Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:12, контрольная работа
В конце XIV - начале XV веках в Европе, а именно - в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Культура Возрождения и Реформации относится к культуре так называемого переходного периода. Феномен переходной эпохи как независимой фазы культурного процесса - это общая историческая закономерность, которую переживают многие народы в разные исторические периоды.
Темпы развития ренессансной культуры в странах Западной Европы различны. Хронологически (приблизительно) в Италии - XIV-XVI века, в других странах - XV-XVI века.
Рассмотрим социально-исторические предпосылки формирования Эпохи Возрождения.
Социально-экономические и культурно-исторические предпосылки
формирования философии эпохи Возрождения……………….…стр. 3-4
2. Гуманистическая направленность и антропоцентрический характер
философии ……………………………………………………………стр. 5-6
3. Натурфилософия эпохи Возрождения как результат развития науки и
её основные проблемы………………………………………….……...стр.7-9
4. Программы общественного переустройства, как итог изменившейся
мировоззренческой ситуации: Н.Макиавелли, Т. Мор,
Т. Кампанелла……………………………………………………..…...стр.10
5. Объясните смысл суждения М. Монтеня: «Философствовать - значит сомневаться»……………………………………………………………...стр. 11
Литература………………………………………………………………..стр.12
Поворот к новой космологии наметился уже в XV веке и был связан с творчеством крупнейшего европейского мыслителя Николая Кузанского (1401-1464гг.). Его учение о безграничности космоса ставило под сомнение богословско-схоластические представления о Вселенной и явилось прямым следствием решения вопроса о соотношении Бога и мира.
Бог в философии Кузанского получает наименование абсолютного максимума, или абсолюта, который не является чем-то находящимся вне мира, а пребывает в единстве с ним. Бог, охватывающий все сущее, содержит мир в себе. Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское учение Кузанского как пантеизм (от греч. pan -все, theos -бог), важнейший признак которого составляет безличность единого божественного начала и его максимальная приближенность к природе.
Согласно пантеистическому учению Кузанского, мир, поглощенный Богом, не может иметь самостоятельного существования. Следствием этой зависимости мира от Бога и является его безграничность: мир имеет «повсюду центр и нигде окружность. Ибо его окружность и центр есть Бог, который всюду и нигде». Мир не бесконечен, иначе он был бы равен Богу, но «его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут».
В космологии Кузанского отвергалось учение о Земле как центре Вселенной, а отсутствие неподвижного центра привело его к признанию движения Земли. В трактате «Об ученом незнании» он прямо говорит: «...Наша Земля в действительности движется, хоть мы этого и не замечаем».
Было бы неверно видеть в космологических построениях Кузанского прямое предвосхищение гелиоцентризма Коперника. Отвергая центральное положение и неподвижность Земли, он не отдавал предпочтения какой-либо определенной схеме движения небесных тел. Но расшатывая традиционные представления о мире, он открывал путь к десакрализации космологии, т. е. к ее освобождению от религиозного толкования.
Натурфилософия получила развитие в творчестве Джордано Бруно(1548-1600). Центральная идея космологической доктрины Бруно - тезис о бесконечности Вселенной. «Она никоим образом не может быть охвачена и поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым бесконечна и безгранична...». Эта Вселенная не сотворена, она существует вечно и не может исчезнуть. Она неподвижна, «ибо ничего не имеет вне себя, куда бы могла переместиться, ввиду того, что она является всем». В самой же Вселенной происходит непрерывное изменение и движение. Обращаясь к характеристике этого движения, Бруно указывает на его естественный характер. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т. е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи.
«Бесконечные миры... все движутся вследствие внутреннего начала, которое есть их собственная душа... и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель».
Положение о бесконечности Вселенной позволило Бруно по-новому поставить вопрос о центре мира, отрицая при этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую системы. Центром Вселенной не может быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров. И у каждого мира-системы есть свой центр - его звезда.
Разорвав границы мира
и утвердив бесконечность Вселенной,
Бруно оказывается перед
Если в рассуждениях Николая Кузанского природа как бы погружается в Бога, который сохраняет свою обособленность от мира, то у Бруно Бог отождествляется с природой, и он немыслим вне материального мира. В этом состоит кардинальное отличие натуралистического пантеизма Бруно от мистического пантеизма Кузанского.
Видя в природе не только совершенное божественное творение, но прежде всего совокупность присущих ей закономерностей, свободных от непосредственного вмешательства, натурфилософия эпохи открывала путь дальнейшему развитию экспериментального естествознания, возникновению классической механики Ньютона, созданию философских концепций XVII - XVIII веков.
4. Программы общественного переустройства, как итог изменившейся мировоззренческой ситуации: Н.Макиавелли, Т. Мор ,Т. Кампанелла .
Одним из первых буржуазных политических идеологов стал Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.) - государственный деятель, писатель, историк. В своем наиболее известном произведении «Государь» («Князь») раскрывает побудительные мотивы деятельности людей - материальный интерес, эгоизм. Эгоистическая природа человека делает необходимым государственное устройство общества. Государство является высшим проявлением человеческого духа, а служение государству смыслом и счастьем человеческой жизни. Макиавелли полагает, что лучшая форма государства - республика, где каждый ответственен за ее судьбу. Но если у народа не развиты демократические традиции, то для достижения политических целей государь может употребить любые средства. Как частное лицо государь не может пренебрегать моральными нормами, но ради процветания государства он может и не считаться с ними. В дальнейшем под макиавеллизмом стали понимать беспринципность, цинизм в достижении политических целей.
В развитии и распространении гуманистических взглядов в Англии выдающаяся роль принадлежит кружку Джона Колета (1467-1519 гг.) при Оксфордском университете. Здесь сложилась программа христианского гуманизма, оказавшая значительное воздействие на формирование мировоззрения Эразма Роттердамского и Томаса Мора. Эразм в своей всемирно известной «Похвале глупости» с позиций рационализма выступил против схоластической учености и догматического богословия. Английский гуманист и политический деятель Томас Мор (1478-1535 гг.) в своей книге "Утопия" пытался разрешить конкретные задачи общественного переустройства. Книга состоит из двух разделов. В первом анализируются конкретно-исторические условия английского общества в XVI веке. Во втором описывается идеал общественного устройства, существующего на вымышленном острове - Утопия (гр. U - нет; topos -место, которого нет). Главные принципы этого общества - отсутствие частной собственности и обязательный труд для всех.
Другой, наиболее известный проект социального переустройства связан с именем Томмазо Кампанеллы (1568-1639 гг.). Интерес к естествознанию сочетался у него с еще большей заинтересованностью в социально-политических проблемах своего времени. За участие в борьбе против испанского ига провел в заключении около тридцати лет, где и написал свой главный труд – «Город Солнца». В нем изложено устройство идеального общества, где господствует труд как обязанность и всеобщая моральная норма, активно используются различные технические приспособления, умножающие возможности соляриев. В отличие от Томаса Мора, стремился к революционной перестройке общественных отношений. Идеи утопистов Возрождения сыграли значительную роль в дальнейшем формировании социалистических идей.
5. Объясните смысл суждения М.Монтеня: « Философствовать - значит сомневаться » .
По моему мнению смысл данного суждения Монтеня заключается в том что он считал, что все наши знания только относительны, не содержат в себе частицы абсолютного, - значит, по существу, можно признать полный произвол в познании. В таком случае познание превращается в сплошной поток, где нет ничего относительно устойчивого, достоверного, где стираются границы между истиной и заблуждением, и получается так, что никаким положениям нельзя верить, а, следовательно, ничем нельзя руководствоваться в жизни.
История науки знает множество случаев, когда положения, считавшиеся истинными, потом опровергались как ложные и, наоборот, положения, считавшиеся ложными, в ходе развития науки выступали как истинные. Путь движения научного познания - действительно не прямая линия - представляет собой причудливую кривую, на отрезках которой возможны заблуждения. И великий Аристотель заметил: «Кто ясно хочет познавать, тот должен прежде основательно сомневаться». Без сомнения, без рассуждений невозможно добраться до истиной сути знаний. Даже суждение самого Монтеня никогда не бывает окончательным. Он берёт ту или иную проблему, указывает на трудности её решения, говорит о своей точке зрения и древних, пытается найти собственные подходы к волнующему его вопросу, в бессилии разводит руками - и всё это для того, чтобы вновь вернуться к той же теме на следующей странице, в следующей главе или в следующей книге своих «Опытов». Он призывает к тому чтобы не безоговорочно принимать ту или иную истину, а вникнуть, разобраться в сути, и вынести свое суждение.
Список используемой литературы.
1. Аблеев П.В. История мировой философии. М., 2005.
2. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 2003, 2006.
3. Время, истина, субстанция: от античной рациональности к средневековой. М., 2001.
4. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.1999.
5. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.,1997.
6. Соколов В.В. Средневековая философия. М.,2009.
7. Хейзинга Й. Осень средневековья. М.,1988.
8. Штекль А. История средневековой философии. М., 1996.
9. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 2003.
10. Соколов В.В. Европейская философия XV–XVIII вв. М.,2004.
11. Вольтер Философские сочинения. М., 1989.
12. Лазарев В.В. Становление философского сознания Нового времени. М., 2005.
13. Лось В.А. История и философия науки. М., 2005.
14. Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII в. М., 1993.
15. Рузавин Г.И. Философия науки. Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2005.