Философия Эпохи Просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 15:57, контрольная работа

Описание работы

Французское Просвещение XVIII века явилось важным поворотным пунктом в духовном развитии человечества, весомой победой науки, над антинаучным, религиозно-мистическим мировоззрением. Отважные деятели века Просвещения подвергли острой критике ущербные социально-экономические и политические отношения феодализма, деспотическую монархическую власть, правовые, политические, философские, религиозные концепции, защищавшие неограниченное господство феодальных сословий над народом.
Задолго до гибели феодализма, феодального образа жизни, всей системы крепостнических привилегий, всей совокупности уцененных уже историей ценностей старого общества, его политические и правовые нормы, этические и эстетические кодексы были развенчаны французскими просветителями XVIII века.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Философия Французского Просвещения: общая характеристика и основные проблемы…………………………………………………………………………..5
Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения……………………………………………………………………..10
Раскройте социально-философское значение Французского просвещения….......................................................................................................14
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

контр.работа.docx

— 41.84 Кб (Скачать файл)



Министерство  образования и науки РФ

Федеральное агентство  по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный  финансово-экономический институт

Кафедра философии, истории и права.

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по философии  на тему:

Философия Эпохи Просвещения.

 

 

 

Преподаватель                                                                          Менькин Николай Павлович

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул – 2009

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Философия Французского Просвещения: общая характеристика и основные проблемы…………………………………………………………………………..5

Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения……………………………………………………………………..10

Раскройте социально-философское  значение Французского просвещения….......................................................................................................14

Заключение……………………………………………………………………….18

Список литературы………………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Французское Просвещение  XVIII века явилось важным поворотным пунктом в духовном развитии человечества, весомой победой науки, над антинаучным, религиозно-мистическим мировоззрением. Отважные деятели века Просвещения подвергли острой критике ущербные социально-экономические и политические отношения феодализма, деспотическую монархическую власть, правовые, политические, философские, религиозные концепции, защищавшие неограниченное господство феодальных сословий над народом.

Задолго до гибели феодализма, феодального образа жизни, всей системы  крепостнических привилегий, всей совокупности уцененных уже историей ценностей  старого общества, его политические и правовые нормы, этические и  эстетические кодексы были развенчаны французскими просветителями XVIII века.

Французское Просвещение  XVIII века явилось историческим и логическим продолжением духовных ценностей эпохи Ренессанса, передовой общественной мысли Италии, Англии и Голландии XVI – XVII столетий, французского свободомыслия предыдущей эпохи. Разумеется, французское Просвещение нельзя рассматривать как простое продолжение предшествующих прогрессивных социально-политических, философских, этических и эстетических идей, ибо оно отражало более высокий этап борьбы против феодализма и абсолютизма.

Важно отметить выдающуюся роль французского Просвещения, и в  особенности его материалистического  крыла, в развитии естественных и  общественных наук. Опираясь на достижения своей эпохи, просветители в свою очередь стимулировали дальнейшее развитие научной мысли, вооружали  ее передовой методологией, отвергали  все разновидности идеализма, агностицизма; всякие попытки объяснить реальный мир, выходя за его пределы и прибегая к иррациональным, религиозно-мистическим построениям.

Знаменательно, что французская  буржуазия, ставшая господствующим классом, вскоре отреклась от идейного наследия просветителей, стала выхолащивать революционный дух творчества Вольтера, Руссо, Дидро, Гольбаха и других столпов  Просвещения.

По достоинству оценивая значение французского Просвещения, и  в частности французских материалистов  XVIII века, рассматривая материализм Дидро и его единомышленников как важный этап развития передовой философии, защищая ее от нападок религиозно-идеалистического лагеря, классики марксизма-ленинизма одновременно вскрыли историческую и классовую ограниченность этого материализма, его слабые стороны, отсутствие у его представителей диалектического метода и материалистического взгляда на историю, на общественные отношения.

Французские материалисты XVIII века изменение внешних условий (по тем временам – феодальных отношений) считали предпосылкой физического и духовного возрождения и совершенствования людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Философия Французского Просвещения: общая характеристика и основные проблемы

В 40-е г. XVIII в., когда развитие естественных наук, художественной литературы, драматургии, философии перерастает в обширное движение духовной жизни, просветительская мысль во Франции достигает своего рассвета. В этот период формируется мировоззрение второго поколения просветителей – Ж.-Ж. Руссо, Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеция, П. Гольбаха и др.

Можно выделить некоторые  отличительные черты философии  Французского Просвещения:

▪ четко выраженная антиклериальная  направленность, доходящая у некоторых  просветителей (Дидро, Гольбаха) до антитеологической, богоборческой и атеистической;

▪   неразрывная связь  философских воззрений просветителей  с достижениями естествознания;

▪ гуманистическая ориентация философии с доминированием в  ней антропосоциальной проблематики;

▪ направленность философских  взглядов просветителей на изменение  социальной действительности в интересах  прогресса и «улучшения гражданского общества». [10, 132]

Феодально-клерикальным догмам и религиозному фанатизму официальной  церкви французские просветители противопоставили концепцию «естественной религии». Обоснование этой концепции было дано Вальтером в трактате «Все о боге», философской «Поэме о естественном законе», в «Основах философии Ньютона». Одновременно с Вольтером идею «естественной религии» развивал Дени Дидро (1713-1784) в своем сочинении «О достаточности естественной религии».

Под «естественной религией»  французские просветители понимали такую, которая не противоречит человеческой природе и включает в себя общие для всего человечества принципы нравственности. Природа является храмом единого божества и в них господствует универсальная мораль: «Делай то, что ты хотел бы, чтобы делали по отношению к тебе».

Утверждая независимость  моральных категорий добра и  зла от Бога, французские просветители приходят в конечном счете к религиозно-моральному космополитизму. Истинная религия разумна  и в силу этого – космополитична. Ее содержанием является универсальная  мораль, догмы которой включают немногие, вытекающие из природы, положения. Религия, догматы которой оскорбляют универсальную  мораль, ложна и ее применение ведет к дурным последствиям. В преобразованном виде религиозно-моральный космополитизм был впоследствии использован во время Великой французской революции. [10, 133]

А что же конкретно представляет собой французский материализм XVIII века? Его наиболее яркими представителями  являются П.Гольбах, К.Гельвеций, Д.Дидро  и др.

Французские материалисты создают  научную картину мира, в которой  нет места богу. Вся наблюдаемая  действительность, все бесчисленные тела, подчеркивали они, есть не что  иное, как материя. Все явления  – это конкретные формы ее существования. По Гольбаху, материя есть “все то, что воздействует каким-нибудь образом  на наши чувства…” [8, 134] Вместе с тем, будучи тесно связанными с естественнонаучным знанием XVIII века, французские материалисты полагали, что материя – это  не только собирательное понятие, охватывающее все реально существующие тела, все  телесное. Для них материя –  это также и бесконечное количество элементов (атомов, корпускул), из которых  образованы все тела. Французские  материалисты утверждали в своих  работах вечность и несотворимость всего материального мира. Причем мир этот мыслился бесконечным не только во времени, но и в пространстве. Важнейшим свойством материи они рассматривали движение. Движение определялось ими как способ существования материи, необходимо вытекающий из самой ее сущности. В этом тезисе французские материалисты идут дальше Б.Спинозы полагавшего, что материя сама по себе пассивна.

Более того, французские  материалисты предвосхитили некоторые  положения эволюционного учения. Именно с процессом изменения  и развития они связывали появление  реального многообразия материального  мира. Они утверждали, что человек  как биологический вид имеет  свою историю становления (Д.Дидро). Развитие французские материалисты связывали прежде всего с усложнением  организации материальных объектов. В частности, с этих позиций они  раскрывали природу сознания и мышления. Мышление и ощущение они представляли как свойство материи, возникшее  в результате усложнения ее организации (К.Гельвеций, Д.Дидро). [4, 434]

Французские материалисты утверждали, что все в природе взаимосвязано  и среди взаимосвязей выделяли причинно-следственные связи. Они доказывали, что природа  подчинена объективным законам  и что эти законы полностью  определяют все изменения в ней. Природа представлялась им как царство  одной лишь необходимости; случайность  в самой природе отвергалась. Этот детерминизм, будучи распространенным на общественную жизнь, подводил их к  фатализму, т.е. к убеждению, что и  в нашей жизни (жизни человека) все уже предопределено объективными законами и судьба наша от нас не зависит. Здесь они были, по-видимому, в плену механистического детерминизма Лапласа, полагавшего, что все изменения, все события в этом мире жестко определяются фундаментальными законами механики: все разложимо на материальные точки и их движение, и потому все подчинено механике.

И все же следует отметить, что это следование Лапласу не было безоглядным. Д.Дидро, в частности, в одной из своих работ высказывает  сомнение в том, что движение можно  свести лишь к перемещению в пространстве.

Французские материалисты утверждали познаваемость мира. При этом основой  познания они рассматривали опыт и показания органов чувств, т.е. развивали идеи сенсуализма и  эмпиризма XVII века (Ф.Бэкон, Д.Локк и  др.). Познание они определяли как  процесс отражения в нашем  сознании, в наших знаниях реальных явлений действительности. [4, 450]

Утверждение материалистических идей французские материалисты совмещали  с резкой критикой религии и церкви. Они отвергали идею существования  бога, доказывали иллюзорность идеи бессмертия души и идеи сотворения мира. Церковь  и религия, полагали они, дезориентирует массы и тем самым служат интересам  короля и дворянства.

Касаясь общественной жизни, они доказывали, что история определяется прежде всего сознанием и волей  выдающихся личностей. Они склонялись к мысли о том, что лучшее правление  обществом – это правление  просвещенного монарха (каким многим из них представлялась Екатерина II). Подчеркивали существенную зависимость  психического и морального склада человека от особенностей той среды, в которой  человек воспитывается.

 

Конечно, французский материализм XVIII века отражал особенности естественных наук этого столетия. Он был механистическим, ибо в XVIII веке именно механика выделялась своими успехами в описании природы. В нем не было еще развернутых  учений о развитии (хотя о самом  развитии, об эволюции они говорили), ибо наука этого периода лишь подходила к основательному исследованию этой стороны природной действительности (Ж.Бюффон, Ж.Б.Ламарк и др.). В последующем  многие философы, и в частности представители диалектического материализма, отмечали как недостаток французского материализма его “идеализм” в понимании общественной жизни и общественной истории, поскольку они, мол, и общественную жизнь и историю объясняют сознанием и волей людей. В последнее время такое понимание общественных явлений оценивается все большим числом философов не как недостаток, а как определенное приближение к истине – приближение, столь же правомерное как и другой односторонний подход к общественным явлениям, который реализован в историческом материализме К.Маркса и Ф.Энгельса и в соответствии с которым основой всех общественных явлений рассматривается общественное бытие. [8, 212]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения

Вольтер (Аруэ) Мари (1694-1778)

Философскую позицию Вольтера называют деизмом из-за умеренности  в вопросе критики религии  и отношения к материализму. Религия  должна носить разумный характер и  быть средством нравственного воспитания народа. Основные работы: "Метафизический трактат", "Философский словарь", "О душе" В теории познания был  сторонником локковского сенсуализма. Критиковал монадологию Лейбница, противопоставляя ей новейшие открытия в физике, в  частности - учение Ньютона. Душа - это  способность мыслить и чувствовать, полностью зависящая от тела. Человек - социальное существо и все попытки  рассматривать его в христианской перспективе бессмысленны. Причины, заставляющие людей жить вместе, то есть образовывать общество - это естественная доброжелательность и тяга к общению. Вольтер предложил первую нерелигиозную  философию истории. Он требовал очистить историю от мифов и художественных вымыслов. Утверждал, что исторические события каузально объяснимы  и вовсе не подчинены божественному  произволу. Миром правят мнения людей. Под "мнениями" он понимал основополагающие идеи, оказывающие влияние на судьбы человечества. История - это процесс  постепенного увеличения роли разума. В связи с этим Просвещению  придается особое значение. Идеалом  человеческого общежития считал общество, основанное на принципах  разума. [6, 117]

Информация о работе Философия Эпохи Просвещения