мыслителями и идеологами эпохи Просвещения стали Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри, Руссо и др., они разработали новые человеческие и общественные идеалы "просвещенной жизни" и оказали огромное влияние на развитие прогрессивной буржуазной идеологии.

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………………………...2.
2.Философия Французского Просвещения: общая характеристика и основные пробелы……………………………………………………………………………3.
3.Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения……………………………………………………………………...6.
4.Раскройте социально-философское значение Французского Просвещения…………………………………………………………………….10.
5.Заключение…………………………………………………………………….14.
6.Список литературы……………………………………………………………15.

Файлы: 1 файл

к р по философии.docx

— 31.05 Кб (Скачать файл)

Ж.Ж. Руссо считал, что точка зрения Ламетри совершенно неприемлема, он напротив считал, что человек по природе доброе и хорошее существо и что единственно его собственные учреждения делают его злым и дурным. В своей диссертации «Рассуждение о науках и искусствах» Руссо показал противоречивый характер развития цивилизаций. Он противопоставляет своей эпохе - эпохе сословных привилегий и лицемерия - простоту, невинность и добродетель первобытных людей.

В «Об общественном договоре, или Принципы политического права » Руссо, как и все французские просветители, утверждает концепцию гражданской свободы. Считая равенство естественным состоянием человеческого общества, и главной причиной неравенства - возникновение частной собственности. В целях смягчения неравенства Руссо предлагает ввести прогрессивный налог, ограничить переход имущества и капитала по наследству, освободить от налогов землевладельцев, которые имеют лишь самые необходимые средства труда.

В целом Руссо отстаивал утопическую  идею социального эгалитаризма - устранение неравенства путём уравнительного распределения между всеми относительно равной частной собственности.

Реализация свободы и равенства, возможна, по его мнению, лишь при  республиканском образе правления, так как только в республике подлинным  творцом законов является сам  народ.

П. Гольбах свою социально-философскую  концепцию тесно увязывает с  этической. Он отвергает идеализирование Руссо первобытного состояния общества как «счастливого прошлого» и считает, что подобное «естественное состояние» является надуманным, которое противоречит человеческой природе, так как человек всегда существовал в обществе. Сущность общества Гольбах видел, прежде всего, в удовлетворении жизненных потребностей и интересов людей, в их стремлении к счастью.

Источник пороков и бедствий общества Гольбах толкует с просветительских позиций. Это непонимание людьми своих действительных интересов, невежество, заблуждения, незнание путей, которые  могли бы привести к благополучию.

Социально-философское  значение Французского Просвещения

Чтобы ответить на этот вопрос важно  отметить, что Социально-философское  значение Французского Просвещения  определяется несколькими моментами.

Во-первых просвещение в Западной Европе (а именно во Франции) как и в России представляло собой процесс духовной подготовки буржуазной революции направленной против старого порядка: абсолютизм короля, сословного строя, бесправия крестьян. Главные ценности (лозунги) освободительной борьбы - Свобода, Равенство, Братство. Они получили обоснование в философских, правовых сочинениях, в произведениях литературы и искусства. По характеристике Энгельса, просветители - это великие люди, которые во Франции просвещали головы для приблизившейся революции. Подавляющее большинство просветителей были идеологами буржуазии, которая в качестве экономически наиболее сильного и политически наиболее зрелого класса в составе третьего сословия возглавила борьбу угнетенных и эксплуатируемых масс против феодально-абсолютистского строя. Следует подчеркнуть, что, отстаивая буржуазную форму частной собственности, просветители вместе с тем в большей или меньшей мере выражали интересы всего третьего сословия и отнюдь не были буржуазно ограниченными идеологами. Соответствуя насущным объективным потребностям общественного развития, просветительский идеал царства разума отражал также вековые чаяния трудящихся о полной социальной справедливости и свободе от всякого угнетения. Немаловажным фактом является то, что некоторая часть просветителей выступала в роли непосредственных идеологов беднейших слоев сельского и городского трудящегося населения.

Во-вторых, это утверждение преобразования мира на основе разума (практический рационализм). Рационализм, как правило, связывается  с идейными устремлениями передовых, прогрессивных сил общества, находящихся  на восходящей стадии своего развития. Для него характерны возвеличивание человеческого индивида, как активного, свободного и равноправного существа, исторический оптимизм, вера в безграничные возможности человека в познании и преобразовании природы. Прежде всего, следует отметить, что эпоха Просвещения - это период разложения феодальных отношений и интенсивного развития капитализма, глубоких перемен в  экономической, социально-политической и духовной жизни. Изменения в  общественных отношениях и общественном сознании служили предпосылкой для  раскрепощения умов, освобождения человеческой мысли от феодально-религиозной  идеологии, становления нового мировоззрения. Яркую характеристику рационализма эпохи Просвещения дал Ф. Энгельс: Великие люди, которые по Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов, какого бы то ни было рода, они не признавали. Религия, понимание природы, государственный строй - все было подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего. В центре всех философских школ, систем, течений того времени находится, как правило, активно действующий субъект, способный познавать и изменять мир в соответствии со своим разумом. Разум, как сущностная характеристика субъекта, выступает в рационализме как предпосылка и как наиболее яркое проявление всех других характеристик: свободы, самодеятельности, активности и т.д. Человек, как разумное существо, с точки зрения рационализма, призван стать властелином мира, перестроить общественные отношения на разумных основаниях.

В-третьих, это разработка идеи гражданского общества, и в-четвертых разработка идеи суверенной личности и обоснование естественных прав человека.

На почве философской антропологии вырастали социально-политические идеалы эпохи, которые базировались на теории общественного договора. Теория общественного договора именно во Франции приобрела свою классическую завершенность. В работе Руссо «  Об общественном договоре », сформулированы ее основные принципы.

* Предпосылкой общественного союза  является «естественное состояние», в котором каждый индивид автономен,  самостоятелен и совершенно свободен; каждый волен сам защищать  свои естественные права на  жизнь, собственность, свободу.

* Поняв преимущества совместной  жизни, индивиды заключают договор  о взаимных правах и обязанностях, поручая некоему третейскому  судье - государству осуществлять  общую волю; отныне государство  призвано защищать естественные  права гражданина.

* Поскольку правительство действует  ради общего блага, то ему  необходимо подчиняться.

На основе этого были выдвинуты  такие принципы гражданского общества, как свобода, равенство, братство, социальная справедливость и гуманизм.

Руссо критиковали за то, что он выдумал одиночку «Робинзона», живущего в вымышленном «естественном  состоянии», история такого не знала (люди всегда жили коллективами). Однако критики Руссо толковали о  «человеческой природе» автономного  индивида и его естественных правах. Важно понять, что под общественным договором Руссо подразумевал общественный идеал, то, каким должно стать разумное общество. В таком случае автономный индивид оказывается не дикарем-одиночкой, а суверенной личностью, свободным  и ответственным гражданином, готовым  к сознательному участию в  политической жизни, а естественные права - гражданскими правами. В облачении  теории общественного договора, таким  образом, выступали новые социальные идеалы.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Философия Французского Просвещения  оказала огромное влияние на общество в целом. В социально-классовом  отношении французское Просвещение  представляло собой идеологическую подготовку Великой Французской  революции. Подавляющее большинство  просветителей были идеологами буржуазии, которая в качестве экономически наиболее сильного и политически  наиболее зрелого класса возглавила борьбу угнетенных и эксплуатируемых  масс против феодально-абсолютистского  строя.

Просветительские идеи распространялись через философские произведения, художественную литературу. Они пронизали  всю духовную культуру Франции и  стали широким общественным достоянием.

Философским основанием Французского Просвещения было материалистическое понимание природы и места  человека в ней, противопоставление теологии и идеалистической метафизики.

Философская мысль Просвещения  находилась, по сути дела, в постоянном движении, в поиске, в открытии и  опробовании новых идей. Воззрения  Вольтера и Руссо, Ламетри и Дидро, Гельвеция и Гольбаха, существенно развивались на всем протяжении их творческой деятельности. В последних произведениях великих просветителей заметны перспективы дальнейшего продвижения философской мысли, постановка новых проблем, ждущих своего разрешения, указания на пробелы в знаниях, которые надлежит заполнить в ходе будущих исследований.

 

 

 

 

Список литературы

1. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарика, 1998. - 816 с.

2. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф.В.П. Ратникова. - М.: культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 584 с.

3. Философия: Энциклопедический  словарь / Под ред. А.А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. - 1072 с.

 


Информация о работе Философия эпохи Просвещения