Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 15:57, контрольная работа
Французское Просвещение XVIII века явилось важным поворотным пунктом в духовном развитии человечества, весомой победой науки, над антинаучным, религиозно-мистическим мировоззрением. Отважные деятели века Просвещения подвергли острой критике ущербные социально-экономические и политические отношения феодализма, деспотическую монархическую власть, правовые, политические, философские, религиозные концепции, защищавшие неограниченное господство феодальных сословий над народом.
Задолго до гибели феодализма, феодального образа жизни, всей системы крепостнических привилегий, всей совокупности уцененных уже историей ценностей старого общества, его политические и правовые нормы, этические и эстетические кодексы были развенчаны французскими просветителями XVIII века.
Введение…………………………………………………………………………...3
Философия Французского Просвещения: общая характеристика и основные проблемы…………………………………………………………………………..5
Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения……………………………………………………………………..10
Раскройте социально-философское значение Французского просвещения….......................................................................................................14
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………19
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский заочный
финансово-экономический
Кафедра философии, истории и права.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по философии на тему:
Философия Эпохи Просвещения.
Преподаватель
Барнаул – 2009
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Философия Французского Просвещения:
общая характеристика и основные
проблемы…………………………………………………………
Концепции человека и общества
в трудах мыслителей эпохи Просвещения…………………………………
Раскройте социально-философское
значение Французского просвещения…..................
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Французское Просвещение XVIII века явилось важным поворотным пунктом в духовном развитии человечества, весомой победой науки, над антинаучным, религиозно-мистическим мировоззрением. Отважные деятели века Просвещения подвергли острой критике ущербные социально-экономические и политические отношения феодализма, деспотическую монархическую власть, правовые, политические, философские, религиозные концепции, защищавшие неограниченное господство феодальных сословий над народом.
Задолго до гибели феодализма, феодального образа жизни, всей системы крепостнических привилегий, всей совокупности уцененных уже историей ценностей старого общества, его политические и правовые нормы, этические и эстетические кодексы были развенчаны французскими просветителями XVIII века.
Французское Просвещение XVIII века явилось историческим и логическим продолжением духовных ценностей эпохи Ренессанса, передовой общественной мысли Италии, Англии и Голландии XVI – XVII столетий, французского свободомыслия предыдущей эпохи. Разумеется, французское Просвещение нельзя рассматривать как простое продолжение предшествующих прогрессивных социально-политических, философских, этических и эстетических идей, ибо оно отражало более высокий этап борьбы против феодализма и абсолютизма.
Важно отметить выдающуюся
роль французского Просвещения, и в
особенности его
Знаменательно, что французская буржуазия, ставшая господствующим классом, вскоре отреклась от идейного наследия просветителей, стала выхолащивать революционный дух творчества Вольтера, Руссо, Дидро, Гольбаха и других столпов Просвещения.
По достоинству оценивая
значение французского Просвещения, и
в частности французских
Французские материалисты XVIII века изменение внешних условий (по тем временам – феодальных отношений) считали предпосылкой физического и духовного возрождения и совершенствования людей.
Философия Французского Просвещения: общая характеристика и основные проблемы
В 40-е г. XVIII в., когда развитие естественных наук, художественной литературы, драматургии, философии перерастает в обширное движение духовной жизни, просветительская мысль во Франции достигает своего рассвета. В этот период формируется мировоззрение второго поколения просветителей – Ж.-Ж. Руссо, Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеция, П. Гольбаха и др.
Можно выделить некоторые отличительные черты философии Французского Просвещения:
▪ четко выраженная антиклериальная направленность, доходящая у некоторых просветителей (Дидро, Гольбаха) до антитеологической, богоборческой и атеистической;
▪ неразрывная связь
философских воззрений
▪ гуманистическая ориентация
философии с доминированием в
ней антропосоциальной
▪ направленность философских взглядов просветителей на изменение социальной действительности в интересах прогресса и «улучшения гражданского общества». [10, 132]
Феодально-клерикальным догмам и религиозному фанатизму официальной церкви французские просветители противопоставили концепцию «естественной религии». Обоснование этой концепции было дано Вальтером в трактате «Все о боге», философской «Поэме о естественном законе», в «Основах философии Ньютона». Одновременно с Вольтером идею «естественной религии» развивал Дени Дидро (1713-1784) в своем сочинении «О достаточности естественной религии».
Под «естественной религией» французские просветители понимали такую, которая не противоречит человеческой природе и включает в себя общие для всего человечества принципы нравственности. Природа является храмом единого божества и в них господствует универсальная мораль: «Делай то, что ты хотел бы, чтобы делали по отношению к тебе».
Утверждая независимость моральных категорий добра и зла от Бога, французские просветители приходят в конечном счете к религиозно-моральному космополитизму. Истинная религия разумна и в силу этого – космополитична. Ее содержанием является универсальная мораль, догмы которой включают немногие, вытекающие из природы, положения. Религия, догматы которой оскорбляют универсальную мораль, ложна и ее применение ведет к дурным последствиям. В преобразованном виде религиозно-моральный космополитизм был впоследствии использован во время Великой французской революции. [10, 133]
А что же конкретно представляет собой французский материализм XVIII века? Его наиболее яркими представителями являются П.Гольбах, К.Гельвеций, Д.Дидро и др.
Французские материалисты создают
научную картину мира, в которой
нет места богу. Вся наблюдаемая
действительность, все бесчисленные
тела, подчеркивали они, есть не что
иное, как материя. Все явления
– это конкретные формы ее существования.
По Гольбаху, материя есть “все то,
что воздействует каким-нибудь образом
на наши чувства…” [8, 134] Вместе с тем,
будучи тесно связанными с естественнонаучным
знанием XVIII века, французские материалисты
полагали, что материя – это
не только собирательное понятие, охватывающее
все реально существующие тела, все
телесное. Для них материя –
это также и бесконечное
Более того, французские
материалисты предвосхитили некоторые
положения эволюционного
Французские материалисты утверждали,
что все в природе
И все же следует отметить, что это следование Лапласу не было безоглядным. Д.Дидро, в частности, в одной из своих работ высказывает сомнение в том, что движение можно свести лишь к перемещению в пространстве.
Французские материалисты утверждали познаваемость мира. При этом основой познания они рассматривали опыт и показания органов чувств, т.е. развивали идеи сенсуализма и эмпиризма XVII века (Ф.Бэкон, Д.Локк и др.). Познание они определяли как процесс отражения в нашем сознании, в наших знаниях реальных явлений действительности. [4, 450]
Утверждение материалистических идей французские материалисты совмещали с резкой критикой религии и церкви. Они отвергали идею существования бога, доказывали иллюзорность идеи бессмертия души и идеи сотворения мира. Церковь и религия, полагали они, дезориентирует массы и тем самым служат интересам короля и дворянства.
Касаясь общественной жизни, они доказывали, что история определяется прежде всего сознанием и волей выдающихся личностей. Они склонялись к мысли о том, что лучшее правление обществом – это правление просвещенного монарха (каким многим из них представлялась Екатерина II). Подчеркивали существенную зависимость психического и морального склада человека от особенностей той среды, в которой человек воспитывается.
Конечно, французский материализм
XVIII века отражал особенности
Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения
Вольтер (Аруэ) Мари (1694-1778)
Философскую позицию Вольтера
называют деизмом из-за умеренности
в вопросе критики религии
и отношения к материализму. Религия
должна носить разумный характер и
быть средством нравственного