Философия эпохи средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 06:45, реферат

Описание работы

Западноевропейская средневековая культура представляет собой качественно новую ступень развития европейской культуры, следующую после античности и охватывающую более чем тысячелетний период ( V - XV вв.).
Переход от античной цивилизации к средневековью был обусловлен, во-первых, распадом Западной Римской империи в результате общего кризиса рабовладельческого способа производства и связанного с ним крушения всей античной культуры.

Файлы: 1 файл

тема 3.docx

— 38.20 Кб (Скачать файл)

Тема 3

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ  СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

 

1. Дайте характеристику  эпохе Средневековья:

а) Хронологические  рамки;

б) Культурная, экономическая, социальная характеристика. Христианство как основа средневековой картины  мира. Почему в Средние века философия  являлась «служанкой богословия»?

 

     Западноевропейская  средневековая культура представляет  собой качественно новую ступень  развития европейской культуры, следующую после античности и  охватывающую более чем тысячелетний  период ( V - XV вв.).

     Переход от  античной цивилизации к средневековью  был обусловлен, во-первых, распадом  Западной Римской империи в  результате общего кризиса рабовладельческого  способа производства и связанного  с ним крушения всей античной  культуры. Глубинный кризис римской  цивилизации, выразившийся в кризисе  всего социально-экономического  строя, лежащего в ее основе, обозначился уже в III в. Остановить  процесс начавшегося распада  было невозможно. Не помогла и  духовная реформа императора  Константина, превратившая христианскую  религию в дозволенную, а затем  и господствующую. Варварские народы  охотно принимали крещение, но  это отнюдь не уменьшало силу  их натиска на одряхлевшую  империю. 

     Во-вторых - Великим  переселением народов (с IV по VII вв.), в ходе которого десятки  племен устремились к завоеванию  новых земель. С 375 г., когда первые  отряды вестготов пересекли дунайскую  границу империи, и до 455 г. (взятие  вандалами Рима) продолжался мучительный  процесс угасания величайшей  цивилизации. Переживающая глубокий  внутренний кризис Западная Римская  империя не смогла противостоять  волнам варварских нашествий  и в 476 г. прекратила свое  существование. В результате варварских завоеваний на ее территории возникли десятки варварских королевств.

     С падением  Римской империи начинается история  западно-европейского средневековья (Восточная Римская империя - Византия - существовала еще 1000 лет - до сер. XV в.)

     Становление  средневековой культуры происходило  в результате драматического  и противоречивого процесса столкновения  двух культур - античной и варварской, сопровождавшегося, с одной стороны,  насилием, разрушением античных  городов, утратой выдающихся достижений  античной культуры (так, взятие  Рима вандалами в 455 г. стало  символом уничтожения культурных  ценностей - "вандализмом"), с  другой стороны, - взаимодействием  и постепенным слиянием римской  и варварской культур. 

     Культурное  взаимодействие между варварскими  племенами и Римом существовало  и до гибели империи. После  падения Рима культурное влияние  античности происходило в форме  освоения ее наследия (особенно  способствовало этому освоение  латыни, ставшей языком общеевропейского  общения и правовых актов). Знание  латыни позволило осмыслить не  только античное право, но и  науку, философию, искусство и  т.д. 

     Социальной  основой средневековой культуры  были феодальные отношения, для  которых характерны:

 Отчужденность от основного  производителя (земля, на которой  трудился крестьянин, являлась собственностью  феодала).

 Условность (феод считался  пожалованным за службу и, хотя  позже он превратился в наследственное  владение, формально за несоблюдение  договора он мог быть отчужден  у вассала).

 Иерархичность - собственность  была как бы распределена между  всеми феодалами сверху вниз, таким образом, полной частной  собственностью не обладал никто.  Это обусловило характерную для  средневековья сословно-иерархическую  структуру общества, так называемую  феодальную лестницу - иерархию светских  феодалов, где почти каждый мог быть и вассалом, и сюзереном одновременно с четкими взаимными обязательствами.

     На основе  феодальной земельной собственности  сформировались два основных  полюса социокультурного поля  средневековой культуры - феодалы  (светские и духовные) и феодально-зависимые  производители - крестьяне, что,  в свою очередь, обусловило  существование двух полюсов средневековья: 1) ученой культуры духовной и  интеллектуальной элиты, 2) культуры "безмолвствующего большинства", т.е. культуры простонародья, в  массе своей безграмотного. 

     Средневековая  культура формировалась в условиях:

- господства натурального хозяйства, существовавшего примерно до XIII в., когда оно начало превращаться в товарно-денежное в результате роста и усиления городов;

 -замкнутой феодальной вотчины - сеньории, являющейся основной хозяйственной, судебной и политической единицей;

 -слабой центральной власти,

 -феодальной раздробленности, порождавшей нескончаемые войны, смерть, разрушение.

     Таким образом,  становление средневековой культуры  происходило в результате взаимодействия  двух начал: культуры варварских  племен (германское начало) и античной  культуры (романское начало). Третьим  и важнейшим фактором, определившим  процесс становления европейской  культуры, стало христианство. Христианство  стало не только ее духовной  основой, но и тем интегрирующим  началом, которое позволяет говорить  о западноевропейской культуре  как о единой целостной культуре.

Особенность христианства, как и его философии, заключается  в том, что ему чужд революционный  радикализм. Оно не ставит перед  человеком задачу изменить мир. Это  вероучение стремится перевести  негативно-бунтарское отношение к  миру в моральный протест. Наведение  порядка на Земле рассматривается  приверженцами этого учения как  удел творца мира — Бога. Признание греховности мира земного и временности существования в нем человека, вера во второе пришествие Христа для суда над грешниками, надежда на спасение и вечное блаженство в раю как воздаяние за праведную жизнь на Земле и любовь к Богу как к источнику блага составляют основу христианской религиозной философии.

Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, находящего своё отражение в богословии. Философия  становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога.

Однако при этом у философии  были свои, отличные от религии, функции, связанные с основным ее свойством  — сомнением (в истинности вероисповедных догматов) и со свойствами разума, призванного  эти сомнения побеждать и причащаться  высшей истине.

 

 

2. Какие античные  философы были авторитетны в  Средние века? Почему?

Основание средневекового богословия было античным. Несколько веков христианская философия развивалась еще в  рамках Античности. Христианство вынуждено  было отстаивать свои идеалы, находясь в культуре с глубоко развитой системой онтологии, гносеологии, логики, с утонченным искусством полемики. Бороться с языческой философией, которая начала проникать в христианство в форме ересей,  можно было только ее же средствами. Возникающее  богословие опиралось прежде всего  на античный неоплатонизм.

Прежде всего это проявилось в широком использовании философского наследия Платона и Аристотеля для «научного» обоснования церковных догматов. Дело в том, что, возникнув и сравнительно быстро став государственной религией, то есть получив выход на широкие слои населения, христианство еще не стало понятным для своих приверженцев. Чтобы сделать его доступным, надо было или создать соответствующую и приемлемую терминологию для раскрытия важнейших положений новой религии, или опереться на уже существующие понятия, использовав их там, где было возможно, или же заменив при необходимости их сущность. Такая доля выпала на неоплатонизм, который первоначально конкурировал с христианством, а после того как христианство стало государственной религией, его основные идеи с учетом соответствующей переработки начали служить новой теологии.

Позднее неоплатонизм становится важнейшим исходным материалом для развития средневековой философии и христианства. Идеологи христианства неслучайно прежде всего обратились к философии Платона и неоплатонизма, так как она по своему содержанию ближе всего подходит к религиозной вере.

Начиная с XIII  века, христианство с целью усиления своих позиций, расширения и углубления своей веры начинает усиленно использовать аристотелевскую философию, которая до этого лишь частично была им известна и одновременно из-за своей рационалистичности и эмпиричности ими игнорировалась.

Использование философского наследия Аристотеля осуществлялось главным образом в двух направлениях. Прежде всего в рамках христианского теизма происходило своеобразное сочетание философских идей «отцов церкви» («отцы церкви» — священнослужители, которые в течение столетий занимались канонизацией и систематизацией христианского вероучения), и в частности, наиболее известного и влиятельного из них Аврелия Августина и аристоте-лизма. Одновременно шла борьба за использование философских идей для усиления позиций богословия. В конечном итоге победила вторая тенденция и достижения аристотелевской философии в области учения о бытии, познании и человеке.

 

3. Бог и человек  в средневековой философии. Какие  вопросы обсуждает философия  этой эпохи? 

 

В основе средневекового человекознания лежали религиозные (теоцентристские) о своей  установки о том, что Бог — начало всего сущего. Он создал мир, человека, определил нормы человеческого поведения. Первые люди (Адам и Ева), однако, согрешили перед Богом,  нарушили его запрет, захотели стать наравне с ним, чтобы самим определять, что есть добро и зло. В этом заключается первородный грех человечества, который частично искупил Христос, но который должен искупиться и каждым человеком через раскаяние и богоугодное поведение, Средневековая философия поставила принципиальные вопросы о сущности и существовании, о Боге, человеке и Истине, смысле вечности, соотношении градов «земного» и «Божьего» (Августин, Боэций, Эриугена, Альберт Великий и др.).

На вершине средневекового интеллектуального мышления стоит  Фома Аквинский.  Согласно Фоме Аквинскому, «есть некоторые истины, которые превосходят сколь угодно мощный разум: например, Бог един в трех лицах. Другие истины вполне доступны разуму: например, что Бог существует, что Бог един и подобные этому». Фома Аквинский впервые ввел различие истин факта и веры, которое широко распространилось в религиозной философии.

Корни философии средних  веков уходят в религии единобожия (монотеизма). В основе  христианского  монотеизма  лежат  два важнейших  принципа,   чуждых религиозно-мифологическому   сознанию   и соответственно  философскому мышлению  языческого мира:  идея творения и идея откровения. Обе они тесно между собой  связаны, ибо  предполагают единого  личного Бога, Бог является реальностью, определяющий все сущее. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии,  а идея откровения  составляет фундамент учения о познании. Таким образом, различия в функциях, выполняемых людьми, являются результатом не общественного разделения труда, а целевой деятельности бога.

4. Выделите и  охарактеризуйте основные периоды  Средневековой философии. Назовите  имена философов, трудившихся  в названные периоды.

5. Какая модель  мироздания существовала в Средние  века (гелиоцентризм, геоцентризм,  космоцентризм)? Охарактеризуйте ее.

Основным принципами средневекового философского мышления считаются геоцентризм — Бог есть центральная точка мировоззрения,

В средние века господствовала геоцентрическая система мироздания, обоснованная Гиппократом и Птолемеем и освященная авторитетом церкви.

Геоцентрическая система  мира (от др.-греч. Γῆ, Γαῖα — Земля) - представление об устройстве мироздания, согласно которому центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звёзды.

Эту систему признавало Христианская религия. В основу своего миропонимания христианство положило библейскую легенду о сотворении мира Богом за шесть дней. По этой легенде Земля является “сосредоточием” Вселенной, а небесные светила созданы для того, чтобы освещать Землю и украшать небесный свод. Всякое отступление от этих взглядов христианство беспощадно преследовало. Система мира Аристотеля - Птолемея, ставившая Землю в центр мироздания, как нельзя лучше отвечала христианскому вероучению.

 Но в начале XV века, данная система была подвергнута сомнению, а затем фактически отброшена. Уже Николай Кузанский (1401—1464) отрицал официально признанное положение, что Земля является центром Вселенной. Вместе с тем он отвергал схоластический метод доказательства и пропагандировал опытное и разумное знание. Окончательно сокрушил геоцентрическую систему великий польский ученый Николай Коперник (1473—1543). Убедившись в беспомощности этой теории при объяснении движения небесных светил, он пришел к предположению, высказывавшемуся уже ранее некоторыми учеными, что Земля вместе в другими планетами обращается вокруг неподвижного Солнца (гелиоцентрическая система), вращаясь одновременно вокруг собственной оси. Эти взгляды были им математически обоснованы и изложены в гениальном труде: «О вращении небесных сфер», написанном на латинском языке и вышедшем только в год смерти ученого (по преданию, автор увидел первый экземпляр своего труда, находясь уже на смертном одре). Католическая церковь встретила в штыки учение Коперника и начала жестоко преследовать его сторонников.

Со второй половины XVII в. гелиоцентрическая система получила в научном мире почти общее  признание.

 

6. Одним из знаковых  явлений средневековой философии  был спор об универсалиях, или  спор о природе общих понятий.  Что такое универсалии (общие  понятия)? В чём суть этого спора?

Информация о работе Философия эпохи средневековья