Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:12, контрольная работа
В конце XIV - начале XV веках в Европе, а именно - в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Культура Возрождения и Реформации относится к культуре так называемого переходного периода. Феномен переходной эпохи как независимой фазы культурного процесса - это общая историческая закономерность, которую переживают многие народы в разные исторические периоды.
Темпы развития ренессансной культуры в странах Западной Европы различны. Хронологически (приблизительно) в Италии - XIV-XVI века, в других странах - XV-XVI века.
Рассмотрим социально-исторические предпосылки формирования Эпохи Возрождения.
Социально-экономические и культурно-исторические предпосылки
формирования философии эпохи Возрождения……………….…стр. 3-4
2. Гуманистическая направленность и антропоцентрический характер
философии ……………………………………………………………стр. 5-6
3. Натурфилософия эпохи Возрождения как результат развития науки и
её основные проблемы………………………………………….……...стр.7-9
4. Программы общественного переустройства, как итог изменившейся
мировоззренческой ситуации: Н.Макиавелли, Т. Мор,
Т. Кампанелла……………………………………………………..…...стр.10
5. Объясните смысл суждения М. Монтеня: «Философствовать - значит сомневаться»……………………………………………………………...стр. 11
Литература………………………………………………………………..стр.12
Содержание:
1. Социально-экономические
и культурно-исторические
формирования философии эпохи Возрождения……………….…стр. 3-4
2. Гуманистическая направленность и антропоцентрический характер
философии ……………………………………………………………стр. 5-6
3. Натурфилософия эпохи Возрождения как результат развития науки и
её
основные проблемы…………………………………
4. Программы общественного переустройства, как итог изменившейся
мировоззренческой ситуации: Н.Макиавелли, Т. Мор,
Т. Кампанелла……………………………………………………
5. Объясните смысл суждения
М. Монтеня: «Философствовать - значит
сомневаться»………………………………………………
Литература……………………………………………………
1.Социально-экономические и культурно-исторические предпосылки формирования философии эпохи Возрождения.
В конце XIV - начале XV веках в Европе, а именно - в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Культура Возрождения и Реформации относится к культуре так называемого переходного периода. Феномен переходной эпохи как независимой фазы культурного процесса - это общая историческая закономерность, которую переживают многие народы в разные исторические периоды.
Термин «Возрождение» указывал на связь новой культуры с античностью. В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей, так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия. Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравнению с периодом Средневековья. Усиливаются светские мотивы в европейской культуре, все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества - искусство, философия, литература, образование, наука.
Культура Возрождения
обрела в эту пору небывалую мощь
и широкое признание в
Ренессанс (перевод французского термина renaissance - возрождение) - Эпоха Возрождения рассматривается как переход от средних веков к Новому времени, от общества феодального - к буржуазному.
Темпы развития ренессансной культуры в странах Западной Европы различны. Хронологически (приблизительно) в Италии - XIV-XVI века, в других странах - XV-XVI века.
Рассмотрим социально-исторические предпосылки формирования Эпохи Возрождения.
Возрождение предстает не столько как эпоха, сколько как конкретно- исторические процессы во всей сложности своих проявлений и взаимоотношений.
Италия - родина классического возрождения. В Италии эпоха Возрождения проявилось в ломке феодальных отношений и зарождении капиталистических, в усилении роли буржуазных прослоек общества и буржуазной идеологии и с этим связанных развитии национальных языков, критике церкви и перестройке религиозных учений.
В Италии уже в XIV веке возникают первые мануфактуры - первые зачатки капиталистической промышленности. Здесь раньше, чем в других странах Европы, происходило интенсивное развитие городов и городской культуры. Торговля, ростовщичество, а также эксплуатация рабочих и мелких ремесленников привели к образованию во многих итальянских городах значительной прослойки банкиров, купцов, промышленников. В ряде городов - государств эта прослойка даже захватила городскую власть. Именно участие третьего сословия в городской жизни привело к необычайному взлету культуры. Характерно, что и раньше, в период античности, расцвет культуры происходил только в городах - государствах, где значительная часть свободных граждан была политически активна, имела возможность принимать участие в управлении всеми делами своего небольшого государства. Города Италии были сравнительно небольшими, а накал страстей, водоворот политических событий столь сильным, что никто не мог оставаться в стороне и жить пассивной дремлющей жизнью: в этой огненной купели формировались и закалялись инициативные, энергичные характеры. Активность личности была столь высока, что казалось, будто от ее волевого усилия зависит все;
Итак, можно выстроить такую зависимость: экономическая свобода представителей третьего сословья - их политическая активность в рамках непосредственной демократии – расцвет культуры. Только в таких социально - экономических и политических условиях искусство становится неотъемлемой частью общественной жизни, и шедевры его вызывают подлинно народное ликование.
В утверждённой системе ценностей, духовной культуры в целом на первый план выдвигаются идеи гуманизма.
2. Гуманистическая
направленность и антропоцентри
У истоков антропоцентрического гуманизма стоит Данте Алигьери (1265-1321 гг.). В своей бессмертной «Комедии», а также в философских трактатах «Пир» и «Монархия» он исполнил гимн земному предназначению человека, открыл путь к гуманистической антропологии.
Тленному миру земли противостоит вечный мир небес. И в этом противостоянии роль среднего звена выполняет человек, ибо он причастен к обоим мирам. Смертная и бессмертная природа человека обуславливает и его двоякое предназначение: внеземное существование и осуществимое на земле человеческое блаженство. Земное предназначение реализуется в гражданском обществе. К жизни вечной человека ведет церковь.
Таким образом, человек реализует себя в земном предназначении и в вечной жизни. Разделение земной и загробной жизни ставит проблему отказа церкви от притязаний на светскую жизнь.
Теоцентризм средневековья «преодолевает» и Петрарка (1304-1374 гг.) и делает это с большей уверенностью, чем Данте Алигьери. Обращаясь к проблемам человеческого бытия, Петрарка заявляет: «Небожители должны обсуждать небесное, мы же - человеческое». Мыслителя интересует внутренний мир человека, и притом человека, рвущего связи со средневековыми традициями и сознающего этот разрыв. Земные заботы составляют первейший долг человека и ни в коем случае не должны приноситься в жертву загробному миру. Старый стереотип презрения к земному уступает место идеалу человека в его достойном земном существовании. Эту позицию разделяет и Джаноццо Манетти (1396-1459 гг.) в своем трактате «О достоинстве и превосходстве человека», где подчеркивается, что человек рождается не для печального существования, а для созидания и утверждения себя в своих деяниях.
Мировоззренческая направленность гуманистической мысли закладывает основания для новой философии - философии эпохи Возрождения.
Теоретическое основание
новой философии составили
Предметом философии становится земная жизнь человека, его деятельность. Задачей философии является не противопоставление духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства. Место конфликта занимают поиски согласия. Это относится как к природе человека, так и к положению человека в окружающем мире - мире природы и общества. Ценностям средневековья гуманизм противопоставляет ценности земного мира. Следование природе провозглашается обязательным условием. Аскетический идеал рассматривается как лицемерие, состояние, противоестественное природе человека.
Формируется новая этика, основанная на единстве души и тела, равноправия духовного и телесного. Заботиться об одной душе нелепо, ибо она следует природе тела и не может действовать без него. «В самой природе заложена красота, и человек должен стремиться к наслаждению и преодолевать страдания», - отмечает Казимо Раймонди (умер 1435 году). Земное блаженство, как достойное человека существование, должно стать предпосылкой небесного блаженства. Преодолевая дикость и варварство, человек прощается со своим ничтожеством и обретает истинно человеческое состояние.
Человеческое в человеке - это всего лишь возможность, заложенная в нем Богом. Для своего осуществления она требует от человека существенных усилий, культурной и творческой деятельности. В процессе жизнедеятельности природа дополняется культурой. Единство природы и культуры обеспечивает предпосылки возвышения человека до того, по чьему образу и подобию он сотворен. Творческая деятельность человека является продолжением и завершением божественного творения. Творчество, как атрибут Бога, включенное в человеческую деятельность, становится предпосылкой обожествления человека. Благодаря творчеству человек может подняться до заоблачных высот, стать земным богом.
Мир и человек - творение Бога. Прекрасен мир, созданный для наслаждения. Прекрасен и человек, созданный для наслаждения миром. Но предназначение человека заключается не в пассивном наслаждении, а в творческой жизнедеятельности. Только в творческом деянии человек обретает возможность наслаждаться этим миром. Таким образом, этика гуманизма, приписывая уму человека и его деяниям атрибут божественности, противостоит средневековой этике аскетизма и пассивности.
В качестве резюме можно сказать, что
философия гуманизма «
3. Натурфилософия эпохи
Возрождения как результат
Не менее сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению и церкви, чем гуманистическая мысль, реформационные процессы и еретические рассуждения Макиавелли, был нанесен развитием естествознания, которое в XVI веке добилось значительных успехов.
Стремление к углубленному и достоверному познанию природы нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452 -1519 гг.), Николая Коперника (1473-1543 гг.), Иоганна Кеплера (1571- 1630 гг.), Галилео Голилея (1564-1642 гг.).
Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой.
Леонардо да Винчи, гениальный художник, великий ученый, талантливый изобретатель (в числе его проектов - идеи танка, парашюта, шлюза), утверждал, что любое знание порождается опытом и завершается в опыте. Но подлинную достоверность результатам экспериментирования способна придать лишь теория.
«Влюбленный в практику без науки - словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории... Наука - полководец, и практика - солдаты».
Одним из наиболее значительных достижений естествознания этого времени было создание польским астрономом Николаем Коперником гелиоцентрической системы мира. Основные идеи Коперника, положенные в основу этой системы, состоят в следующем: Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира.
Это открытие произвело поистине революционный переворот, так как опровергло существовавшую более тысячи лет картину мира, основанную на геоцентрической системе Аристотеля - Птолемея. Вот почему и сегодня при упоминании о любом значительном изменении употребляют выражение «коперниканская революция». Когда немецкий философ XVIII века Кант оценивал изменения, осуществленные им в теории познания, то и он называл их «коперниканской революцией».
Успехи в развитии естествознания в немалой степени определили и характер философских размышлений. Ведущим направлением философской мысли XVI века становится натурфилософия, а центральное место в кругу рассматриваемых проблем отводится проблеме бесконечного. Переход от представлений о замкнутом мире к концепции бесконечной Вселенной означал радикальный пересмотр всей системы онтологических воззрений.