Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 02:09, контрольная работа
В эволюции философской мысли эпохи Возрождения можно выделить следующие периоды:
1. Философия антропоцентрического гуманизма.
2. Неоплатонизм эпохи Возрождения,
3. Пантеистическая натурфилософия Ренессанса.
4. Социально-политическая философия гуманизма
Тема 10
Философия эпохи Возрождения
Оглавление
Введение 3
I. Новые мировоззренческие принципы 5
1. Культурная ситуация возрождения. Возрождение
и Античность 5
Мировоззренческая направленность
гуманистической мысли
каль96-97
В эволюции философской мысли эпохи Возрождения можно выделить следующие периоды:
1. Философия
2. Неоплатонизм эпохи Возрождения,
3. Пантеистическая
4. Социально-политическая философия гуманизма
Деление это условно и носит не столько хронологический, сколько типологический характер.96кал
Теоретическое основание
новой философии составили
1.2. Антропоцентризм как
Главная особенность философии Ренессанса ― антропоцентризм.
«Культура эпохи
Возрождения характеризуется
«Антропоцентризм — философское воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.»95кал
1.3. Антропоцентрические тенденции в искусстве, науке, политики. Начало нового витка развития естественных наук 7
Возникла новая система ценностей, где на первом месте стоят человек и природа, а затем религия с ее проблемами. Человек - природное существо. Постепенно и проблемы государства, морали, науки перестают рассматриваться всецело сквозь призму теологии. Эти области бытия обретают самостоятельное существование, законы которого могут изучаться светскими науками. Сказанное вовсе не означает, что религиозные проблемы, касающиеся бытия Бога, добра и зла, спасения души, забыты. Просто они не находятся более в центре внимания философии. Это время становления опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг важнейших наук, дающих истинное знание о природе (Коперник, Кеплер, Галилей, Бруно и др.).
Антропоцентрический характер восприятия мира, где цели и средства могут не совпадать, а цель науки - истина, имеющая практическую отдачу. В свою очередь здесь возникает противоречие между технологией и личностными запросами человека, его отчуждение от самого себя и общества.
Мыслителям
Ренессанса присуще нежелание
Большинство из них опираются на опыт и разум, а не на интуицию и откровение. Развивается и своеобразный скептицизм. На основе рационального сознания создаются и первые утопии, рисующие идеальное государство.35кох
II. Итальянское Возрождение
Гуманистическое движение.
Эпоха Возрождения, как известно, имеет выраженную гуманистическую направленность. Главным предметом исследования становится сам человек, рассматриваемый как единство телесной и духовной субстанций. Человек совершенен, ибо создан Богом. Он обладает качествами, умениями и достоинствами, позволяющими назвать его личностью. Возвышая человека, гуманисты в то же время подчеркивают значение его моральной ответственности, предъявляя к нему высокие духовные требования.448куз
Учение о человеке Пико делла Мирандола
Пико трактовал известный христианский тезис о создании человека Богом по своему образу и подобию в
свете идей античной философии. Человек ― это центр Вселенной, поэтому человек выше всех смертных существ и может творить свою собственную природу. Человек свободен, его свобода не ограничивается вмешательством Бога. Бог, создав другие творения, ограничил их строгими законами,
которым они, безусловно, подчиняются. Человек имеет свободную волю, которая ограничена только мировым порядком. Если человек преступает мировой порядок, он теряет свое высокое достоинство. Конечно, воля Бога выше воли человека, но Бог не подавляет человека, его творческих возможностей, предоставляет ему свободу поступков и мыслей в рамках законов природы и общества.
Философия совершенствует разум, позволяет достичь и сохранить человеческое достоинство и благо. Без философии нет человека, считал Пико, поэтому каждый человек должен заниматься ею. Изучение философии обеспечивает приход человека к добродетели, устраняет пороки.
Познание Бога и мира человеком. Основу достоинства человека Пико видел в способностях к творчеству и познанию законов мирового порядка. Однако, высшие законы доступны через веру, через высшее откровение. Законы мира постижимы через разум.129-130 кох2
2.2. Пантеизм Дж. Бруно 10
«Пантеизм — учение, обожествляющее мир» 95каль, «радикальные концепции которого утверждали тождество материи, разума и бога»кох105
Пантеистическая натурфилософия Джордано Бруно явилась апогеем развития философской мысли эпохи Возрождения. В ней воплотились гуманизм, стихийная диалектика и величие природы.
Пантеизм Дж. Бруно — Бог есть бесконечное в конечном, он находится во всем и повсюду. Дж. Бруно, «растворяя» Бога в природе, лишает церковь права целесообразного существования. Если нет Бога, над миром стоящего и диктующего ему свои законы, то, стало быть, нет и необходимости в церкви, как Божием земном представительстве. Ибо Бог во Вселенной, Бог в природе, Бог в нас.
110-114 каль
Понятие Бога в результате замещается Б. понятием "мировая душа". Согласно БРУНО, земной и небесный миры физически однородны, не возникают и не исчезают, образуя лишь неисчислимое количество разнообразных сочетаний. Вселенная есть целиком центр. Центр Вселенной повсюду и во всем. Волю Бога, необходимо искать в законе природы, в душе, в сиянии солнца, в красоте вещей, в ее истинном образе, выраженном телесно в бесчисленных живых существах, 129 сл
2.3. Этические и политические идеи
итальянского Возрождения.
Особое место в философии Возрождения занимают концепции, обращенные к проблемам государства: основанные на реалистических принципах политические теории Никколо Макиавелли.
В своей работе «Государь» Макиавелли высказал новые идеи о государстве и политике, широко опираясь на труды античных историков, философов и современный ему политический опыт.
Государство имеет в качестве материала человека, а обычный человек имеет ряд качеств, на которые должен опираться здравомыслящий управленец. Эти качества негативные: жадность, мстительность, изменчивость и т. д. Опорой власти является сила, другой опорой служит умело создаваемый Культ личности государя, третьей опорой выступает сильный бюрократический аппарат и т. д. Но в любом случае государство должно строиться с учетом реальных фактов и явлений. Главный факт состоит в том, что чем больше у государя власти, тем сильнее угроза ее потерять. Другой факт заключается в том, что политический компромисс, устраивающий всех, невозможен, поскольку интересы людей слишком различны. Значит, власти всегда угрожают те, чьи интересы задеты больше всего. Религия и мораль, по Макиавелли, ―это только инструменты политики. Но жить государство по правилам религии или морали не может.
Политическая жизнь и политические решения должны приниматься только исходя из анализа самих политических фактов. Макиавелли при этом не отрицает ни религии, ни морали. Просто у политики свои законы, государь не частное лицо, и то, что недопустимо в личной жизни, в семье (ложь, насилие, жестокость, вероломство), ― вполне допустимо в политике.132 кох.2
III. Северное Возрождение и
Реформация повлекла за собой переворот во всей духовной культуре. Слишком светское отношение к миру высших представителей церкви и их чрезмерные требования власти, недостаточная образованность низшего слоя священников и всеобщий упадок нравов требовали обновления церкви. Догматический период развития христианства в средневековье породил такую ситуацию, когда Священное Писание стало противоречить созданной католической церковью системе догматики, которая была недоступна большинству верующих и низшему слою духовенства. В рамках религии усиливается рационалистическая тенденция с элементами античного восприятия мира и ролью в нем человека.
Проявляется тенденция возврата к новозаветному учению, строящемуся на простых и понятных принципах и близкому к мирской жизни каждого человека. Следствием Реформации стали глубокие изменения в духовно-религиозной области, политическом ландшафте Европы и в экономико-социальных структурах. Возникший протестантизм в социальной сфере приводит к становлению новой этики, которая оправдывает труд в любой его форме, предпринимательство, которое становится нравственно обязательным и отражает стремление человека работать.
3.1. Умеренность и углубление антропоцентрических
принципов в философии северного Возрождения.
Реформация как кульминация новых мировоззренческих
принципов.
3.2. Учение о бесконечном
Универсум— совокупность объектов и явлений в целом, рассматриваемая в качестве единой системы. В общем смысле тождественна термину «Вселенная». Философский энциклопедический словарь (2-е издание). М. «Советская Энциклопедия», 1989, с. 673.
Вселенная существует как вечное развертывание божественного первоначала. Все во Вселенной не только является ее частью, но и ее отражением. Бесконечное отражается во множестве, и каждая вещь отражает Бога и всю Вселенную.
Бог есть абсолютный максимум, единство, которое объединяет любые различия и противоположности. В Боге свернуто все, все числа, все возможности, все движения, а также все, что происходит и есть во времени и пространстве.
Николаю Кузанскому присуще динамическое понимание мира как живого, одушевленного организма, части которого находятся не только в постоянной всеобщей связи, но и в движении. Движение универсально, все переходит из одного состояния в другое, все стремится к бесконечности, и это стремление по отношению к человеку превращается в бесконечный поиск, в процесс восхождения человека к Вечности.
3.3. Скептицизм М. Монтеня 15
СКЕПТИЦИЗМ — философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности.
Острие монтеневского скептицизма было направлено в первую очередь против теологического догматизма и схоластического авторитаризма, претендующих на абсолютную истину своих положений. Монтень исследует подлинного человека в жизни повседневной и простой, выступая за принцип конкретности истины; за свободный и непредвзятый взгляд на объект исследования; за право на скептицизм как методологический прием.
М. Монтень один из первых
формулирует проблему «права» на
истину. Он считает безумием судить,
что истинно и что ложно
на основании нашей осведомленност
Основанием этики Монтеня является органическое единство души и тела, физической и духовной природы человека. Причем это единство ориентировано на земную жизнь, а не на вечное спасение.
Отрицание бессмертия души не только не разрушает нравственность, а делает ее более разумной. Жизнь не средство спасения и искупления первородного греха, она не средство общественных сомнительных целей. Жизнь человека самоценна, имеет свой смысл и оправдание.
Индивидуализм Монтеня противостоит не обществу, а общественному лицемерию, ибо обществу полезной может быть не всякая личность, а только суверенная личность.
120-123 кал
3.4. Гуманизм Эразма Роттердамского и учение о свободе воли
«Гуманизм — воззрение, признающее самоценность личности в мире, право человека на свободное развитие и проявление своих способностей.»95 каль
Человеческая жизнь есть не что иное, как непрерывная борьба с пороком. Оружием против пороков является молитва и знание. Молитва укрепляет дух, а знание — ум. Постигать Священное писание, не имея знаний и соответствующей подготовки ума, это все равно что ложиться в постель с немытыми руками и ногами.
В философии Эразма нет места аскетическому отрицанию и осуждению мира, природы и человека. Мир прекрасен. Этика обретает онтологические обоснования. Аскетически мрачному миру средневековья Эразм противопоставляет позицию человека.
Эразм видит в христианстве прежде всего человеческие ценности, требования человеческой нравственности, определяемые не догмами церкви, а заповедями Христа. Человек должен проникнуться любовью к Богу и людям и выполнить по отношению к ним свой долг любви и милосердия. Быть философом и христианином, исповедовать христианство и проповедовать философию Христа — это значит строго следовать естественным правилам нравственности.